18 марта 731 года, после единодушного выбора духовенства и народа, папой был избран сириец Григорий III. Тяжелым наследием, полученным им, стало иконоборчество, явившееся символом борьбы между церковью и абсолютизмом государства. Первая, наиболее яростная фаза этой борьбы уже миновала, и обе стороны приостановили свои воинственные действия. Император Лев признал нового папу, изъявив ему в письме свое благоволение и выразив надежду, что он будет сговорчивее своего предшественника.
Григорий III, однако, в ответном письме повторил основные положения Григория II, выразив их в столь резкой форме, что кардинал, которому было поручено доставить письмо императору, не посмел этого сделать и вернулся в Рим, умоляя папу избавить его от этого поручения. Кардинал был низложен, но по просьбе римской знати низложение было заменено покаянием и повторной отправкой к императору. Однако на Сицилии он был схвачен и отправлен в тюрьму императорским патрицием.
1 ноября 731 года Григорий III созвал собор. В базилике Святого Петра собрались 93 епископа Италии, римское духовенство и представители народа и знати. Иконоборцы были отлучены от церкви, что фактически означало отпадение Италии от Восточной империи. Посол, отправленный в Константинополь с решениями собора, также был задержан на Сицилии. Император перестал принимать как послов, так и письма из Италии. При этом формально его авторитет по-прежнему признавался, а отношения папы с экзархом Евтихием были вполне дружественны. Экзарх даже подарил Григорию III шесть драгоценных колонн из оникса, которыми папа украсил исповедальню в базилике Святого Петра.
Следует отметить один немаловажный момент в борьбе пап с иконоборчеством. Можно утверждать, что эта борьба спасла искусство на Западе. Само начало искусства у древних народов было положено религией и службой в храмах. Как бы ни была несовершенна его первоначальная форма, для культуры своего времени это искусство имело огромное значение, поднимая человека из грубой реальности в область идеального. В эпоху иконоборчества множество восточных мастеров нашло себе новый дом в Италии. Тогда же отсылкой на Запад было спасено и немало древних икон, часть из которых приписывается самому апостолу Луке, создавшему их «с помощью незримой кисти ангелов».
Григорий III построил несколько церквей и часовен и за счет церковных средств восстановил значительную часть городских стен, предвидя возможность нападения занявших Сардинию арабов или войск императора. И действительно, Лев вовсе не оставил свое намерение наказать Рим и другие возмутившиеся провинции. В 733 году он отправил в Италию флот, который, правда, погиб в Адриатическом море. Тогда император конфисковал все принадлежавшие римской церкви имения в Калабрии и на Сицилии. Эти имения приносили ежегодный доход в 35 000 золотых, и их утрата была весьма чувствительна для церкви.
В это же время церковь приобрела у Тразамунда, герцога Сполето, замок Галлезе, расположенный в римской Тусции. Книга Пап упоминает об этом событии в исключительных выражениях: папа присоединил Галлезе к священной республике и к римскому войску. Под неопределенным выражением священная республика можно было подразумевать как римское герцогство, на которое папа уже заявил свои притязания, как на патримониум Святого Петра, так и Священную Римскую Империю, установления которой папы оставляли неприкосновенными. Свою же нараставшую в Риме власть понтифики маскировали искусными дипломатическими приемами.
Этой властью папы были обязаны хаосу, в котором находилась Италия, бессилию константинопольских императоров и своей собственной смелости и энергии. Благодаря папам Италия в конце концов освободилась из-под власти греков и снова приобрела всемирное значение. Воскресив погибавшую латинскую национальность, папы спасли Рим от грозившей ему участи превратиться в столицу лангобардского королевства.
27 ноября 741 года Григорий III умер, а уже 3 декабря в папы был посвящен Захарий, последний грек, обладавший тиарой. Нет сомнений, что экзарх был извещен об этом избрании, но ждать от него утверждения уже не считалось нужным.
Покорить Сполето и наказать Рим, поддержавший мятежное герцогство, — таковы были ближайшие намерения лангобардского короля Лиутпранда. Новому папе предстояло устранить эту опасность. Поскольку поддержки от Константинополя ждать не приходилось, Захарий был вынужден заключить с Лиутпрандом соглашение, по которому король возвращал церкви четыре города, а папа отказывался от договора с Тразамундом и посылал римское войско в помощь для его свержения. Так герцог, защищаемый Григорием III, был объявлен мятежником его преемником и без малейших колебаний принесен в жертву интересам церкви.
Отметим, что города Горта, Америя, Полимарциум и Бледа были возвращены лангобардским королем не греческому императору, их законному правителю, а папе и Святому Петру.
Помимо этого Захарий сумел добиться от короля возвращения еще нескольких захваченных ранее лангобардами патримоний, заключения двадцатилетнего мира и освобождения всех римских и греческих пленников. Однако договор о мире касался только римского герцогства, и Лиутпранд не замедлил предпринять поход против Равенны, Эмилии и Пентаполиса. Экзарх Равенны и епископы других, оказавшихся под угрозой городов, обратились к папе с просьбой о посредничестве, и в 742 году Захарий, не добившись результатов через послов, сам отправился к королю.
Как ни пытался Лиутпранд уклониться от этой встречи, 28 июня Захарий вступил в Павию, столицу лангобардов, где после долгого сопротивления король уступил красноречию папы и вернул греческой империи все завоеванные у нее земли. Вскоре после этого выдающийся правитель умер (он провел на троне 32 года), и вместе с его смертью навсегда закатилась и звезда его народа. Теперь судьба Италии была в руках самого удачливого из пап.
Будучи фактически независимым, папа однако признавал законную императорскую власть, представителями которой были равеннский экзарх и римский герцог. Более того, сохранением своего авторитета в итальянских провинциях император был обязан исключительно папам. Даже Константин V, ревностный иконоборец, видя необходимость в сохранении дружественных отношений с папой, принес последнему в дар два города Лациума — Нимфы и Нормы.
При Захарии произошло еще одно очень важное событие. Древний франкский королевский род Меровингов вымирал, и последний его представитель Хильдерих III, вступивший на престол в 743 году, был лишь жалкой тенью короля. Представитель другого древнего рода, Пипин, сосредоточивший в своих руках реальную власть, увидел, что пришло время, когда он может овладеть королевской короной. Свободному франкскому народу вполне подобало забрать корону у неспособного и возложить ее на голову достойного, не смущаясь длинным рядом поколений, в котором эта корона передавалась по наследству. Но такую узурпацию надлежало как-то узаконить, и Пипин нашел выход.
В 751 году вопрос был обсужден франками на собрании, после чего в Рим были посланы епископ Вюрцбурга Бурхард и аббат Сен Дени Фульрад. В их задачу входило узнать у папы, могут ли франки быть освобождены от присяги в верности неспособному Хильдериху и объявить королем своего знаменитого герцога. Быстро понявший важность вопроса Захарий ответил утвердительно. Он признал, что источник всякой власти находится в самом народе, но право народа выбирать власть подлежит утверждению папой. В 752 году Пипин, помазанный на царствование епископом Бонифацием, возложил на себя корону, а Хильдерих был заключен в монастырь.
Так запрос, вызванный интересами узурпатора, привел к тому, что положение римского епископа сразу было поднято на огромную высоту. Папе было присвоено значение верховной инстанции, решающей вопросы между королями и народами. С этого момента папы получили возможность утверждать, что милостью Бога им дарована власть давать и отнимать короны.
Захарий умер 14 марта 752 года. После себя он практически не оставил в Риме никаких новых архитектурных сооружений. Город активно застраивался церквями вплоть до 7 века, и уже одна их поддержка в надлежащем состоянии требовала немалых усилий. Центр папского управления тогда составляли Латеранские дворцы, примыкавшие к базилике Константина. Захарий расширил патриарший дом, а перед фасадом дворца построил портик с башней. Многие церкви были украшены восточными шелковыми тканями, расстилавшимися на престолах или развешиваемыми между колонн. На тканях изображались библейские сцены, и Книга Пап особо отмечает, что на покрове, заказанном Захарием для базилики Святого Петра, было выткано золотом изображение Рождества.
Избранный преемником Захария Стефан умер через три дня, и на святой престол 25 марта 752 года вступил римлянин Стефан II. В годы его правления для Рима наступила новая эпоха. Незадолго до до этого местопребывание византийского правительства Италии наконец оказалось в руках лангобардского короля Айстульфа, который уже 4 июля 751 года, находясь во дворце завоеванной им Равенны, издал декрет, выделявший последнему экзарху Феррару и ряд других областей, подчиненных лангобардам. Греческому правлению, просуществовавшему два века, был положен конец.
После этого Айстульф двинулся на юг, чтобы овладеть Римом и другими константинопольскими провинциями на правах преемника экзарха и императора. Стефану, однако, удалось при помощи посольства удержать короля от этого похода. Айстульф уступил и заключил с римским герцогством мир на 20 лет, но уже через четыре месяца изменил свое решение и потребовал ежегодную дань в один золотой солид с каждого римлянина, а затем и вовсе объявил, что намерен присоединить Рим к своему королевству.
Папские послы не были приняты. Айстульф требовал беспрекословного подчинения и угрожал уничтожить всех римлян, если ему придется брать город приступом. Угроза становилась серьезной, и папа обратился к фактически бессильному императору с просьбой спасти Рим и Италию от врага оружием. В очередной раз была устроена и процессия к Санта Мария Маджоре, во главе которой шел сам папа, неся на своих плечах «нерукотворный» образ Христа. К кресту, который также несли в процессии, был прикреплен текст мирного договора с Айстульфом, свидетельствующий о клятвопреступлении короля.
Понимая, что реальной помощи от императора ему не дождаться, Стефан тайно, через пилигрима, отправил письма с призывом о помощи к франкскому королю Пипину, взошедшему на трон с одобрения предыдущего папы. Пипин, получив случай приблизиться к Риму, что могло иметь огромное значения для подъема могущества его государства, с готовностью отозвался на приглашение и отправил к папе посольство, которое должно было сопроводить Стефана в страну франков для переговоров.
Забегая вперед, можно отметить, что в этих начавшихся отношениях беззащитного тогда Рима и юной династии Каролингов зарождалась будущая Германо-Римская (Священная) империя.
Поскольку речь шла о том, чтобы возвести короля франков в сан патриция и поручить ему охрану города, т.е. фактически отдать ему власть над Римом на долгие годы, папа не решился брать на себя всю ответственность такого решения и передал вопрос на обсуждение собрания римского народа. От этого собрания Стефан и получил полномочия на заключение договора с Пипином после избрания последнего в патриции.
Еще ни один римский епископ не переходил через Альпы. Стефан готовился предпринять это путешествие осенью 753 года, когда из Константинополя ему был доставлен приказ утратившего, видимо, всякую связь с реальностью императора. Вместо помощи войсками папе предписывалось лично явиться к Айстульфу и уговорить короля вернуть императору экзархат. Однако повод пройти через владения Айстульфа у папы теперь был, и 14 октября 753 года он вместе с послами Пипина и императорским чиновником покинул Рим.
Айстульф, догадываясь о последствиях поездки Стефана к франкам, пытался помешать папе, но, опасаясь Пипина, не слишком активно. Вскоре посольство достигло альпийских проходов, где было встречено людьми Пипина, объяснившими папе, что король встретит его в замке Понтион во Франции. Торжественная встреча состоялась 6 января 754 года. После этого Стефан проследовал в Париж (это было первое упоминание о Париже в Книге Пап), где разместился в монастыре Сен Дени. 28 июля в церкви монастыря он помазал на царствование Пипина, его жену Бертраду и их сыновей Карла и Карломана, заповедовав франкскому народу под угрозой отлучения от церкви избирать своих королей только из рода Каролингов.
Пипин, в свою очередь, дал папе тайное обещание освободить его от лангобардов, вернуть римской церкви отнятые у нее лангобардами патримонии и уступить некоторые области Италии (Экзархат и Пентаполис), как только он, король франков, овладеет ими. Пипин принес клятву за себя и своих преемников в том, что он будет защищать церковь и наделять ее землями, а папа обязался поддерживать его династию.
В августе 754 года, получив на собрании в Брене согласие своих вельмож, Пипин в сопровождении папы двинулся в Италию. Стефан, желая достичь своих целей без кровопролития, предлагал Айстульфу отказаться от всего, что было им захвачено, убеждая вернуть собственность ее собственникам и даже обещая за это выкуп. Айстульф отказался. Пипин перешел через Альпы, разбил лангобардов при Сузе и осадил их столицу Павию. После этого Айстульф запросил мира, который был немедленно заключен, а лангобардский король торжественно поклялся вернуть Равенну и другие города.
Шла осень 754 года, и достижение таких крупных результатов в столь короткие сроки свидетельствовало о закате внушавшего страх могущества лангобардов. Пипин вернулся во Францию, а папа в сопровождении его послов отправился в Рим, где был встречен ликующим народом.
Следует отметить, что в официальных документах возвращение захваченных лангобардами городов было обозначено как их «возвращение римской республике». А под этим наименованием уже мпонималось не отвлеченное государство, а конкретное Римское герцогство, главой которого был папа.
Однако, едва Пипин удалился от Павии, Айстульф нарушил договор. Не вернув ни одного города, он, напротив, в конце 755 года двинулся на Рим. Беззащитному Стефану оставалось лишь писать Пипину слезные послания.
Уже два столетия Рим не подвергался серьезной осаде. Теперь же Айстульф, решившись на последнюю отчаянную попытку овладеть городом, а вместе с ним и короной Италии, появился со всеми воинскими силами, бывшими в его распоряжении. 1 января 756 года римляне увидели врага, приближавшегося тремя отрядами: лангобарды Тусции шли по Триумфальной дороге, главное войско — по Саларской, а беневентцы — по Латинской. В распоряжении римлян были только городская милиция и отряд воинов, сопровождавший франкского посла.
Стены, восстановленные Григорием III, выдерживали действия осадных машин, но в самом городе начинала ощущаться нужда, тем более что Кампания в очередной раз подверглась опустошению. Айстульф запретил трогать базилики Святого Петра и Святого Павла, но остальные церкви за пределами города были разграблены. Кроме того лангобарды, кто из набожности, а кто из корысти, разрывали кладбища мучеников, запасаясь святыми мощами. Разоренные еще в готскую войну, теперь катакомбы были окончательно опустошены.
После двух месяцев осады папа снова отправил к Пипину послов с просьбой о скорейшей помощи. Послы везли три письма: первое — от имени всего римского народа, второе — от себя лично и третье — от имени самого апостола Петра! Ни одно из событий за прошедшие семь веков не стало для Петра основанием для написания писем, а сейчас он якобы обратился с пламенным посланием к королю франков, своему «приемному сыну». Вкратце содержание этого письма сводилось к увещеваниям скорейшего освобождения Рима от лангобардов, чтобы они не могли осквернить его, апостола, тело, пострадавшее за Иисуса, и его могилу, а если франки промедлят или попробуют уклониться, то будут лишены Царствия Божия.
Расчет на действие подобного письма оказался верным. Пипин начал подготовку к походу, а весть об этом принудила Айстульфа снять осаду и поспешить на север, чтобы преградить франкам путь в Италию. В это же время в Рим прибыли послы константинопольского императора, который еще не знал о содержании договора между Пипином и папой и полагал, что экзархат может быть восстановлен. Император даже надеялся привлечь франков к себе на службу для вытеснения лангобардов.
Узнав, что Пипин уже перешел через Альпы, один из послов поспешил к нему навстречу и стал умолять короля о возвращении экзархата его законному государю. Однако Пипин открыто объявил, что предпринял свой поход исключительно из любви к Святому Петру и для спасения своей души, а все освобожденные города передаст апостолу, римской церкви и папе. Грек с изумлением выслушал подобное откровение и направился в Рим к папе, где заявил совершенно бесполезный протест против такого нарушения правил империи.
Айстульф, повторно запертый в Павии, сложил оружие летом 756 года. Он согласился на дань королю франков и выполнение заключенного ранее договора. А Пипин выдал папе дарственную на владение рядом городов, которая, к сожалению, исчезла, и теперь в точности неизвестно, какие именно города в ней упоминались. Сомнительно, чтобы король имел сознательное намерение создать церковное государство, но предоставив папе власть над рядом провинций Италии, он заложил основы такого образования, на многие века сделавшего невозможным объединение Италии.
Духовная община верующих, опирающаяся на основы римского цезаризма и существующая в недрах имперского организма, превратилась в самостоятельное государство, во главе которого стоял римский епископ, достигший в духовной сфере авторитета цезарей. В церковь и ее иерархию проникли политика и имперское мышление. Власть папы в вопросах веры не подвергалась сомнению со времен Льва I и Григория Великого. Отделение папы от Востока началось со времени иконоборчества и закончилось освобождением Италии от Константинополя. Западная церковь вступила в союз с великой католической монархией франков, образование которой стало благом для Европы, исключив возможность образования здесь Халифата.
Пастырская эпоха римской церкви закончилась. Церковь превратилась в светский институт, сочетавший пастырство с королевской властью, что противоречило учению Христа. Двойственное положение пап все больше увлекало их в политику, вынуждая епископов вмешиваться в различные распри и гражданские войны и делая невозможным сохранение ими чистоты апостольского сана. Возникновение одного церковного государства пробудило алчность других церквей, и каждое епископство оказалось охвачено желанием стать подобным независимым государством.
Правда по своему характеру папское управление не было монархическим, а Рим продолжал пользоваться своими муниципальными правами. Город признавал папу своим господином (dominus), но сам папа избирался всем народом. При этом нет никаких указаний на какой-либо договор между городом и папой. Неизвестно даже получил ли вообще папа эту власть путем подобного договора. Остающееся тайной возникновение папской власти — одно из самых неординарных явлений в истории, а если учесть что все это происходило на глазах все еще формально правящих Западом императоров Востока, то подчинение себе Рима мнимыми преемниками Петра явилось верхом искусной политики пап.
Айстульф погиб в конце 756 года из-за падения во время охоты. Папа не пожалел для него грубых выражений и после его смерти, поскольку король не выдал ключей от некоторых городов, и они не могли быть сложены в исповедальне апостола. В марте 757 года лангобардское войско провозгласило королем герцога Тусции Дезидерия. За признание его королем Дезидерий уступил папе города Болонью, Имолу, Анкону, Озимо, Фаэнцу и Феррару, расширив таким образом пределы «республики».
Умер Стефан II 24 апреля 757 года, в зените своей славы, но пока он еще лежал на смертном одре в Латеране, римляне уже приступили к выбору его преемника. Кандидатов было двое: архидиакон Феофилакт от константинопольской партии и диакон Павел, брат Стефана II, от франкской партии. После недолгого сопротивления приверженцев восстановления отношений с Константинополем был избран Павел, вступивший на престол 29 мая 757 года.
Павел стал первым римским епископом, занявшим престол в качестве государя. Однако вместе с готовым государством он получил и протест очнувшихся римлян, понявших, что их епископ стал их господином. Несмотря на то, что Павел I (по словам его биографа) был человеком добрым и кротким, римляне почувствовали ненависть к папе и начали с ним борьбу.
Интересно одно из писем Павла франкскому королю Пипину. Надпись на этом послании гласит: Светлейшему и великому государю, посланному Богом великому победителю, Пипину, королю франков и патрицию римлян, весь сенат и весь народ хранимого Богом римского города». Здесь впервые после долгого молчания упоминается сенат, под которым, правда, понимается не древнее учреждение, а новая знать города.
Отношения Павла с Пипином оставались дружественными, а вот новый король лангобардов не спешил исполнять свои обещания. Более того, выступив в 758 году в поход против отпавших герцогств Сполето и Беневента, Дезидерий прошел через Пентаполис, где разграбил города и поля, на что папа тут же пожаловался Пипину. Наконец, в марте 760 года при посредничестве франкских послов Дезидерий вернул Риму города, но все же удержал за собой Имолу. Причина для раздоров осталась, но в целом отношения с лангобардами стали более сносными.
В 761 году появились слухи о враждебных намерениях Константинополя. Однако императору так и неудалось склонить на свою сторону архиепископа Равенны, а учитывая заключенный папой мир с лангобардами, было сложно найти более неудачное время для похода на Италию. С этих пор Павлу I уже не приходилось опасаться угрозы со стороны греков. А в 765 году церковь получила и город Имолу. Умер Павел 28 июня 767 года.
Стефан II за время своего пребывания на престоле восстановил в Риме базилику Святого Лаврентия и построил множество приютов. Наибольшее количество сооружений было возведено на Ватикане, превратившемся к тому времени в отдельный городской квартал. У атриума базилики Святого Петра Стефан выстроил первую в Риме колокольню, а к самой базилике пристроил часовню Святой Петрониллы, будто бы дочери Святого Петра, тело которой было погребено у ардейской дороги, на кладбище Домитиллы. Внутреннее убранство часовни заканчивал уже Павел I.
Предполагаемые останки Святой Петрониллы были перезахоронены в часовне тогда же, когда Павел приказал переместить в город все, что еще оставалось в катакомбах после их опустошения лангобардами. Так папа попытался сохранить мощи умерших святых, чтобы впоследствии распределить их между церквями и монастырями. Англы, франки и германцы отправляли послов вымаливать эти сокровища. И останки римлян переносились в отдаленные места Европы, где с благоговением погребались под алтарями монастырей.
В 761 году Павел основал существующий и сейчас монастырь Сан Сильвестро ин Капите в IV округе Рима. В древности эта часть города была занята садами Лукулла, и через нее же проходил акведук Аква Вирго. Изначально монастырь был посвящен франкскому святому Дионисию и отдан греческим монахам. Название ин Капите он получил только в XIII веке, когда сюда была перенесена голова Иоанна Крестителя.
Далее: Экзархат. 767 — 795 гг. Адриан I и Карл Великий
Назад: Экзархат. 701 — 731 гг. Григорий II и начало иконоборчества