Сант Эусебио аль Эсквилино

Сант Эусебио аль Эсквилино (Sant’Eusebio all’Esquilino) – бывшая монастырская церковь 18 века, построенная на древнем фундаменте и, возможно, содержащая основу 13 века. Сейчас она является приходской и титулярной и посвящена Святому Эусебио Римскому.

сант эусебио аль эсквилиноЛичность святого, которому посвящена церковь, имеет проблемы с идентификацией. По одной традиции считалось, что он был замучен вместе с несколькими единоверцами во время правления императора Валериана, около 255 года. Однако сейчас историки сошлись на том, что такой мученик никогда не существовал, и он был удален из Римского мартиролога.

Была путаница и со Святым Эусебио Верчелли, итальянским епископом 4 века, одним из основателей каноников. Но он не был мучеником. Позже была сочинена басня про то, что он умер от голода в поддержку Никейского Символа веры против Арианского императора Констанция II, но это откровенный вымысел. Пересмотренный римский мартиролог (2001) перестал отождествлять этого епископа со Святым Эусебио, а святого стал упоминать просто, как давшего свое имя церкви. Другими словами, признано, что никто не знает, кем был этот святой.

Первое историческое упоминание церкви находится в рисунках на стенах катакомб, датирующихся 474 годом. Археологические исследования подтверждают время строительства на рубеже 5 века. Это означает, что Сант Эусебио аль Эсквилино — одна из самых старых римских церквей. Это был один из первых титулосов или приходских церквей, известный как Titulus Eusebii.

Остатки от античных времен были найдены к югу от трансепта, позади святилища. Особенности конструкции стен позволяют отнести их к концу 2 века, а найденные в 1875 году надписи, говорят о том, что здесь или поблизости было святилище Юпитера. Предположение о том, что эти остатки принадлежат домовой церкви, не имеет археологического подтверждения. Сама церковь впервые была основательно перестроена около 750 года.

сант эусебио аль эсквилиноСледующая реконструкция с повторным посвящением была проведена в 1238 году папой Григорием IX. Памятную табличку об этом событии можно увидеть в притворе церкви, справа от двери. Примерно в это же время была построена колокольня.

В 1289 году церковь была передана целестинской общине реформированных бенедектинцев, ныне не существующей. Она была основана в 1259 году итальянским отшельником Пьетро да Морроне (ставшим позже папой Целестином V). Он правил всего 9 месяцев до своего смещения и был канонизирован как Святой Петр Целестинский, после того, как его преемник Бонифаций VIII умертвил его в тюрьме. Монахи выстроили монастырь, до сих пор находящийся справа от церкви и получивший статус аббатства в 1627 году. Алтарь, пресбитерий и хоры были перестроены Онорио Лонги в 1600 году.

Следующая перестройка Сант Эусебио аль Эсквилино началась в 1711 году под патронажем кардинала Энрико Энрикесом. Архитектором был назначен Карло Стефано Фонтана, племянник более знаменитого Карло Фонтано. Видимо, перестроил он только фасад, поскольку средневековые стены были еще целы в 1748 году.

Полная реконструкция началась в 1753 году и заняла у архитектора Николо Пиккони 6 лет. Ему принадлежит существующий сейчас интерьер, хотя остались нетронутыми хоры и алтарь Лонги. Весьма вероятно, что часть колонн аркад нефа конструкции 13 века сохранилась внутри современных столбов. Оригинальная колонна осталась нетронутой.

сант эусебио аль эсквилино
Церковь Сант Эусебио. Джузеппе Вази, гравюра, 1753

Целестинская община была разогнана Французской Революцией, а позже, в 1810 году, совсем запрещена приказом Наполеоновского имперского правительства. В дальнейшем церковный комплекс был передан Иезуитам, которые стали использовать монастырь в качестве приюта. Они, в свою очередь, были изгнаны итальянским правительством в 1873 году. Будущее церкви решилось в 1889 году, когда здесь был создан и укомплектован духовенством приход. Монастырь в настоящее время занят службой общественной безопасности.

Фасад Сант Эусебио аль Эсквилино оказался поднят из-за понижения уровня улицы и теперь ко входу нужно подниматься по ступеням. Лестница построена в конце 19 века. Первый ярус содержит внутреннюю лоджию с четырьмя огромными дорическими пилястрами. Между ними — пять арок на импостах, ведущие в лоджию. Центральная арка чуть шире остальных и имеет украшения. Перед ней — статуя Мадонны с Младенцем, «Святая Матерь Божия, Белее Снега».

сант эусебио аль эсквилиноНа втором ярусе фасада расположены пять одинаковых прямоугольных окон, разделенных четырьмя ионическими пилястрами, капители которых украшены венками. Фронтоны окон весьма своеобразны. Пилястры поддерживают антаблемент с посвятительной надписью и датой 1711. Над ним располагается треугольный фронтон со статуями святых по краям. Один из них — Святой Эусебио, другой — Святой Винсент, младший покровитель церкви. Фронтон загорожен большим тимпаном с поврежденным гербом папы Климента XII. На верху тимпана сядят два ангела.

По сторонам входной двери прикреплена пара мраморных табличек, предлагающих индульгенции посетителям. Та, что справа, датируется 1238 годом, а левая принадлежит папе Григорию XIII (1572 год).

сант эусебио аль эсквилиноКирпичную колокольню можно увидеть только заглянув сверху правой стороны фасада. Находится она в северном углу монастыря и окружена монастырскими зданиями. Колокольня имеет пирамидальную черепичную крышу. На каждой стороне расположены по три звуковых отверстия, сформированные аркадами, арки которых разделены известняковыми колоннами. Исследование с помощью бинокля покажет коричневые эллипсы над и под этими отверстиями, представляющие собой концы анкерных стержней, скрепляющих конструкцию. Можно заметить и остатки зеленого серпентина, говорящие о том, что изначально колокольня была украшена многоцветной облицовкой.

Окно за главным алтарем имеет внушительные барочные украшения, которые можно рассмотреть с улицы Via Principe Amedeo. Оно имеет форму трапеции с изогнутым верхом. Каменная рама украшена завитками, кисточками, раковиной и головой крылатого херувима.

Прилегающий монастырь 16 века имеет прямоугольную форму. Фонтан приписывается работе Доменико Фонтана. Сейчас здесь располагается полицейская казарма, не предполагающая возможности посещения здания.

сант эусебио аль эсквилино
Внутренний двор монастыря Сант Эусебио. Пол Летаруилль. 1850

Неброско оформленный Пиккони интерьер выдержан в кремовых тонах с небольшим количеством позолоченной лепнины. Центральный неф отделен от боковых аркадами, состоящими из четырех арок с каждой стороны. Арки разделены огромными двойными ионическими пилястрами. Боковые нефы имеют сводчатые потолки с эллиптическими блюдцами куполов.

сант эусебио аль эсквилиноЦентральный неф также имеет сводчатый потолок, разделенный поперечными ребрами, расположенными между окнами. На потолке находится фреска Святой Эусебио Во Славе, созданная Антоном Рафаэлем Менгсом в 1757 году. Это наиболее значимая работа в церкви.

сант эусебио аль эсквилиноНад триумфальной аркой — герб кардинала Энрико Энрикеса, под которым располагается длинная надпись на мраморе, выполненная в виде куска ткани, удерживаемого двумя ангелами.

сант эусебио аль эсквилиноГлавный алтарь — доминирующая работа в стиле барокко с четырьмя коринфскими колоннами из красно-белого мрамора. Алтарный образ — икона Мадонна с Младенцем Помпео Батони — находится в лучах Славы, являющихся частью лепного барельефа. Добавленные позже святые поклоняются иконе. Тот, что справа, держащий пальмовую ветвь, как символ мученичества, предположительно, Святой Эусебио. Слева, возможно, Святой Амброзий.

сант эусебио аль эсквилиноВ треугольный фронтон вставлена еще одна картина, изображающая Апофеоз Святого Юстаса, причем рама картины имеет собственный фронтон. Художник неизвестен. Под алтарем погребены мощи Святого Эусебио Болонского, оплатившего постройку первой церкви в 5 веке (не путать со святым, которому посвящена церковь).

сант эусебио аль эсквилиноЗа главным алтарем располагаются деревянные хоры 1600 года. Они имеют собственный алтарь с Распятием работы Чезаре Роззетти. Перед ним проводились монашеские службы в обычные дни.

сант эусебио аль эсквилино
Святой Антоний Падуанский

Сант Эусебио аль Эсквилино имеет по четыре часовни (на самом деле просто алтари) в каждом из боковых нефов. Их оформление довольно посредственное и не привлекает внимания исследователей.

Первая справа от входа — часовня Пресвятого Сердца Иисуса. Желтый сиенский мрамор пилястр и всего остального выглядит слишком аляповато, чтобы быть настоящим. Скорее всего, это крашеная штукатурка. Следующий алтарь имеет образ Мадонны с Младенцем, Которым Поклоняется Монахиня, возможно, Святая Катерина Сиеннская.

Третий правый алтарь содержит статую епископа или священника, держащего книгу. Возможно, это Амброзий Медиоланский, а книга — атрибут врача. Выше находится голубь, как образ Святого Духа.

сант эусебио аль эсквилино
Пьета

Образ четвертого алтаря создан Андреасом Рутхардом (1630-1703), который был монахом этого монастыря. Это один из лучших здешних алтарей с коринфскими колоннами из красно-белой сицилийской яшмы. Тема картины — Святой Бенедикт Принимает Своих Учеников Мауруса и Пласида.

Дальний левый алтарь посвящен Святому Антонию Падуанскому и имеет его современную отвратительную статую. Третий левый алтарь содержит современную пьету, обрамленную алебастровыми колоннами.

Второй левый алтарь имеет статую Мадонны с Младенцем из многоцветной глазурованной керамики в голубой нише с геральдической лилией. Ближайший левый алтарь содержит картину Рутхарда Избрание Святого Петра Целестинского. Оформление очень похоже на алтарь Святого Бенедикта.

Церковь Сант Эусебио аль Эсквилино открыта с 7:30 до 9:00 и с 17:30 до 19:00 с понедельника по четверг.

Мессы служатся в 7:30 и 18:30 в рабочие дни, в 9:00 и 18:30 по субботам и в 9:00, 10:30 и 18:30 по воскресеньям.

В праздник Святого Антония Великого Египетского, 17 января, на площади проводится благословение животных. Это старая традиция, осуществлявшаяся ранее перед церковью Сант Антонио Абате аль Эсквилино, пока дорожный трафик 20 века не сделал это занятие опасным. Благословлялись сельскохозяйственные животные, во множестве присутствовавшие в этом районе, поскольку в те времена здесь находились сельские земли. Традиция стала настолько популярной в начале 19 века, что в 1831 году епархия запретила ее копирование священниками других церквей под угрозой отстранения от службы.

В настоящее время сюда приносят исключительно домашних животных, особенно жутких маленьких собачек, выглядящих как крысы в обуви на платформе. Местные жители называют их lupe di Roma modernaволки современного Рима.

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля