Спроектированная Доменико Фонтана в 1586 году Лоджия Благословений, заменившая собой средневековую, занимает входной фасад северной части трансепта базилики. Сооружение состоит из двух идентичных по структуре этажей, каждый из которых имеет по пять больших арочных порталов с простыми архивольтами, опирающимися на дорические импосты. Арки разделены пилястрами, поддерживающими антаблемент. Еще пара пилястр расположена по краям лоджии.
К первому, входному, этажу ведет короткая лестница. Пилястры этого этажа — дорические, а фриз антаблемента содержит метопы с символами Евхаристии. Карниз — зубчатый. Пазухи сводов арок украшены звездами, стилизованными горами и львами с грушевыми ветвями, все из геральдики папы Сикста V (1585-1590). Перила были добавлены папой Климентом XII (1730-1740) и, соответственно, несут на себе его геральдику.
Второй этаж — Коринфский. Он имеет низкую балюстраду в арках. Балюстрада центральной арки немного выше и украшена двумя панелями с гербом Сикста V. Антаблемент содержит надпись «Sixtus p[a]p[a] V ad benedictiones extruxit MDLXXXVI» (Папа Сикст V построил это для благословений, 1586). Карниз также зубчатый, но имеет еще и маленькие львиные маски. Выше располагается еще одна балюстрада с двумя гербами. Пазухи сводов арок также украшены геральдикой Сикста с той лишь разницей, что львы заменены одними грушевыми ветвями (обыгрыш фамилии папы — Перетти).
Выше лоджии можно увидеть фасад северного конца трансепта. Он обрамлен двумя низкими романскими колокольнями, получившими свою нынешнюю форму при папе Пие IV (1559-1565), чья геральдика демонстрируется на двух гигантских панелях (щит с шарами из семейства Медичи).
Поверхности стен сделаны похожими на сборные блоки с широкими соединениями, за исключением большой прямоугольной панели в центре под горизонтальной линией крыши, которая обшита древними мраморными облицовочными плитами, преимущественно голубовато-серыми. Стена, на которой все это установлено, на самом деле является экраном, скрывающим настоящий фасад трансепта.
Ниже мраморных плит находится зубчатая арка, заключающая в себе тондо с маленьким круглым окном и частично открытой кирпичной кладкой. Видимые кирпичи — повторно использованные из античных времен. Это место — единственное на улице, откуда можно увидеть настоящую средневековую кладку.
Близнецы колокольни довольно приземисты и имеют пирамидальные шпили, заканчивающиеся шарами. Каждая состоит из трех ярусов, разделенных зубчатыми карнизами. Два верхних имеют звуковые отверстия в виде аркады из трех арок, разделенных небольшими колоннами.
Находящийся справа от Лоджии блок был добавлен в конце 19 века в рамках перестройки святилища базилики. Веспиньянисы, отец и сын, отвечавшие за эту работу, приложили достойные усилия, чтобы вновь возводимое сооружение не противоречило структурам Лоджии и фасада Дворца. Первый этаж содержит трех-арочный портик, арки в котором разделены парными Дорическими пилястрами. Пилястры второго этажа — Коринфские. Разделяющий этажи антаблемент несет на своем фризе триглифы в надлежащем Дорическом стиле. Три окна верхнего этажа имеют центральный сегментированный фронтон, окруженный двумя треугольными для имитации дворца.
Странный киоск справа является частью того же проекта 19 века и содержит по большой открытой Дорической арке на каждой из трех своих сторон для соответствия Лоджии. Для чего он был построен остается вопросом.
Своды и люнеты входного портика и Лоджии Благословений украшены фресками, созданными в 1588 году группой художников во главе с Джованни Гуэррой и Чезаре Неббиа. На сводах портика представлено небесное воинство: Богоматерь и Апостолы с пророками, мученики, святые папы, девы и другие святые вместе с ангелами. Своды лоджии содержат сцены мученичества Святого Петра и обращения Константина, а также сцены из Ветхого Завета и изображения Учителей Церкви в сопровождении ангелов и аллегорических фигур. На дальней стене находится большое изображение папы Сикста с кардиналами.
Слева во входном портике расположена бронзовая статуя Генриха IV Французского, считающегося благодетелем базилики. Она выполнена Николасом Кордье в 1608 году. Справа — мраморная табличка с копией постановления 1372 года, которым папа Григорий XI (1370-1378) провозгласил базилику первой в достоинстве среди всех церквей.
Сам балкон для благословений располагается в центральной арке над главным входом. С него, по традиции, вновь избранный папа давал свое благословение в тот день, когда он вступал во владение собором. Однако на главном фасаде базилике также есть лоджия, а его площадь, доступная для большего числа людей, сделала это место более удобным в настоящее время.
Огромный средневековый Латеранский Дворец был окончательно разрушен Сикстом V после десятилетий запустения. Он был заменен тщательно продуманным современным зданием Карло Фонтана. Сейчас здесь размещаются офисы Викариата и Музей Истории Ватикана. Три очень похожих крыла располагаются вокруг почти квадратного двора к северу от базилики. Отличие от квадрата обнаруживается при подсчете окон на верхнем этаже: их 15 в западном крыле, 13 в северном и 11 в восточном.
Трехэтажное здание выполнено в оранжевой охре с архитектурными деталями из известняка. Первый этаж имеет окна с «плавающими» карнизами, а второй и третий — с чередующимися треугольными и сегментированными фронтонами. Обратите внимание как эти фронтоны чередуются и между этажами. Линия крыши украшена зубчатым карнизом с модильонами над фризом, где снова обнаруживаются львы и груши. На востоке площади видна одноэтажная башня бельведера. Она выполнена в виде прямоугольного дорического киоска с четырьмя колоннами по длинным сторонам, двумя по коротким и пирсами по углам. Это сооружение прекрасно само по себе.
Главный вход во дворец находится на его северной стороне. Это впечатляющий дверной проем с лестничным пролетом, оформленный парой серых гранитных дорических колонн, поддерживающих балкон с балюстрадой. Над дверным проемом располагается львиная маска с венками, содержащими груши (эта работа украшена и другими деталями из геральдики Сикста V). Маленькая табличка на фронтоне окна над входом сообщает об участии папы в работах, а еще выше находится его герб.
Западный вход предназначен для автомобилей и ведет к вымощенному внутреннему дворику, превращенному в парковку для сотрудников Викариата. Ворота оформлены таким же балконом, оконным фронтоном и гербом, как и другие входы, но здесь арка и дорические полуколонны выполнены в технике рустики. Восточный вход идентичен северному.
По главной дороге к юго-востоку от дворца расположено здание, содержащее Scala Santa, Святую Лестницу, и часовня, известная как Sancta Sanctorum. Последняя изначально была главной частной часовней средневекового дворца, использовавшейся папами со времен Константина (возможно) и до переезда в Авиньон в 1313 году.
Говорят, что ступени, в количестве 28 штук, были привезены сюда из претория Пилата в Иерусалиме, где Христос поднимался по ним перед Судом. Эта версия не подтверждена, но ничем и не опровергнута. Считается, что их доставила в Рим Святая Елена, мать императора Константина. Сейчас эти ступени заключены в дерево, и в нескольких местах есть стеклянные вставки, через которые на мраморе можно увидеть пятна. Говорится, что это капли крови Христа, пролитые им во время подъема по лестнице.
Многие паломники приезжают сюда только для того, чтобы подняться по этим ступеням, всегда на коленях, размышляя о Страстях Христовых. Такой же путь проделал и 78-летний папа Блаженный Пий IX (1846-1878) накануне вторжения короля Виктора Эммануила и захвата им Рима. На вершине лестницы находится церковь и три часовни, обслуживаемые общиной Пассионистов, имеющей присоединенный монастырь.
Старейшей часовней является перестроенная в 13 веке из более древнего сооружения Sancta Sanctorum, или Святая Святых. Это название относится к внутренней комнате Иудейского Храма в Иерусалиме, в которую имел доступ только первосвященник. Здесь же это была частная папская часовня. Над входом в апсиду находится надпись: «NON EST IN TOTO SANCTIOR ORBE LOCUS» (Нет места священнее во всем мире).
Часовня была украшена самим Космати в 12 веке, о чем свидетельствует надпись: «MAGISTER COSMATUS FECIT HOC OPUS» (Мастер Космати сделал эту работу). И первейшим примером этой работы является пол. Потолочная фреска показывает четырех зверей, поющих вечную литургию Богу согласно Писанию — человека, льва, быка и орла — и ставших символами Евангелистов. На стенах — сцены мученичества, в том числе Святого Стефана Диакона, Первомученика Церкви, а так же святых Петра и Павла. Последние показаны как явно страдающие в Риме, поскольку именно их мученичество изначально превратило город в святое место.
Первоначально часовня использовалась, как сокровищница реликвий папского дворца и якобы хранила такие реликвии, как кусок хлеба с Тайной Вечери, плащ Святого Иоанна Крестителя, плечо Святого Матфея, подбородок Святого Варфоломея и головы святых Петра, Павла, Агнессы и Ефимии. Здесь и сейчас находится множество реликвий и святых предметов, таких как древние реликварии с камнями и землей со Святой Земли, привезенными паломниками. Многие реликварии имеют греческие надписи и происходят из времен, когда Церкви Востока и Запада еще не были разделены. Через решетку можно увидеть Acheiropoeta («не сделано руками»), древнюю икону Христа якобы чудесным образом написанную ангелами.
За часовней находится открытая для публики область для поклонения (сама часовня открыта только для экскурсий с гидом). Здесь есть распятие 16 века.
Базилика Сан Джованни ин Латерано. Все части:
Часть 1.1. История. Античность и Средневековье
Часть 1.2. История. От Ренессанса до современности.
Часть 2.1. Расположение, экстерьер, площадь и обелиск.
Часть 2.2. Лоджия Благословений, Латеранский Дворец, Scala Santa и Sancta Sanctorum
Часть 2.3. Триклиниум Леониум, площадь Порта Сан Джованни, главный фасад и нартекс.
Часть 3.1. Интерьер. Центральный неф.
Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь и конфессио.
Часть 3.3. Интерьер. Боковые приделы и часовни.
Часть 3.4. Интерьер. Трансепт и апсида.
Часть 3.5. Интерьер. Ризницы и Монастыри.
Часть 4.1. Баптистерий. История и экстерьер.
Часть 4.2. Баптистерий. Интерьер.