Готы. Одоакр (476-493) и Теодорих (493-526)

Если последовательному и достаточно подробному изложению истории царского и республиканского Рима мы обязаны Титу Ливию и его «Истории от основания Города», то по отношению к периоду Темных и Средних веков тоже самое можно сказать о Фердинанде Грегоровиусе и главном труде его жизни, «Истории города Рима в Средние Века», охватывающей период с 476 по 1420 годы. На основе этой его работы и будут построены статьи, относящиеся к указанному периоду.

Итак, в 476 году германский полководец Флавий Одоакр вошел в Равенну, где в это время находился императорский престол, и заставил отречься Ромула Августула, последнего римского императора. Это произошло 4 сентября. С этого дня заканчивается история Римской Империи и начинается история Средневековья или Темных Веков. Правда сама бывшая империя не сразу это заметила.

одоакр
Одоакр свергает Ромула Августула

Одоакр стал первым в истории германским правителем Италии. Он остался жить в Равенне и никакого нового политического строя не создавал. Даже форма правления осталась традиционной римской. И в отсутствие императора условия существования римлян не изменились. Самим Римом по-прежнему управлял префект, а с 480 года Одоакр возобновил традицию назначения двух консулов, которые, вступая в должность, как и раньше одаряли народ деньгами и устраивали игры в цирке. По-прежнему пользовались уважением и составляли городской совет сенаторы, наследники древних фамилий.

одоакр
Солид Одоакра

За 17 лет правления Одоакра существование Рима прошло совершенно незаметно для истории. Этот период известен лишь постройкой церквей и возрастанием почитания святых. Крещеные потомки язычников не утратили своей привычки ко множеству разнообразных храмов и богов и нуждались взамен такого же количества церквей и святых. Пригороды активно развивались вокруг захоронений мучеников. Здесь появилось множество постоялых дворов, лавок и таверн, обслуживающих паломников, стекавшихся в Рим со всех уголков христианского мира.

Папа Симплиций (468-483) посвятил первомученику Стефану базилику на Целии (Сан Стефано Ротондо), бывшую до этого, предположительно, храмом Фавна. Если такое предположение верно, то это первая церковь, созданная на базе языческого храма. На самом деле круглая форма Сан Стефано имеется лишь у нескольких церквей, и все они — языческого происхождения.

Еще одну базилику на Эсквилине, рядом с Санта Мария Маджоре, папа Симплиций посвятил Святому Андрею. Ее здание было построено в 317 году консулом Юнием Бассом для совершенно других целей. Оно представляло собой четырехугольную залу, украшенную разноцветной мраморной мозаикой с мифологическими сценами. Присоединив к готовому сооружению апсиду, папа превратил его в христианскую базилику, даже не тронув языческие украшения, что было характерной чертой 5 века. Эти украшения еще долго сохранялись в апостольской базилике. Но в 17 веке вся она была разрушена.

В 483 году папа Симплиций умер. До этого момента епископы Рима (папы) назначались по результатам выборов всей церковной общины города. Избирательный протокол предоставлялся императору, который, после проверки протокола имперскими чиновниками, и утверждал епископа. Этим правом императора решил воспользоваться и Одоакр. Будучи патрицием и королем, он, однако, не принадлежал к католической церкви, поскольку все германцы в то время исповедовали арианство, ересь в понимании католиков.

Одоакр послал в Рим Василия, своего чиновника, префекта претория, который должен был защищать права короля перед народом и сенатом и наблюдать за ходом нового избрания. Василий собрал духовенство в мавзолее императора Гонория, находившегося у церкви Святого Петра, и предъявил ему указ, будто бы признанный Симплицием, по которому избрание папы впредь должно было проводиться с участием королевских послов. Духовенство подчинилось воле короля. Папой был избран Феликс III, римлянин из знатного рода Анициев.

И все же Одоакр оставался в Равенне чужестранцем, которого боялись и ненавидели. Между варварством его соплеменников и римской цивилизацией лежала непреодолимая пропасть. Восточный император Зенон считал его узурпатором и только ждал случая покончить с Одоакром. Случай представился в лице Теодориха, вождя другого воинственного германского племени — остготов. Константинополь страшился повторяющихся набегов остготов на восточную империю, грозивших ей тем же, чем и Одоакр Италии. Зенон вступил в союз с Теодорихом, дав ему звание консула и титул патриция, и отправил остготов на запад, предложив Теодориху освободить Италию от Одоакра.

теодорихВ 488 году Теодорих со своим народом перешел Альпы. Борьба двух германцев за обладание Италией была долгой и жестокой. Разбитый у Вероны Одоакр отступил в Равенну. Римский сенат, находившийся в переписке с Константинополем, вел тайные переговоры с Теодорихом, а когда Одоакр оказался осажденным в Равенне, открыто встал на сторону первого, и уже в 490 году Теодорих послал к Зенону главу сената, патриция Феста, с просьбой о присылке ему королевского одеяния.

Три года Одоакр защищал Равенну, но 5 марта 493 года был вынужден открыть Теодориху ворота. Несколько дней спустя договор между ними был нарушен — по приказанию Теодориха Одоакр и его сторонники были убиты. Возведя себя в сан короля Италии, победитель уже не заботился о утверждении этого звания новым восточным императором Анастасием, занявшим трон после смерти Зенона в 491 году. Утверждение было получено в 498 году. Император вернул Теодориху все отосланные Одоакром в Константинополь регалии римского трона. Это давало ему право управления Италией так, как ей управляли западные императоры.

Новый завоеватель уважал законный авторитет империи, питая чувство благоговения к императору и признавая себя его подданным. Он поселился в Равенне, решив управлять отсюда по римскому образцу. Тем не менее, он отдал треть страны в собственность своим воинам, и местное население подверглось полному разгрому. К тому же Теодорих и его народ принадлежали к арианскому вероисповеданию, что так же грозило будущими неприятностями.

Уцелевшие латиняне стекались в разоренные города, где еще действовали римские законы, муниципальные учреждения и древняя цивилизация, а епископы охраняли национальное единство с помощью церковной организации. Рим тоже страдал от голода и нищеты, но в этот раз избег разрушений войны. Не имея возможности влиять на судьбу Италии, римский народ сосредоточился на делах церкви, найдя в них замену политической жизни.

К этому времени в Риме все еще сохранялся последний языческий праздник — луперкалии, который терпелся официально. Святыней луперкалий была темная пещера у подножия Палатинского холма, в которой мифологическая волчица вскормила Ромула и Рема, основателей Рима. Праздник проходил 15 февраля, главным образом у этой пещеры. Луперки, юноши, участвовавшие в праздновании, появлялись перед народом раздетыми (прикрытыми только фартуками из шкур жертвенных животных) и далее расходились по городу, нанося женщинам удары кожаными ремнями в правую руку, передавая им таким образом благодать плодородия.

Празднование Луперкалий. Андреа Камассеи. 1635

Древний обычай так вошел в жизнь римлян, что они не могли отказаться от него даже после перехода в христианскую веру. Это ежегодное действо приводило в ужас римского епископа, хотя участие в нем к тому времени принимали уже только рабы и простой народ. Воспламененный гневом папа Геласий (492-496) объяснял римлянам, что нельзя одновременно насыщаться и за трапезой Бога, и за столом демонов. Видимо папе удалось убедить сенат отменить праздник, а церковь, следуя своей обычной политике, превратила его в праздник Сретения Господня. Этот новый праздник был установлен на 2 февраля и отмечается в этот день и поныне.

Папа Симмах

Несколькими годами спустя в церкви случилось серьезное столкновение. 22 ноября 498 года при избрании нового папы большинство духовенства проголосовало за сардинца Симмаха. В это время из Константинополя вернулся ведший с императором переговоры о признании Теодориха королем сенатор Фест. Он же участвовал и в переговорах о принятии Генотикона, эдикта, которым еще император Зенон в 482 году пытался положить конец спорам о природе Христа. Восток принял эдикт, но римские епископы отказывались сделать это. Фест был согласен с императором и, подкупив привезенным из Константинополя золотом часть римского духовенства, добился избрания в епископы дьякона Лаврентия, который, в благодарность, обещал утвердить эдикт своей подписью.

В один и тот же день два человека были посвящены в папы: Симмах — в базилике Святого Петра, и Лаврентий — в базилике Святой Марии. Тотчас после этого священники, сенат и народ разделились на два враждебных лагеря. Раскол оказался подобен самой яростной гражданской войне с борьбой в церквях и на улицах. В конце концов Теодорих призвал руководителей враждующих сторон к себе в Равенну. Здесь арианский король своей властью и с полной справедливостью решил, что папой должен быть признан тот, кто выбран большинством. Апостольский престол занял Симмах (498-514).

Спокойствие было восстановлено, и 1 марта 499 года папа Симмах созвал свой первый римский собор в базилике Святого Петра. Этот собор занимался выработкой такого порядка избрания пап, при котором устранялось бы влияние интриг отдельных партий. Для нас соборные акты интересны тем, что по ним можно определить существовавшие к тому времени в Риме титулусы, первые базилики, построенные на основе действовавших во времена гонений домовых церквей. Всего их насчитывается 28:

  • Titulus Praxidae (нынешняя базилика Санта Прасседе)

  • Titulus Vestinae (нынешняя базилика Сан Витале)
  • Titulus S.Caeciliae (нынешняя базилика Санта Чечилия ин Трастевере)

  • Titulus Pammachii (нынешняя базилика Санти Джованни э Паоло; сенатор Паммахий раздал свое имущество бедным, стал монахом и устроил эту церковь)

  • Titulus S.Clementis (нынешняя базилика Сан Клементе)

  • Tituus Juli (нынешняя базилика Санта Мария ин Трастевере)

  • Titulus Chrysogoni (нынешняя базилика Сан Крисогоно)

  • Titulus Pudentis (нынешняя базилика Санта Пуденциана)

  • Titulus S.Sabinae (нынешняя базилика Санта Сабина аль Авентино)

  • Titulus Equitii (нынешняя базилика Сан Мартино аи Монти)

  • Titulus Damasi (нынешняя базилика Сан Лоренцо ин Дамасо)

  • Titulus Matthaei (находилась между Санта Мария Маджоре и Латераном; сейчас не существует)

  • Titulus Aemilianae (где находилась, неизвестно; сейчас не существует)

  • Titulus Eusebii (нынешняя базилика Сант Эусебио аль Эсквилино)

  • Titulus Tigridae (нынешняя базилика Сан Систо Веккьо)

  • Titulus Crescentianae (возможно, нынешняя базилика Салита ди Марфорио, но это не подтверждено)

  • Titulus Nicomedis (находилась где-то на Виа Номентана; сейчас не существует)

  • Titulus Cyriaci (находилась в районе терм Диоклетиана; сейчас не существует)

  • Titulus S.Susannae (нынешняя базилика Санта Сусанна алле Терме)

  • Titulus Romani (сейчас не существует; где находилась, неизвестно)

  • Titulus Vitantii (сейчас не существует; где находилась, неизвестно)

  • Titulus Anastasiae (нынешняя базилика Санта Анастасиа аль Палатино)

  • Titulus Sanctorum Apostolorum (местоположение неизвестно)

  • Titulus Fasciole (нынешняя базилика Санти Нерео э Ахиллео)

  • Titulus S.Priscae (нынешняя базилика Санта Приска)

  • Titulus S.Marcelli (нынешняя базилика Сан Марчелло аль Корсо)

  • Titulus Lucinae (нынешняя базилика Сан Лоренцо ин Лючина)

  • Titulus Marci (нынешняя базилика Сан Марко Евангелиста аль Кампидолио)

Любопытно, что практически все эти древние приходские церкви Рима были посвящены святым — римлянам или служащим римской церкви, принявшими мученическую смерть именно за эту церковь. Среди них нет ни одного греческого святого, и исключение сделано лишь для апостолов — им всем была посвящена одна церковь, и еще по одной посвятили евангелистам Матфею и Марку.

Только эти 28 церквей-титулосов имели право совершать таинства. Каждая такая церковь имела одного пресвитера, но позднее их число возросло до двух и трех, и тогда первый священник стал называться Cardinalis или пресвитер-кардинал. Их число, 28, было установлено при папе Юлии I в 336 году и долгое время не превышалось. Оно соответствовало четырем патриархальным базиликам, в каждой их которых было по 7 кардиналов-пресвитеров, каждый из которых служил обедню один день в неделю.

Но вернемся к Теодориху. Ему, такому же чужеземцу и варвару, как и Одоакр, удалось, в отличие от последнего, внушить к себе уважение римлян. Его справедливость и мужество, а так же внимание к устройству римской государственности, расположили к нему народ. Да и господство германцев в Италии стало уже обыденностью.

теодорих
Теодорих, король остготов. Феликс Кастелло. 1635

Готский король не тронул ни одного из установлений римской республики, ничего не изменив ни в политической, ни в гражданской жизни Рима. Даже себе он взял патрицианское имя Флавиев. Его 17 посланий к сенаторам написаны официальным стилем римских императоров и содержат в себе уважение к достоинству сената и намерение сохранить и возвысить его значение. Теодорих сохранил все должности, бывшие при императорах, постаравшись вернуть им их значение. Не изменилось и римское законодательство. Можно сказать, что для обеспечения своего положения в Италии, ему было просто необходимо встроиться в существовавшую веками систему. Тем не менее, система эта уже стала безжизненной, и ее искусственная поддержка делала невозможной гражданскую реорганизацию Италии в соответствии с требованиями нового времени и служила лишь на пользу церкви, которая с распадом государства только усиливала свое влияние.

Теодорих вступил в Рим в 500 году как император, и римские льстецы приветствовали его как нового Траяна. Руководимый разумной предусмотрительностью, король-арианин сначала проследовал в базилику Святого Петра, где вознес свою молитву над могилой апостола «с великим благословением и как католик», а уже затем торжественно направился в Рим через Адрианов мост. Эта процедура в дальнейшем повторялась всеми его преемниками, носившими титул императора.

Теодорих разместился в давно пустовавшем императорском дворце на Палатине, чем привел римлян в восторг, дав им насладиться давно невиданным зрелищем вступления их властителя в курию. Здесь, с помоста сената, Теодорих обратился к народу с приветствием. Речь короля, не имевшего литературного образования и произнесенная на северном диалекте латыни, была краткой. Он объявил римлянам, что будет охранять все прежние установления императоров и велит выгравировать свое обещание на медной доске.

Эдикты Теодориха, записанные сенатором Кассиодором, дают нам возможность представить тогдашнее состояние Рима. Вместе с тем они свидетельствуют и о заботах короля, направленных на сохранение города и, видимо, более достойного владеть Римом, чем многие императоры до него.

Кассиодор говорит о многочисленных статуях и чрезмерном множестве конных статуй. Ни отвращение христиан к изображениям языческих богов, ни хищения Константина, ни разграбления Рима германскими племенами не смогли опустошить неистощимые сокровища римского искусства. Пусть число статуй уже не равнялось числу горожан, но их оставалось так много, что едва ли представлялось возможным сосчитать. Теперь особый начальник, имевший титул comitiva romana и подчиненный непосредственно префекту города, должен был наблюдать за сохранностью статуй. Разумный Теодорих признавал, что лучшей охраной произведений искусства во времена общего упадка служит не любовь к прекрасному, а уличная стража. Эта же охрана была распространена и на провинции.

Но сами римляне уже настолько впали в варварство, что никакие указы Теодориха не могли обуздать население, и ему оставалось лишь сокрушаться о том оскорблении, которое они наносили памяти своих предков, обезображивая прекрасные творения. Обнищавшие и деморализованные горожане, не имея возможности утащить целые статуи, отбивали у них отдельные части и вытаскивали из мраморных плит металлические скрепы. В конце Средневековья потомки этих римлян с изумлением смотрели на образовавшиеся в стенах провалы и приписывали разрушения тем самым готам, которые пытались уберечь город.

Теодорих считал своим долгом как охрану наследия древних римлян, так и пополнение города достойными его сооружениями, хотя никогда не собирался делать Рим своей резиденцией. Он назначил городского архитектора, подчиненного префекту, и возложил на него заботу о сохранении памятников и возведения новых сооружений в точном соответствии древнему стилю. По примеру прежних императоров Теодорих стал ежегодно отчислять часть доходов на реставрацию зданий, а на поддержание в порядке городских стен отпускать по 25 000 кирпичей. Не меньшая забота была уделена клоакам и акведукам.

теодорих
Солид Теодориха

Многие здания ослабели и начали расползаться под своим огромным весом. На восстановление дворца цезарей, в котором Теодорих останавливался по приеду в Рим, им была назначена ежегодная сумма в 200 фунтов золотом из налогов на вино. Восстановление театра Помпея было поручено сенатору Симмаху. Хорошо сохранились к этому времени форум Траяна, Колизей, Большой Цирк и, возможно, Капитолий.

Колизей (амфитиатр Флавиев) и Большой Цирк все еще служили местом игр, так любимых римлянами. Король, сокрушаясь о грубости развлечений римлян, нашел, что с ней приходится мириться, поскольку видел, что даже церковь не смогла искоренить подобные зрелища. Поэтому при каждом торжественном случае по-прежнему устраивались увеселения. Историки той эпохи отмечают, что Теодорих, пребывая в Риме, устраивал для народа зрелища в амфитеатре и цирке. Другие заведения, такие как цирки Фламиния и Максенция, при этом совершенно не упоминаются.

Колизей ремонтировался уже несколько раз. В 422 году он пострадал от сильного землетрясения и был восстановлен при Валентиниане III. Какие-то исправления проводились между 467 и 472 годами. В начале 6 века он пережил еще одно землетрясение и восстановление уже при Теодорихе. Гладиаторские бои исчезли с его арены еще при Гонории, но римляне, привыкшие наслаждаться видом крови по-прежнему имели возможность наблюдать за травлей диких зверей, промежутки в которой заполнялись борцами.

Большой Цирк впервые был построен еще при царях и в том или ином виде пережил все периоды существования города. После большого пожара при Нероне он был восстановлен Траяном, а последнее украшение — огромный египетский обелиск — в пару установленному Августом поставил Констанций. Оба обелиска существуют до сих пор — один стоит перед Латераном, а второй — на Пьяцца дель Пополо.

Сократившееся население Рима уже не заполняло собой 150 000 мест вокруг арены. К 500 году часть мраморных сидений была разрушена, портик поврежден, а наружные лавки покинуты торговцами. Статуи, установленные здесь Септимием Севером, были похищены или изуродованы. Тем не менее сооружение продолжало функционировать, давая повод к кровавым столкновениям. Происходило это, правда, вследствие страстной борьбы существовавших в народе цирковых партий.

большой цирк
Большой Цирк. Реконструкция

Эти партии — prasina (зеленые) и veneta (серо-голубые) яростно враждовали между собой. Так народ заменял утраченное им участие в государственной жизни. И хотя в римском цирке не проходило таких кровавых столкновений, как в константинопольском, где в 501 году во время драки голубых и зеленых погибло более 3000 человек, здесь тоже не было недостатка в побоищах среди зрителей.

В 509 году двое сенаторов, приверженцев голубых, напали на зеленых и убили одного человека. Если в Константинополе зеленые после такого события могли поджечь город, то не столь горячие римляне обратились к помощи властей. Теодорих приказал предать обоих сенаторов суду, после чего издал закон, каравший любое насилие сенатора над свободным человеком. Тем же сенаторам, которые в своем высокомерии не были способны спокойно относиться к оскорбительным и презрительным возгласам народа, король напоминал в каком месте они находятся — «В цирке не приходится искать Катонов». По словам самого Теодориха, он сохранял цирковые игры только потому, что не находил в себе сил бороться с детскими наклонностями народа и думал, что мудрость велит иногда делать уступку глупости.

Проявлял Теодорих и заботу о благополучии самих римлян, конечно, настолько, насколько позволяли средства. Некоторые историки восхваляют этот период как золотой век, но золотым он был лишь по сравнению с недавним прошлым. Была восстановлена раздача мяса и масла. Ежегодно народу выделялось 120 000 модиев (1 038 480 литров) зерна. Бедные в госпиталях Святого Петра дополнительно получали 3000 медимнов (157 500 литров) зерна ежегодно. Цены были снижены настолько, что за 1 солид можно было купить 60 модиев (около 525 литров) пшеницы или 30 амфор вина. Сенаторы смогли вернуться в свои разоренные виллы, не опасаясь новых варварских разграблений. После трагических событий последних лет Рим, казалось бы, возвращался в состояние мирного благополучия.

Беда пришла откуда не ждали. И ее причиной стал церковный фанатизм. Будто публика в Большом Цирке, римская церковь распадалась на партии.

Вернемся к первому расколу, сопровождавшему избрание папы Симмаха. После его утверждения Теодорихом враждовавшие партии в течение шести месяцев сохраняли внешнее спокойствие (возможно, из-за пребывания в городе короля). Однако далее спор вспыхнул в еще более ожесточенной форме. Симмах удалил Лаврентия из Рима, но руководившие противной партией священники и сенаторы вернули его и предъявили королю обвинения против папы. Для расследования дела Теодорих послал в Рим епископа Петра из Альтинума и приказал созвать собор для восстановления мира.

Этот собор, Synodus Palmaris, на котором присутствовало 115 епископов, состоялся в январе 499 года в портике базилики Святого Петра, а затем — в базилике Юлия (Санта Мария ин Трастевере). Однако здесь возникли шумные беспорядки, и собор было решено перенести в Сан Кроче ин Джерусалемме. По дороге на собравшихся напала вооруженная партия Лаврентия, и многие приверженцы папы были убиты. Собор снова собрался у Святого Петра и признал правоту Симмаха, осудив Лаврентия. Симмах был восстановлен на престоле Святого Петра. 6 ноября 502 года Симмах снова созвал собор в базилике Святого Петра. На этот раз епископы отменили декрет Одоакра, по которому избрание папы должно было происходить при участии королевских представителей. Теперь папа должен был избираться без влияния светской власти.

Все это так и не принесло спокойствия в город. Еще несколько лет враждующие партии дрались на улицах, зачастую доводя дело до убийств. Многие священники были забиты палками прямо у церквей. Даже монахини в монастырях подвергались насилию. Конечно, не обошлось и без грабежей. Успокоился Рим только к 514 году.

Фонтан базилики Святого Петра. Рисунок неизвестного автора. 1525 год

В промежутках между этими сражениями Симмах находил время для того, чтобы украсить существующие церкви и учредить ряд новых. Особое внимание было уделено базилике Святого Петра. Атриум выстлали мраморными плитами, а кантарус (род фонтана) и стены квадрипортика покрыли мозаикой. Для народа перед базиликой устроили дополнительный источник воды, ставший предшественником двух современных фонтанов. Лестницу расширили, а по двум ее сторонам выстроили жилые помещения для епископа (епископии). Неподалеку была построена базилика Святого Андрея. При базиликах Святого Петра, Сан Паоло фуори ле Мура и Сан Лоренцо фуори ле Мура были устроены госпитали. На Яникуле была построена базилика Святого Панкратия, стоящая в измененном виде и поныне.

Симмах умер в 514 году, и на его место был избран Гормизд (514-523), девять лет правления которого прошли довольно спокойно. Но при его преемнике, Иоанне I (523-526), добрые отношения между Теодорихом и католической церковью были нарушены. В 523 году восточный император Юстин издал эдикт, предписывавший преследовать ариан во всем государстве. По всей вероятности, он преследовал цель поколебать авторитет арианина Теодориха в Италии и вернуть запад под власть греков.

Подстрекаемый римским католическим духовенством, латинский народ начал испытывать вражду к чужеземцам-арианам, которые, став господами в Италии, не отказались от своей ереси. Конечно Теодорих заподозрил в неблагодарности и измене город, которому он оказал столько благодеяний, тем более, что сам он проявлял полную терпимость к католическому вероисповеданию. Полный гнева, он объявил, что за преследование ариан на востоке он запретит католическое богослужение в Италии. После этого король приказал сравнять с землей один молитвенный дом в Вероне (возможно, тому была причина) и запретил итальянцам носить оружие. После почти 33-летнего правления, давшего мир близкой к гибели Италии, король понял, что так и остался чужаком, и ради самосохранения был вынужден прибегнуть к деспотическим мерам.

По подозрению в государственной измене были казнены два сенатора, Боэтий и Симмах. Вызванный из Рима в Равенну папа Иоанн по приказанию Теодориха отправился в Константинополь, чтобы добиваться возвращения прав гонимым на востоке арианам. Однако Юстин принял его не как посла готского короля, а как главу католического христианства, со всем подобающим почетом и демонстративным торжеством. Важнейшие задачи посольства остались нерешенными, и по возвращении в Равенну папа был заключен в тюрьму, где и скончался 18 мая 526 года.

После этого Теодорих отказался от снисхождения, оказываемого им ранее католической церкви, и решил подчинить своей воле процедуру замещения престола Святого Петра. Как на очередного кандидата он указал на Фимбрия из Беневента, и трепетавшие от страха римляне избрали того папой под именем Феликса IV (526-530). Этот акт, обходимый молчанием книгой пап (Liber Pontificalis), имел важные последствия. С этого момента преемники Теодориха считали своим правом утверждать каждого папу.

30 августа 526 года Теодорих умер в Равенне после непродолжительной болезни. Книга пап утверждает, что эта смерть была ниспослана Богом в наказание за те мучения, которым был подвергнут папа Иоанн. Гот Иордан говорил, что когда король достиг преклонного возраста, он призвал к себе готских графов и объявил королем своего едва достигшего десятилетия внука Аталариха. Он так же завещал им охранять своего короля, любить сенат и римский народ и относиться к греческому императору с миролюбием и добрым расположением.

Правление Теодориха было первой попыткой германцев основать на развалинах империи новый мировой порядок, сочетавший в себе римскую культуру с северным варварством. Он стал предтечей Карла Великого, первым остановившим все еще идущие волны переселений и планировавшим объединить под одной властью все германские народности.

Память о Теодорихе, благородном чужеземце, правившем Римом и Италией до сих пор живет во многих, отстроенных им городах. В Равенне находится его огромный круглый надгробный памятник с монолитом в виде купола, над которы некогда возвышалась порфировая урна. В Вероне показывают замки Теодориха, и даже в Южной Террачине развалины одного из замков носят его имя. Это имя восхваляется в древней надписи, говорящей, что он восстановил Аппиеву дорогу и осушил Понтийские болота. Конечно, множество статуй короля было воздвигнуто и в самом Риме, но ни одна из них не сохранилась. Лишь Мавзолей Адриана, по образцу которого Теодорих, вероятно, приказал выстроить собственный в Равенне, в течение нескольких веков назывался «домом или темницей Теодориха», поскольку король пользовался им как государственной тюрьмой.

теодорих
Мавзолей Теодориха в Равенне

Римлянам никогда не стоит забывать о том, с какой заботой Теодорих охранял их памятники и культуру, чего нельзя сказать о их собственных предках. Впрочем, итальянские историки беспристрастно воздали хвалу доблестям великого готского короля.

Далее: Готы. Амалазунта (526-535) и Теодат (535-536)
Назад: Империя. Доминат. Основные события.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля