Над Пьяцца ди Сан Грегорио аль Челио доминирует большой портик, расположенный на вершине лестницы. За портиком находится атриум, обрамленный двумя крыльями монастыря. Фасад нефа церкви открывается сразу за атриумом, но доступ внутрь осуществляется через монастырскую дверь справа. Оттуда посетители проходят по коридору правого крыла монастыря к правому боковому входу.
Монастырь имеет еще три больших корпуса, окружающих прямоугольный двор с западной стороны церкви. С восточной стороны расположены современные одноэтажные здания, а с юго-восточной — общественный парк, занявший место бывшего огорода. На северо-востоке площади находится сад, за которым в плане полуоткрытого веера расположены три часовни. Являясь отдельно стоящими зданиями, традиционно они считаются привязанными к церкви.
Считается, что первоначальный монастырь находился с левой стороны церкви, но около 1200 года бенедиктинцы решили построить новый с другой стороны. Предполагаемые ворота в тот старый монастырь со стороны Clivus Scauri, были перестроены в 1607 году по проекту Фламинио Понцио. Пара дорических пилястр поддерживает разделенный фронтон, между двумя частями которого расположена фреска с изображением Святого Григория. Птица, клюющая ухо святого, очевидно символизирует Святого Духа, вдохновляющего Григория в его трудах. Фреску венчает еще один, сегментированный фронтон, а перемычка на двери содержит надпись, посвященную кардиналу Сципиону Боргезе. Эти ворота вели во внутренний двор за садовыми часовнями.
Ворота фактически расположены на месте боковой стены базиликальной библиотеки середины 6 века, основанной папой Агапитом I. Руины этой стены, выходящие на улицу, все еще видны слева от ворот. А справа расположена хорошо сохранившаяся апсида. Кладка последней говорит о том, что под библиотеку было частично перестроено древнее здание, но нет никаких доказательств того, что оно имело какое-то отношение к христианству.
Площадь Сан Грегорио аль Челио — сама по себе исторический памятник. Средневековые монастыри, как правило, имели открытую территорию перед своими воротами, служащую местом сбора, поскольку мужчины с оружием не допускались на территорию монастыря. Эта же территория могла функционировать как рынок. Газон на площади украшен современной скульптурой Матери Терезы.
Двухэтажный портик и атриум были построены Джованни Баттиста Сориа. Эта работа, законченная в 1633 году, считается его лучшим творением. Недавно портик отреставрировали. Сама церковь расположена на возвышенности, и Сориа, построив широкую лестницу с очень низкими ступенями, усилил впечатление монументальности всего сооружения.
Фасад портика состоит из двух ярусов и разделен на три вертикальных секции с выдвинутой средней частью. Каждая секция имеет арочный портал с дорическими импостами и формованными архивольтами одинакового размера с решетками из кованого железа. Центральный портал увенчан барельефом с орлом, а боковые — с драконами. Эти существа обычно поддерживают герб семьи Боргезе и здесь напоминают о том, что ответственным за эту работу был кардинал Сципион Боргезе.
Первый ярус фасада украшен ионическими пилястрами — по паре с каждой стороны выступающей секции и по одной на внешних углах. Центральная четверка продублирована, чем создается эффект, будто за ней спрятаны другие пилястры. Все шесть пилястр поддерживают разделяющий ярусы антаблемент. Его фриз содержит посвященную кардиналу надпись: «S[cipio] Episc[opus] Sabin[ensis] Card[inalis] Burghesius M[aior] Poeniten[tiarius] AD MDCXXXIII», в которой подчеркивается его статус Великого Пенитенциария.
Три прямоугольных окна второго яруса соответствуют нижним порталам и имеют балконы с балюстрадами, на которых тоже изображены орлы и драконы. Центральное окно увенчано сегментированным фронтоном, а боковые — треугольными. Все фронтоны украшены венками и лентами. Здесь тоже расположены шесть пилястр, но с коринфскими капителями. Четыре центральных поддерживают треугольный фронтон, содержащий герб.
До 1872 года, когда правительство конфисковало монастырь, на втором этаже портика хранилась монастырская библиотека. Причиной этому была безопасность, поскольку монахи часто устраивали пожары в монастырях, злоупотребляя свечами. Портик был наиболее удаленным местом от возможного источника пожара.
Мощеный атриум, окрашенный в лимонно-желтый и белый цвета, имеет амбулатории, или крытые проходы, по левой и правой сторонам. Амбулатории отделены от внутреннего двора аркадами с арками, расположенными на квадратных столбах, украшенных ионическими пилястрами. Они поддерживают антаблемент, проходящий вокруг атриума. Соответствующие коринфские пилястры на стенах второго этажа амбулаторий и портика несут на себе зубчатый карниз второго антаблемента, проходящего по линии крыши. Между каждой парой пилястр второго этажа расположено окно с формованной рамой в стиле барокко.
Амбулатория, или лоджия, расположенная непосредственно перед церковью, не имеет арок. Вместо них здесь присутствуют три больших прямоугольных портала, образованные шестью античными ионическими колоннами, установленными на высокие постаменты. Эти колонны (по две в центре и по одной по краям) поддерживают антаблемент с соответствующими им короткими пилястрами. Коринфские пилястры вокруг окон второго этажа также соответствуют нижним колоннам.
Люнеты сводов амбулаторий украшены фресками работы Никколо Чирчиньяни. Они показывают чудеса из жизней папы Святого Григория Великого и Святого Ромуальда, основателя конгрегации камальдолийцев. Обратите внимание, что монахи на последних носят белые одеяния, что сохранилось до сих пор. Каждая фреска имеет (или имела) подпись на латинском и итальянском языках. К сожалению, многие из них были изуродованы установкой перенесенных сюда из церкви в 1734 году надгробных памятников.
Примечательны следующие мемориалы:
Справа это — Пьетро Бельтрамо (1543) с парой бородатых мужских герм, кардинал Роберто Рипароли (1592), Бернардо дей Франки (1620), Порция дель Драго Санта Кроче (1614), Франческо Мария Багорча (1562) и Антонио и Микеле Бонси (1500).
Слева — английский беженец от Реформации Роберт Пекхэм (1569), Эдвард Карн (1561), Джакомо Беспини (1645), Эмилия Ломеллини (1592), Джованни Николини (1580), Вирджилио Крещенци (1592) и Лелио Гвидиччиони (1643).
Над дальним концом атриума виден фасад нефа самой церкви, демонстрирующий все те же шесть пилястр, поддерживающих треугольный фронтон. Фронтон имеет круглое окно в украшенной завитками раме.
Здание церкви фактически не видно снаружи, поскольку оно окружено монастырями и служебными постройками. Оно состоит из четырехсекционного нефа с боковыми приделами, короткого святилища на небольшом возвышении и трехсторонней внешней апсиды. Крыши — скатные и покрыты черепицей. Боковые приделы расширены для обустройства часовен, окружающих святилище, а за дальним концом левого придела находится Часовня Сальвиати, представляющая собой отдельное кубическое здание с пирамидальной черепичной крышей.
Колокольня 18 века — это плита на внешней стене дальнего конца левого придела. Она состоит из двух ярусов с колокольными проемами и черепичным фронтоном. Она заменила собой четырехярусную колокольню 12 века.
Сан Грегорио Маньо. Часть 1. История
Сан Грегорио Маньо. Часть 2. Экстерьер
Сан Грегорио Маньо. Часть 3. Интерьер
Сан Грегорио Маньо. Часть 4. Садовые часовни