Базилика Сан Джованни ин Латерано. Часть 4.2. Баптистерий. Интерьер

Купель баптистерия — это античная ванна из зеленого базальта, стоящая на плинтусе из полихромного мрамора. Вся конструкция установлена на круглое основание, тоже из полихромного мрамора, служащее напоминанием о первоначальном крестильном бассейне, находившимся здесь до реконструкции, проведенной папой Григорием XIII (1572-1585). Пространство крестильни окружено балюстрадой с двумя входами, одним, обращенным к общественному входному дверному проему, и другим, с противоположной стороны. Мраморная облицовка стен и пола принадлежит Борромини.

сан джованни ин латераноКупель снабжена сложной бронзовой крышкой с позолоченными деталями работы Чиро Ферри 1689 года. Крышка содержит два рельефа — Крещение Христа и Крещение Константина. По бокам окруженного балюстрадой пространства установлены две современные бронзовые скульптуры оленей, заказанные папой Павлом VI (1963-1978).

Знаменитые колонны из имперского порфира, окружавшие оригинальный бассейн, не одинаковы. Они имеют немного разную длину и относятся к разным ордерам — Коринфскому, Ионическому и Композитному. Базы колонн, напротив, одинаковы. Они установлены на плитах из серого мрамора и украшены золотыми пчелами Барберини, свидетельствующими о участии в реконструкции папы Урбана VIII (1623-1644).

Колонны поддерживают восьмиугольный антаблемент, взятый из античного здания. Его украшение аналогично антаблементу портала портика и обращено внутрь. На внешних же поверхностях папа Сикст III (432-440) поручил вырезать ряд латинских текстов, гласящих:

«Gens sacranda polis hic semine nascitur almo, quam fecundatis spiritus edit aquis. Mergere peccator sacro purgande fluento, quem veterem accipiet, proferet unda novum. Nulla renascentem est distantia quos facit unum, una fons, unus spiritus, una fides. Virgineo fetu genitrix Ecclesia natos, quos spirante Deo concipit amne parit. Insons esse volens isto mundare lavacro, seu patrio premeris crimine seu proprio. Fons hic est vitae qui totum diluit orbem, sumens de Christi vulnere principium. Coelorum regnum spreate hoc fonte renati, non recipit felix vita semel genitos. Nec numerus quemquam scelerum nec forma suorum, terreat hoc natus flumine sanetus erit. »

(Здесь люди и город, предназначенные для святости, рождаются из питательного семени, которое дух выводит из плодородных вод. Грешник, погруженный в священный очищающий поток; воды, принимающие его как старого, и отдающие как нового. Возрожденный не имеет отличия от сотворенного; один источник, один дух, одна вера. Девственным рождением Мать Церковь получает новорожденных, задуманных духом Бога и рожденных рекой. Вы получаете безвинность через очищение этим омовением, будь вы отягчены родительским [от Адама] грехом или же своим собственным. Это источник жизни, который освобождает всех, беря свое начало от раны Христа. Возрожденные этим источником надеются на Царствие Небесное; счастливая жизнь не получает тех, кто рождены единожды. Пусть ни количество, ни вид его грехов не пугают рожденного в этом потоке; он будет спасен).

сан джованни ин латераноАнтаблемент поддерживает восемь коринфских колонн из серого мрамора, которые, в свою очередь, поддерживают деревянный антаблемент купола. Считается, что эти колонны заменили оригиналы в 17 веке.

Восемь стен баптистерия демонстрируют фрески, датирующиеся, в основном, 17 веком. Вход с площади окружен парой монохромных изображений императора Константина и папы Сильвестра. Окно выше украшено головой крылатого херувима, вставленной в разрыв сегментированного фронтона (как и в остальных семи окнах) и содержит витраж с гербом папы Пия XI (1922-1939).

Последующие стены несут на себе фрески с изображениями событий из жизни Константина. Двигаясь против часовой стрелки от входа с площади, мы будем наблюдать Видение Креста Гиацинто Джиминьяни, Битву на Мильвийском Мосту и Триумфальное Вступление в Рим Андреа Камассеи. Каждое окно над фресковой панелью обрамлено парой монохромных тондо с бюстом Константина и одной из основанных им в Риме церквей. Эта тема повторяется на всех верхних стенах.

Триумфальное вступление в Рим

Далее идет вход из портика. Под небольшим треугольным фронтоном над дверным проемом расположен короткий эпиграф, отмечающий восстановительные работы при папе Урбане VIII Барберини в 1625 году. Над фронтоном — монохромный герб папы. Еще выше находится заблокированное окно, снова несущее на себе пчел Барберини. Окно окружено фресками конца 18 века, отмечающими восстановительные работы, оплаченные кардиналом Карло Реццонико.

Далее следует монохромная фреска с геральдикой папы Иннокентия X (1644-1655) и двумя аллегорическими фигурами работы Карло Маратта. Под фреской располагается дверь в часовню Святого Венантия. Последующие фрески — это Свержение Идолов Маратты и Сожжение Еретических Книг и Первый Никейский Собор Карло Маннони. Фрески разделены пилястрами — сиамскими близнецами в углах. Пилястры первого яруса имеют капители с венками и пчелами Барберини, а пилястры второго яруса — вершины, напоминающие миниатюрные римские акведуки. Пилястры поддерживают антаблемент потолка с фризом, украшенным виноградными лозами.

сан джованни ин латераноБогато декорированный кессонированный потолок 16 века включает в себя резные фигуры предыдущего, 15 века. Четыре из его восьми секций снова содержат в себе гербы папы Урбана VIII с пчелами. Остальные четыре секции украшены резьбой, представляющей Святого Иоанна Евангелиста, Христа в Величии, Святого Иоанна Крестителя и Успение Пресвятой Богородицы.

сан джованни ин латераноБарабан купола содержит восемь фресок Андреа Сакки: Посещение, Явление Гавриила Захарии, Рождение Иоанна Крестителя, Именование Иоанна Крестителя, Святой Иоанн Креститель в Пустыне, Проповедь Святого Иоанна Крестителя, Крещение Христа и Обезглавливание Иоанна Крестителя.

Эти фрески разделены ребристыми Коринфскими пилястрами, встроенными в углы и поддерживающими антаблемент купола. Купол украшен голубым и золотым и разделен на восемь секторов широкими ребрами. Каждый сектор имеет круглое окно в люнете, пчел и символ солнца. Встречаются сектора в большом окулусе с Голубем Святого Духа в лучах славы, окруженном надписью «Spiritus Dei ferebatur super aquas» (Дух Божий носился над водами).

3D интерьер баптистерия можно посмотреть здесь.

Входы в две маленькие боковые часовни 5 века имеют очень похожие входы, обрамленные парами Коринфских колонн, поддерживающими антаблемент из мрамора с серыми прожилками.

Если смотреть со стороны площади, то часовня Святого Иоанна Крестителя будет находиться справа. Антаблемент над ее входом содержит две надписи: «Erunt aspera in vias planas» (Неровные пути сделаются гладкими) — Лука 3:5 и «Hilarius episcopus plebi Dei» (Гиларий епископ народу Божьему). Двери часовни современны ей и, как говорят, сделаны из сплава бронзы, серебра и золота. На них также нанесена посвятительная надпись: «In honorem beati Iohannis Baptistae, Hilarius episcopus, Christi famulus offert» (В честь благословенного Иоанна Крестителя, Гиларий епископ, служитель Христа предоставил). Эти двери издавали приятный звук при своем вращении на шарнирах, что когда-то привлекало туристов. После взрыва мафией бомбы в 1993 году этот звук пропал.

Интерьер часовни был полностью обновлен Джованни Баттистой Чеккарелли в 1780 году. Эдикула алтаря имеет пару спирально-рифленых колонн из зеленого серпентина с позолоченными базами и капителями, обрамляющих бронзовую статую святого работы Луиджи Валадье, отца более известного Джузеппе Валадье. Статуя заменила собой деревянную, находящуюся сейчас в конфессио базилики. Настенные фрески изображают Крещение Христа и Обезглавливание Святого Иоанна Крестителя.

Противоположная, левая часовня, посвященная Святому Иоанну Евангелисту, тоже была построена папой Святым Гиларием (461-468). Посвятительная надпись на входном антаблементе читается: «Liberatori suo, beato Iohanni Evangeliste, Hilarius episcopus, famulus Christi» (Его освободителю, благословенному Иоанну Евангелисту, Гиларий епископ, служитель Христа). Под этой надписью есть еще одна, более поздняя, из Первого Послания Святого Иоанна: «Diligite alterutrum» (Любите друг друга).

Бронзовые двери датируются 1196 годом и выполнены Уберто и Пьетро из Пьяченцы. Их верхний правый угол содержит посвятительную надпись: «Anno V pont. Domini Coelestini III papae, Cencio cardinalis S. Luciae et domini papae Camerario iubente opus istud factum est» (В 5 год понтификата папы Целестина III, Ченчо, кардинал Санта Лючии, и камерарий папы сделали эту работу). В верхнем левом углу находится рельеф, изображающий папу, держащего глобус и стоящего перед Готическим фасадом с двумя башнями, средневековым представлением базилики.

Маленькая часовня имеет план в виде греческого креста и вестибюль. Пол и стены демонстрируют высококачественную работу из полихромного мрамора, частично датирующуюся временем реставрации, заказанной папой Климентом VIII (1592-1605) к Юбилею 1600 года. Герб папы отображен в позолоченных бронзовых рельефах на пирсах между вестибюлем и самой часовней, а также в инкрустации пола. Последующие реставрации проводились Доменико Кастелли и Борромини в 17 веке, а затем в 1772 году. При последней реставрации 1967 года были, к сожалению, удалены украшения 18 века.

На потолке часовни сохранилась мозаика 5 века Агнец Божий, окруженная венком из цветов с двумя птицами. Это хороший пример ранней христианской мозаики в классическом стиле. В то же время, свод демонстрирует гротескную декорацию Джованни Альберти и ангелов Джакомо Стеллы. Другие фрески работы Агостино Чьямпелли и Антонио Темпести изображают сцены из Апокалипсиса и сцены из жизни святого соответственно.

Эдикула алтаря имеет две Ионические колонны из восточного алебастра, поддерживающие треугольный фронтон с разорванным карнизом, в который вставлен орел из позолоченной бронзы. Бронзовый алтарный образ святого — работа Луиджи Валадье 1772 года. Правый боковой алтарь посвящен Непорочному Зачатию Богородицы и считается самой старой работой в стиле Косматеско в Риме. Слева находится мраморный рельеф конца 15 века работы Луиджи Каппони. Он изображает Джованни Росси (епископа Алатри) со Святым Иоанном.

Часовня Святого Венантия — большая прямоугольная комната с доступом через короткий проход от дверей в дальнем левом углу баптистерия. Ее постройка была начата папой Иоанном IV (640-642) и закончена папой Теодором I (642-649). Резной деревянный потолок появился в 1593 году в рамках реставрации, заказанной папой Климентом VIII. В 1674 году семья Чева, как уже упоминалось, оплатила Карло Райнальди реставрацию часовни с заменой ее старого алтаря. Реставрация 1967 года стала для часовни разрушительной, оставив ее интерьер в голом кирпиче. Сейчас часовня служит приходской церковью базилики, хотя и не имеет формального статуса церкви. Ее 3D интерьер можно посмотреть здесь.

Интерьер часовни (прямоугольная коробка с голыми кирпичными стенами) довольно мрачен. Полихромный мраморный пол имеет центральный круг, посвященный Блаженному папе Павлу VI. По бокам находятся пустоты, оставленные после раскопок и позволяющие увидеть оригинальное мозаичное покрытие пола бань 2 века, находившихся здесь до баптистерия.

Правая стена имеет 5 больших окон. Левая сторона является примером архитектурного палимпсеста (наслоения объектов), говорящего в пользу теории о том, что часовня папы Иоанна была здесь не первым зданием. Две кирпичные арки разной ширины разделены античной Коринфской колонной из бледно-коричневого мрамора. Более широкая арка несет в себе следы прежней двери и окна, а более узкая — двух арочных ниш.

На контрфасаде над дверью расположен гипсовый герб папы Климента, а слева от двери — шкафчик для святого масла 14 века, окруженный парой ангелов. Над шкафчиком — маленький рельеф Христа в нише с раковиной. Кессонированный потолок не окрашен. Центральный овальный кессон содержит резное изображение Успения Пресвятой Богородицы.

В левой стене, ближе к алтарю, находится дверь с мраморной коробкой в стиле Барокко, а над ней — табличка из черного мрамора в рамке из желтого сиеннского мрамора в честь умершего в 1655 году кардинала Франческо Адриано Чева. Памятник ему расположен слева от алтаря. Он (как и парный ему, справа) спроектирован Райналди и выполнен Джакомо Антонио Фанчелли. Памятник справа имеет путаницу в идентификации. Это не кардинал Карло Оттавио Чева (как указывается в интернете и ряде других источников), который никогда не существовал, а Карло Франческо Чева, епископ Тортоны, умерший в 1700 году. Изображения усопших выполнены из белого мрамора и окружены парами темно-серых мраморных композитных колонн, поддерживающих омега-образный карниз. Фамильные гербы и сидящие на карнизах херувимы — работа Пьетро Паоло Нальдини.

Алтарная эдикула Райналди содержит четыре черные мраморные Коринфские колонны, расположенные диагонально. Их задняя пара поддерживает концы антаблемента, а передняя — треугольный фронтон. Материал фриза антаблемента похож на сицилийскую яшму. Алтарный образ — это фрагмент фрески 14 века Мадонна с Младенцем, вставленный в рамку из мрамора верде антико, окруженную позолоченными цветочными фестонами и херувимами. Два верхних херувима держат корону.

Лицевая часть алтаря инкрустирована разноцветным камнем в технике пьетра дура. В ее центре расположено четырех-лепестковое отверстие с бронзовой решеткой в виде короны над скрещенными пальмами, как напоминание о том, что здесь захоронены далматские мученики.

Верхняя часть дальней стены и раковина маленькой апсиды святилища заняты мозаиками. Похоже, что мозаики были созданы местными художниками под влиянием недавно возникшей греческой традиции иконописи. Их общий фон — золотой.

Триумфальная арка апсиды не имеет пилястр, импостов и архивольта. Она украшена полосами сложного геометрического мозаичного орнамента. Стена над аркой имеет три окна — одно, меньшее, над замковым камнем и два больших по сторонам, закрытые каменными плитами с прорезанными отверстиями. Между окнами находятся две прямоугольные мозаичные панели с символами четырех евангелистов, а между крайними окнами и боковыми стенами — две панели со святыми городами, Иерусалимом и Вифлеемом.

Нижний ряд мозаик — это две панели, обрамляющие арку. На них изображены малоизвестные далматские святые. Это (слева направо) Паулиниан и Аттелиус (солдаты), Астериус (священник), Анастасиус (аристократ?), Маурус (епископ), Септимус (дьякон), Антиоханус и Гайанус (солдаты).

В раковине апсиды, совершенно не видной из-за эдикулы алтаря, доминирует бюст Христа, появляющийся из красно-синего облака в окружении ангелов. Под ним находится Пресвятая Богородица, стоящая в молитве, с вытянутыми руками. Ее окружают (слева направо) Святой Венантиус (держащий модель церкви), Святой Иоанн Евангелист, Святой Павел, Святой Иоанн Креститель, Святой Домн и папа Теодор I, в чье правление мозаика была закончена.

Портик 5 века был реконструирован папой Анастасием IV в 1154 году, когда две поперечные апсиды преобразовали в часовни, а порталы оборудовали двумя стенами-экранами и дверным проходом.

В 17 веке портик снабдили кессонированным потолком с названием базилики в центральном четырех-лепестковом кессоне. Радиальные ребра, расходящиеся от этого центрального кессона, определяют остальные главные кессоны, а короткие стороны потолка имеют кессоны в форме люнетов, окруженные по углам четвертями круга. Декорации выполнены в гротескной манере в темно-сером и белом цветах.

Над входом в баптистерий находится беломраморное Распятие работы школы Андреа Бреньо 1482 года. В верхних углах стены видны остатки сложной художественной декорации 5 века. Она так же выполнена в стиле гротеска, но это то, что действительно сохранилось, а не создано заново, как потолок. Мраморный пол состоит из белых и серых трапециевидных плиток.

Правая часовня портика изначальна посвящалась святым Андрею Апостолу и Лючии, но была перепосвящена святым Киприану и Юстине, после того как их предполагаемые останки захоронили под алтарем. В 1767 году семья Борджиа ди Веллетри перестроила апсиду в фамильную погребальную часовню, сохранив при этом мозаику 5 века. Считается, что сейчас это самая старая апсидальная мозаика Рима. На нее сильно повлияли внешние условия, а краски, которыми в 16 веке заменили утерянные фрагменты, выцвели. Зеленые виноградные лозы с цветками и линия из шести крестов, украшенных драгоценными камнями, на синем фоне сходятся к полукруглой панели с маленьким Агнцем Божьим и четырьмя голубями под сиянием ауры.

Поздне-Барочная перестройка оставила стену апсиды, покрытой полихромным мрамором. Триумфальная арка поддерживается парой Ионических пирсов из желтого сиенского мрамора, а на архивольте находятся два гипсовых ангела, держащих свиток, провозглашающий наличие останков мучеников под алтарем. Архивольт опирается на импосты, являющиеся продолжением антаблемента вокруг изгиба апсиды. Между карнизом и архитравом из желтого мрамора находится фриз из мрамора верде антико.

Пара промежуточных пилястр делит изгиб стены на четыре секции с панелями из сицилийской яшмы в рамках из черного мрамора, обрамленных мрамором с пурпурными прожилками. Еще пара тройных пилястр окружает алтарь. Они поддерживают два фрагмента разделенного сегментированного фронтона, на котором находятся ангелы и херувимы. Алтарный образ — Мученичество Святой Юстины. Лицевая сторона алтаря — плита из мрамора верде антико с отверстием, закрытым бронзовой решеткой, обрамленной пальмовыми ветвями.

Часовня окружена балюстрадой из полихромного мрамора и решеткой из кованого железа. Снаружи слева находится прекрасный памятник Алессандро Борджиа 1767 года работы Томмазо Риги в стиле Бернини. Ангел и херувим из белого мрамора держат большой портретный медальон, под которым находится эпиграф, окруженный парой гигантских завитков. Покойный был архиепископом Веллетри. К сожалению, природные условия (из-за открытости портика) привели к тому, что многие буквы выпали из эпитафии.

Левая часовня портика посвящена святым Руфине и Секунде, местным римским мученикам, имевшим в 4 веке собственную базилику на Виа ди Боччеа. В 1153 году папа Анастасий IV перенес их мощи в часовню. Вероятно, это свидетельство окончательной потери старой базилики. В 1236 году папа Григорий IX (1227-1241) издал Буллу, подтверждающую, что эта часовня двух святых находится под юрисдикцией епископа Порто-Санта Руфина. Другими словами, она не является частью Римской епархии.

В 1757 году семья Леркари перестроила ее в фамильную погребальную часовню. Скорее всего, мозаика апсиды 5 века со сценами из сельской жизни к тому времени уже отвалилась. Сейчас раковина апсиды разделена на три кессонированных сектора парой широких ребер с розетками.

Барочное переустройство часовни выполнено в стиле, подобном часовне напротив, хотя цветовая схема отличается, а колонны и пилястры здесь Композитные. За работы отвечал Томмазо Риги. Пара колонн из ярко-красного пятнистого камня обрамляют алтарь и поддерживают импосты с ангелами и херувимами, славящими Голубя Святого Духа в позолоченных лучах славы работы Джакомо Мональди. Алтарный образ в рамке из желтого мрамора показывает Христа, коронующего двух мучеников.

Алтарь окружен парой расположенных на стене апсиды картин в сложных пышных гипсовых рамах из херувимов. На правой, работы Гвидо Рени, изображен Святой Филипп Нери, а на левая — икона Мадонна с Младенцем работы Джованни Баттисты Сальви.

За оградой расположены два очень хороших Барочных мемориала из полихромного мрамора работы Риги. Они показывают усопших в молитве и поклонении алтарю. Один принадлежит Николе Марии Леркари (1767), а другой — Николе Леркари (1784).

Базилика Сан Джованни ин Латерано. Все части:
Часть 1.1. История. Античность и Средневековье
Часть 1.2. История. От Ренессанса до современности.
Часть 2.1. Расположение, экстерьер, площадь и обелиск.
Часть 2.2. Лоджия Благословений, Латеранский Дворец, Scala Santa и Sancta Sanctorum
Часть 2.3. Триклиниум Леониум, площадь Порта Сан Джованни, главный фасад и нартекс.
Часть 3.1. Интерьер. Центральный неф.
Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь и конфессио.
Часть 3.3. Интерьер. Боковые приделы и часовни.
Часть 3.4. Интерьер. Трансепт и апсида.
Часть 3.5. Интерьер. Ризницы и Монастыри.
Часть 4.1. Баптистерий. История и экстерьер.
Часть 4.2. Баптистерий. Интерьер.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 8 часов

Dmitry

0
Комментарии: 4Публикации: 329Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Читайте ранее:
Рим в 10 веке

После падения династии Каролингов начавшееся было восстановление образования, науки и искусства прервалось вторжением в Италию сарацинов, норманнов и венгров, вернувшим...

Закрыть