Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 2. Экстерьер

Церковь Санти Джованни э Паоло относится к базиликальному типу и имеет шестисекционный неф с боковыми приделами. Трансепт отсутствует, и неф ведет прямо в большую полукруглую апсиду святилища. Крыша нефа традиционная — двускатная и покрытая черепицей, а вот крыша апсиды довольно необычна, поскольку покрыта черепицей радиально, а не секторами.

санти джованни э паолоОдноскатная черепичная крыша левого придела разделена на три секции парой контрфорсов, поддерживающих верхнюю стену нефа, а внешняя стена самого придела поддерживается, в свою очередь, семью арками, охватывающими улицу (аркбутанами).

Снаружи правого придела находится огромная купольная часовня Святого Павла Креста, площадь которой составляет около трети площади нефа базилики. Ее внешний план — почти квадратный, со скошенным северо-восточным углом. Крыша правого придела — нормальная односкатная черепичная за дальней стороной часовни и плоская от ближней.

Стены церкви сложены из красного кирпича, что сейчас хорошо видно. Перед церковью по всей ее ширине расположен портик с закрытой галереей наверху. После реставрации середины 20 века эта галерея тоже имеет плоскую крышу. Правая сторона портика соединена с восстановленным средневековым входным фасадом монастыря, а в образованном этим соединением углу прячется восьмиугольная ризница. Лоджия также занимает всю ширину церкви, и над ней виден только верхний фасад нефа.

В 5 веке фасад церкви имел пять арочных порталов, разделенных коринфскими колоннами. Центральный портал был немного шире остальных. Эта аркада дублировалась такой же, расположенной выше и тоже открытой. Верхнюю аркаду в середине того же века повредило землетрясение, после чего ее переоборудовали в закрытую. Нижнюю аркаду после постройки лоджии тоже снабдили стенами, оставив открытым единственный вход.

К началу 20 века верхние арки оказались невидимы под слоем штукатурки. Реставрация удалила штукатурку, оставив голый кирпич, который «обновили» и частично удалили, чтобы показать четыре античные коринфские колонны, поддерживающие кирпичные архивольты. При этом, на интрадосах арок были обнаружены следы первоначальных фресочных украшений.

Портик был установлен в 1158 году, а галерея второго этажа — в 1216 году. Последняя почти все время своего существования имела обычную односкатную черепичную крышу, пока ее не сняли во время работ 1948-1952 годов, заменив на плоскую. Тогда же окнам вернули их оригинальный вид 13 века.

Портик 12 века имеет 8 повторно использованных античных колонн, поддерживающих горизонтальный антаблемент. Боковые колонны — коринфские, а остальные — ионические. Три вырезаны из розового асуанского гранита, три — из серого гранита, и две — из так называемого marmo tasio, мрамора с греческого острова Тасос. Колонны разнесены не одинаково, и композиция слегка искажена по отношению к самой церкви из-за присутствия в правом конце портика оригинальной крошечной будки хранителя. От него осталась стена с двустворчатым окном, разделенным тонкой мраморной колоннетой с импостом. Слева над окном сохранилась выцветшая фреска с гербом кардинала Маттео Орсини, служившего здесь с 1327 по 1338 годы.

санти джованни э паолоДо реставрации в 20 веке оба конца лоджии были заняты помещениями хранителей, а порталы между колоннами замурованы, вероятно, иезуатами в конце 15 века. Теперь все это удалено, и все порталы открыты. Колонны несут на себе антаблемент, проходящий и над правой будкой. Архитрав вырезан из античной мраморной облицовочной панели и несет на себе надпись: «Presbiter ecclesi[a]e roman[a]e rite Johannes h[a]ec animi voto dona vovenda dedit martyribus Christi, Paulo pariterque lo[h]anni passio quos eadem contulit esse pares (Иоанн, пресвитер церкви Римского обряда, по обету дал дары, обещанные мученикам Христа, Павлу и с ним Иоанну, тем, кто разделил одно и то же страдание).»

Центр архивольта над входом отмечен порфировым диском. Фриз наверху содержит ряд неглубоких кирпичных арок, появившихся до 20 века. В его центре расположен небольшой рельефный герб кардинала. Зубчатый карниз содержит ряд плиток, отмечающий первоначальную линию крыши портика перед добавлением галереи.

санти джованни э паолоРешетки из кованого железа в трех центральных порталах были установлены в 1704 году и украшены бронзовым гербом кардинала. Остальные решетки сделаны в 20 веке по подобию центральных. Слева к лоджии прикреплен фрагмент руин с двумя остатками двойных кирпичных арочных архивольт, одним над другим. Они соответствуют арке 5 века, расположенной ниже по склону, и, по всей видимости, служили той же цели — поддержке падающей стены.

Интерьер лоджии фактически пуст. По обоим ее концам во внутренней стене есть античные колонны, оставшиеся от входной аркады 5 века. В этой же стене расположены три ниши со скудными следами фресок середины 13 века.

Единственный вход обрамлен большой мраморной дверной коробкой 13 века с полоской инкрустации в стиле косматеско. На перекладине коробки вырезан орел с кроликом. По сторонам дверей находится пара упоров в форме обедающих львов, выглядящих античными, но сильно переделанными в средние века.

Clivus Scauri, проходящая по левой стороне церкви, охвачена знаменитой серией из семи рельефных арок, поддерживающих левую боковую стену. Предполагается, что самая дальняя арка с двойным архивольтом относится к 5 веку. Остальные шесть, с одинарным архивольтом, поставлены в 13 веке. Вход в подземные помещения, Case Romano, находится справа, перед последней аркой.

санти джованни э паолоБоковая стена церкви здесь сама по себе относится к античным временам и раньше была фасадом инсулы или жилого дома. Арки первого этажа вели в таверны или в небольшие магазины. Выше можно увидеть заложенные окна еще пары этажей. Это довольно необычное выживание стены античного многоэтажного жилого здания в городе.

Весьма впечатляет внешний вид апсиды церкви. Ее материал оригинальный, 5 века, но современный вид возник в результате реставрации 13 века. Под линией крыши находится аркада из арок с кирпичными архивольтами, опирающимися на каменные импосты, венчающие отдельно стоящие колонны. Основания колонн расположены на тонкой каменной платформе с двойным валиком и соответствуют импостам, и так же, как и последние, выступают за стену апсиды. Такая схема известна как Ломбардский пояс.

санти джованни э паоло
Лоренцо делла Ваччерио, 1575

Линия крыши имеет декоративный зубчатый карниз. Стена из красного кирпича сейчас открыта, но в средние века была покрыта штукатуркой. Отверстия в стене служили для установки опор строительных лесов. В каждое такое отверстие помещался незакрепленный кирпич, который легко вынимался при необходимости новой установки лесов.

санти джованни э паолоЕсли посмотреть на арки апсиды под углом, можно увидеть изгиб ее внутренней раковины. Такое архитектурное решение уникально для Рима. Его целью было производить впечатление на средневековых паломников, поднимавшихся по Clivus Scauri, которая была частью самого короткого маршрута от набережной Тибра к Латерану.

Купол часовни Святого Павла Креста имеет лучший вид с Палатинского холма, как это и задумывалось. Кажется, что здесь имеет место имитация часовни Бандини в Сан Сильвестро аль Квиринале. Архитектором был Филиппо Мартинуччи. Достойный дизайн представляет высокий цилиндрический барабан с восемью большими прямоугольными окнами. Каждое окно располагается в прямоугольном углублении, а между окнами находятся тонкие утопленные панели, создающие впечатление двойных пилястр.

санти джованни э паолоСам купол — это полусфера на выступающем карнизе, покрытая плиткой по схеме «рыбьей чешуи». Высокий фонарь имеет восемь узких арочных окон, полусферическую металлическую шляпу и бронзовый крестообразный наконечник, увенчанный шаром.

санти джованни э паолоКампанилла, или романская колокольня, из красного кирпича высотой 45 метров была построена в 1150 году. Ее расположение довольно странное, но так вышло из-за повторного использования античной каменной кладки южного угла портика теменоса храма Божественного Клавдия. Именно поэтому ее первый ярус состоит из больших выветрившихся травертиновых блоков монументального вида. Сохранился даже фрагмент карниза. Оставшиеся облицовочные блоки выглядят подвергшимися эрозии, но так и было задумано при их вырезании. Этот стиль называется рустика.

Остальные семь ярусов разделены двухрядными декоративными зубчатыми карнизами с модильонами между рядами. Второй ярус высокий и пустой, за исключением небольшого окна. Третий содержит две заложенные арки с узкими оконными прорезями. Арки четвертого открыты, а между ними расположена интересная маленькая эдикула с двускатной крышей, опирающаяся на пару маленьких каменных колонн. Возможно, когда-то здесь находилась статуя. Четыре верхних яруса идентичны и содержат по две двойных арки с каменными колоннетами.

Кирпичная кладка украшена круглыми и крестообразными вставками из порфира и серпентина, а также керамическими тарелками. Сейчас это копии, а оригиналы в 1951 году были сняты и помещены в музей Case Romano. Скорее всего, тарелки были получены в 11 веке из испанской Малаги, когда она была мусульманским городом. Тот факт, что они пережили погодные условия за 800 лет нахождения на внешней стене колокольни, лучше всяких слов говорит о мастерстве мусульманских гончаров. Любопытно, что часть тарелок имеет надписи на арабском языке, превозносящие Аллаха. Использовавшие их для украшения колокольни, несомненно, не могли прочитать текст.

Средневековый монастырь сохранился в виде террасы из трех структурно различных зданий, соединенных с правой частью портика церкви. Предполагается, что первоначальный вход в пресбитерий церкви располагался в левом из них, очень узком и сейчас заблокированном. Среднее здание с широким порталом служило входом в монастырь. Оно имеет аркадные окна, установленные в 20 веке, но имитирующие старые, следы которых были обнаружены в стенах. На четвертом этаже расположено одно двойное арочное окно, разделенное колоннетой и освещающее комнату Святого Павла Креста, основателя ордена пассионистов. Раньше эта комната показывалась заинтересованным посетителям, но сейчас доступ в нее, похоже, закрыт.

санти джованни э паоло
Монастырский комплекс

Если вы обнаружите широкие ворота открытыми, возможно, вам удастся (с разрешения охраны) осмотреть хорошо сохранившуюся аркаду античных римских магазинов, занимавших внешнюю сторону стены теменоса храма. Здесь каменная кладка и антаблемент сохранились лучше, чем в нижней секции колокольни.

Третье здание старого монастыря расположено у колокольни. Оно было серьезно перестроено, чтобы служить главным входом в монастырь, и теперь только стена примыкающая к колокольне имеет средневековый вид.

Когда в 17 веке во владение монастырем вступили лазаристы, они расширили комплекс в восточном направлении. Упомянутое выше третье здание заняло его угол, а все изначальные сооружения образовали западный блок монастыря. Еще одно большое крыло было построено на северной стороне. С южной стороны возвели отдельный Г-образный блок, сейчас снесенный. Теменос храма был полностью занят огородами.

Пришедшие на смену лазаристам пассионисты продолжили расширять монастырь. Его снова продлили на восток, добавив к этому северное и южное крылья. Четыре новых здания были возведены на северной стороне, на месте огородов. То, что осталось от последних, теперь является открытым публичным пространством, известным как Parco del Celio.

Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 1. История.
Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 2. Экстерьер
Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 3. Интерьер
Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 4. Римский дом

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля