Возрождение. 16 век. 1503-1523. Юлий II и Лев X

На конклаве, собравшемся в 1503 году после смерти Александра VI, были выдвинуты два кандидата на папский престол — французский кардинал дАмбуаз и вернувшийся из изгнания Джулиано делла Ровере. Ни один из них не получил большинства голосов, и к Риму для «моральной поддержки» кандидатов были подтянуты три армии — Людовика XII, Фердинанда II Арагонского и Чезаре Борджиа.

Пий 3
Пий III

Чезаре взял верх, и папой был избран третий, не рассматривавшийся первоначально, кандидат — тяжело страдавший подагрой 64-летний кардинал Тодескини-Пикколомини. Его посвящение под именем Пия III состоялось 8 октября. Длительная церемония так утомила понтифика, что он слег в постель, а через 27 дней умер. 1 ноября почти единогласно новым папой избрали Джулиано делла Ровере. При посвящении он принял имя Юлия II.

С самого начала своего понтификата Юлий II решил дистанцироваться от своих предшественников и уже в день своего избрания заявил: «Я не буду жить в тех же комнатах, где он [Александр VI] осквернил Святую Церковь, как никто до него узурпировавший папскую власть за счет помощи дьявола… Я запрещаю под страхом отлучения от церкви говорить или думать о Борджиа снова. Его имя и память должны быть забыты. Он должен быть вычеркнут из каждого документа. Его правление должно быть уничтожено. Все портреты Борджиа должны быть покрыты черным крепом, все гробницы Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, откуда они пришли — в Испанию». Апартаменты Борджиа действительно оставались закрытыми до 19 века.

юлий 2
Юлий II

Волевой, целеустремленный и решительный, Юлий II твердо вознамерился утвердить в Папской области полный контроль церкви и восстановить светскую власть папства. Иногда он шутил, что ему следовало бы стать солдатом. Справедливо не доверяя своенравным и зачастую продажным наемникам, понтифик решил сформировать собственную профессиональную армию. Это решение вылилось в создание в 1506 году Швейцарской гвардии, остававшейся реальной боевой силой до 1825 года. Красочную униформу гвардейцев спроектировал Рафаэль Санти.

Когда Юлий лично повел свои войска из Рима, чтобы добиться повиновения мятежных городов Папской области, он выказал такую готовность к походной жизни, что привел в полное смятение кардиналов, которых обязал себя сопровождать. В ходе этой кампании были освобождены занятые венецианцами после смерти Александра VI города Романьи, а также захвачены Перуджа и Болонья.

Швейцарская гвардия (совр.)

В том же 1506 году Юлий II заложил новую базилику Святого Петра, поместив глиняную вазу с золотыми и бронзовыми монетами со своим портретом под плитой с надписью «Папа Юлий II из Лигурии в год 1506 восстановил эту базилику, пришедшую в ветхость». Его предшественники не уделяли должного внимания старой базилике, занимаясь, в лучшем случае, латанием и подновлением аварийных участков.

Решение папы вызвало большие опасения как кардиналов, так и простых горожан, которым казалось святотатством разрушение священной базилики, простоявшей более тысячи лет и почитавшейся с самого расцвета христианства. У статуи Пасквино даже прошли массовые протесты. Однако Юлий уже принял решение и остался непоколебим.

Он изучил и нашел устаревшим проект Бернардо Росселино, предложенный Николаю V, а более современный проект Джулиано да Сангалло счел слишком амбициозным. В итоге, работа над новой базиликой была поручена Донато Браманте.

Вдохновленный папой архитектор с энтузиазмом взялся за дело, руководя рабочими, сносившими обветшавшие стены константиновой базилики и выбрасывавшими из нее статуи и мозаики, гробницы и алтари. За это Браманте удостоился прозвища il ruinante (разрушитель).

План базилики Св. Петра и чертеж купола Браманте

Затраты на строительство возрастали с каждым месяцем. К началу 1513 года было потрачено более 70 000 золотых дукатов. Но деньги к этому времени уже не являлись большой проблемой. Папство получало серьезную долю сокровищ, переправлявшихся в Европу после открытия Америки, продавало множество индульгенций и не отказывалось от займов. Помимо того, дары и пожертвования текли в Рим со всей Европы.

бельведер браманте
Схематическая реконструкция проекта Бельведера Браманте (по Аккерману): А — нижний двор: 1 — нижняя аркада; 2 — башни; Б — средний двор: 3 — места для зрителей; 4 — лестница; 5 — пандусы; 6 — нимфей; В — верхний двор: 7 — аркада; 8 — экседра с лестницей перед ней; Г — дворик статуй: 9 — вилла Иннокентия VIII; 10 — капелла Мантеньи; 11 — круглая лестница Браманте; 12 — центральная лестница; Д — Ватиканский дворец: 13 — башня Борджиа; 14 — Сикстинская капелла; 15 — зал Реджа; 16 — дворец Николая V (библиотека, апартаменты Борджиа и Станцы Рафаэля); 17 — дворик Папагалло; 18 — переход; 19 — лоджия потайного садика

Огромные суммы тратились и на Ватиканский дворец, под стенами которого был разбит обширный сад, первый большой сад со времен цезарей. Бельведерский дворец был превращен в скульптурную галерею, куда по велению папы перенесли два шедевра античной скульптуры — Аполлона Бельведерского и Лаокоона, найденного в 1506 году при вскапывании земли в винограднике около терм Траяна. Покои папы в Ватикане оформлял Рафаэль Санти, по имени которого они получили название «станцы Рафаэля».

Станцы Рафаэля (пример)

Расширялись и обновлялись городские улицы. Одна из них, Виа Магистралис, до сих под остается одной из самых красивых улиц Рима под именем Виа Джулия. Огромные средства были выделены на церковь Санта Мария дель Пополо, куда Юлий поместил гробницы кардиналов Джироламо Бассо делла Ровере и Асканио Сфорца. Для работы же над своей будущей гробницей папа пригласил в Рим молодого скульптора из Флоренции, Микеланджело Буонаротти.

Юлию II понравились представленные ему Микеланджело рисунки, и скульптор был направлен в Каррарские каменоломни для отбора глыб мрамора и провел там семь месяцев. Отобранный мрамор весом более сотни тонн был морем доставлен в Рим, где, по словам очевидцев, им завалили половину площади Святого Петра.

Мастерскую Микеланджело оборудовал в замке Святого Ангела, однако проработал над гробницей он недолго. Легко раздражимый, он очень скоро начал возмущаться вмешательством папы, но в то же время обижался на отказы папских чиновников в выделении средств и в аудиенциях у понтифика. После одного из таких отказов скульптор вспылил, приказал своим слугам распродать все содержимое мастерской и уехал во Флоренцию.

средневековый рим
Замок Святого Ангела (Мавзолей Адриана)

Позднее его убедили вернуться, но не для продолжения работы над гробницей, а для росписи потолочного свода Сикстинской капеллы. Микеланджело всячески отказывался от этой работы, выдвигая вместо себя Рафаэля, но Юлий II остался непреклонен. Художник получил задаток в 500 дукатов и 10 мая 1508 года приступил к работе.

Он тут же выказал недовольство свисающими с потолка подмостками, приготовленными Браманте, и распорядился устроить их на козлах, установленных на полу. Не подошли ему и присланные из Флоренции помощники. Мастер счел их настолько бездарными, что удалил все, написанное ими, и решил в одиночку расписать все 930 квадратных метров свода. Он запер двери часовни, отказавшись впускать любых посетителей, включая и самого папу, чем спровоцировал еще одну ссору с Юлием II.

микеланджело
Микеланджело Буонаротти

Другой проблемой для мастера оказалась штукатурка. Стоило подуть северному ветру, как его росписи начали покрываться плесенью. А дело было в том, что римская известь для придания ей белизны изготавливалась из травертина, а затем смешивалась с пуццоланой бурого цвета. После высыхания смесь часто выделяла соль, на которой и образовывалась плесень. Микеланджело приходил в отчаяние до тех пор, пока Джулиано да Сангалло не научил его эту плесень снимать.

Художник работал стоя, с закинутой вверх головой, так что его шея немела и опухала. В теплую погоду под сводом было нестерпимо жарко, а пыль штукатурки раздражала кожу. Краска капала на лицо. Эти физические тяготы Микеланджело описал в сонете собственного сочинения:

Ведь я — пришелец, и кисть — не мой удел!
Я получил за труд лишь зоб, хворобу…
Да подбородком вклинился в утробу.
Грудь — как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу.
(пер. А.М. Эфроса)

Юлий II, конечно, не мог успокоиться и требовал, чтобы его пустили в часовню, поскольку желал видеть, за что он платит деньги. Имея намерение увидеть часовню открытой до своей кончины, он продолжал требовать от художника ответа о сроках окончания работы. Однажды Микеланджело не стерпел и заявил : «Когда я сам буду удовлетворен своим искусством», на что получил вполне резонный ответ: «А мы желаем, чтобы было удовлетворено наше желание, которое состоит в том, чтобы сделать работу быстро».

Наконец, по прошествии почти четырех лет трудов, леса были разобраны. Мастер все еще оставался неудовлетворен и хотел провести ряд мелких доработок, но папа терпеть больше не мог и бросился в часовню, чтобы увидеть изображения более трех тысяч фигур, многие из которых в три-четыре раза превышали натуральную величину. Утром 31 октября 1512 года Юлий II отслужил здесь мессу, после чего весть об открытии часовни разнеслась по всему свету.

Свод Сикстинской Капеллы

Теперь Микеланджело с охотой продолжил работу над гробницей папы, но закончить ее в задуманном виде не успел — 20 февраля 1513 года Юлий II скончался. Весть об этом событии была воспринята в Риме с величайшей скорбью. Горожане признавались друг другу, что не видели за свою жизнь другого папы, который был бы таким стойким патриотом и покровителем города. Рим наводнили рыдающие толпы, а церемониймейстер погребений признавался, что за сорок лет своего проживания в городе не видел такого стечения народа.

9 марта следующим папой был практически единогласно избран Джованни Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного. 19 марта он был посвящен в сан под именем Льва X. Джованни стал последним папой, вступившим на престол не будучи священником (в 13-летнем возрасте он был назначен кардиналом-мирянином). Лишь после избрания состоялось его рукоположение, затем производство в епископы и далее коронация папской тиарой.

Лев X

Склонный к помпезности и блеску, Джованни Медичи приложил все усилия, чтобы его торжественное вступление в Латеранский дворец было обставлено с той роскошью, какую только могли позволить имеющиеся средства. Каждый стоявший на пути процессии дом был украшен венками из лавра и дуба, парчовыми и бархатными драпировками, а улицы уствлены дарохранительницами и усыпаны миртом. В нескольких местах установили алтари, на крышах и дверях домов прикрепили геральдику Медичи и Орсини, а фонтаны наполнили вином. Торговцы и банкиры возвели пышно отделанные триумфальные арки, в нишах которых расположили образы христианских мучеников вместе со статуями языческих божеств.

Вышедшую из Ватикана процессию возглавляли вооруженные воины. За ними следовали члены кардинальских домов, знаменосцы и конные капитаны районов. Конюшие в красных мантиях с мехом горностая несли папские короны и украшенные драгоценными камнями митры. За ними тянулись римские вельможи со слугам, чужестранные послы, крупные коммерсанты из Флоренции, священники и чиновники. Замыкали шествие члены Швейцарской гвардии, вооруженные алебардами. Сам папа сидел на белом арабском жеребце, урываясь от солнца под расшитым шелком, несомым восемью римлянами из патрицианских родов.

Лев X выглядел гораздо старше своих 37 лет. Толстый, рыхлый и дряблый, он тяжело дышал, а его лицо стало пурпурным от жары. Тем не менее, он находил в себе силы одаривать снисходительными улыбками выстроившихся вдоль дороги людей, пока его камергеры пригоршнями бросали в толпу серебряные монеты. Достигнув Латерана, папа спешился и вошел в дворцовую залу, изнуренный, но готовый отдать должное обильной трапезе.

Поговаривали, что вскоре после своего избрания, Лев X сказал своему брату Джулиано: «Господь дал нам папство, так насладимся же им». Наслаждение далось дорогой ценой. Известно, что только за один год папа растратил не только сбережения своего предшественника, но и все доходы, как свои, так и своего будущего преемника. Он задолжал почти всем банкирским домам Рима, но даже не пытался экономить, увеличив число папских дворов до 683 и продолжив щедро одаривать золотом своих гостей, а также проматывать деньги за игровым столом.

Чтобы как-то увеличить свои доходы, Лев назначил нескольких кардиналов, щедро оплативших свой титул. Другим источником денег продолжала оставаться продажа индульгенций и именно она стала искрой, породившей Реформацию, возглавленную Мартином Лютером.

Вкусы папы были довольно сомнительны, поскольку предпочтение он оказывал грубым комедиям и боям быков. Однако личные пристрастия не помешали ему заслужить себе память почетного покровителя города. Лев X собрал в Сикстинской капелле самых лучших европейских хористов, оказал значительную поддержку университету Сапиенца, поощрял изучение латыни и древнегреческого. Он перевез в Рим из Флоренции свою обширную библиотеку и сделал ее открытой для свободного пользования учеными и писателями.

Понтифик поручил Сансовино проект церкви Сан Джованни деи Фиорентини на пьяцца дель Оро и построил Виа ди Рипетта, связавшую перегруженный Старый город с Пьяцца дель Пополо. При Льве X была отреставрирована и украшена фасадом и портиком церковь Санта Мария ин Домника. Он же изыскал средства на дальнейшие работы над собором Святого Петра и заказал десять гобеленов на стены Сикстинской капеллы, выполненных по картинам Рафаэля.

1 декабря 1521 года Лев X неожиданно умер. Из-за опустевшей казны его похороны стали весьма скромными. Застигнутая врасплох этой смертью, коллегия кардиналов постановила передать тиару отсутствовавшему на конклаве испанскому кардиналу голландского происхождения Адриану Флоренсзоону Буйенсу ван Утрехту. Избранник не стал менять своего имени и стал папой Адрианом VI.

Адриан VI

Адриан никогда не бывал в Риме и, хотя и согласился со своим избранием, долго откладывал свой приезд в Вечный Город, поскольку получил известие о недовольстве римлян избранием чужеземца, тем более из такой «низкой» фландрской нации. В итоге, его коронация состоялась только 31 августа 1522 года.

Адриан стремился, но не успел изменить обычаи римской курии. Однако, он приказал закрыть ватиканский Бельведер — место развлечений папского двора. На международной арене он попытался добиться всеобщего примирения и искал соглашения с представителями Реформации. 14 сентября 1523 года Адриан VI умер, осмеянный римлянами, радовавшимися его смерти.

Далее: Возрождение. 16 век. 1523-1534. Климент VII. Разграбление Рима
Назад: Возрождение. 15 век. 1484-1503. Александр VI Борджиа.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля