Санта Мария Маджоре. Часть 4. Внутренние помещения и алтари

Описание внутренних боковых помещений и алтарей базилики Санта Мария Маджоре дается с начала правого бокового нефа и продолжается против часовой стрелки.

санта мария маджореПервой идет так называемая часовня Патрици. Это семейство римских аристократов любило притворяться, что ведет свой род от Иоанна Патриция из легенды об основании церкви, и поэтому алтарный образ здесь изображает Явление Богоматери во сне Иоанну Патрицию. Написал его Джузеппе Пулья в 1635 году. Алтарь посвящен Богоматери Снега. Он расположен во впечатляющем сооружении с парой коринфских колонн из черного мрамора, поддерживающих разделенные половинки треугольного фронтона, в который вставлено панно с фамильной геральдикой, поддерживаемое парой ангелов. Алтарный образ, в свою очередь, обрамлен парой маленьких композитных колонн из розовато-серого мрамора с фронтоном, в который вставлена панель с посвящением.

Справа от алтаря расположен памятник Констанцо Патрици (1623), слева — Патрицио Патрици (1611). На стене слева от алтаря находится еще один монумент из полихромного мрамора, поставленный Массимилиано Пернтейну, пражскому дворянину, находившемуся на папской дипломатической службе и умершему в 1593 году в возрасте 18 лет.

Порфировая урна, установленная Фугой перед главным алтарем, раньше находилась в этой часовне и хранила, предположительно, мощи Иоанна Патриция и его жены. Однако, власти решили, что их подлинность не доказана, и захоронили мощи под полом нефа.

Блок ризницы, включая баптистерий, был спроектирован Фламинио Понцио в 1605 году в рамках обширной программы строительства дополнительных помещений базилики, заказанной папой Павлом V. Изначально баптистерий был часовней Зимнего Хора, в которой каноники отмечали литургию часов в зимнее время, когда в главной базилике становилось холодно. Однако, в 1825 году папа Лев XII приказал каноникам переместиться в часовню Сфорца, чтобы Валадье преобразовал часовню Зимнего Хора в баптистерий. Папа также передал сюда античную порфировую ванну из музеев Ватикана.

Баптистерий состоит из двух помещений — прихожей и собственно крестильни. Оба помещения имеют сводчатые потолки. В прихожей есть две большие боковые двери. Левая ведет в часовню Святого Михаила, а правая — в ризницу. Эти две церемониальные двери окружены парами гораздо меньших, предназначенных для ежедневного использования.

Квадратная прихожая имеет потолок в форме усеченной пирамиды с четырьмя люнетами, три из которых содержат окна, а один находится над аркой входа в крестильню и украшен гербом папы Павла V. Склоны потолка имеют ряды кессонов, желтых в бледно-сером на белом фоне. Люнеты содержат венки в такой же цветовой схеме. Очаровательная центральная панель, выполненная Доменико Креспи, содержит музыкальную группу из пяти ангелов — вокал, орган, лютню, скрипку и флейту, а так же публику. Пара херувимов удерживает исполняемую ими музыку, являющуюся антифоном в честь Непорочного Зачатия. Это слова Gaude Maria, a Deo electa ante quam genita, quae benedictionibus es praevisa dulcedines (Радуйся, Мария, избранная до рождения Бога, предвиденная благословениями сладости). Женоподобный вокалист, выглядящий довольно диспептическим, имеет крылья, выкрашенные в зеленый, белый и красный цвета (в то время они еще не были национальными цветами Италии).

санта мария маджореНа левой стене прихожей находятся памятники Инноченцо Мерло (1704) с портретом в половину роста (слева) и знаменитому Маркизу Антонио Нигрита (справа), умершему в Риме в 1608 году. Он был послом Алонсо II, правителя Королевства Конго (современная Ангола). Настоящее имя короля было Мпангу а Ними а Лукени, и он стремился к распространению христианства в своем королевстве в рамках кампании сопротивления португальской агрессии. Он отправил одного из своих вельмож, Антонио Эмануэле НФунта, в Рим, но тот, к сожалению, умер (возможно от малярии). Ему устроили роскошные похороны. Бюст выполнен Франческо Капорале, хотя веками утверждалось, что это был Бернини. Над дверью находится майолика с изображением Святого Иосифа с Младенцем-Христом.

На стене входной двери, в овалах — два бюста пап с митрами и перекрещенными ключами, удерживаемыми над ними херувимами. Справа — Климент XII, слева — Бенедикт XIV. Над дверью — медальон с портретом папы Климента XI, окруженный двумя большими табличками с записями о реставрациях, сделанных папами Львом XII и Григорием XVI.

На правой стене прихожей — два памятника с бюстами. Справа — памятник Одоардо Сантарелии (1640) работы Аллессандро Альгарди, слева — памятник Людовико Сарего (1625). Над дверью расположена запись о реставрации папы Пия IX и его маленький бюст 1864 года. Запись обрамлена двумя каменными подсвечниками с маленькими бронзовыми драконом и орлом.

Вход в крестильню оборудован решетчатыми воротами, обрамленными парой античных ионических колонн из красного Асуанского (Египет) мрамора, несущих на себе архивольту.

Своды крестильни украшены позолоченной лепниной с кариатидами и херувимами, и фресками, изображающими Непорочное Зачатие с Пророками и Отцами Церкви. Центральная панель содержит образ Богоматери, а диагональные — четырех пророков. Четыре Римских Отца Церкви изображены в больших люнетах. Меньшие заняты херувимами. Два боковых люнета содержат фрески со сценами из апокрифической легенды о рождении Богородицы — Святые Иоахим и Анна Входят в Золотые Врата Храма и Благовещение Святому Иоахиму.

санта мария маджореУ дальней стены свод исходит от двух ионических колонн из Эвбейского (Греция) циполина. Они обрамляют алтарное сооружение, само имеющее пару мраморных колонн, поддерживающих на импостах два фрагмента фронтона. В разрыв фронтона вставлена алебастровая панель с головой херувима наверху. Передняя часть алтаря тоже алебастровая, с бронзовыми и мраморными деталями. Алтарный образ — мраморный барельеф Успение работы Пьетро Бернини, отца Джованни Лоренцо. Над сооружением — оранжевая стеклянная панель Тайна Троицы, Почитаемой Ангелами.

Купель утоплена ниже уровня пола и окружена балюстрадой с четырьмя проходами, обрамленными восемью бронзовыми шарами. Спуск к ней оформлен тремя круговыми ступенями. Это античная порфировая ванна с добавленными к ней бронзовыми деталями. В центре крышки находится позолоченная бронзовая статуя Иоанна Крестителя, выполненная Джузеппе Спанья по проекту Валадье.

санта мария маджореБоковые стены содержат мраморные погребальные памятники в стиле барокко. Справа это — Джованни Анджело Фрументо, Кристофоро Баттелло и Франциско Херрера. Под средним расположен бюст папы Бенедикта XIII работы Браччи. Слева — Алессандро Бонавентура и Децио Аццолино Фирмано с окном между ними.

Следующей по правой стороне, идет ризница, комплекс из четырех комнат в блоке, построенном Понцио в 1605 году. Место для ризницы, находящейся, как правило, возле главного алтаря, весьма необычное.

Первой идет большая комната, называемая Ризницей Каноников, вход в которую находится в прихожей баптистерия. Здесь находятся оригинальные шкафы из орехового дерева, покрытые замысловатой резьбой, включающей в себя эмблемы Павла V. На потолке изображена Коронация Богоматери, а люнетах — сцены их ее жизни. Алтарь ризницы имеет образ Мадонны с Младенцем работы Сципионе Пульцоне. Справа от алтаря находится маленькая часовня Благовещения, дальней стеной которой является правая стена входного портика базилики.

Малая Ризница так же имеет свой вход из прихожей баптистерия, на притолоке которого написано Sagrestia (ризница). Две потолочные фрески этого помещения изображают Нахождение Святого Семейства в Египте и Обрезание Христа. На стенах расположены два барельефа — Богоматерь с Ангелами и Святые Иероним и Бернард. В дальнем правом конце Малой Ризницы находится маленькая часовня, посвященная Святому Духу. Ее фреска изображает Пятидесятницу.

С левой стороны в конце Ризницы Каноников находится комната, изначально бывшая часовней, но используемая сейчас как дом главы каноников (Aula Capitolare). Фрески потолка показывают Успение Богоматери и четыре добродетели — Милосердие, Веру, Смирение и Целомудрие. На стенах находятся несколько скульптур из балдахина средневекового главного алтаря, разрушенного Фугой. Это Мадонна с Младенцем, Христос, святые и пророки работы Мино дель Риами 1451 года.

Небольшая винтовая лестница между Aula Capitolare и Малой Ризницей, спроектированная Джованни Лоренцо Бернини, ведет на верхний этаж блока, в том числе к папским апартаментам. Если вы — обычный посетитель, то доступ сюда вы можете получить только через музей. Там вам предложат экскурсию до Лоджии с ее мозаикой и до этих апартаментов, имеющих вход в правом конце Лоджии.

санта мария маджоре
Лестница Бернини

Апартаменты были оборудованы в 1605 году, и эта дата находится на камине в стиле раннего Барокко. Неокрашенный деревянный потолок содержит геральдику папы Павла V. Здесь находятся ряд музейных экспонатов и коллекция картин, наиболее интересной из которых является Шествие Святого Карло Борромео Доменико Муратори.

«Путеводитель Христианина по Риму», написанный Стэнли Лаффом в 1967 году говорит, что можно попросить ризничего показать вам ризницу и комнаты за ней. Это было более спокойное, менее занятое время. Сейчас ризницы закрыты для простого посетителя и попасть в них можно только при серьезном научном интересе и с разрешения опекуна базилики.

Большая дверь в левой стене прихожей баптистерия ведет в бывшую средневековую часовню Святых Михаила и Петра в Цепях, в которой сейчас расположен магазин базилики Санта Мария Маджоре. После реставрации базилики Фугой она долгое время служила просто притвором на выходе во двор.

В средневековье эта часовня была отреставрирована по заказу кардинала Гийома дЭстоутевилля (1443-1483). Ее расширили, украсили фресками и добавили апсиду, которая сейчас не существует. Сводчатый потолок подпирался колоннами, которые были удалены. На потолке сохранились фрагменты фресок 15 века, изображавших четырех евангелистов. В люнете — Христос в Могиле с Двумя Ангелами, а на стене — неоконченная работа Святой Михаил, Побеждающий Дракона.

сангта мария маджоре
Христос В Могиле С Двумя Ангелами

За этой бывшей часовней находится боковой двор базилики. По нему нужно пройти, чтобы добраться до музея. Наиболее интересен здесь мемориал, установленный папой Климентом VIII в 1596 году в честь обращения короля Франции Генриха IV (до восшествия на трон он был протестантом). Это тонкий сужающийся монумент в виде ствола пушки на постаменте с распятием на вершине.

санта мария маджоресанта мария маджореРаньше этот мемориал стоял у Аббатства Сант Антонио на Эсквилине, но в 1881 году был перенесен сюда, поскольку стал представлять опасность для дорожного движения. Сама пушка выполнена из красного гранита, а ее жерло — из серого. На вершине — стилизованная известняковая капитель, на которой и установлено бронзовое распятие. Необычно, что его обратная сторона имеет бронзовую статуэтку Матери с Младенцем. Еще здесь находится восьмиугольное травертиновое устье источника, датируемое правлением папы Григория XIII.

Левее баптистерия (по правой стороне нефа) в нишах расположены два алтаря. Первый из них посвящен Святому Семейству. Эллиптический алтарный образ показывает семейство со Святой Анной. Его автор — Агостино Масуччи. Алтарь не имеет какого-либо сооружения, но его образ поддерживается лепными летящими ангелами работы Браччи.

Следующий алтарь выполнен в том же стиле, за исключением того, что здесь Браччи придал ангелам другие позы. Этот алтарь посвящен Блаженному Николо Альбергати. Автор алтарного образа — Стефано Поцци.

Далее располагается часовня Святых Мощей, спроектированная Фердинандо Фугой и построенная в 1750 году. На самом деле часовня посвящена Распятию, а ее алтарный образ — распятие 15 века, стоявшее раньше над алтарем справа от входа в базилику до возведения мемориала папе Клименту IX. В оформлении часовни Фуга использовал десять порфировых коринфских колонн, находившихся до того в средневековом святилище базилики. Стены облицованы желтым сиенским мрамором. Этот же камень использован для хранилищ реликвий, давших современное название часовне и выполненных в виде сооружений с треугольными фронтонами.

санта мария маджоре
Часовня Святых Мощей (Часовня Распятия)
санта мария маджоре
Алтарь Благовещения

Следующим за часовней идет алтарь Благовещения, выполненный в том же стиле, что и два предыдущих. Алтарный образ Благовещение создан Помпео Батони.

Далее находится арка, обрамляющая вход в Сикстинскую часовню. Но о ней — в следующей статье.

Правая сторона нефа заканчивается задним входом, огибающим апсиду. На стенах вестибюля этого входа расположено несколько памятников. Слева — памятник кардиналу Марчелло Крешенци 1552 года. Он сделан из разноцветного мрамора и обрамлен парой средневековых надписей, одна из которых (правая) датируется 1325 годом. Справа — большая ниша. На ее правой стене — памятник Людовико Церазоли 1591 года, а на левой — Джованни Пьетро Моретти 1646 года.

Дальнюю стену ниши занимает надгробие начала 14 века в готическом стиле. Оно принадлежит испанскому кардиналу Гонзало Родригесу Хиножосе, архиепископу Толедо и кардиналу-епископу Альбано, умершему в 1299 году. Надгробие представляет собой лежащую фигуру кардинала на покрытом ложе с пятью геральдическими щитами и ангелом с каждой стороны. Выше — мозаика, изображающая представление кардинала Мадонне и Младенцу святыми Матфием и Иеронимом. Первоначально памятник находился рядом с главным алтарем, но был перемещен сюда Фугой.

санта мария маджоре
Надгробие кардинала Гонзало Родригеса

Слева от апсиды располагается вход идентичный правому. Находящиеся в нем памятники так же были перемещены Фугой. Прямо за Паолинской часовней находятся два памятника — кардиналу Просперо Пуббликоле Сантакроче 1589 года и Бартоломео Сакчи 1481 года.

В нише, зеркальной той, что расположена в правом проходе, находятся еще три памятника. Справа — Клементе Мерлини 1642 года, в красном мраморе, слева — Джироламо Манили 1634 года. У дальней стены ниши — памятник Джовану Франческо Пасквалино 1582 года.

Далее, по левой стороне нефа, находятся проходы в Паолинскую часовню и часовню Сфорца. О них, как и Сикстинсой часовне, — отдельная статья о внешних часовнях базилики.

Следующим, по направлению ко входу, расположен алтарь Святого Франциска Ассизского. Его стиль полностью соответствует алтарям правой стороны. Алтарный образ здесь — Экстаз Святого Франциска, выполненный Плачидо Констанци.

санта мария маджоре
Мадонна с Младенцем

Далее — большая статуя Мадонны с Младенцем с надписью Regina Pacis (Королева Мира) работы Гвидо Галли 1918 года. Она была заказана папой Бенедиктом XV в ответ на Первую Мировую Войну.

Еще ближе ко входу расположен алтарь папы Святого Льва Великого. Алтарный образ — Видение Папой Богоматери Себастьяно Чеккарини (1703-1783).

Описание часовни Чези — в следующей статье о внешних часовнях.

В 2001 году папой Иоанном Павлом II был открыт новый, расположившийся под землей, музей базилики Санта Мария Маджоре. Для того, чтобы в него попасть, нужно, как уже упоминалось, пройти через магазин и двор, откуда ряд ступеней уже ведет вниз, под баптистерий.

Здесь находится коллекция литургических предметов, таких как реликварии и облачения. Есть и музыкальные партитуры, рукописи и картины. Две важнейшие из них — это находившиеся ранее в святилище Паолинской часовни Мадонна с Младенцем и Святыми Екатериной и Антонием Доменико Беккафуми и Путь на Голгофу Антонио Бацци.

Музей также включает в себя археологическую площадку с раскопанными остатками античного здания под базиликой.

Базилика открыта ежедневно с 7:00 до 19:00, хотя опекуны могут начать выпроваживать вас за 15 минут до закрытия. Музей работает с 9:30 до 18:30. В билет на его посещение включена экскурсия на Лоджию Благословений с осмотром ее мозаик, в папские апартаменты и крипту Сикстинской часовни с ее изображениями колыбели. Вы не сможете посетить эти помещения другим способом.

Мессы служатся, обычно, в Паолинской часовне в рабочие дни в 7:00, 8:00, 9:00, 10:00, 12:00 и 18:00, а по воскресеньям — в 7:00, 8:00, 9:00, 10:00, 11:30, 12:15 и 18:00. Причастие — с 9:00 до 16:30 с понедельника по пятницу.

Исповедоваться можно с 7:00 до 12:00 и с 15:30 до 19:00. Ответственность за их заслушивание возложена на коллегию Доминиканцев. Монахи говорят на нескольких языках, и базилика Санта Мария Маджоре является одним из важнейших мест Рима как для местных жителей, так и для паломников, желающих приблизиться к Таинству Покаяния.

Все части:
Санта Мария Маджоре. Часть 1. История
Санта Мария Маджоре. Часть 2. Экстерьер
Санта Мария Маджоре. Часть 3. Неф, трансепт, алтарь и апсида.
Санта Мария Маджоре. Часть 4. Внутренние помещения и алтари.
Санта Мария Маджоре. Часть 5. Внешние часовни.

Скачать статью целиком (Части 1 — 5) в формате pdf.

3D-панорама интерьера базилики

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля