Исторические районы Рима. VII. Регола

реголарегола

Регола — это искаженное латинское слово renula (мелкий песок). Отсюда же произошло и название улицы и площади — Arenula. Когда-то район подвергался разливам Тибра, по восточному берегу которого он и тянется, и оказывался покрыт речным песком. К концу 19 века берега реки ограничили высокими набережными, и частые в прошлом наводнения прекратились.

В средние века район носил название Regio Arenule et Chacabariorum, в котором второе слово относилось к чакабариям, медникам, изготовлявшим котлы и прочую кухонную утварь. В их же память были названы и две близлежащие церкви — Санта Мария ин Какаберис (позже итальянизированная в Санта Мария де Кальдерари) и Сан Сальваторе ин Какабариис (переименованную в 16 веке в Санта Мария дель Пьянто).

регола
Современный герб и герб района Регола с карты Рима, составленной Нолли в 1748 году

Регола издавна славилась своими мастерами, среди которых особенно выделялись кожевенники, использовавшие в своей работе в основном оленьи шкуры. Так олень попал на герб района. Названия некоторых улиц, как и в соседнем Парионе, остались связанными с распространенными здесь ранее профессиями — изготовлением гребней, арбалетов, бассейнов и т.д.

Район ограничен улицами и площадями виа деи Банки Векки, виа дель Пеллегрино, виа деи Каппеллари, пьяцца Кампо деи Фьори, виа деи Джуббонари, пьяцца Бенедетто Кайроли, виа ди Санта Мария дель Пьянто, виа дель Прогрессо (образующая площадь Чинкве Сколе), лунготевере де Ченчи, лунготевере деи Валлати, лунготевере деи Тебальди, лунготевере ди Сангалло, виколо делла Шимиа и виа делле Карчери.

реголаВ античном Риме область, занятая Реголой, входила в Марсово поле и соответствовала части Regio IX (Circus Flaminius), своей нижней половиной примыкавшего к реке.

регола
Дом 16 века между виа дель Пеллегрино и виа ди Монсеррато

Сердцем района является Пьяцца Фарнезе (1), до первой половины 16 века носившая название Пьяцца дель Дука. Площадь украшена двумя фонтанами-близнецами, сделанными из античных каменных ванн, найденных в термах Каракаллы, и замыкается с юго-запада великолепным Палаццо Фарнезе.

Дворец для своей семьи заказал кардинал Алессандро Фарнезе (будущий папа Павел III). Его строительство растянулось на три четверти века — с 151 по 1589 годы. Работы прерывались на 14 лет после разграбления Рима 1527 года и еще несколько раз по разным причинам. Первым архитектором был выбран Антонио да Сангалло Младший, которого после смерти (в 1546 году) сменил Микеланджело, спроектировавший балкон и карниз. Завершил строительство Джакомо делла Порта, обустроивший в 1564 году заднюю часть особняка и перекинувший арку через Виа Джулия.

Палаццо считается одним из лучших зданий города эпохи Возрождения и входит в число так называемых «четырех чудес Рима». Такая оценка дана ему не только из-за великолепного внешнего вида, но и благодаря роскошным фрескам, украшающим его залы. Особняк часто называют и «кубом Фарнезе», поскольку его ширина и глубина одинаковы.

Ромбовидный узор в верхней части фасада получен с помощью кирпичей разного цвета — менее обожженного желтого и более обожженного красного. Кессонированный карниз, идущий по краю крыши, выполнен в типичном стиле эпохи Возрождения и украшен резными цветками, каждый из которых отличается от других.

После смерти последнего члена семьи Фарнезе, кардинала Одоакра (1626), особняк простоял заброшенным до второй половины 17 века, когда в нем несколько месяцев прожила Кристина Шведская. После этого он был передан Бурбонам, Неаполитанской королевской семье, а в 1874 году — французскому правительству.

В 1936 году владение Палаццо Фарнезе перешло к правительству Италии, которое сделало его резиденцией французского посольства в Риме, заключив договор аренды на 99 лет за символическую плату 1 евро в год (1000 лир до введения единой европейской валюты). Таким образом, особняк до сих пор сохраняет экстерриториальность.

Любопытное совпадение заключается в том, что лилия (или геральдическая флёр де лиз) была геральдическим знаком как семьи Фарнезе, так и королевской семьи Франции. Этот цветок несколько раз изображен на здании, а также на верхнем элементе фонтанов-близнецов на площади.

За Палаццо Фарнезе, почти параллельно течению Тибра, проходит виа Джулия (2), самая древняя длинная и прямая улица, пересекавшая средневековый лабиринт переулков Реголы. Она была открыта в 1508 году Донато Браманте по поручению папы Юлия II вдоль существовавшей когда-то античной римской дороги. Северный участок виа Джулия упомянут в описании района Понте. Южная же ее часть, принадлежащая району Регола, наиболее интересна постройками, расположенными именно за Палаццо Фарнезе.

Прислоненный к стене фонтан начала 17 века, известный как «Маскероне (гротескное лицо) на Виа Джулия» (3), построен из остатков античного мрамора. Его вершина увенчана еще одной лилией Фарнезе, отлитой из бронзы и напоминавшей прохожим о том, кто являлся хозяевами этого района.

Всего в нескольких метрах от фонтана улица перекрывается Аркой Фарнезе (фото выше), воздушным коридором, соединяющим заднюю часть исторического особняка со зданиями на противоположной стороне улицы. Сегодняшние невысокие дома заменили собой старый комплекс, известный как Кабинеты Фарнезе, в котором семья хранила богатую коллекцию статуй и других произведений искусства. Эти Кабинеты были украшены картинами известных художников, таких как Аннибале Карраччи, Доменикино и Джованни Ланфранко. После сноса комплекса сохранились лишь три маленькие фрески последнего художника. Сейчас они хранятся в соседней церкви Санта Мария дель Орационе э Морте (5).

Фактически, Арка Фарнезе была запланирована как первый участок частного моста, который должен был пересечь Тибр, соединив семейный особняк с другой богатой резиденцией на противоположной стороне реки, приобретенной Фарнезе у семьи Киджи в 1580 году и получившей название Вилла Фарнезина (6). Проект не был завершен, и арка осталась проходом к коллекции произведений искусства.

Рядом с аркой расположена вышеупомянутая церковь Санта Мария дель Орационе э Морте (Молитвы и Смерти). Основным делом «братства доброй смерти», для которого эта церковь была построена в 1575 году, был сбор невостребованных трупов крестьян и нищих, лежавших на открытом воздухе в сельской местности, для их захоронения по христианскому обряду. В самой церкви был склеп, послуживший кладбищем для множества братьев. Нынешний облик здания относится к 1733-1737 годам, когда оно было полностью перестроено членом братства, архитектором Фердинандо Фуга.

Основным мотивом внешнего и внутреннего декора церкви является смерть, представленная крылатыми черепами работы того же Фуги. Крипта освещена лампами, сделанными из человеческих костей, а две небольшие таблички, которые держат усмехающиеся скелеты, предупреждают: «Сегодня — я, завтра — ты (Hodie mihi cras tibi)». Два старых ящика для подаяний, которые все еще можно найти на Виа Джулия, несут на себе аллегории времени (крылатые песочные часы) и все той же смерти (скелеты).

Кладбище, простиравшееся вниз от церкви в сторону Тибра, было радикально сокращено в начале 20 века при возведении стен вдоль берегов реки для предотвращения наводнений.

Выставленные на обозрение человеческие черепа не должны вызывать удивления. Со времен барокко несколько римских церквей открыто демонстрировали такие символы смерти на стенах и потолках своих склепов. Этот обычай просуществовал до начала 19 века и только теперь стал считаться причудливым и ужасным. Сейчас лишь две римские церкви сохраняют образцы подобного искусства — упомянутая церковь Святой Марии и более известная церковь капуцинов на Виа Венето.

Лампа крипты церкви

Справа к церкви примыкает особняк, построенный в 16 веке и расширенный Франческо Борромини в 17 веке. Его края отмечены пилястрами, увенчанными головами сокола с женским бюстом. Изначально дворец принадлежал семье Чечи, но вскоре был продан Одескальки, после чего передан Фарнези и, наконец, в 1635 году, куплен Фальконьери, геральдическим элементом которой и была вышеупомянутая фигура.

Ряд исследователей утверждает, что женский бюст под соколиной головой — это отсылка к представительницам женского пола семьи Фальконьере, известных своей внешней привлекательностью.

Несколько лет спустя Фальконьери выкупили прилегающие к особняку строения и поручили Борромини перестроить их в одно здание. К сожалению некоторые архитектурные решения Борромини были утеряны в 19 веке при реконструкции набережной, куда, на самом деле, выходит главный фасад Палаццо Фальконьери. То, что сохранилось от работы мастера — это фасад со стороны Виа Джулия, лоджия с видом на Тибр и декорации нескольких комнат.

В начале 20 века особняк был продан венгерскому ученому, который завещал ее своему народу. Таким образом, с 1927 года Палаццо Фальконьери стал резиденцией Венгерской Академии в Риме.

Примерно в 250 метрах к северу, на границе с районом Понте, находится большое здание с окнами, закрытыми толстыми железными решетками. Это так называемые Новые Тюрьмы (6), «которые папа Иннокентий X построил в 1650 году для справедливости и милосердия, для более безопасного и мягкого содержания заключенных», о чем на латыни гласит большая мемориальная доска, висящая над дверным проемом.

Фактическое использование здания в качестве тюрьмы началось только в 1658 году, поскольку сразу после его постройки в Риме разразилась эпидемия чумы, и Новые Тюрьмы стали местом карантина для изоляции заболевших от остального городского населения. Сегодня же в этом здании находится штаб-квартира следственного полицейского управления Антимафии.

Еще одна историческая улица, параллельная Виа Джулия и берущая начало от Пьяцца Фарнезе, — это Виа ди Монсеррато (7) с множеством высоких и узких зданий, большинство из которых датируется 16 веком или даже ранее.

Более всех остальных своим типичным средневековым обликом привлекает внимание дом Святой Екатерины Сиенской (8) 14 века. Однако мемориальная доска над его дверным проемом сообщает, что это здание — точная копия оригинала, в котором жила святая, и датируется 30 апреля 1912 года.

На здании на противоположной стороне улицы висит мемориальная табличка, датированная 1999 годом, которая сообщает, что 500 лет назад на этом месте находился Corte Savella, печально известный суд с тюрьмой в подвале. Это учреждение снискало себе «славу» жестоким обращением с подозреваемыми как во время суда, так и во время содержания их под стражей. Оно было закрыто после постройки вышеупомянутых Новых Тюрем. Здание суда со временем снесли, чтобы уничтожить все следы этого мрачного заведения.

Ближе к своему противоположному концу улица Виа ди Монсеррато выходит на небольшую площадь Пьяцца деи Риччи (9), на которой расположен прекрасный особняк 16 века с одноименным названием. Фасад Палаццо Риччи украшен фресками, теперь довольно тусклыми, а его тыльная сторона выходит на улицу Виа Джулия.

Однако здание это запомнилось не столько принадлежностью семье Риччи, сколько тем, что в нем, по словам клеветников, папа Павел III встречался со своей дочерью Констанцой Фарнезе, с которой у него были, как говорят, кровосмесительные отношения. Никаких исторических свидетельств подобных отношений между ними нет, однако дочь имела настолько большое влияние на папу, что писатель и поэт 16 века Пьетро Аретино обвинил последнего в том, что он «одновременно и отец и дед детям своей дочери». Спустя 200 лет подобные слухи все еще имели хождение, а папа Бенедикт XIV с юмором высказался о своем предшественнике: «Непомерной была его любовь к своей семье».

У противоположного угла здания, на виа Джулия, начинается ведущий к Тибру переулок Сант Элиджо. На его изломе расположена церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (10), нарисованная Рафаэлем в 1516 году для гильдии ювелиров, о чем убедительно говорит ее прекрасный полусферический купол.

На углу Виколо дель Польвероне и Виа Капо ди Ферро находится еще одно важное и богато декорированное здание с фасадом, украшенным фризами и статуями известных личностей античного Рима, Палаццо Спада (11). Особняк был построен для кардинала Капо ди Ферро в 1540 году, а столетие спустя был куплен другим кардиналом, Бернардино Спада, поручившим расширение и ремонт здания Франческо Борромини. Сейчас здесь расположена значимая коллекция картин эпохи Возрождения и Барокко — Галерея Спада.

Дворец особенно известен своим пассажем, открытым Борромини. Фактическая длина этого прохода равняется 9 метрам, но эффект оптической перспективы заставляет его казаться вчетверо длиннее. Другим следствием этого эффекта является то, что человек, стоящий в нижнем конце пассажа, кажется гигантом. Архитекторы барокко умели доставить удовольствие своим клиентам, сочетая оригинальность с техническими навыками и научными знаниями. В создании этого пассажа Борромини действительно помогал выдающийся математик.

Напротив особняка, через площадь Пяцца Капо ди Ферро, находится симпатичный фонтан работы того же Борромини. Фонтан состоит из ниши с нимфой над античным саркофагом. Ниша украшена фальшивой каменной кладкой — типичная «театральность» стиля барокко.

Из правой стороны площади вытекает небольшой переулок Виколо делле Гротте. Он известен тем, что в 18 веке здесь находился бордель, в котором знаменитый эзотерик Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро, встретил свою будущую жену Лоренцу. А в 10 доме по этому переулку родился популярный киноактер Альдо Фабрици, о чем напоминает соответствующая мемориальная доска.

Справа от Палаццо Спада, в конце левой стороны Виа Капо ди Ферро находится дом с голой кирпичной кладкой на уровне земли. В грубую стену здания встроены античные колонны — архитектурный прием, весьма распространенный в средние века. Свернув за зданием налево и пройдя под аркой по улице Виа делль Арко дель Монте, мы попадем на Пьяцца дель Монте ди Пьета, на которой стоит одноименный палаццо (его другое название — Палаццо дель Оро). Это главный ломбард Рима, основанный как общественное учреждение еще в 1539 году для предотвращения многочисленных случаев ростовщичества.

Нуждающиеся в деньгах могли получить здесь ссуду, заложив личные вещи. Выкупить заложенные вещи можно было, вернув ссуду без каких-либо процентов. Ломбардом управляла религиозная община, а его капитал увеличивался за счет милостыни и благотворительности. Это мероприятие оказалось весьма успешным, и несколько десятилетий спустя площадь ломбарда пришлось увеличить, использовав часть здания на северо-западной стороне площади, в котором до 1635 года жила семья Барберини. Связь с главным корпусом ломбарда, фасад которого украшен фонтаном начала 17 века, обеспечивалась вышеупомянутой аркой.

Изначально это учреждение было создано на улице Виа деи Банки Векки (в самом северном конце района). В 1585 году его перевели на Виа деи Коронари, но в 1604 году папа Климент VIII вернул ломбард в район Регола, на его нынешнее место. Герб семьи Альдобрандини, расположенный на фасаде здания, относится именно к этому понтифику.

Поскольку хранилища заложенных вещей были абсолютно защищены толстыми решетками на окнах (они до сих пор находятся на месте) и постоянным наблюдением со стороны специально назначенных для этой службы швейцарских гвардейцев, ломбард начал работать еще и как депозитный банк, в котором можно было хранить деньги и ценные вещи. Его деятельность продолжилась и после падения папского государства. Даже в конце 20 века для римлян было обычным явлением закладывать свои ценные вещи в Монте ди Пьета перед отъездом на летние каникулы (арендовать сейф было куда дороже) и выкупать их по возвращении.

Неподалеку, в конце улицы Виа Санта Мария ин Монтичелли, названной в честь небольшой средневековой церкви, расположен интересный комплекс зданий 13 века, известный как «дома Святого Павла» (15) из-за распространенного мнения, что здесь жил апостол.

Рядом с этим комплексом находится большое здание Министерства Юстиции (16), построенное между 1914 и 1932 годами по проекту Пио Пьячентини.

Его фасад выходит на улицу Виа Аренула, за которой расположена небольшая площадь Пьяцца деи Ченчи. Здесь, на границе с районом Сант Анджело, стоит Палаццетто Ченчи (17), построенный в середине 16 века на развалинах средневековой крепости. В этом особняке родилась и выросла Беатрис Ченчи, чья мрачная история теперь является частью истории Рима.

Исторические районы Рима. Введение. От Сервия Туллия до наших дней.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 4 дня

Dmitry

0
Комментарии: 13Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля