Старая Аппиева дорога (Via Appia Antica). Часть 1. История

Широко известная во всем мире поговорка утверждает, что «все дороги ведут в Рим». И действительно, все дороги в Римской республике строились так, чтобы соединить этот город со всеми, даже самыми отдаленными частями полуострова. Однако, поскольку их строительством занимался именно Рим, переводить оригинальную поговорку – Tutte le strade partono da Roma – следовало бы несколько иначе: «Все дороги отходят от Рима», т.е. начинаются с него. А еще точнее — с Римского Форума, центральной площади Древнего Рима.

аппиева дорога
Аппиева и Траяновы дороги

Одной из самых древних и знаменитых римских дорог является Аппиева дорога (Via Appia, сейчас — Via Appia Antica) – брусчатый путь длинной в 540 км, в античные времена даже называвшийся «царицей дорог».

Аппиева дорога была проложена сначала от Рима до Капуи, а далее – до Брундизия (совр. Бриндизи), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию, Малую Азию и Египет. В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

аппий клавдий цек
Аппий Клавдий Цек

В 312 году до н.э. усилиями цензора Аппия Клавдия Цека в военных целях была построена первая часть дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Ранее здесь был обустроенный тракт, позволявший добраться из Рима в Кальви. Аппий задумал произвести масштабную реконструкцию дороги, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям с целью экономии средств приходилось тщательно планировать прокладку дороги через холмистую местность. Важным было и то, что в ходе строительства дороги Аппий провёл канал через Понтийские болота, который осушил землю и упростил отправление кораблей из Лация в Таррацину.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, Аппиева дорога стала важнейшей дорогой для торговли товарами и рабами с Востока, укрепив экономическую позицию государства.

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Эти плиты укладывались на слой гальки и цемента. По легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему это удавалось, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. В результате дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. В средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.

строительство дорог в древнем риме
Строительство дороги

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена дорога, строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некое подобие тротуара и скамейки для отдыха путников. Ширина дороги составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, а сегодня – двум машинам.

Закончив строительство, римляне обозначили конец дороги, установив там 2 величественные колонны из мрамора. Одну из них можно увидеть на том месте и сегодня, она является достопримечательностью Бриндизи (Брундизия). Вторая упала в конце 16 века и позже была отдана в дар городу Лечче, где ее установили в честь избавления от чумы.

Одной из первостепенных причин для начала строительства дороги послужила, как считают историки, насущная военная необходимость – во время ведущейся в тот момент войны римлян с самнитами ею преимущественно пользовались легионеры. Но со временем она приобрела также огромное торговое и культурное значение, которое стала постепенно утрачивать только после распада Римской империи. Значительная часть античных построек и сооружений вдоль нее в последующие столетия была разобрана на части, а в 18 веке параллельно ей проложили новую дорогу.

В 71 году до н.э., вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима, после подавления восстания Спартака, были распяты более 6000 пленных рабов.

спартакДорога, обрамленная зонтичными соснами, пережила сам Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий и все правители Рима вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался паломникам, путешествующим по святым местам. Вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены. Часть из них послужила источником даровых стройматериалов.

130612-42В позднем Средневековье Аппиева дорога фактически утратила свои функции и была частично демонтирована, а на большем участке покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 веках в окрестностях исторического маршрута производились обширные раскопки. Древние артефакты разошлись по сотням частных коллекций и музеев.

130612-47Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы (colonna miliaria) с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. Сейчас можно увидеть лишь столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.

Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 году до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить умерших. Поэтому вплоть до 2 века до н.э. вдоль брусчатки строились колумбарии (columbarium) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом. Впоследствии традиция сжигать покойников трансформировалась в погребальные церемонии. В подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Отдельные гробницы имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах 18 века, к ее названию делают приставку – Старая. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии, неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

130612-15В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой получила статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica). Большая часть древней дороги уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.

130612-08
Via di Porta San Sebastiano

Проще всего добраться до Аппиевой дороги пешком от Колизея (Colosseo). Для этого нужно пойти на юг по Via Celio Vibenna и Via di San Gregorio и свернуть на юго-восток к Piazza di Porta Capena. Затем идти по Viale delle Terme di Caracalla и, придерживаясь юго-восточного направления, продолжить движение по Via di Porta San Sebastiano. Узкая старая улочка постепенно сменяет асфальт на брусчатку. Ворота Святого Себастьяна будут началом Via Appia Antica.

ворота святого себастьяна
Ворота Святого Себастьяна

Скачать статью целиком (Части 1 — 2) в формате pdf.

Далее: Старая Аппиева дорога. Часть 2. Достопримечательности.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля