На площади Святого Петра стоит египетский обелиск без иероглифов. В ранние века он был самым известным обелиском Рима. Его высота составляет 25,5 метров, а постамент и бронзовое навершие добавляют к ней еще около 12 метров. Поскольку иероглифы на нем отсутствуют, датировка обелиска затруднена.
Первоначально обелиск находился в Гелиополисе. В 1 веке император Октавиан Август переместил его в Александрию, посвятив монумент памяти своего отчима Юлия Цезаря. В 37 году император Калигула доставил его в Рим в качестве украшения для строящегося на Ватиканском холме стадиона. Это сооружение, известное под названием Цирк Гая (настоящее имя Калигулы — Гай) и Нерона, было закончено в правление последнего.
В своей «Истории» Геродот (5 век до н.э.) говорит, что фараон Ферос воздвиг обелиск в Гелиополисе в знак благодарности за свое избавление от слепоты. К сожалению, этот известный историк имел обыкновение ссылаться на греческие имена фараонов, и, несмотря на его сообщение о том, что Ферос был сыном Сесостриса (скорее всего, Сенусрета III, 1878-1860 гг до н.э.), такой фараон так и не был идентифицирован в «официальных» версиях списков египетских правителей. Возможно, имя Ферос было просто греческим искажением термина фараон.
В 319 году император Константин I основал первую базилику Святого Петра, построив ее на месте казни апостола, рядом с ареной Нерона. За несколько столетий стадион разрушился и полностью исчез, а обелиск еще долго возвышался у левой стороны базилики перед круглым зданием, известным как Ротонда Святого Андрея или Святой Марии, сооружением 3 века, превращенным в часовню и присоединенным к базилике.
Обелиск был единственным, не сброшенным после падения Западной Римской империи, вероятно из-за своей близости к святыне. Другая причина этого может заключаться в том, что его постамент содержит посвящение двум первым римским императорам, в котором упомянут и Юлий Цезарь, чья слава оставалась живой среди людей, несмотря на презрение, с которым христиане относились к древним языческим правителям и их символам.
Сегодня эта надпись довольно плохо читаема. Только перед заходом солнца, когда его лучи делают буквы более контрастными, посвящение становится более разборчивым — DIVO CAESARI DIVI IVLII F.AVGVSTO TI CAESARI DIVI AVGVSTI F. AVGVSTO SACRVM (Божественному Цезарю Августу, сыну божественного Юлия, и Тиберию Цезарю Августу, сыну божественного Августа)
В Средние Века обелиск был известен под названием agulia (шпиль) и даже считался одной из самых известных достопримечательностей Рима, поскольку люди считали, что бронзовый шар на его вершине содержит прах Юлия Цезаря. В качестве примечательного монумента он упоминался во всех изданиях путеводителей для паломников 12 и 13 веков.
Со времени Николая V (1447-1455) несколько пап думали о перемещении обелиска с края базилики в центр площади, но не смогли найти никого, взявшегося бы за решение этой трудной задачи. Даже такие талантливые архитекторы как Микеланджело и Антонио да Сангалло Младший отказались от попыток сделать это.
Вызов принял главный архитектор папы Сикста V, Доменико Фонтана. В 1586 году во время работ по возведению новой базилики в его огромной мастерской над проектом перемещения обелиска трудилось более 900 человек. Наконец, используя огромный деревянный каркас, канаты и шкивы, обелиск подняли на 60 см над землей и завели под него платформу. Далее обелиск аккуратно наклонили и уложили на платформу, после чего перевезли на новое место, где повторили операции в обратном порядке.
К постаменту добавили четыре пары бронзовых львов из элементов геральдики папы Сикста V. Работу Фонтана увековечивает запись в нижней части северной стороны постамента. Ко времени установки обелиска новый фасад базилики еще не был построен. Обелиск расположили на центральной оси старого фасада и, когда новый был закончен, монумент оказался отстоящим от центра на 4 метра.
Папа, известный своим отвращением к народным верованиям, распорядился убрать бронзовый шар, чтобы положить конец этому «нечистому суеверию», связанному с прахом Цезаря, о чем говорит латинская надпись на северной стороне постамента. Фонтана, в свою очередь, исследовал снятый шар и пришел к выводу, что он сделан из цельного куска бронзы и не имеет внутри ничего. Так легенда была опровергнута.
Обелиск увенчали крестом над звездой и тремя холмами, еще одними элементами геральдики папы. В бронзовый крест заключили кусочек Истинного Креста, возможно, «компенсируя» таким образом старую веру в прах Цезаря.
За установкой монумента последовала церемония, в ходе которой папа произнес слова древнего ритуала экзорцизма, целью которого было удаление любого остаточного «воздействия зла», вызванного языческим происхождением обелиска. Слова ритуала запечатлены на восточной и западной сторонах постамента:
Вот Крест Господень, обращающий в бегство вас, врагов, льва из племени Иуды победивший.
Христос побеждает, Христос правит, законы Христа могут защитить его людей от любого зла.
Множество подробностей о технике перемещения и церемонии известны благодаря книге Доменико Фонтана «Della transportatione dell’obelisco vaticano», изданной в 1590 году и содержащей детальный рассказ об этом событии.
В 1723 году папа Иннокентий XIII добавил к основанию обелиска элементы из своей семейной геральдики — коронованных орлов. В 1817 году обелиск превратили в подобие солнечных часов. Часть площади с правой (северной) стороны монумента инкрустировали тонкой гранитной лентой, указывающей, куда весь год в полдень бросает свою тень крест над шпилем. А диски указывают моменты солнцестояния и равноденствия.
Древний бронзовый шар, снятый с вершины обелиска, дожил до наших дней. До 1850 года он украшал собой балюстраду Капитолийского холма, после чего был помещен в Капитолийские Музеи, где и демонстрируется теперь. Любопытной деталью является его поверхность, измятая пулями. Эти следы остались от наемных солдат Карла V, захватившего город в 1527 году. Вероятно они использовали шар, в то время еще находившийся на вершине обелиска, как забавную цель.
Латинские надписи на постаменте:
Западная сторона:
CHRISTVS VINCIT.
CHRISTVS REGNAT.
CHRISTVS IMPERAT.
CHRISTVS AB OMNI MALO
FLEBEM SVAM DEFENDAT.
Южная сторона:
SIXTVS V. PONT. MAX.
OBELISCVM VATICANVM DIIS GENTIVM
IMPIO CVLTV DICATVM
AD APOSTOLORVM LIMINA
OPEROSO LABORE TRANSTVLIT
AN. MDLXXXVI. PONT. IL
Восточная сторона:
ECCE CRVX DOMINI
FVGITE PARTES
ADVERSAE
VICIT LEO
DE TRIBV IVDA.
Северная сторона:
SIXTVS V. PONT. MAX.
CRVCI INVICTAE
OBELISCVM VATICANVM
AB IMPVRA SVPERSTITIONE
EXPIATVM IVSTIVS
ET PELICIVS CONSECRAVIT
AN. MDLXXXVI. PONT. IL
Вершина обелиска напротив базилики:
SANCTISSIMAE CRVCI
SIXTVS V. PONT. MAX.
CONSECRAVIT.
E PRIORE SEDE AWLSVM
ET CAESS. AVGG. AC TIB.
I. L. ABLATVM M.D.LXXXVI.
Все статьи по теме:
Обелиски Рима. Часть 1. Общие сведения.
Обелиски Рима. Часть 2.1. Египетские обелиски. Латеранский обелиск или обелиск Тутмоса III
Обелиски Рима. Часть 2.2. Египетские обелиски. Фламиниев обелиск
Обелиски Рима. Часть 2.3. Египетские обелиски. Ватиканский обелиск
Обелиски Рима. Часть 2.4. Египетские обелиски. Солнечный обелиск или обелиск Монтечиторио
Обелиски Рима. Часть 2.5. Египетские обелиски. Либерианский и Квиринальский обелиски
Обелиски Рима. Часть 3. Египетские обелиски из Исеума-Серапеума
Обелиски Рима. Часть 4. Римские обелиски.
Обелиски Рима. Часть 5. Обелиск из Аксума
Обелиски Рима. Часть 6. Современные обелиски (19-20 века)