Век Антонинов (96 — 180 гг)

Начиная с момента вступления на престол Нервы в 96 году и заканчивая смертью Марка Аврелия в 180 году империя пережила 84-летний период мира под властью справедливого правительства. И хотя в это время шли войны с парфянами, даками и британцами, шли они далеко от Рима и, в большинстве случаев, на территории противника. Восстания и мятежи в провинциях так же благополучно подавлялись и на фоне общего спокойствия не представлялись чем-то серьезным. Хоть императоры этого периода и не были связаны родственными узами, их принято объединять в одну династию — династию Антонинов.

В эти 84 года на территории Средиземноморья в материальном плане жилось легче, чем когда-либо за минувшие столетия непрерывных межгосударственных и гражданских войн. Более того, это утверждение справедливо и для последующих столетий с новыми гражданскими войнами, нашествиями варваров и делением империи на множество мелких соперничающих государств.

антонинов
Римская Империя в 117 году

Тем не менее, именно в это время наступило истощение империи. Когда она, казалось бы, такая сильная, столкнулась с действительно большими потрясениями, у нее просто не оставалось сил, чтобы устоять. Последней каплей, погубившей в гражданах остатки воли к жизни, стала эпидемия оспы 166 года. И даже после ее окончания уровень рождаемости продолжал падать.

Финансовые дела государства пришли в упадок, а попытки императоров превратить жизнь Рима в один большой праздник, чтобы поднять настроение граждан, еще больше подрывали экономику. Каждый третий день отмечался представлениями, гонками на колесницах или гладиаторскими боями. Все это стоило безумных денег. Дополнительным бременем на казну ложилась и бесплатная раздача еды сотням тысяч граждан.

Скачки на колесницах в Большом Цирке
Апулей

Упадок коснулся не только финансовой, но и других сторон жизни империи. Видимо, во все времена сытая жизнь не способствует развитию искусства, а мирная — развитию науки. Единственной значимой фигурой в литературе этого периода стал Луций Апулей, автор «Золотого осла», родившийся в Нумидии около 124 года. В науке можно упомянуть лишь два имени — Птолемея (или Птоломея) и Галена.

Птолемей, грек (или египтянин) по происхождению, жил в Египте во время правления Адриана и Антонина Пия. Его «вклад» в науку заключался в кратком изложении работ греческих астрономов, оформленном в одну энциклопедическую книгу. Книга сохранилась до средних веков, тогда как источники, на которые он ссылался, были утеряны. 15 веков эта книга оставалась единственным источником сведений по астрономии. Описанная в ней картина мира с Землей в центре получила название системы Птолемея.

Птолемей и его геоцентрическая система
Гален

Гален был греческим медиком, родившимся в Малой Азии около 130 года. В 164 году он переселился в Рим и некоторое время служил придворным врачом Марка Аврелия. Он написал множество трудов по медицине, так же сохранявшихся в течение средних веков.

Однако, была сторона жизни, которая не только не ощутила упадка, но, напротив, получила существенное развитие. Все большее значение в умах людей стало приобретать посмертное существование, вызывая дискуссии о природе загробного мира. Причем дискуссии эти шли не только между иудеями и христианами, но и внутри самих христианских общин, приводя к появлению различных соперничающих группировок. Те, кто одерживал верх, становились ортодоксами (греч. оrthodoxosправильное учение), тогда как остальные — еретиками (греч. hairetikosтот, кто выбирает сам).

Так, например, гностицизм, возникший раньше христианства и содержавший элементы персидской религии, воспринял элементы нового учения, но полагал ветхозаветного Иегову, создавшего мир, воплощением злого начала. Иисус же, по их мнению, пришел на землю для того, чтобы спасти людей от этого злого Бога. Конечно, гностики были ярыми антисемитами. Такое мировоззрение приводило в ужас тех, кто сейчас считается ортодоксальными христианами.

Этот конфликт стал первым на почве теологии, повернувшим христиан против своих же братьев, с которыми они начали сражаться даже более жестоко, чем с язычниками. Так зарождались религиозные противоборства, достигшие своего пика в средневековье. Древний мир не знал религиозных войн. Они возникли из нетерпимости иудеев и развились с приходом христианства.

Постепенно все большее количество людей стало тратить свою энергию на споры о загробном мире вместо занятий по обустройству существующего, который они стали считать в лучшем случае никчемным, а в худшем — просто злым. Начало упадка Римской империи совпало с появлением религии, заставлявшей думать не о повседневных делах, а о том, что ждет человека после его смерти.

Далее: Принципат: Пертинакс и Дидий Юлиан (193 г)
Назад: Принципат. Коммод (177 — 192 гг)

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля