Исторические районы Рима. I Монти.

монти

Свое название район Монти (холмы) получил от находящихся на его территории холмов — Эсквилина, Виминала и части Квиринала. Вплоть до начала 20 века в него входил и Целий, пока его не выделили в отдельный район, Челио. Все эти холмы входят в знаменитую семерку, на которой, по преданию, и был основан Рим.

монти
Герб Монти. Три холма, повторенные трижды, это Эсквилин, Виминал и Целий

Средневековое название района Regio Montium et Biberate относилось к тем же холмам и главной улице Виа Бибератика, пересекавшей рынок Траяна.

Район Монти окружен улицами и площадями пьяцца дель Колоссео, улица Фори Империали, пьяцца ди Лорето, переулок Сан Бернардо, улица Магнаполи, улица 24 Мая, улица дель Квиринале, улица делле Кваттро Фонтане, улица Агостино Депретис, пьяцца Эсквилино, улица Эсквилино, пьяцца Санта Мария Маджоре, улица Мерулана, пьяцца ди Сан Джованни ин Латерано, Латеранский комплекс (внутри стены Аврелиана)*, улица делла Феррателла, пьяцца ди Порта Метрониа, улица делла Навичелла, улица Санто Стефано Ротондо, улица Оливьеро Плункетт и улица Сан Джованни ин Латерано.

* сегодня Латеранский комплекс исключен; его можно обойти по улицам делль Амба Ардан и деи Латерани или по пьяццале Аппио, улицам Саннио и Фарсало и пьяццале Иппонио.

Монти — крупнейший район Рима. Большинство его улиц было заново спланировано и перестроено в конце 19 века. Тем не менее, район сохранил множество интересных реликвий, от руин имперской эпохи до церквей и базилик Средневековья и Возрождения.

Как и следует из его названия, Монти, в основном, расположен на холмах и простирается от южной стороны Квиринала и Виминала до Эсквилина, захватывая и небольшую часть Целия. Эсквилин — самый крупный из этих холмов и имеет три пика, называющиеся Циспий, Фагуталь и Оппий, на каждом из которых можно найти свои интересные объекты.

монтиНеобычная форма района с «перемычкой» объясняется передачей части его территории основанным в 1874 и 1921 годах районам Эсквилино и Челио.

Огромный исторический и художественный «фон» делает Монти почти отдельным городком в самом сердце большого города. Об этом свидетельствует и особая привилегия, предоставлявшаяся в прошлые века главе района, который был единственным среди себе подобных, принятым в городскую магистратуру. Жители Монти, очень гордящиеся своим статусом, традиционно заявляют, что они «более настоящие римляне», чем жители других районов. В старину они даже говорили на особом диалекте, монтичиано, который сегодня уже не слышен.

Определенного маршрута для посещения Монти не существует. Описанная далее последовательность — лишь один из примеров.

Можно начать с западной части района, занятой большим комплексом, построенном при императоре Траяне около 110 года, включающем в себя форум (1)и расположенный за ним рынок (2). От форума, состоявшего из широкой площади, базилики, двух библиотек и храма, остались лишь несколько колонн и фрагментов мраморной плитки.

монти
Форум Траяна

Рынок, напротив, довольно хорошо сохранился и дает удивительное представление о повседневной жизни античного Рима.

монти
Рынок Траяна

Множество его магазинов, расположенных на разных уровнях, делают это сооружение, действовавшее почти 2000 лет назад, предшественником современных торговых центров.

Рынок Траяна

Рынок насквозь пересекала мощеная улица, via Biberatica, также сохранившаяся до наших дней.

монти
Виа Бибератика

Форум Траяна — лишь один из комплекса Императорских форумов, включающего в себя форумы диктатора Юлия Цезаря и императоров Августа, Нервы, Траяна и Веспасина и протянувшегося на 400 метров в сторону Колизея. Все эти форумы были построены в течение 150 лет, с 46 года до н.э. до 113 года н.э. на свободном пространстве вдоль северо-восточной стороны Римского Форума. Форум Траяна стал самым большим из них и последним. Для его постройки архитектор Аполлодор Дамасский частично срезал мешавший ему холм Квиринал. А рынок, фактически стал опорой, предотвращавшей сползание Квиринала в ложбину

План Императорских форумов

Единственное почти полностью сохранившееся сооружение на императорских форумах — это знаменитая колонна Траяна, покрытая спиральным барельефом. Она составлена из 18 огромных полых цилиндров из белого мрамора, расположенных один на другом, с внутренней лестницей, доходящей до самой вершины и освещаемой крошечными окнами. Высота самой колонны — чуть меньше 30 метров, а вместе с постаментом — 40 метров.

Барельефы колонны рассказывают о кампании Траяна против даков, а внутри постамента находится ячейка, в которой, возможно, хранился прах императора. Бронзовая статуя Траяна, находившаяся на вершине колонны в конце 16 века была заменена статуей Святого Петра.

Тогда же, в конце 16 века, когда форумы находились в состоянии руин по большей части погребенных под землей, этот район стал собственностью кардинала Микеле Бонелли (племянника папы Пия V), более известного как кардинал Алессандрино, поскольку он приехал из Алессандрии (Пьемонт, северо-западная Италия). На руинах форумов он построил целый квартал, который стали называть Quartiere Alessandrino.

монти
Более не существующий Квартал Алессандрино около 1920 года. Улица Виа делль Имперо (будущая виа деи Фори Империали) была проложенна вдоль зеленой линии.

Квартал Алессандрино простоял до начала 20 века. Между 1924 и 1932 годами его сровняли с землей для открытия широкой улицы Виа делль Имперо (нынешняя Виа деи Фори Империали). Во время строительства были проведены раскопки, открывшие остатки форумов. Сегодня на краю этой археологической площадки можно увидеть фундаменты и части подвалов старых домов.

Виа деи Фори Империали сегодня

За рынком Траяна расположена слегка покосившаяся, но все еще внушительная Torre delle Milizie (Башня Милиции)(3). Это одна из самых высоких средневековых башен Рима, построенная в середине 13 века. Ее верхняя часть обрушилась уже через сотню лет из-за сильного землетрясения 1368 года. Согласно популярной легенде, именно с этого места (но конечно не с башни) в 64 году н.э. император Нерон смотрел на пылающий Рим, играя на лире.

Башня Милиции за рынком Траяна

В средние века Рим наполняли сотни башен. Все могущественные семьи владели хотя бы одной, и чем важнее была семья, тем выше и крепче была ее башня. Около сотни башен было снесено в 1257 году, когда в Рим из Болоньи приехал сенатор Бранкалеоне. Он попытался подавить переходящую в гражданскую войну многовековую вражду между семьями, поддерживавшими императора, и семьями, стоявшими на стороне понтифика. В результате сенатор пережил два покушения и несколько месяцев отсидел в тюрьме. Вернувшись к власти, Бранкалеоне продолжил снос башен и был, за это, отлучен папой Александром IV, бежавшим из Рима в Ананьи. После того как сенатор пригрозил стереть Ананьи с лица земли, отлучение было снято.

Сегодня в Риме можно увидеть около 30 уцелевших башен. Больше всего их в Монти. Второй по своей известности (после башни Милиции) является Torre dei Conti (башня Конти)(4), также построенная в 13 веке и расположенная в южной части императорских форумов. Бывшая когда-то вдвое выше, чем сейчас, и упоминавшаяся Петраркой, она считается одним из чудес Рима. Еще две сверстницы упомянутых башен стоят на вершине Циспия, напротив друг друга. Изначально они принадлежали семье Арчоне, но затем переданы семьям Капоччи (та, что выше) и Черрони. В дальнейшем обе были приобретены семьей Грациани.

монти
Остатки башни Конти (справа) и башня Капоччи (слева)

Задняя часть форума Августа занята зданием позднего средневековья, Домом Рыцарей Родоса (5). Этот Орден, известный также как Рыцари Госпитальеры, был основан в 12 веке, во время крестовых походов. Первоначально он лишь оказывал медицинскую помощь паломникам, направлявшимся в Святую Землю, но через некоторое время стал предоставлять им вооруженное сопровождение, выполняя эту задачу совместно с Тамплиерами.

Дом Рыцарей Родоса

После падения Иерусалима госпитальерам пришлось искать убежище, сначала на Кипре, а затем на Родосе, откуда они и взяли свое последнее название. В 1312 году орден тамплиеров был официально распущен, а его имущество передано госпитальерам, которые в 14-15 веках стали одним из самых могущественных орденов, в том числе и в экономическом отношении. После протестантской Реформации и англиканского раскола рыцари Родоса снова поменяли свою дислокацию, перебравшись в 1530 году на Мальту. С этого времени они получили известность как Мальтийские Рыцари.

В 1798 году Наполеон изгнал их с острова, и орден распался. Он снова воссоединился в 19 веке под названием Суверенный Военный Мальтийский Орден и до сих пор управляет госпиталями и социальными службами.

Дом Рыцарей Родоса построен на церкви Святого Василия, 9 века, которая сама была построена на развалинах Храма Марса Мстителя на Форуме Августа, давно превратившегося в руины. В 13 веке церковь с монастырем передали госпитальерам. В 1470 году папа Павел II значительно увеличил размеры небольшого строения, включив в него внешнюю стену Форума Августа и ряд римских домов, расположенных сзади. Все окна получившегося строения выполнены в типичном венецианском стиле, поскольку Павел II сам был из Венеции.

Была построена и большая лоджия (сегодня она выходит на виа деи Фори Империали), украшенная фресками, приписываемыми Пинтуриккьо.

Дом Рыцарей Родоса

В 1566 году резиденция госпитальеров была перенесена на Авентин, после чего Дом Рыцарей Родоса превратили в доминиканский женский монастырь, монахинь которого называли Неофитами, поскольку их задача заключалась в обращении еврейских девушек в католицизм. После 1946 года здание вернули первоначальным владельцам.

Задняя часть Дома Рыцарей Родоса выходит на крутую узкую улочку Салито дель Грилло, названную в честь знатной семьи, чей особняк 18 века стоит здесь, соединенный аркой с другой средневековой башней, Торре дель Грилло (6).

монти
Торре дель грилло

Область за императорскими форумами была известна как Субура или Субурра (от лат. sub urbsна окраине города). В античном Риме этот район, построенный на болотистой земле, имел дурную славу. В его трущобах жили преступники и проститутки.

монти
Табличка, датируемая концом 15 века

Нынешний облик Субурры относится к 15-17 векам, когда здесь были построены обычные дома. Глубокая перестройка, проведенная в районе Монти в конце 19 века, частично пощадила эту область, сохранив несколько старых построек. Типичные узкие и кривые наклонные переулки пересекаются несколькими длинными прямыми улицами, открытыми папой Сикстом V в конце 16 века. Одна из таких улиц — Виа Панисперна (7). В древности местная церковь Святого Лаврентия предлагала беднякам в день святого хлеб и ветчину (лат. panis et perna), откуда и произошло название улицы. Ее изгибы вверх-вниз повторяют форму холма района.

Виа Панисперна

На вершине Фагуталя, самом западном пике Эсквилина, стоит церковь Сан Пьетро ин Винколи (8), или Святого Петра в Цепях, ведущая свое происхождение из 5 века. В ней хранятся цепи, которые, как считается, были на Святом Петре в тюрьме в Палестине, и цепи, которыми он был прикован в тюрьме в Риме. Эти реликвии выставлены в хрустальном футляре под главным алтарем церкви. Но самой посещаемой «достопримечательностью» здесь является гробница папы Юлия II, одна из главных работ Микеланджело.

сан пьетро ин винколи
Цепи Святого Петра

Юлий II заказал художнику этот роскошный памятник в начале 16 века, еще при жизни. Его должны были установить в новой базилике Святого Петра, строительство которой только начиналось. Первоначальный проект насчитывал 47 статуй, но растущий интерес папы к созданию новой базилики и другим проектам, порученным Микеланджело, таким как роспись свода Сикстинской капеллы, вынудил его умерить свои амбиции и сократить количество фигур (часть из незавершенных сейчас хранится во Флоренции и Париже).

Гробница Юлия II

В 1516 году Юлий II умер, а гробница еще не была достроена. Семья Делла Ровере больше не желала тратить целое состояние на памятник своему предку, что тоже замедлило работу, которая была завершена только к 1545 году уже учениками Микеланджело. Конечным же местом расположения надгробия, на котором осталось только шесть оригинальных статуй, стала церковь Сан Пьетро ин Винколи.

По первоначальному плану центральная фигура Моисея должна была иметь симметричную позу, в соответствии с позднесредневековой схемой. Микеланджело счел это слишком условным и прямо в процессе работы над статуей изменил ее позу на более динамичную. Сложность переделки уже частично готовой статуи была преодолена с большим мастерством — размер фигуры был немного уменьшен, голова частично повернута, кончик носа превратился в скулу новой фигуры, а левая нога для маскировки своего меньшего, чем у правой, размера была согнута назад.

Легенда утверждает, что Микеланджело, довольный конечным результатом, ударил молотком по колену статуи с криком «Почему ты не разговариваешь?» А вот само надгробие, множество раз «перелатанное», представляло собой одно из самых больших разочарований художника.

Тело Юлия II, забальзамированное и хранившееся все это время в ватиканской базилике, сильно пострадало во время разграбления Рима в 1527 году. То, что осталось, было наконец захоронено под надгробием в 1610 году.

На площадь, на которой стоит церковь и откуда видно еще одну средневековую башню, Торре дельи Аннибальди, построенную в 13 веке, можно попасть с улицы Виа Кавур по крутой лестнице (9). Лестница врезается в туннель под комплексом старых зданий, состоящего из дома начала 16 века и еще одной башни 13 века. В античности здесь располагалась аллея под названием vicus sceleratus (злой переулок), традиционно считавшаяся местом, где в 535 году до н.э. Туллия, жена Тарквиния Гордого, проехала на колеснице по телу своего отца, Сервия Туллия (шестого царя Рима).

Башня Аннибальди

Мрачные воспоминания об этом месте, вероятно, породили другое распространенное мнение, касающееся здания над лестничным пролетом. Говорят, что в этом доме травила своих любовников знаменитая Лукреция Борджиа, дочь папы Александра VI. Весь комплекс до сих пор широко известен как «дома Борджиа». Однако нет никаких документальных свидетельств, что кто-либо из членов этой семьи когда-нибудь проживал здесь. На самом деле дом принадлежал семье Чезарини, впоследствии подарившей его местному монастырю.

монти
«Дома Борджиа»

Северная граница района Монти проходит по вершине Квиринальского холма до перекрестка Четырех Фонтанов, отделяя его от района Треви. В имперские времена здесь находились Термы Константина. К северо-востоку от этого места в середине 17 века мастерами Барокко, Джанлоренцо Бернини и Франческо Борромини, одна рядом с другой были построены две небольшие, но очень красивые церкви.

Сант Андреа аль Квиринале (10), построенная между 1658 и 1670 годами, обращена фасадом к длинной стороне Квиринальского Дворца и стоит на месте более ранней церкви Сант Андреа а Монтекавалло, построенной в 16 веке. Церковь известна своими роскошными работами из мрамора и золотым куполом. Бернини сидел здесь часами, размышляя над тем, что считал одним из своих лучших проектов.

Сант Андреа аль Квиринале — третья по значимости иезуитская церковь в Риме, первоначально предназначавшаяся для послушников этого ордена. Ее постройку заказал Камилло Памфили, племянник папы Иннокентия X, назначенный кардиналом, но позже отказавшийся от этой должности, чтобы жениться (его герб над входом украшен короной, а не кардинальской шапкой). Именно здесь разворачивается первый акт драмы «Тоска» французского драматурга Викториена Санду. В более популярной оперной адаптации Джакомо Пуччини действие было перенесено в церковь Сант Андреа делла Валле, расположенную в районе Парионе.

Всего в нескольких метрах от Сант Андреа аль Квиринале Борромини построил церковь Сан Карло алле Кваттро Фонтане (11), прямо на углу знаменитого перекрестка Четырех Фонтанов. Отсюда видны три обелиска, стоящие у подножия трех из четырех сходящихся на этом месте улиц.

Из-за ее довольно небольшого размера римляне прозвали церковь Сан Карлино. Поверхность всего здания по размеру и форме соответствует поперечному сечению одной из колонн, поддерживающих огромный купол базилики Святого Петра в Ватикане. Любопытная колокольня имеет спиральную форму, но сейчас она частично скрыта за соседними зданиями.

Борромини планировал быть похороненным в крипте Сан Карло, но поскольку он окончил жизнь самоубийством, его останкам было отказано в такой привилегии, и часовня, построенная им для самого себя, осталась пустой.

Район Монти особенно богат средневековыми религиозными достопримечательностями, большинство из которых расположено в его южной части. И самая известная из них — это, конечно, Латеранский комплекс у древних ворот Порта Азинария (Ослиные ворота).

Порта Азинария

Главная часть комплекса — базилика Сан Джованни ин Латерано, кафедральная церковь Рима. Первоначально она была построена в 4 веке и несколько раз видоизменялась, пока в 17-18 веках не приняла свой нынешний облик. Папа Григорий XI (1370 — 1378) дал ей титул «матери всех церквей в мире», и на протяжении почти 1000 лет здесь короновались все папы.

Базилика Сан Джованни ин Латерано

Рядом с базиликой расположен Латеранский дворец (1586), построенный на руинах Патриархиума, гораздо более крупного здания, в котором папы жили до переноса своей кафедры в Авиньон в 1305 году (Авиньонское пленение). Всего через несколько лет Патриархиум был уничтожен сильным пожаром, и когда папство вернулось в Рим, его резиденция была перенесена в Ватикан.

Скала Санта

С одной стороны нынешнего дворца возвышается самый высокий египетский обелиск Рима, а с другой, через дорогу, в здании конца 16 века находится старая частная часовня пап, известная как Sancta Sanctorum. Это единственная сохранившаяся часть древнего Патриархиума, к которой ведет мраморная лестница, называемая Святыми Ступенями, ошибочно считающаяся оригиналом из претория Понтия Пилата в Палестине, где Христос встретил свой суд. По этой причине верующие взбираются по ее ступеням на коленях. В часовне над алтарем висит древний образ, который, по популярной традиции, был нарисован сверхъестественным существом. В средние века, во время эпидемий и других бедствий, папы несли этот образ впереди процессий.

На двух третьих пути от Латерана к Колизею стоит базилика Сан Клементе (12), имеющая три уровня. Так называемая Верхняя базилика 12 века с прекрасными мозаиками и фресками построена над Нижней базиликой 4 века, сильно поврежденной во время норманнского рейда во главе с Робертом Гюискаром в 1084 году, остатки которой сейчас находятся ниже уровня земли.

сан клементе
Сан Клементе аль Латерано

Еще глубже расположены остатки римских построек 2-1 веков до н.э. и митреум имперского периода.

К группе средневековых церквей относится и близлежащая Санти Кваттро Коронати, но скалистый утес, на котором она построена, теперь принадлежит району Челио. Тем не менее одна из сторон холма Целий осталась в районе Монти, и на ней расположена необычная по форме церковь Санто Стефано Ротондо (13). Это первая итальянская церковь с круглой планировкой, основанная в 5 веке. Ее окрестности являются участком древнего акведука, так назваемой ветки Rivus Caelimontani.

санто стефано ротондо
Санто Стефано Ротондо

Изначально Санто Стефано Ротондо имела две круглые галереи и четыре трансепта в форме креста. Но из-за плохого состояния церкви в середине 15 века три трансепта и внешнюю галерею пришлось снести. В сохранившейся внутренней галерее вызывают интерес знаменитые фрески, написанные в первой половине 16 века и изображающие жестокие казни христианских мучеников.

Под церковью ведутся раскопки римского военного лагеря.

На вершине Оппия на очень большой площади встречаются границы трех районов: Монти, Эсквилино и Кастро Преторио. В центре этой площади расположена базилика Санта Мария Маджоре (14), самая древняя и самая большая из риских церквей, посвященных Деве Марии. Другие, неофициальные, ее названия — Либерианская базилика и Санта Мария Снежная, поскольку по легенде папа Либерий построил ее на том месте, где 5 августа неожиданно прошел снегопад. Ежегодно в этот день на площади проходит популярное мероприятие — искусственный снегопад в память о легенде.

санта мария маджоре
Санта Мария Маджоре. Фасад

На самом деле базилика была основана Сикстом III вскоре после Эфесского собора (431 год), на котором за Девой Марией был утвержден статус «Богородицы».

Санта Мария Маджоре является четвертой по величине базиликой в Риме и одной из самых почитаемых христианами. Со средневековья и до 19 века многие папы внесли свой вклад в ее расширение и обогащение. Результатом стала невероятная коллекция стилей, охватывающая 10 веков истории искусства.

санта мария маджоре
Санта Мария Маджоре. Вид со стороны апсиды

Пол базилики выложен оригинальной мраморной плиткой середины 12 века с инкрустацией в стиле косматеско. К концу следующего века мозаика украсила фасад и апсиду церкви. Колокольню построили в 1375 году, и она считается самой высокой в Риме. Впечатляющий кессонированный потолок датируется 16 веком. Говорят, что для его золочения использовали первое привезенное из Америки золото. Это может быть правдой, поскольку предприятие Колумба спонсировалось испанским королем, а папа Александр VI, чей понтификат пришелся на момент постройки потолка, тоже был испанцем.

По обе стороны базилики папами Сикстом V (1585-1590) и Павлом V (1605-1621) были построены две роскошные часовни. Их размеры так велики, что они сами могли бы служить отдельными церквями.

Сикстинская (слева) и Паолинская (справа) часовни базилики Санта Мария Маджоре

В середине 18 века к фасаду базилики пристроили крыльцо в стиле барокко и лоджию, заменившую меньшую, средневековую, чтобы защитить мозаику верхней части фасада.

Санта Мария Маджоре славится своей мозаикой. Панели над нефом и покрытие триумфальной арки датируются 5 веком и являются одними из самых ранних из известных мозаик с религиозными сюжетами. Мозаика апсиды относится к 13 веку, так же как и мозаика лоджии.

Мозаика апсиды Санта Мария Маджоре

Рядом с главным алтарем находится захоронение Джанлоренцо Бернини, гения эпохи римского барокко, сделавшего свои первые шаги в мастерской своего отца, располагавшейся в здании с левой стороны базилики, о чем напоминает мемориальная доска.

Стоящая перед церковью колонна — единственная сохранившаяся из базилики Максенция. Павел V перенес ее сюда с Римского Форума в 1613 году. С обратной же стороны установлен древний египетский обелиск, перенесенный на свое нынешнее место от входа в Мавзолей Октавиана Августа в 1587 году Сикстом V.

Еще одна древняя церковь, расположенная неподалеку, — Санта Пуденциана (15). Сейчас ее вход находится значительно ниже уровня земли, и к нему ведет двойная лестница. Нынешний облик этой базилики относится к 1590 году, хотя изначально она была построена в 4 веке. Мозаика в ее апсиде перенесена из первоначального строения. Ее персонажи носят древнеримские тоги, а фон показывает, как город мог выглядеть 16 веков назад.

санта пуденциана
Церковь Санта Пуденциана

Мозаики времени Карла Великого (9 век) можно увидеть в соседней базилике Санта Прасседе (16), теперь почти скрытой в узкой и темной улице.

санта прасседе
Боковой вход базилики Санта Прасседе

Сердце района Монти когда-то было почти полностью занято сказочным особняком (17), построенным для себя императором Нероном после того, как большая часть Рима была уничтожена пожаром 64 года. Этот Domus Aurea (Золотой Дом) простирался от вершины Оппия до южной оконечности Римского Форума и одной из сторон Целия, занимая собой более 20% города внутри Сервиевой стены.

Золтой Дом Нерона. Одна из реконструкций

Бесчисленные залы и коридоры дворца украшали настенные росписи, а его сады охватывали четыре городских района и включали в свои чудеса искусственное озеро и гигантскую бронзовую статую самого императора. Первоначально бронзовый колосс располагался на холме Велий, но позже император Адриан перенес его к знаменитому амфитеатру.

золотой дом нерона
Фрагмент Золотого Дома Нерона. Одна из реконструкций

Сразу после смерти Нерона память о нем, из-за его дурной славы, стала уничтожаться. Руины его особняка были засыпаны, а император Траян построил на этих землях общественные термы, остатки которых можно увидеть и сегодня в общественном парке на холме Оппий. Их размеры все еще дают представление о том, каким величественным было древнее сооружение.

Руины терм Траяна

Озеро тоже засыпали, а на образовавшейся широкой равнине было возведено самое большое и самое известное общественное сооружение античного Рима — амфитеатр Флавиев, более известное как Колизей.

Руины Золотого Дома были обнаружены в начале 16 века. Многие художники Возрождения добирались до его подземных залов, которые они называли гротто, спускаясь на веревках (часто оставляя на потолках свои имена и граффити).

Несомненно, открытие настенных росписей Золотого дома, сохранившихся в цвете благодаря воздухонепроницаемой подземной среде, оказало огромное влияние на стиль отделки стен и потолков Ренессанса. К сожалению, сейчас эти античные фрески почти не видны. После контакта с атмосферой и влагой они начали тускнеть и сегодня выглядят сильно поврежденными.

После возведения амфитеатра Флавиев император Домициан приказал построить поблизости Ludus Magnus (18), самую большую гладиаторскую школу. Ее форма повторяла форму самого амфитеатра, но размер был намного меньше. Сохранившаяся до наших дней подземная галерея связывала школу с Колизеем. Сохранившиеся остатки Ludus Magnus представляют собой только половину площади первого этажа оригинального сооружения, но овальный контур его арены хорошо различим.

Реконструкция Колизея и Людус Магнус (отмечена красным)
Людус Магнус сегодня

Исторические районы Рима. Введение. От Сервия Туллия до наших дней.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 7 дней

Dmitry

0
Комментарии: 12Публикации: 427Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля