Барокко. 17 век. 1623-1655. Урбан VIII Барберини и Иннокентий X Памфили

Урбан VIII

6 августа 1623 года конклав избрал папой кардинала Маффео Барберини. 29 сентября состоялась интронизация, на которой Маффео принял имя Урбана VIII. И одна из первых изданных им булл (1624 год) под страхом отлучения запрещала употребление табака в святых местах.

Новый папа стал настолько активно продвигать своих родственников, что ошеломленным римлянам вспомнились времена понтификов Возрождения. Вся семья Барберини оказалась задареной кардинальскими титулами и самыми доходными должностями в папском государстве. По оценкам историков за время правления Урбана VIII Барберини скопили 105 млн экю личного состояния.

На понтификат Урбана VIII пришелся очередной юбилейный 1625 год. Во время процессий, двигавшихся от церкви к церкви, в окружающую толпу бросались золотые монеты. По вечерам городские фонтаны освещались искусственными огнями. Все это должно было свидетельствовать о папском могуществе.

Еще в бытность свою кардиналом Маффео Барберини познакомился с будущим гением барокко, скульптором и архитектором Джан Лоренцо Бернини. Предполагают, что именно кардинал держал зеркало перед лицом скульптора, когда тот работал над Давидом, так как мастер хотел придать модели собственное выражение напряженной сосредоточенности. Теперь же, став папой, Маффео немедленно послал за Бернини и потребовал, чтобы молодой гений (ему было 23 года) служил только ему.

Бернини

Папа всемерно содействовал скульптору, как любимому сыну, говоря: «Он — редкостный человек, величайший художник, рожденный по воле Божьей к славе Рима, дабы осиять сей век своим гением». Понтифик велел пускать скульптора в свои покои в любое время и настоял, чтобы молодой человек по-прежнему относился к нему, как к другу, и не думал, что общается с папой.

Первыми работами мастера, сделанными при новом папе стали фасад церкви Санта Бибиана и статуя ее святой. Но уже летом 1626 года, после торжественного освящения базилики Святого Петра, Бернини получил свое самое важное задание — работу над ее интерьером, занявшую у него около 10 лет. Первое, что предстояло сделать мастеру, бронзовый балдахин над надгробием Святого Петра. Его возведение оказалось под вопросом, поскольку столь массивный монумент требовал соответствующего фундамента, а соорудить для него котлован, не потревожив священных гробниц и реликвий, оказалось просто невозможным.

Подобное кощунство вызвало громкие протесты, а когда несколько рабочих умерли при загадочных обстоятельствах и остальные отказались работать дальше, на площади состоялись демонстрации и по всему Борго прошли марши противников Бернини. Однако папа был настроен решительно и распорядился о дополнительных выплатах рабочим. Более того, ввиду нехватки бронзы, он благословил снятие бронзовой облицовки с портика Пантеона. Этот акт вандализма был отражен в памфлете, приписываемом папскому лекарю: «Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini (Что не сделали варвары, сделал Барберини)».

базилика святого петра
Foto by Jean-Pol Grandmont

Работа над балдахином продолжалась до 1633 года, но еще в 1629 году умер главный архитектор базилики Карло Мадерна, и на его место был поставлен Бернини. Мадерно предполагал разместить по концам фасада две башни, и Бернини взялся за осуществление этого проекта. Когда два первых яруса южной башни были закончены, над ними установили деревянный макет третьего яруса. Эта постройка восхитила всех, но вскоре в ней начали появляться трещины, затронувшие и сам фасад. Конструкция Бернини оказалась слишком тяжелой для фундамента Мадерно. Башню велели немедленно снести, пока она не привела к новым повреждениям. Униженный и раскритикованный даже папой, Бернини удалился домой, где, по слухам, слег в постель. Больше никаких внешних изменений в базилике не производилось.

В 1625 году Урбан VIII приобрел участок земли на Квиринальском холме на месте бывшего особняка и виноградников семейства Сфорца, где задумал строительство своей резиденции. Работу над дворцом, получившим название Палаццо Барберини, начал Карло Мадерно, а после его смерти продолжил Бернини. Строительство закончилось в 1633 году. В качестве помощника мастера здесь отметился его будущий соперник, внук Мадерно, Франческо Борромини, создавший во дворце известную улитковидную лестницу с двойными колоннами по бокам.

После возведения дворца началось и обустройство прилегающей к нему площади. Была запланирована постройка фонтана, который снабжал бы горожан водой из отреставрированного акведука Аква Феличе и служил бы украшением площади. В 1642 году Бернини представил папе проект фонтана Тритон, а в 1643 году готовый фонтан предстал перед горожанами во всем своем великолепии. В 1644 году на краю площади мастер установил еще один фонтан, предназначенный для лошадей, — Фонтан Пчел.

Площадь Барберини. Фонтан Тритон

В 1638 году началось сооружение одного из самых известных творений Борромини — церкви Сан Карло алле Куаттро Фонтане. Она невелика по размерам и потому получила уменьшительное название Сан Карлино. К этому времени барокко почти отказалось от прямых линий и гладких стен, раздробив последние множеством декоративных элементов. Более того, фасады стали вогнутыми и выпуклыми, следуя форме улицы или площади, на которой располагались. В этом плане церковь, построенная Борромини стала верхом изобретательности — ее фасад имеет сложную волнообразную форму. Строительство самого здания закончилось в 1641 году, но фасад относится уже к 1665-1667 годам.

Сан карло алле Куаттро Фонтане

В начале 1632 года вышла в свет книга Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», снабженная хитрым, как наивно полагал ученый, предисловием о том, что книга имеет своей целью развенчание коперниканства. Работа была написана в форме диалога между тремя любителями науки: коперниканцем Сальвиати, нейтральным Сагредо и приверженцем Птолемея Симпличио. Она не содержала авторских выводов, но сила аргументов в пользу системы Коперника говорила сама за себя.

Урбан VIII конечно узнал в простаке Симпличио себя и свои аргументы и пришел в ярость. А незадолго до выхода книги Галилей еще и вступил в конфликт с иезуитами, так что защитников в Риме у него фактически не осталось. Уже через несколько месяцев книга была запрещена и изъята из продажи, а самого Галилея, невзирая на очередную эпидемию чумы, вызвали в Рим на суд Инквизиции по подозрению в ереси, куда он и прибыл 13 февраля 1633 года.

Принимая во внимание возраст и болезни обвиняемого, в качестве тюрьмы использовали одну из служебных комнат в здании инквизиционного трибунала. Здесь он провел всего 18 дней. Такая необычная снисходительность была вызвана, скорее всего, согласием Галилея покаяться и влиянием тосканского герцога, хлопотавшего о смягчении участи своего учителя.

Судя по сохранившимся документам, научные темы на процессе не обсуждались. Основными вопросами были сознательно ли Галилей нарушил эдикт 1616 года и раскаивается ли он в содеянном. В итоге ученый был поставлен перед выбором: либо он покается и отречется от своих «заблуждений», либо повторит участь Джордано Бруно. Последний допрос состоялся 21 июня и на нем Галилей подтвердил, что согласен произнести требуемое отречение. 22 июня объявили приговор, признававший Галилея виновным в распространении книги с «ложным, еретическим, противным Святому Писанию учением» о движении Земли.

Галилей был приговорён к тюремному заключению на срок, который установит папа. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси». Такая формулировка тоже была тяжким обвинением, но спасала от костра. После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения. Копии же приговора по личному распоряжению Урбана VIII были разосланы во все университеты католической Европы.

В 1638 году в Рим прибыл немецкий ученый-полимат и изобретатель, монах ордена иезуитов, профессор математики и востоковедения, Афанасий Кирхер, ученый, чье мнение было судом высшей инстанции в научных дискуссиях того времени. В отличие от Галилея, Кирхер напралял все свои усилия на научные доказательства истинности католицизма, и вот ему Урбан VIII оказал активную финансовую поддержку. В 1644 году Кирхера даже включили в комиссию по переводу Писания на арабский язык.

Урбан VIII стал последним папой, расширившим территорию своего государства, включив в него в 1626 году Урбино. В 1641 году он попытался овладеть и принадлежавшим семье Фарнезе герцогством Кастро, но, благодаря поддержке герцогства венецианцами и флорентийцами, эта попытка закончилась неудачей. Следует, правда, отметить, что Фарнезе залезли в неоплатные долги к ватиканским банкирам, и Урбан для начала просто потребовал продать их права на герцогство и лишь после отказа направил туда свою армию.

По распоряжению Урбана Карло Мадерно построил летнюю папскую резиденцию в Кастель Гандольфо. При Урбане же были укреплены Кастельфранко-Эмилия, гавань Чивитавеккья и замок Святого Ангела, а также открыт оружейный завод в Тиволи. Булла 1638 года запретила рабство туземцев Южной Америки, обращенных в христианство. Была отменена монополия иезуитов на миссионерскую деятельность в Китае и Японии. Папа также осудил массовую ведьмовскую истерию в германских княжествах.

Урбан VIII активно покровительствовал не только архитекторам, но и художникам, таким как Караваджо, Никола Пуссен и Клод Лоррен. Следствием этого, как и военных инициатив, стал рост папских долгов. Унаследовав долг в 16 млн экю, к 1640 году Урбан превратил его в 35 млн. На уплату одних только процентов по долгу уходило около 80% годового папского дохода.

Согласно историку Джону Баргрейву, в 1636 году члены испанской фракции Коллегии кардиналов, придя в ужас от расточительства папы, сговорились арестовать его и отправить в тюрьму. Заговор был раскрыт и папа постановил, чтобы все кардиналы покинули Рим и вернулись в свои титульные церкви.

Рим в 1642 году

29 июля 1644 года Урбан VIII скончался. Говорили, что его смерть была ускорена унынием от результатов войны за герцогство Кастро, сделавших его очень непопулярным. Сразу после смерти бюст Урбана, располагавшийся рядом с Дворцом Консерваторов на Капитолии, был разрушен разъяренной толпой.

Непопулярность Урбана сказалась и на результатах следующего папского конклава, отвергнувшего кандидатуру кардинала Джулио Чезаре Сакетти, тесно связанного с семьей Барберини. Вместо него 15 сентября 1644 года следующим папой был избран Джованни Баттиста Памфили, принявший при интронизации, состоявшейся 4 октября, имя Иннокентия X.

Иннокентий X

Вскоре после своего избрания Иннокентий X инициировал судебный иск против семьи Барберини за хищение государственных средств. Братья Франческо, Антонио и Таддео Барберии бежали в Париж, где нашли покровителя в лице кардинала Мазарини. Иннокентий X конфисковал их имущество и 19 февраля 1646 года постановил, что все кардиналы, покидавшие Папскую область без согласия папы, лишались имущества и сана. Однако ни Иннокентий, ни Мазарини не были готовы к открытому противостоянию и несколько позже Барберини были реабилитированы.

Карьера Бернини, любимца ненавидимого новым папой Урбана VIII, поначалу серьезно пострадала. Иннокентий X явно отдавал предпочтение Франческо Борромини и Карло Райналди. Тем не менее, вкусом Иннокентий обладал и настоящее искусство ценить умел. За Бернини сохранились посты, на которые его назначил Урбан, и под его руководством продолжались работы над интерьером нефа Святого Петра. Ему даже позволили продолжить работу над надгробием Урбана VIII, и когда 1647 году происходила церемония торжественного открытия монумента, присутствующие услышали, как папа пробормотал: «О Бернини говорят плохо, но он — великий и редкий человек».

Статуя Урбана VIII работы Джованни Лоренцо Бернини

Семейство Памфили, поселилось в Риме в 16 веке в довольно скромном дворце на Пьяцца Навона. Став папой, Джованни Баттиста задумал сделать дворец более представительным, а прилегающую к нему территорию превратить во что-то подобное Пьяцце Барберини Урбана VIII. Проекты нового дворца и церкви Сант Аньезе ин Агоне рядом с ним были поручены Джироламо Райнальди. К созданию церкви привлекли Карло Райналди, а немногим позже в строительстве обоих зданий принял участие и Борромини.

На самой площади папа планировал установить найденный у Аппиевой дороги обелиск, а вокруг него соорудить фонтан. Бернини не был приглашен к участию в конкурсе проектов, однако его макет (есть разные версии произошедшего) попался на глаза Иннокентию и сразу очаровал понтифика: «Единственный способ отказаться от его работ, это не видеть их». Так скульптор украсил Рим прекрасным фонтаном Четырех Рек и вернул себе папское благоволение.

палаццо памфили
Каспар ван Виттель. Рим, Пьяцца Навона с Палаццо Памфили и церквями Сант Аньезе ин Агоне и Сан Джакомо дельи Спаньоли. (1680 — 1720)

За время правления Иннокентия X Бернини, помимо многочисленных бюстов римской аристократии и духовенства, создал часовню Фонсека в церкви Сан Лоренцо ин Лучина и здание церкви Сант Андреа аль Квиринале, предназначавшейся для иезуитских послушников, живших на Квиринальском холме.

В 1648 году началась вторая война за герцогство Кастро. Иннокентий X без предупреждения направил в герцогство епископа, который запретил Фарнезе въезд без разрешения Ватикана. Епископ попытался взять управление Кастро в свои руки, но был убит. Папа возложил ответственность за преступление на Фарнезе и направил войска на завоевание Кастро. 2 сентября 1649 года город был взят и полностью разрушен. Земля перешла в папские владения, а художественные ценности перевезли в Ватикан.

В 1647-1650 годах под руководством Борромини был перестроен интерьер базилики Сан Джованни ин Латерано — каждую пару колонн объединили в массивный пилон, придав церкви пышную и тяжелую торжественность. В 1655 году Борромини закончил работу над вогнутым фасадом Сант Аньезе ин Агоне, архитектурным центром Пьяцца Навона.

В руках потомков Иннокентия X и его родственников до сих пор находится их картинная галерея. Она выставлена в Риме под названием галереи Дориа-Памфили. А выстроенная по заказу папы Вилла Дориа-Памфили сейчас является излюбленным местом отдыха жителей Рима.

Следует заметить, что весь 17 век шло стремительное изменение облика Рима. Ведь особую славу искусства барокко составляла как раз его способность создавать величественные архитектурные ансамбли. На смену замкнутым средневековым площадям и узким улочкам пришли светлые открытые площади, давшие начало прямым и широким улицам-магистралям.

В августе 1654 года здоровье 80-летнего понтифика начало стремительно ухудшаться. В ночь на 6 января 1655 года Иннкентий X умер. Похоронили его в церкви Сант Аньезе ин Агоне.

Далее: Барокко. 17 век. 1655-1676
Назад: Барокко. 17 век. 1605-1623. Павел V

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля