Мета Ромули и легендарный Теребинт

Одна из самых необычных достопримечательностей античного Рима — это роскошная гробница Гая Цестия (Gaius Cestius), построенная в форме нубийской пирамиды в конце 1 века до н.э. Однако, это не единственный памятник Рима подобного рода. Очень похожая пирамида такого же или большего размера когда-то стояла в районе Ватикана, неподалеку от северо-западной границы древнего города. К сожалению, сейчас от нее не осталось никаких следов.

Пирамида Гая Цестия

Неизвестно, была ли эта пирамида старше пирамиды Цестия и каково было ее назначение, хотя, скорее всего, она также служила гробницей. Об этом памятнике мы знаем в основном из скудных описаний, найденных в самых ранних путеводителях по Риму (12-14 веков) для паломников и путешественников, написанных на средневековой (вульгарной) латыни и только зарождавшемся итальянском языке. Эти сведения не очень подробны, но все же дают некоторое представление о внешнем виде и расположении пирамиды.

На месте сегодняшних района Борго и Ватикана в античные времена находились Сады Агриппины (Horti Agrippinae) — открытая территория за пределами городской черты на западном берегу Тибра, ограниченная самой рекой и Ватиканским и Яникульским холмами. Там же располагался цирк (стадион для состязаний колесниц), построенный императорами Гаем (более известным как Калигула) и Нероном и открытый в 56 году н.э.

Другой выдающейся достопримечательностью на этом же берегу Тибра была монументальная гробница (мавзолей) императора Адриана, построенная около 135 года н.э., в раннем средневековье превращенная в крепость и ныне известная как Замок Святого Ангела.

Рядом с пирамидой, сразу за мостом Нерона (Pons Neronis или Pons Triumphalis), образовывали перекресток две главные дороги, Виа Триумфалис и Виа Корнелиа. Севернее располагался еще один цирк, Гайанум (Gaianum), а некоторые источники упоминают и близлежащую Навмахию (naumachia), военно-морской стадион, но ее точное местонахождение так и не было установлено.

Пирамида отмечена красным

В средневековье впечатляющие размеры двух пирамид захватили воображение людей, связавшее монументы с Ромулом, основателем и первым легендарным царем Рима, и его братом Ремом.

Расположение пирамид (внизу карты — пирамида Гая Цестия)

Пирамида, расположенная у Ватиканского холма получила название Мета Ромули, поскольку ее форма несколько напоминала меты (metae), конические столбы, отмечавшие в цирках два конца трассы. Однако, историк искусства Умберто Ноли в своей работе о топографии Рима (1939) утверждал, что на средневековой латыни слово мета означало «общежитие», и памятник мог получить свое название после превращения в один из объектов паломничества, множество из которых находилось в этом районе. Кроме того, в пользу термина «общежитие» может говорить и тот факт, что из-за утраты технологий строительства в средневековье семейные дома и небольшие крепости для большей устойчивости пристраивались к древним руинам.

мета ромули
Мета Ромули между цирком Нерона и гробницей Адриана с карты античного Рима Пирро Лигорио (1561)

По народным верованиям, внутри пирамиды был похоронен Ромул, и ряд источников совершенно конкретно упоминает ее как «гробницу Ромула». Хотя это и было чистой выдумкой, название мета Ромули получило такое широкое распространение, что вторая пирамида (несмотря на то, что на ней была надпись с именем Гая Цестия) стала называться мета Реми, т.е. «гробница Рема».

Пирамида была известна и под другими названиями, такими как мета Борго (по названию района, образовавшегося в средние века на пригородных равнинах Ватикана) и мета Святого Петра (по названию построенной поблизости базилики).

мета ромули
Вид района Борго в 1493 году с Мета Ромули и замком Святого Ангела. Фрагмент карты Хартмана Шеделя

В большинстве средневековых источников, описывающих мета Ромули, упоминается и второе высокое сооружение, стоявшее очень близко от пирамиды и называвшееся Теребинтусом (Terebinthus) Нерона. Иногда, впрочем, его название писалось как Терабинтум (Terabintum) или даже Тибуртинум (Tiburtinum), т.е. сделанное из травертина (лат. marmor tiburtinum). Назначение и возраст этого сооружения остаются неизвестными.

Сегодняшний вид места с фрагмента карты Хартмана Шеделя

Если допустить, что Теребинтус действительно существовал (никаких археологических свидетельств этого так и не было найдено), к моменту упоминания его в средневековых источниках самого сооружения либо уже совсем не было, либо оно было сильно разрушено, поскольку все тексты говорят о нем в терминах «когда-то было…»

Тем не менее, археолог Итало Джисмонди, автор знаменитой модели Рима времен империи, выставленной в Музее Римской Цивилизации, был, очевидно, убежден в существовании Теребинтуса, поскольку рядом с мета Ромули установил на своей модели здание цилиндрической формы равное по высоте пирамиде.

Фрагмент модели Джисмонди. A — Мавзолей Адриана, B — Мета Ромули, С — возможный загадочный Теребинтус

Ряд источников утверждает, что материал, которым были облицованы оба сооружения, был использован при возведении старой базилики Святого Петра (законченном около 335 года н.э.). И если Теребинтуса ко времени его описания уже не было, то мета Ромули еще можно было увидеть до второй половины 16 века.

Ниже приведены отрывки из работ 12-13 веков, в которых упомянуты пирамида и Теребинтус.

Из Mirabilia Urbis Romae (Чудеса Города Рима), 12 век:

«XX. De meta et de tiburtino Neronis.

In Naumachia est sepulcrum Romuli, quod vocatur Meta, que fuit de miro lapide tabulata, ex quibus factum est pavimentum paradisi et graduum sancti Petri. Habuit circa se plateam tiburtinam XX pedum cum cloaca et florali suo.
Circa se habuit tiburtinum Neronis tante altitudinis quantum castellum Adriani, miro lapide tabulatam, ex quibus opus graduum et paradisi peractum fuit. Quod edificium rotundum fuit duobus gironibus sicut castrum, quorum labia erant cooperta tabulis lapideis pro stillicidiis, iuxta quod fuit crucifixus beatus Petrus apostolus.

(XX. О мете и тибуртине Нерона.

Рядом с Навмахией стоит гробница Ромула, называемая Метой и когда-то покрытая прекрасным камнем, из которого сделали пол и лестницу Святого Петра. Вокруг нее располагалось 20-футовое открытое пространство из травертина с собственным водостоком и цветами. Рядом находился тибуртинум Нерона, высотой с замок Адриана, покрытый прекрасным камнем, из которого построили ступени и рай [двор перед собором]. Это круглое здание имело две круглые стены, напоминавшие Замок, а их верхние края были покрыты мраморными плитами для стока воды; у этого места был распят святой апостол Петр.)»

Из Le miracole de Roma (Чудеса Рима), 13 век:

«III. De la Meta et de lo Castiello.

I’Naumachia ène lo sepolcro de Romulo, lo quale se clama Meta de Sancto Pietro. La quale fo de belle marmora tabolata, de le quale foro facte le scale et lo pavimento de paradiso de Sancto Pietro. Et abbe intorno ad sì de plaza XX pedi, facta de tebertina, co la clavica donne scolava l’acqua de la placza de la Meta.

IV. De lo Terrebinto de Nero.

Ad lato ad essa fo lo Teribintho de Nero, tanto alto quanto lo Castiello Adriano. Lo quale fo de granne prete tabolato. Et abbe doi gyroni sicomo lo Castiello. Et li gironi de sopre erano cohoperti de granne tabole de marmo pro l’acqua. Et quello Terebynto fo ad lato dove fo crucifixo santo Pietro apostolo, là dov’ène mo’ Sancta Maria in Trasbedina.

(III. О Мете и Замке.

Рядом с Навмахией стоит гробница Ромула, которую называют Мета Святого Петра. Она была покрыта прекрасным мрамором, из которого сделали пол и лестницу Святого Петра. Вокруг нее было 20-футовое открытое пространство, сделанное из травертинового мрамора, с дренажным желобом, по которому текла вода открытого пространства Меты.

IV. О Теребинте Нерона.

Рядом с Метой стоял Теребинт Нерона, высотой с Замок Адриана. Он был покрыт большими плитами. И у него были две круглые стены, похожие на Замок. И верхняя часть стен была защищена от воды большими мраморными плитами. Теребинт стоял рядом с тем местом, где был распят святой апостол Петр, и где сейчас стоит церковь Санта Мария ин Трасбедина [Траспонтина].

Из Graphia aureae urbis Romae (Отчет о золотом городе Риме), конец 12 века:

«In Naumachia est sepulcrum Romuli, quod vocatur Meta, que fuit miro lapide tabulata, ex quibus factum est pavimentum paradisi et graduum Sancti Petri.
Habuit circa se plateam Tiburtinam XX pedum cum cloaca et florali suo. Circa se habuit Terebinta Neronis tante altitudinis, quantum monumentum Adriani, miro lapide tabulata, ex quibus opus graduum et paradisi peractum fuit. Quod edificium rotundum fuit duobus gironibus sicut et monumentum, quorum labia erant cooperta tabulis lapideis pro stillicidiis, iuxta quod fuit crucifixus beatus Petrus Apostolus.

(Рядом с Навмахией находится гробница Ромула, называемая Мета, ранее покрытая прекрасным камнем, из которого сделали пол и лестницу Святого Петра. Вокруг нее было 20-футовое открытое пространство, сделанное из травертинового мрамора, с дренажным желобом и собственными цветами. Рядом стоял Теребинт Нерона, такой же высокий, как и памятник Адриана, покрытый прекрасным камнем, из которого построили ступени и рай. Это круглое здание имело две круглые стены, похожие на те, что у памятника, верхняя часть которых была покрыта мраморными плитами для стекания воды; у этого места был распят святой Апостол Петр.)»

В меньшем количестве источников пирамида в Борго упоминается как гробница Рема.

Из Tractatus de rebus antiquis urbis Romae (Очерк о древностях города Рима) анонимного автора, начало 15 века:

«In Almachia, idest iuxta Sanctam Mariam Transpontinam, est meta, quae, ut dicitur, fuit sepulchrum Remuli, qui mandato Romuli in iano mortuus fuit: et de meta praedicta, sicut iam dixi, dubito quod non fuit Remuli per Romulum facta, quia illis temposibus Romulus et sui non erant tantae potentiae. Aliam ethimologiam sibi non invenio, de qua fidem facere possim: sed sit quod vult, mirae pulchritudinis fuit in lapidibus marmoreis tabulata de quibus tabulis ornatum et constructum fuit pavimentum Sancti petri per Constantinum, consistentem imperatorem. Habuit dicta meta circa se gradus viginti et altitudinis pedum decem, cum platea Tiburtina, et cloaca et foro. In opposito eius fuit Terabintum Neronis, quod aedificatum fuit super vestigia templi Iovis: de quo paret conca platae, in qua sacerdotes parasiti praedicabant illis temporibus in quibus Terabintum fuit. Postquam destructum est, aedificatum fuit templum Dianae et moles Adriana cum ponte quae nun ad praesens vocatur castrum Sancti Angeli, ut inferius postea subsequetur , ut epitaphiis apparet, usque ad Crescentium imperatorem, qui trastulit sibi nomen praedictum in castrum Crescentii, et usque ad odiernum pervenit nomen, quod a beato Gregorio papa sic denominatum extitit castrum Sancti Angeli.

(Рядом с Алмахией [искаженное Навмахия], т.е. у церкви Санта Мария ин Траспонтина, стоит мета, которая, как говорят, была гробницей Рема, убитого на Янусе [вероятно, имеется ввиду близлежащий Яникульский холм] по приказу Ромула; и что касается этой меты, как я уже сказал, я сомневаюсь, что Ромул не мог построить ее для Рема, поскольку в те дни его клан не обладал такой большой властью. Я не могу найти другой этимологии, достойной надежности; но как бы то ни было, она была очень красива, поскольку ее покрывали мраморные плиты, из которых император Константин построил и украсил пол Святого Петра. Вышеупомянутая мета была обрамлена кругом из 20 ступеней высотой в 10 футов с внутренним двориком из травертина с дренажным желобом и отверстием. Перед ней стоял Терабинтум Нерона, построенный над остатками Храма Юпитера: из этого здания происходит бассейн фонтана на площади, на которой приглашенные священники проповедовали в те времена, когда там был Терабинтум. После его разрушения были построены храм Дианы и великая гробница Адриана с мостом, которая сегодня называется Замком Святого Ангела, как будет сказано далее, согласно тому, что можно прочитать в надписях, вплоть до императора Кресценция, который изменил его название на Замок Кресценция, а вышеупомянутое название Замок Святого Ангела, выбранное святым папой Григорием, сохранилось до наших дней.)»

мета ромули
Область Ватикана на карте Рима Пьетро дель Массайо, 1472. На переднем плане слева направо: гробница Адриана, окружившая Ватикан стена Льва IV с ее двумя воротами — Порта Кастелло (за которыми расположена пирамида Борго, отмеченная надписью «гробница Ромула» и Порта Виридариа (за которыми расположена старая базилика Святого Петра). Справа — одна из круглых башен Николая V

Легенда о происхождении двух пирамид вводила в заблуждение даже самых культурных людей своего времени, таких как, например, Петрарка. Примерно в 1440-1450 годах Поджо Браччолини, упомянул, как поэт ошибся по поводу пирамиды Гая Цестия, несмотря на имевшуюся на ней надпись:

«Quo magis miror, integro adhuc epigrammate, doctissimum virum Franciscum Petrarcham in quadam sua epistola scribere, id esse sepulcrum Remi; credo, secutum vulgi opinionem, non magni fecisse epigramma perquirere, fruticetis contectum, in quo legendo, qui postmodum secuti sunt, minore cum doctrina maiorem diligentiam praebuerunt.

(Что больше всего удивляет, поскольку надпись все еще сохранилась, так это то, что Франческо Петрарка, ученейший человек, написал в одном из своих писем, что эта [пирамида] – могила Рема; я полагаю, что, следуя распространенному мнению, он не проводил глубокого исследования надписи, закрытой ветвями, при чтении которых те, кто пришел после него, хоть и были менее культурны, оказались более осторожны)».

Несколько изображений мета Ромули существуют в произведениях искусства 13-17 веков, большинство из которых вполне надежны, поскольку относятся ко времени, когда монумент еще стоял. Напротив, меньшее количество изображений Теребинта почти полностью вымышлено, так как было основано на скудных описаниях, которые, в свою очередь, скорее всего, были лишь легендами.

Сюжет, на заднем плане которого чаще всего изображался район Борго, — это распятие Святого Петра. Одним из самых ранних его примеров является фреска Чимабуэ 1280 года, находящаяся в Верхней Базилике в Ассизи. К сожалению, сохранность фрески оставляет желать лучшего.

мета ромули
Распятие Святого Петра. Чимабуэ, 1280

Практически идентичный вид представлен на одной из панелей Триптиха Стефанески, алтарного образа, написанного Джотто около 1320 года для одного из алтарей старой базилики Святого Петра. На заднем плане слева возвышается пирамида, т.е. мета Ромули, а справа расположена соответствующая ей структура аналогичной высоты и формы, но, очевидно, шестиугольная в сечении и с деревом наверху, возможно, Теребинт.

мета ромули
Рисунок Джотто

Есть ученые, утверждающие, что сооружение справа — это мета Ромули, а пирамида слева — это пирамида Гая Цестия (она же — мета Реми), несмотря на значительное расстояние между ними. Кажущийся парадокс объясняется очень популярным мнением, существовавшим на протяжении всего средневековья, что Святой Петр был распят inter duas metas, т.е. между двумя памятниками, идентифицированными как меты. И было два способа интерпретировать это туманное местоположение.

Один из этих способов и предполагал, что одна мета — эта мета Ромули в районе Борго, а другая — пирамида Гая Цестия, известная тогда как мета Реми. По этой причине многие люди считали, что местом распятия Святого Петра была вершина Яникульского холма, находящаяся как раз на полпути между монументами. В таком случае вышеупомянутые картины, показывают не реальное , а символическое расположение монументов.

Подобное расположение представлено на картине Мазаччо (1426). Здесь две меты показаны настолько близкими друг к другу, что для креста почти не остается места.

Распятие Святого Петра. Мазаччо, 1426

Однако, были и те, кто отвергал эту легенду, утверждая, что апостол был убит неподалеку от цирка Гая и Нерона, расположенного в 1 веке н.э. слева от места будущей базилики Святого Петра. Согласно этой гипотезе, две меты, между которыми следовало искать место распятия, могли принадлежать самому цирку. Но более вероятно, что одна из них была все той же мета Ромули из соседнего Борго, а вторая — каким либо схожим по форме памятником, воспринимавшимся людьми, как вторая мета. Таким памятником мог быть даже обелиск, отмечавший центр арены, и оставшийся единственным артефактом от древнего цирка.

Вплоть до конца 16 века этот обелиск стоял рядом с базиликой и был увенчан бронзовым шаром. Он явно показан на одной из панелей серии фресок с эпизодами из жизни святого в базилике Сан Пьетро а Градо (неподалеку от Пизы), написанных в начале 1300-х годов Деодато Орланди в ознаменование первого Юбилейного года, проведенного в 1300 году.

Распятие Святого Петра. Деодато Орланди, начало 14 века

Композиционно сцена очень похожа на картину Мазаччо, написанную более века спустя. Но в этом случае художник использовал другие архитектурные элементы, расположив слева сооружение из больших красных блоков многоугольного сечения и формы, характерной для мет римских цирков. Безусловно, это намекает на цирк Гая и Нерона, что подтверждается и белым монументом в центре, который по бронзовому шаровому навершию можно идентифицировать как Ватиканский обелиск (единственный все еще стоявший в 14 веке). Настоящая же пирамида частично видна справа, и она соответствует мета Ромули в районе Борго.

В серии из 9 картин Андреа Мантенья под общим названием «Триумф Цезаря» (1485-1495) задний план заполнен видами античного Рима, и среди ряда монументов, по большей части вымышленных, присутствует увенчанная сферой пирамида, своего рода «гибрид» между обелиском и мета Ромули.

7 картина Андреа Монтенья из серии «Триумф Цезаря»

Старое поверье о Яникуле, как о месте казни Святого Петра, опроверг ученый Биондо Флавио, секретарь папы Евгения IV. В эссе о древностях Рима под названием Roma Instaurata (Обновленный Рим) он написал:

«А теперь, касаясь вопросов святых, давайте изложим наше мнение о месте мученической кончины и страстей Святого Петра, князя апостолов. Принято считать, что он перенес их у Теребинта, между двух мет. Что это за место, совершенно не ясно; и есть те, кто пытается ошибочно возложить такую честь на Яникул».

В приведенной цитате снова упоминается загадочный Теребинт. Однако художники 15 века либо совсем не обращали внимания на его описания как монумента, либо просто изображали его в виде дерева. Теребинт, или скипидарное дерево, действительно является названием произрастающего в Средиземноморье дерева из рода фисташковых, и оно даже упомянуто в Библии.

Распятие апостола изображено и на квадратном рельефном панно, принадлежащем бронзовым дверям базилики Святого Петра, отлитым в 1445 году известным скульптором Филаретом. На этой панели одна пирамида отчетливо видна в левом нижнем углу, вторая пирамида, напоминающая ту, что изображена на картинах Чимабуэ и Джотто, расположена в правом нижнем углу, а находящееся в центре здание цилиндрической формы с квадратным основанием несомненно является гробницей Адриана. Пространство между гробницей и правой пирамидой занимает ствол большого дерева, Теребинта. В правом верхнем углу император Нерон наблюдает за казнью, сидя на роскошном троне с балдахином.

На рисунке архивариуса Ватикана Джакомо Гримальди, по всей видимости инспирированным бронзовой панелью, присутствуют те же детали, но снабженные подписями. Конусообразный монумент справа обозначен как Мета, а стоящее рядом с ним дерево — как Теребинт. Гробница Адриана названа Castellum Hadriani, т.е. Замком Адриана, а вот пирамида слева подписи не имеет, что снова оставляет открытым спор, является ли пирамида справа мета Ромули, а слева — мета Реми (и тогда Петр распят на Яникуле), или слева расположена мета Ромули, а мета справа, принадлежность которой не указана, это еще одна неопознанная достопримечательность района Борго.

В любом случае оба изображения содержат хронологический парадокс, поскольку Петр был распят в 64 или 67 году, а гробницу Адриана построили не ранее 70 лет спустя. Более того, если бы пирамида слева была пирамидой Гая Цестия (мета Реми), то на бронзовой панели Филарета она была бы изображена на другой стороне реки. Хотя возможна и другая интерпретация, если учесть, что двери были заказаны папой Евгением IV, чей секретарь выступал против веры в распятие Святого Петра на Яникуле.

Мета Ромули присутствует и на фреске «Видение креста» (1520-1524) Джулио Романо, помощника Рафаэля. Задний план фрески содержит и изображение гробницы Адриана. Поскольку сюжет картины — битва у Мильвийского моста между Константином и Максенцием (312 год), произошедшая в 4 км к северу от района Борго, монументы изображены ближе, чем они должны быть видны на самом деле, и вторая пирамида (вдалеке, справа от гробницы Адриана) может быть метой Реми.

Фрагмент «Видения креста» Джулио Романо

Помимо подобных произведений искусства, на древние памятники района Борго проливают свет несколько карт и видов города. Многие из них относятся к 16 веку и отражают реалии быстро менявшегося города, но были и планы античного Рима, появившиеся благодаря возрождению интереса к классической старине.

В отличие от задних планов религиозных сцен, соответствующих средневековым верованиям, карты в основном основывались на исследованиях разбросанных по всему городу реальных руин. Теребинт никогда не фигурировал на этих картах, ни как строение, ни как дерево. Зато мета Ромули встречается на них регулярно, и поскольку он был снесен не ранее середины 16 века, его изображения должны достаточно точно соответствовать реальному внешнему виду, хотя иногда они имеют другое название .

Фрагмент карты античного Рима. Пирамида обозначена как Монумент Семпрония. Этьен дю Перак, 1574

Например, на картах Этьена дю Перака (1574) и Пирро Лигорио (1561) пирамида в районе Борго отмечена как Монумент Семпрония. Этот род был весьма значимым в античном Риме и имел несколько ветвей.

Другой исторический персонаж, с которым связывалась мета Ромули, — Публий Корнелий Сципион Африканский (235-183 гг до н.э.), победитель Ганнибала. В упоминавшемся ранее трактате 15 века «Tractatus de rebus antiquis…» в списке наиболее важных дворцов Рима пирамида описана следующим образом:

«Palatium Scipionis fuit in caballo, in via Cornelia, quod apparet adhuc. (Дворец Сципиона стоял рядом с лошадью на дороге Корнелия, где он все еще виден)».

Лошадь — это упрощение старого названия места coxa caballi (конская нога), преобразованного впоследствии в итальянское Scossacavalli, несуществующую теперь площадь в центре района Борго. Правда соседняя улица до сих пор называется via Scossacavalli. Заметим, что настоящая гробница Сципионов расположена на древней Аппиевой дороге.

Хотя столь разные интерпретации монумента не дают ключа к пониманию его истинного назначения, они все же подтверждают его присутствие в районе Борго.

Мета Ромули, как целое, просуществовал до 1499 года, когда папа Александр VI решил выпрямить главную улицу Борго и переименовать ее в свою честь в via Alexandrina. Половина пирамиды, оказавшаяся на пути улицы была снесена. Оставшуюся часть разобрали в 1564 году, когда старую церковь Санта Мария ин Траспонтина тоже перестраивали на новом месте, на 100 метров дальше от первоначального.

На карте Рима Леонардо Буффалини, нарисованной за несколько лет до удаления остатков пирамиды, ясно видно ее положение на новом плане улиц района. Санта Мария ин Траспонтина еще стоит на своем первоначальном месте, а мету (темный квадрат в нижнем левом углу), помеченную как «гробница Сципиона Африканского», пересекает via Lexandrina.

Карта Буффолини 1551 года. Красным отмечена Санта Мария ин Траспонтина на первоначальном месте. Синим — место, где церковь построили заново

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 2 недели

Dmitry

0
Комментарии: 13Публикации: 428Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля