Базилика Святого Петра. Часть 4.2. Подземные помещения. Новые Grotte.

Так называемые «Новые Пещеры», а на самом деле старейшая часть крипты, представляют собой подковообразный проход, соединяющий приделы нефа «старых пещер» и окружающий могилу апостола по линии апсиды старой базилики. Он называется peribolos. Фрески на сводах прохода принадлежат Гвидо Аббатини и Джованни Баттиста Риччи да Новара. На стенах — коллекция предметов из старой базилики.

В дальнейшем описании в скобках указаны номера объектов в соответствии с приведенным ниже планом grotte.

базилика святого петра(24) Часовня Святого Лонгинуса. Одна из четырех часовен, расположенных под пирсами купола базилики и раскопанных Бернини. Алтарный образ работы Фабио Кристофари 1689 года является репродукцией произведения Андреа Сакки 1634 года. Фрески Гвидобальди Аббатини 1632 года изображают Находку Истинного Креста в Иерусалиме Святой Еленой в 326 году, что говорит о первоначальном посвящении часовни Святой Елене. Как и в других трех подобных часовнях, пара окружающих алтарь лестниц ведет наверх в базилику. В люнете над часовней есть герб папы Урбана VIII, тоже нарисованный Аббатини.

(21) Часовня Покровителей Европы. Была открыта в 1981 году и посвящена Святому Бенедикту, а также святым Кириллу и Мефодию. Изначально была выкопана как место для захоронения человеческих останков, обнаруженных при возведении новой базилики. За маленьким отдельно стоящим алтарем расположено большое бронзовое распятие, окруженное четырьмя тондо с барельефами Евангелистов, датируемыми 15 веком. Распятие выполнено Томмазо Гизмонди. Ему же принадлежит большой бронзовый позолоченный барельеф справа, изображающий трех покровителей в окружении четырех евангелистов. Здесь же есть фреска-икона 13 века Мадонна с Младенцем, приписываемая школе Джакопо Торрити.

базилика святого петра
Святые Бенедикт, Кирилл и Мефодий

На своде за пределами часовни находится фреска Аббатини с изображением папы Сильвестра, разделяющего мощи святых Петра и Павла так, чтобы настоящая базилика и базилика Сан Паоло фуори ле Мура получили равные доли. Эта легенда демонстрирует традицию римской литургии всегда почитать двух святых вместе. В стене напротив входа в часовню расположено застекленное отверстие, открывающее часть оригинального Tegurium, служившего временной церковью, построенной Браманте над святыней после разрушения трансепта старой базилики.

(14) Часовня Богоматери Ченстоховской. Была построена как Польская часовня в 1958 году и расширена для нового святилища в 1982-м. Пол, покрытый большими панелями из красного мрамора, содержит полихромную вставку — герб папы Святого Иоанна Павла II. Алтарный образ — мозаичная копия чудотворной иконы Богоматери Ченстоховской. Святилище 1982 года — круглое, со слегка приподнятым полом, в котором доминирует звезда из желтого мрамора. На стенах часовни расположены барельефные скульптуры связанных с Польшей святых.

На стене справа от входа в часовню находится табличка с записью спонсорства Рыцарей Колумба реставрации «новых пещер», законченной в 2005 году. Напротив — гораздо более старая табличка с надписью «Super isto lapide multa corpora sanctorum caesa sunt, erat in veteri basilica ad laevam portae iuxta sacellum Sanctissimi Sudarii, anno MDCVI» (На этом камне многие тела святых были замучены. Это находилось в старой базилике слева от дверей оратории Святой Плащаницы, 1606 год). На своде над входом находится фреска Риччи да Новара ТриумфКреста.

(9) Ирландская часовня Святого Колумбана. Постройка часовни началась в 1951 году, а освящение состоялось в 1954-м. Работы открыли часть стены северного рукава трансепта древней базилики, о чем говорит соответствующая надпись. В 1999 году была проведена реставрация, после которой алтарь стал отдельно стоящим. Алтарный образ — мозаика со Святым Колумбаном и другими четырьмя ирландскими монахами в их долгом путешествии. Панели под главным изображением показывают начальную и конечную точки этого путешествия — Бангор и Боббио.

базилика святого петра
Ирландская часовня

Если посмотреть вверх в peribolos снаружи часовни, можно увидеть табличку с записью о реставрации Старых Пещер при папе Павле V в 1617 году. Здесь упоминается об открытии этих проходов, выполненном Карло Мадерно, когда он строил боковые коридоры к конфессо.

Вход в северный коридор (13) расположен напротив входа в часовню. Он был прокопан Мадерно в 1615 году, но завершения оформления его фресками Риччи да Новарой пришлось ждать до 1619 года. Фрески на потолке — это Сокрытие Останков Святых Петра и Павла в Катакомбах Святого Себастьяна, Извлечение Останков Святых Петра и Павла из Катакомб и Захоронение Святого Петра в Ватиканской Базилике. Фрески на стенах — это четыре панели с изображением легендарных событий, произошедших в конфессо: Видение Папы Святого Пасхалия Места Захоронения Святой Цецилии, Явление Святого Петра Священнику с Требованием Освящения Некоторых Алтарей в Базилике, Архиепископ Равенны Феликс Произносит Провозглашение Веры, Святой Оуэн Поет с Ангелами перед Конфессо.

Далее вы увидите первые остатки фресок с изображениями ранних пап, похороненных вокруг могилы Святого Петра, которые были темой цикла на внутренней стене peribolos (6). Наружная стена сейчас содержит первую серию ниш со статуями апостолов. Здесь находится часть из двенадцати скульптур, приписываемых Маттео дель Поллайоло и его школе. Они были созданы между 1474 и 1475 годами, во время понтификата Сикста IV, для украшения оригинального кивория в старой базилике. Исключение составляют статуи Петра и Павла, вырезанные Паоло Романо около 1470 года. Остальные статуи можно найти в Апостольском Дворце.

Левее находится резной люнет, в котором хранилась голова Святого Андрея. Великолепная резьба представляет двух ангелов, держащих кусок материи, на котором лежала голова Апостола. Эта работа была заказана папой Пием II (Пикколомини) в 1464 году мастерской Паоло Романо и Исайи да Пизы. Два аналогичных барельефа, происходящих из того же табернакля, находятся в другом конце peribolos.

Под люнетом есть большая табличка, находившаяся ранее на алтаре Святого Андрея в старой базилике. Надпись на табличке гласит: «Святому Андрею, Апостолу Господа нашего Иисуса Христа, брату Святого Петра, покровителю семьи Пикколомини, Франческо Бандини Пикколомини, Архиепископ Сиеннский, внучатый племянник Пия III, выбравший это место, как место своего погребения, у подножия статуи, воздвигнутой Святому, и желающий вверить свою душу его защите, предлагает ее в качестве подарка в год спасения 1570 в возрасте 65 лет».

Под одноименным пирсом купола расположена часовня (4), посвященная Святой Елене, императрице, нашедшей Истинный (Животворящий) Крест в Иерусалиме. Мозаичный алтарный образ Фабио Кристофари (1689 год) основан на картине Андреа Сакки 1640 года. Он представляет Святую Елену и чудесное исцеление больного, которого поместили на дерево Истинного Креста (легенда гласит, что именно так святая и узнала, какой крест из трех предложенных ей был настоящим). Фрески на стенах и потолке принадлежат различным художникам, одним из которых является Гвидобальдо Аббатини. Рисунки иллюстрируют легенды о мученичестве Святого Андрея, которому часовня была посвящена изначально.

Дойдя до вершины peribolos, вы обнаружите богато украшенный коридор, идущий назад, в направлении конфессо. Коридор ведет в старейшую часть grotte, Капеллу Климентина (5), названную так в честь папы Климента VIII (1592-1605). Позолоченные бронзовые ворота 17 века — работа Ридольфо Панфили. На своде входа в часовню — очень изящно исполненный герб папы Павла V работы Риччи да Новара. Своды часовни украшены серией позолоченных бронзовых барельефов работы Руджеро Бескапе 1599 года. В 1650 году их реставрировал Алессандро де Росси, а 1750 — Луиджи Ванвителли. Ванвителли же добавил новые лепные декорации работы Джованни Баттисты Майни. Образные барельефы показывают сцены из жизни святых Петра и Павла, без особого хронологического порядка, взятые из библейских текстов и легенд о их мученичестве.

базилика святого петра
Своды Капеллы Климентина

На первом широком интрадосе потолка слева — Святой Петр Крестит Центуриона Корнелиуса, в центральном тондо — Ангел с Пальмой Мученичества, справа — Вознесение Табиты. На следующем, серединном, слева — Смерть Анания и Сапфиры, справа — Погребение Обезглавленного Святого Павла. В тондо над левым мраморным жертвенником — Святой Петр Перед Нероном, а в люнете выше — Призыв Святого Петра На Озере. На маленьком своде слева — Вручение Ключей Святому Петру, справа — Святой Петр После Чудесного Улова Рыбы. В тондо над правым жертвенником — Святой Петр по Дороге на Свое Мученичество, а в люнете выше — Святой Петр, Спасенный Иисусом на Воде. На маленьком своде слева — Святой Петр Исцеляет Калеку у Прекрасных Ворот, справа — Святой Петр Исцеляет Своей Тенью. И, наконец, в последнем широком интрадосе перед алтарем слева — Отречение Петра, в центральном тондо — Христос Возлагает Первосвященство на Петра, справа — Петр Отрезает Ухо Малху.

На антрвольтах купола перед алтарем показаны Бичевание Святого Петра (назначенное Иерусалимским синедрионом после его проповеди о Воскресении Христа), Бичевание Святого Павла Иудеями, Апостольское Согласие (примирение святых Петра и Павла после разногласий в Антиохии) и Камо Грядеше? (встреча Святого Петра с Христом на Аппиевой дороге, когда Петр бежал от мученичества).

Над маленьким алтарем в дальнем конце часовни нет образа. Вместо него — бронзовая решетка из сплетенных колец, через которую видна кубическая святыня, Memoria Petri, воздвигнутая здесь, над могилой Святого Петра, императором Константином в 4 веке. Видимая часть — это облицовка из серого мрамора павонаццетто с вертикальным сапфировым поясом, состоящим из двух полос. Над ней можно увидеть и основание алтаря, установленного на вершине Memoria папой Калликстом II в 1123 году.

Фронтальная часть современного алтаря выполнена из малахита и закреплена четырьмя бронзовыми шипами, инкрустированными ляпис лазурью. Обрамление — две небольшие порфировые колонны. Через отверстие видна часть первоначального кирпичного алтаря, установленного при папе Григории Великом в 7 веке. Две бронзовые двери в боковых стенах, ведущие в Некрополь, были установлены в юбилейном 1950 году, в одно время в решеткой из колец.

Напротив Капеллы Климентина, в очень привилегированном месте, в часовнеобразном алькове, выкопанном специально для этого, расположено простое надгробие папы Пия XII (1939-1958) (1). Раньше здесь находилась ниша с саркофагом Юния Басса. В 1954 году саркофаг был перемещен в Ризницу Бенефициариев. Выше надгробия находится фрагмент фрески Мадонны с Младенцем школы Пьетро Ваннуччи (Иль Перуджино). На боковых стенах — две современные мозаики со сценами из Апокалипсиса. Слева — это Семь Подсвечников, а справа — Дракон о Семи Головах, символизирующие Церковь Бога и Власть Сатаны соответственно. Мозаики были выполнены в 1971 году по эскизам Ферруччио Феррацци, но установлены только в 1982 году.

Далее начинается левая (южная) сторона подковообразного коридора peribolos (3). Здесь фрески на стенах сохранились гораздо лучше. Первая из статуй апостолов — Святой Петр, а дальше идут святые Иаков Зеведеев и Фома.

Третья из часовен пирсов Бернини посвящена Святой Веронике (2). Мозаичный алтарный образ, как и фрески на стенах и своде, описывают ее легенду.

Следующая статуя — апостол Иаков Алфеев. Напротив — вход в южный коридор, ведущий в конфессо. Прямо перед следующей часовней слева находится маленький квадратный камень с символом хризмы. Он мог попасть сюда только из Константиновой базилики. Напротив камня — мраморный крест, венчавший фронтон фасада старой базилики.

Следующая часовня (7) имеет несколько названий — Чешская часовня (официальное), Часовня Мадонны делла Боччата и Часовня Мадонны дель Портико. Она была вырыта в 16 веке для чудодейственной иконы, которая ранее находилась в портике старой базилики. Легенда гласит о том, что пьяный солдат бросил в нее камень, boccia, и повредил лицо, после чего с изображения потекла кровь. Официально икона была перемещена сюда в 1631 году.

Слева находится южный проход в конфессо, соответствующий северному. Он был расписан фресками Риччи да Новарой и его ассистентами, закончившими работу в 1627 году. На потолке — это три сцены, соответствующие трем средневековым картинам, украшавшим портик старой базилики. Первая, начиная с конфессо,Встреча Петра и Христа на Аппиевой Дороге, далее — Распятие Святого Петра и Обезглавливание Святого Павла. На стенах справа — Святой Абундий Мансионарий Исцеляет Молодую Женщину (справа) и Тайо, Епископ Сарагоссы, Находит «Моралию» Святого Григория Великого в Конфессо. На стенах слева — Святой Лев Великий Разрезает Брандеум, Который Кровоточит (здесь брандеум — ткань, покрывавшая тела мучеников) и Святой Григорий Великий, Делающий Надрез в Брандеуме, из Которого Течет Кровь.

Следующая L-образная часовня (10) посвящена Богородице Беременных. Она была освящена в 1616 году в честь иконы Мадонны с Младенцем 15 века. Боковое помещение справа от алтаря раньше было погребальной камерой для святых пап Львов (включая Льва Великого). Камера за этим помещением служила так называемым полиандрием и использовалась для хранения человеческих останков, найденных при разрушении старой базилики.

базилика святого петра
Часовня Богородицы Беременных

Почитаемая икона представляет собой фрагмент фрески, приписываемой Антониаццо Романо и расчищенный во время реставрации 1950 года. Сейчас икона заключена в современную мраморную рамку и обрамлена двумя средневековыми барельефами с ангелами.

В 1984 году в часовне была проведена перестановка, после которой маленький алтарь оказался стоящим на трех колоннетах с украшением в стиле косматеско. Две задние, по всей видимости, попали сюда из гробницы папы Урбана VI (1389). Передняя часть изначального алтаря была закреплена на стене под иконой.

Фрески на своде выполнены Риччи да Новарой (правда с серьезным вмешательством в 18 веке) на трех октагональных панелях. Это Самоубийство Ломбардского Вора (из легенды, связанной с папой Святым Григорием Великим, по которой варвар из Ломбардии украл золотой ключ из гробницы Святого Петра и вскоре после этого покончил жизнь самоубийством), Святая Зоя, Арестованная на Могиле Святого Петра и Вечный Отец.

В часовне хранятся несколько эпиграфов, скульптур и небольших художественных работ из старой базилики, наиболее известным из которых является фрагмент мозаики с ангелом, который, как считается, принадлежал Навичелле Джотто.

В проходе напротив часовни находится первая из трех эпитафий папских монументов старой базилики. Первая принадлежит Бонифацию II, вторая — Григорию Великому, а третья — Адриану II. На потолке прохода — фреска Аббатини с изображением Святого Льва, Молящегося Перед Могилой Святого Петра Во Время Вторжения Гунна Аттилы. Далее, справа, расположена мозаика, показывающая Мадонну с Младенцем между францисканцем и благородной дамой. Табличка ниже (1631 год) говорит, что когда-то эта мозаика была в святилище Вероники, возведенном папой Иоанном VII в старой базилике. Окружающие рельефные фигуры середины 15 века — это Святой Варфоломей (справа) и Святой Иоанн Евангелист (слева), ранее находившиеся на мемориале папы Калликста III. Их авторство неизвестно.

Следующая, Литовская часовня (15), или часовня Мадонны у Врат Зари была вырыта в 1970 году. Во время работ был обнаружен коридор 1617 года, часть которого видна слева от входа в часовню. Сам вход оборудован коваными железными воротами, спроектированными Альфьеро Неной и несущими на себе герб Литвы с фигурой белого рыцаря. Стены часовни покрыты травертиновыми плитами неправильной формы, контрастирующими с регулярной геометрией пола из белого с серыми прожилками мрамора со вставками из порфира и серпентина. Стены содержат резные сцены из католической истории Литвы. Алтарный образ — мозаичная копия иконы из часовни Врат Зари в Вильнюсе.

Последняя из четырех часовен под пирсами купола (22) находится у выхода из peribolos и посвящена Святому Андрею. Из-за перепосвящений часовен фрески здесь не соответствуют номинальному святому, а изображают сцены из жизни Святого Лонгинуса. Они приписываются Гвидобальдо Аббатини и его школе. Мозаичный алтарный образ — работа Фабио Кристофари 1689 года основанная на картине Андреа Сакки 1634 года, изображавшей Святого Андрея, молящегося перед крестом своего мученичества.

После этой часовни вы возвращаетесь в «старые пещеры».

Часть 1.1. История. Основание и Темные Века.
Часть 1.2. История. Средневековье и Ренессанс.
Часть 1.3. История. Новая базилика.
Часть 2. Экстерьер
Часть 3.1. Интерьер. Структура и неф.
Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь, Святилище и купол.
Часть 3.3. Интерьер. Часовни приделов нефа.
Часть 3.4. Интерьер. Часовни и алтари трансепта.
Часть 3.5. Интерьер. Ризница
Часть 4.1. Подземные помещения. Старые Grotte.
Часть 4.2. Подземные помещения. Новые Grotte.
Часть 4.3. Подземные помещения. Некрополь.
Часть 5. Посещение.

 

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля