Базилика Сан Джованни ин Латерано. Часть 3.3. Интерьер. Боковые приделы и часовни.

Борромини полностью перекомпоновал боковые приделы базилики, демонтировав античные колоннады и заменив их на 11 квадратных кирпичных опор  (пирсов) с каждой стороны. Стили сводов у внешних и внутренних приделов различны, но все они выполнены в бледно-сером или белом цветах.

сан джованни ин латераноВнутренние приделы имеют неглубокие купола за арками центрального нефа и короткие сводчатые потолки за опорами. Каждый свод ограничен парой арок, выполненных в том же стиле, что и арки аркад нефа. Эта пара плюс арка нефа определяют антрвольты купола, а четвертая окружает прямоугольный вход во внешний боковой придел. Тимпан арки содержит окно. Своды потолка не имеют декораций, но купола украшены круглыми лепными венками, поддерживаемыми головами ангелов.

Внешние приделы имеют плоские потолки с балками, разделяющими их на секции. Эти балки поддерживаются ангелами. Полы приделов — это работа Бернини. Они имеют плиты в форме ромбов белого, черного и светло-серого цветов.

Далее дается описание объектов, представляющих интерес во внутренних приделах. В скобках указано их положение на плане базилики.

сан джованни ин латераноВ правом внутреннем приделе, на обратной стороне первого пирса нефа (4) находится то, что с первого взгляда кажется прекрасным Барочным погребальным монументом. На самом деле, это своего рода святыня, содержащая фрагмент утерянного цикла фресок из средневековой Лоджии Благословений, заказанного папой Бонифацием VIII к Юбилейному 1300 году.

Фрагмент фрески приписывается Джотто, хотя об этом ведется много споров. Большая сцена, которой принадлежит фрагмент, сохранилась как копия копии (можно посмотреть здесь). Папа в окружении кардинала и монаха с лоджии благословляет толпу. Это открытие Юбилея, а кардиналом, возможно, является Франческо Каэтани. Другие сцены цикла изображали Крещение Константина и Строительство Латеранской Базилики.

Во время разрушения лоджии в 1586 году Фульвио Орсини спас фрагмент фрески и поместил его в монастырь. В 1786 году семья Каэтани вернула его в базилику, поместив под стекло в позднебарочной эдикуле. Четыре гранитных коринфских колонны, расположенные на внутренних диагоналях, поддерживают антаблемент без фриза, две выпуклых секции которого обрамляют вогнутую. Вогнутая секция содержит богато украшенный герб папы Бонифация, который принадлежал к семье Каэтани, а за гербом расположен аттик, также вогнутый внутрь и украшенный по краям пучками желудей и дубовых листьев.

Фреску отреставрировали в 1952 году, когда было обнаружено, что она находится в плохом состоянии и, к тому же, сильно отретуширована. К сожалению, потеря поверхностных деталей не позволяет с уверенностью утверждать, что эта работа самого Джотто, а не его школы.

В 1003 году папа Сильвестр II якобы упал замертво во время служения мессы в церкви Санта Кроче ин Джерусалемме. В то время это считалось Божьей карой за какое-то серьезное прегрешение, но, поскольку папы этого периода предавались всем самым очевидным грехам без малейшего вреда для себя, распространился слух, что Сильвестр был черным магом и поклонником сатаны. Согласно установившейся легенде, его суккуб по имени Меридиана сказала ему, что он умрет, если отслужит мессу в Иерусалиме. Папа решил, что имелся в виду город, и забыл о названии церкви. В Средние века считалось, что его кости нагреваются в могиле, когда правящий папа оказывается при смерти, и поэтому табличка с его эпитафией запотевает от влаги.

Средневековый монумент простоял до 1684 года, пока не был разрушен Борромини. Существует запись о том, что при вскрытии саркофага в нем был обнаружен совершенно нетронутый труп в полном облачении, рассыпавшийся при соприкосновении со свежим воздухом. Борромини заменил саркофаг кенотафом, в который включил и табличку с эпитафией. Этот памятник, в свою очередь, также был разрушен и в 1907 году заменен нынешним монументом, предоставленным венграми.

Расположенная за вторым пирсом нефа (5) по этой же стороне, эдикула содержит оригинальную эпитафию (внизу) и украшена мраморным барельефом на двух панелях внутри рамки фронтона (наверху). На барельефе изображен папа, жалующий королевский титул Святому Иштвану Венгерскому в 1001 году (на самом деле они никогда не встречались). Это событие знаменует появление Венгрии как Христианского королевства. Скульптор — Йозеф Дамко (1872-1955).

Ну, и наконец, сама эпитафия, составленная, как полагают, папой Сергием IV (1009-1012):

Iste locus mundi Sylvestri membra sepulti, venturo Domino confert ad sonitum, quem dederat mundo celebrem doctissima virgo atque, caput mundi, culmina Romula. Primum Gebertus meruit Francigena sedem Remensis populi, metropolim patriae. Inde Ravennatis meruit conscendere summum Eccesiae regimen, nobilis atque potens. Post annum Romam, mutato nomine, sumpsit, ut toto pastor fieret orbe novus. Cui nimium placuit sociari mente fideli, obtulit hoc Caesar tertius Otto sibi. Tempus uterque comit, praeclarus uterque sophia, gaudet et omne seclum, frangitur omne reum. Clavigeri instar erat, coelorum sede potitus, terna suffectus cui vice pastor erat. Iste, vicem Petri postquam suscepit, abegit lustrali spatio saecula morte sui. Obriguit mundus, discussa pace, triumphus ecclesiae nutans dedidicit requiem. Sergius hunc loculum, miti pietate sacerdos succesorque suus, compsit amore sui. Quisquis ad hunc tumulum devexa lumina vertis, Omnipotens Domine, dic, miserere sui!

Это место содержит части погребенного Сильвестра до самого звука [трубы], когда придет Христос. Римское собрание, хорошо познанная дева и глава мира [Церковь?] дали эту знаменитость миру. Изначально Геберт, рожденный французами, заслужил [епископское] место в Руане, столице отечества. После этого он, благородный и могущественный, поднялся до высшего правительства церкви Равенны. Через год, изменив имя, он взял Рим и стал новым пастырем всего мира. Вскоре Император Отто III приблизил его к себе, поскольку ему нравилось общаться с верным умом. Каждый [из них] украшает времена, каждый отличается мудростью, любая эпоха радостна, любой грех прощен. Он имел сходство с носителем ключей в. Петром], данное троном небес и достаточное для того, чтобы быть пастырем трижды [Реймс, Равенна, Рим]. Он, после того как занял место Петра, покинул мир в благоприятное время. Мир плачет, спокойствие бежит прочь, колеблющийся триумф Церкви теряет покой. Сергий, священник и его преемник, в добром благочестии устроил это маленькое место из своей любви. Кем бы ты ни был, пришедший к этой гробнице с затухающим светом, скажи: «Всемогущий Бог, помилуй его!»

Далее в правом внутреннем приделе расположены еще три погребальных монумента. Следующий, третий, пирс содержит памятник папе Александру III (1159-1181) работы Доменико Гвиди (6), установленный по указанию папы Александра VII в 1660 году. Он имеет вогнутый антаблемент из желтого сиенского мрамора, расположенный на четырех алебастровых коринфских колоннах с задником из зеленого мрамора. В углублении находится украшенный герб, предположительно, Александра III, но окружающие его стилизованные горы и звезды относятся к геральдике Александра VII. Центральная эпитафия находится на черном мраморе, а медальон с портретом изготовлен из белого мрамора. Вся композиция расположена на высоком изогнутом цоколе из сиенского мрамора.

Монументы (слева направо) Александра III, Сергия IV и Рануччо Фарнезе

Далее идет монумент папы Сергия IV (1009-1012) (7), так же заказанный Александром VII. Здесь есть фрагмент его оригинального памятника, рельефное изображение папы, дающего благословение, вставленное в овальное тондо, окруженное венком из звезд (геральдика Александра VII). Он обрамлен парой пилястр-кариатид и увенчан гербом в окружении гор и звезд.

Последний монумент (8) работы Гильермо делла Порта принадлежит кардиналу Рануччо Фарнезе (1565), племяннику папы Павла III (1534-1549). Панель с эпитафией, выполненная из черного мрамора, в белой мраморной рамке окружена парой коринфских колонн, поддерживающих ломаный треугольный фронтон. В разломе находится рельефный герб, а над ним — еще один, меньший, сегментированный фронтон. На боковых сторонах основного фронтона расположены лежащие статуи женских аллегорий, Веры и Благочестия, работы миланского скульптора Антонио Перачи.

Монументы левого внутреннего придела расположены в следующем порядке (от входа):

Джузеппе Ланчути, 1625 год (9). Джироламо Гаримберто, 1575 год, (10) с хорошим бюстом этого впечатляюще бородатого епископа. Алессандро Бурджио, 1613 год, (11), викария базилики, популярного человека, если судить по его эпитафии. Кардинала Лючио Сасси, 1604 год (12). Этот монумент имеет пару дорических колонн из черного мрамора, окружающих большой тондо с интересной, хотя и поврежденной, фреской с портретом кардинала в алом облачении. Использованный на фреске пигмент — ядовитое соединение ртути.

Монументы (слева направо) Джузеппе Ланчути, Джироламо Гаримберто, Алессандро Бурджио, Лючио Сасси и Елены Савелли

Последний в этом ряду — монумент Елены Савелли 1570 года (13). Он исторически важен и был аккуратно перемещен Борромини из дальнего конца правого придела. Это первый из сохранившихся в Риме примеров погребального мемориала с портретным бюстом, который здесь выполнен из бронзы. На трех бронзовых же медальонах изображены Воскресение Христа, Ангел Судного Дня и Воскресение Умерших. Дизайн памятника выполнен скульптором Якопо Дель Дука из Сицилии, а бронзовое литье — его братом Лоренцо.

Правый внешний придел начинается с захоронения Паоло Меллини, сразу за Святой Дверью. Это римский гражданин умер в 1527 году от чумы. Монумент работы Борромини содержит в себе сильно поврежденную фреску Мадонны с Младенцем, основанную на работе Мелоццо. Утверждается, что она была доставлена из Колизея и размещена здесь в 1669 году, не будучи изначально частью сооружения.

Далее располагается маленькая Часовня Орсини (14), посвященная Успению Богородицы. Считается, что она была спроектирована Борромини, но перестроена в 1729 году. Часовня имеет в плане поперечный прямоугольник с крошечными апсидами по концам. Алтарный образ, изображающий Непорочное Зачатие, выполнен Плачидо Констанци.

Между этой и следующей часовнями находится памятник кардиналу Джулио Аквавива, герцогу Атри. Он был выполнен Исайей да Пиза в 1574 году и перестроен Борромини, которому принадлежит овальное окно и задник из серого мрамора, выглядящий как изогнутый портик с четырьмя парами дорических полу-колонн. Детали оригинального мемориала — это эпитафия, бронзовый герб над ней и две обрамляющие композицию статуи в нишах — аллегории Умеренности и Благоразумия. Последняя полностью одета и держит змею, тогда как первая почти обнажена и была довольно рискованной скульптурой для своего времени. Их символизм нетипичен.

Следующая часовня (15), Часовня Торлония, посвящена Святому Яну Непомуцкому. Она была заказана принцем Алессандро Торлония и возведена Квинтиллиано Раймонди в 1838 году. Утверждается, что это сооружение стало последней в Риме частной погребальной часовней. Ее постройка потребовала сноса маленькой предшественницы, подобной Часовне Орсини и украшенной фресками Себастьяно Конки. План сооружения базируется на Греческом кресте с неглубокими боковыми рукавами и чуть более протяженными рукавами входа и апсиды. Стены оформлены в роскошном позднем нео-классическом стиле, а купол украшен замысловатой позолоченной штукатуркой. К сожалению, входные ворота сюда закрыты и обычно приходится довольствоваться внешним осмотром.

сан джованни ин латерано
Часовни Орсини (слева) и Торлония

Доминирующий центральный купол часовни имеет большой окулус и кессонированную поверхность. Кессоны содержат в себе розетки и выполнены в виде прямоугольников, уменьшающихся в размерах при приближении к окулусу. Купол лежит на цоколе аттика, вырастающем из алебастрового фриза с зубчатым карнизом. Все это, в свою очередь, поддерживается антаблементом со своим, украшенным листьями винограда, карнизом. Антаблемент расположен на антрвольтах, образованных короткими кессонированными сводами рукавов греческого креста. Антрвольты содержат гексагональные рельефные панели с изображениями евангелистов работы Пьетро Галли и опираются на широкие диагональные пирсы, углы которых украшены ребристыми коринфскими колоннами из белого мрамора. Колонны поддерживают еще один антаблемент, проходящий вокруг всего интерьера.

Снятие с Креста

Стены выглядят облицованными цветным камнем. Высокий «плинтус» напоминает красный мрамор, «фриз» под антаблементом — зеленый, а сама стена между ними — желтый. Пол имеет радиальный узор из трапеций в полихромном мраморе, фокусирующийся на большой круглой решетке из витой бронзы, открывающейся в погребальную крипту. Алтарь расположен в эдикуле, представляющей собой треугольный фронтон, поддерживаемый парой ребристых коринфских колонн. Алтарный образ — мраморный барельеф Снятие с Креста работы Пьетро Тенерани 1844 года. Фронтальная часть алтаря выполнена из ляпис лазури, а боковые — из русского малахита.

В нишах, окружающих алтарь и вход, расположены статуи аллегорий добродетелей. Те, что вокруг алтаря, — это Стойкость работы Филиппо Ньяккарини и Умеренность работы Ахилле Стокки. Те, что вокруг входа, — Правосудие работы Винченцо Грасси и Благоразумие работы Анжело Бецци. Последний умер до того, как смог завершить свою работу, и заканчивал ее уже скульптор по имени Данте.

Мемориал Джовании Торлония находится справа. Записано, что работу над ним начал Луиджи Майнони, продолжил Джузеппе Чалли, а закончил Джузеппе Барба из школы Чалли. Благочестие принадлежит Стокки, а Вера — Бецци. Напротив расположен памятник Анны Торлония, работы Джузеппе Барба 1848 года. Религия принадлежит Винченцо Гаджасси, а Надежда — Филиппо Ньяккарини.

Невероятно богато орнаментированная витая решетка входа с четырьмя подсвечниками и крестом в центре выполнена Джакомо Люсвергом, чья семья была родом из Баварии, но проживала в Риме с 16 века.

Часовня имеет свою маленькую ризницу недоступную для посетителей. В ней находится барельеф Захоронение Христа работы Галли.

Третья часовня внешнего правого придела — Часовня Массимо (16), посвященная Распятию. Она используется для некоторых публичных месс в базилике. Спроектировал часовню в качестве погребальной для Фаустины Массимо и ее семьи в 1564 году Джакомо делла Порта. К несчастью, вход оборудован сплошными деревянными дверями, и если они закрыты, вам ничего не удастся рассмотреть.

сан джованни ин латераноПлан часовни — квадратный, с небольшим прямоугольным сводчатым святилищем. Дорические пилястры поддерживают антаблемент с триглифами на фризе и двойными триглифами на капителях. Над антаблементом расположен аттик, на который опирается потолок. Свод святилища встроен в аттик и украшен двумя рядами восьмиугольных кессонов. Пол 20 века, созданный Ильдо Аветтой, имеет интересный узор из полихромного мрамора.

Алтарь находится в эдикуле с парой ионических колонн из мрамора павонаццетто, поддерживающих разделенные концы треугольного фронтона с отсутствующей центральной секцией. Алтарный образ — Голгофа работы Джироламо Сичиоланте. Над фронтоном расположена огромная гипсовая раковина, встроенная в кривую свода.

Снаружи часовни расположен памятник кардиналу Чезаре Распони (умер в 1675), историку базилики. Впечатляющий монумент из полихромного мрамора, созданный Филиппо Каркани, имеет центральную нишу, обрамленную парой дорических колонн из мрамора павонаццетто. В нише находится скульптура человека и летящего ангела, держащего портретный медальон, в стиле Бернини.

Здесь же с 1492 года установлена мраморная рельефная панель со статуей Иакова Зеведеева работы Андреа Бреньо.

Далее следует входной вестибюль во дворец, спроектированный Фонтана, но измененный Борромини. Слева от лестницы находится статуя кардинала Пьетро Гаспарри работы Энрико Тадолини 1941 года. Эта впечатляющая, но довольно академическая старомодная работа из полихромного мрамора, показывает кардинала, преклонившего колени у деревянного молитвенника внутри арочной ниши.

За входным вестибюлем располагается памятник миланскому кардиналу Конте Казати (умер в 1287), сочетающий в себе техники Борромини и Косматеско. Эдикула работы Борромини, возможно, лучшая здесь из всего набора, размещенного под овальными окнами, и представляет собой фигурный карниз, поддерживаемый четырьмя кариатидами с корзинами фруктов на головах. Работа выполнена из зеленовато-серого мрамора, но кариатиды и пара верхних ваз с пламенем — из белого.

Эдикула содержит оригинальную эпитафию (в центре снизу). Над ней — три оригинальных детали Косматеско. Это пара готических арок с узором из двухцветной мозаики и обрамленный ими скульптурный барельеф с мозаичным же фоном. Узоры арок разные. На барельефе изображен коленопреклоненный кардинал, представляемый Христу Святым Иоанном Крестителем.

Существует, однако, довольно убедительная гипотеза, что эти три элемента происходят не из оригинального захоронения Казати, а из алтаря Святой Марии Магдалины, располагавшегося в нефе перед scola cantorum средневековой базилики. Другие элементы этой разрушенной работы хранятся в монастыре. Если это предположение верно, исполнителем был Деодато Косма, а изображенный кардинал — Джованни Колонна, оплативший сооружение алтаря.

Последней перед трансептом в правом внешнем приделе располагается Часовня Святого Иоанна Евангелиста (17). Здесь доминирует огромная фреска Лаззаро Бальди над алтарем, изображающая Видение Святым Иоанном Богоматери Во Время Написания Книги Откровения. Здесь похоронен известный гуманист Ренессанса кардинал Томмазо Ингирами (1516). Он был частью блестящей культурной атмосферы Рима, разрушенной во время Разграбления 1527 года.

Последним памятником в этом приделе является монумент кардинала Антонио Мартинса де Чавеса (1447). Автором оригинального мемориала был Исайя да Пиза, и Борромини включил оставшиеся от него элементы в роскошную вогнутую эдикулу из красного мрамора с зеленым задником. Кардинал изображен лежащим на своем саркофаге с плакальщицами у обоих концов. За ним стоит молящаяся Богоматерь в окружении Святого Антония Падуанского и женщины, держащей кубок.

Внимание Борромини к деталям выражено в добавлении к саркофагу низких опор из желтого мрамора, контрастирующих с общей цветовой схемой.

Первым от входа в левом внешнем приделе расположен памятник Риккардо Аннибальди. Это копия его первоначальной гробницы 1276 года, приписываемой Арнольфо ди Камбио, остатки которой сейчас находятся в монастырях.

Далее следует Часовня Корсини (18), спроектированная Алессандро Галилеи и построенная в 1734-1736 годах для папы Климента XII (1730-1740) (до избрания — Лоренцо Корсини). Папа похоронен в крипте под часовней, и за ним наблюдает мраморная Пьета работы Антонио Монтаути 1733 года.

Прежде чем войти в часовню, обратите внимание на ворота из кованого железа, украшенные бронзой и являющиеся прекрасным примером кузнечного искусства. Они спроектированы Галилеи и выкованы Франческо и Пьетро Чечи. Современные кузнецы не делают таких вещей, поскольку подобное железо больше не производится нигде, а мягкая сталь не годится для этой задачи и моментально ржавеет.

Сама часовня является впечатляющим примером того, что обычно называют поздним Барокко, или Тардобарокко. Однако Галилеи, как архитектор, не укладывается в привычные архитектурные стили своего времени, и эту его работу скорее можно назвать нео-Классической или Палладианской. Часовня посвящена Святому Андрею Корсини и устроена на месте предыдущей, которая была посвящена Святому Григорию Великому.

3D интерьер часовни можно посмотреть здесь.

План часовни основан на Греческом кресте с боковыми рукавами в половину длины входного рукава и рукава святилища. Потолки рукавов — сводчатые, украшенные позолоченными восьмиугольными кессонами с розетками в четыре ряда у главных рукавов и в два ряда у боковых. Своды создают антрвольты купола, имеющего барабан с восемью прямоугольными окнами, разделенными парами рифленых Ионических пилястр. Сам полусферический купол имеет семь колец квадратных кессонов с розетками, сходящимися к окулусу с Голубем Святого Духа в лучах славы. Треугольные антрвольты полностью заняты сложными неокрашенными гипсовыми рельефами, изображающими аллегории добродетелей работы Агостино Корнаккини. Чтобы оценить их должным образом, нужно иметь бинокль.

Дальние стены рукавов креста оборудованы арками — одной для входа, одной для эдикулы алтаря и двумя боковыми для погребальных монументов. Арки имеют простые архивольты, опирающиеся на Дорические импосты, и однорядные квадратные кессоны в интрадосах. Каждая из них обрамлена парой рифленых Коринфских пилястр. По две пилястры занимают каждый внутренний угол креста и еще восемь находятся в его дальних углах. Эти пилястры расположены на очень высоких плинтусах, облицованных большими панелями из пурпурного мрамора, и поддерживают антаблемент, обегающий вокруг всего интерьера и имеющий фриз из мрамора павонаццетто. Замковые камни арок касаются антаблемента. Стены между пилястр облицованы мрамором верде антико и красной яшмой.

Пол вызывает восторг. Его оформление из полихромного мрамора отражает в себе купол. Четыре кольца квадратов с розетками расположены вокруг бронзовой решетки, являющейся как бы окулусом крипты, расположенной внизу. Боковые рукава также выложены восьмиугольным узором с розетками. Автором является Франческо Черроти.

Боковые стены входного и алтарного рукавов содержат мраморные статуи аллегорий кардинальных добродетелей, стоящие в нишах из мрамора верде антико. Статуи расположены над саркофагами из черного мрамора с подставками из желтого. На саркофагах развлекаются пары херувимов. Это мемориалы членов семьи Корсини, хотя здесь и нет видимых эпитафий. Над каждой нишей находится прямоугольный барельеф с изображением какого-либо события из жизни Святого Андрея Корсини. Под нишами устроены двери из черного дерева с дверными коробками из мрамора верде антико и желтого мрамора. Дверь слева от алтаря ведет в крипту.

Слева от алтаря: Благоразумие и херувимы работы Агостино Корнаккини и барельеф Святой Андрей Корсини Исцеляет Пилигрима работы Пьетро Браччи. Это мемориал кардинала Пьетро Корсини.

Справа от алтаря: Правосудие и херувимы работы Джузеппе Лирони и барельеф Святой Андрей Корсини, Отказывающийся от Епископата работы Сигизмондо Адами. Это мемориал кардинала Нери Корсини Младшего.

Слева от входа: Умеренность работы Филиппо делла Валле (ему ли принадлежат херувимы, неизвестно) и барельеф Чудо Умножения Хлебов работы Паоло Беналья. Это мемориал кардинала Андреа Корсини.

Справа от входа: Стойкость и херувимы работы Камилло Рускони и барельеф Святой Андрей Корсини, Исцеляющий Слепого работы Пьерре де лЭстаке. Это мемориал Бартоломео Корсини.

Каждый люнет под окончаниями сводов боковых рукавов содержит окно, обрамленное еще двумя гипсовыми аллегориями. Люнет входного рукава имеет балкон, выполненный в том же стиле, что и окна, и тоже окружен двумя аллегориями. Окно в люнете алтарного рукава заменено гипсовым барельефом. Аллегории выполнены Корнаккини, кроме тех, что находятся над входом. Эти восемь фигур символизируют Дары Святого Духа плюс еще какую-то добродетель, поскольку даров всего семь. Кроме них, еще четыре аллегории расположены в антрвольтах.

Эдикула алтаря имеет пару Коринфских колонн из мрамора верде антико с позолоченными капителями, поддерживающих треугольный фронтон с Голубем Святого Духа в Лучах Славы в тимпане. Алтарный образ представляет собой мозаичную копию портрета Святого Андрея Корсини работы Гвидо Рени. Мозаика выполнена Фабио Кристофари. Поверхность вокруг мозаики облицована желтым алебастром. На фронтоне сидят две мраморные аллегории, Невинность и Покаяние, работы Бартоломео Пинчелотти 1740 года. Барельеф люнета изображает Битву при Ангиари. Как и две окружающие его аллегории, это работа Агостино Корнаккини.

Левая арка содержит впечатляющий монумент папы Климента XII, выполненный Джованни Баттистой Майни в 1734 году. Сооружение начинается с пары двух-ярусных пирсов, первый из которых облицован панелью из мрамора верде антико, а второй двумя панелями — из такого же мрамора и порфира. Эти пирсы поддерживают пару Коринфских пилястр из темно-серого мрамора и пару порфировых колонн, которые, в свою очередь, поддерживают концы антаблемента апсиды. Изогнутая стена за монументом облицована желтым мрамором. Раковина апсиды кессонирована восьмиугольниками с розетками и имеет свой собственный архивольт, отнесенный назад относительно архивольта основной арки и соединенный с последним полосой из красного мрамора. Замковые камни архивольтов несут на себе герб папы.

Между пирсов расположен порфировый саркофаг, предположительно античный, хотя его опоры и крышка относятся к 18 веку. Утверждается, что изначально он находился в Пантеоне и служил погребальной урной Марка Агриппы. Саркофаг украшен бронзовой папской тиарой и обрамлен двумя большими мраморными статуями аллегорий достоинств, каждая с херувимом, работы Карло Мональди. Это Изобилие (слева) и Великолепие (справа).

Бронзовая статуя папы создана Майни. Папа сидит на пьедестале из мрамора верде антико, а простая эпитафия выполнена бронзовыми буквами на табличке из черного мрамора. Позолоченные рельефы показывают сцены Передачи Христом Ключей Святому Петру, Призыв Святого Петра и Кормление Моих Овец.

Гробница кардинала Нери Корсини Старшего также выполнена Майни. Нери находится здесь, потому что он был дядей папы. Памятник по стилю очень похож на противоположный, за исключением того, что саркофаг заменен на панель из красной яшмы, а статуя из белого мрамора стоит. Здесь только одна аллегория. Это Религия с большим плачущим херувимом.

Справа от часовни Корсини располагается памятник Джерардо Бианки, или Джерардо да Парма 1302 года, первого протоиерея базилики. Его первоначальное захоронение находилось рядом с алтарем Святой Марии Магдалины в нефе перед его разрушением.

Следующая маленькая часовня в левом внешнем приделе — это Часовня Антонелли (19). Она записана как посвященная Успению Пресвятой Богородицы или ее Вознесению. Однако это два разных события, и те, кто знаком с Иерусалимом, должны помнить, что там есть две разных церкви, посвященные этим двум разным событиям.

Эта путаница отражается и в алтаре. Главная фреска изображает Вознесение Пресвятой Богородицы со Святыми Домиником и Филипом Нери. Она была начата Джованни Одацци и закончена Игнацио Штерном в 1731 году после смерти Одацци. Однако в нижней части алтаря находится застекленная ниша с фрагментом фрески школы Джотто 14 века, изображающей Успение. Она была перерисована в последующем столетии и установлена здесь, предположительно, в 1684 году.

В часовне расположен памятник кардиналу Николо Мария Антонелли 1767 года работы Гаспаре Сибиллы. Впечатляющая работа позднего Барокко представляет обнаженного бородатого Гения, укрывающего саркофаг из желтого мрамора занавесом из белого мрамора, и медальонный портрет кардинала, вставленный в расположенный выше обелиск из серо-зеленого мрамора.

Напротив находится монумент кардинала Леонардо Антонелли 1811 года, племянника Николо Марии. Это простая композиция с масляным портретом в тондо над табличкой с эпитафией. Впереди расположена гипсовая Пьета, копия хранящегося в крипте Часовни Корсини оригинала.

Далее, за часовней, следует мемориал Бернардино Караччиоло 1293 года, являющийся фрагментом более крупной композиции. Борромини сохранил лежащую скульптуру и установил ее на саркофаге собственного дизайна с вогнутыми сторонами. Под саркофагом, обрамленным двумя парами Дорических колонн из розового алебастра укрываются два льва. Колонны поддерживают изгибающийся под окном карниз из красного мрамора.

На пирсе за монументом расположен настенный памятник кардиналу Винченцо Сантуччи 1861 года.

Третья от начала левого внешнего придела — Часовня Санторио (20), названная в честь ее основателя кардинала Джулио Антонио Санторио. Работу над часовней в 1599 году начал Онорио Лонги, но закончить ее удалось только в 1610, уже после смерти кардинала (1602). Часовня посвящена Богоматери Благодарений, покровительнице Санта-Северины, где кардинал служил архиепископом.

План часовни — эллиптический, с прямоугольным святилищем, окруженным двумя крошечными квадратными ризницами. Купол опирается над антаблемент, поддерживаемый тройными Ионическими пилястрами, стоящими на высоких плинтусах, облицованных желтым мрамором. С каждой стороны находится большая, но неглубокая арочная выемка с замковым камнем, касающимся антаблемента.

Святилище имеет сводчатый потолок с тремя барочными фресковыми панелями, а над эдикулой алтаря расположено большое люнетное окно. Эдикула из полихромного мрамора имеет пару Композитных колонн из розового мрамора на очень высоких плинтусах. Колонны поддерживают треугольный фронтон с разорванным карнизом и маленьким сегментированным фронтоном, вставленным в его тимпан. Алтарный образ — Распятие, приписываемое Стефано Мадерно, хотя есть документальные свидетельства принадлежности этой работы флорентийцу Аврелио Чиоли.

Под распятием между плинтусов находится святыня Богоматери Благодарений, показывающая Мать и Дитя между святыми Лаврентием и Себастьяном. Эта работа приписывается школе Пьетро Перуджино.

Пол содержит в себе герб кардинала, выполненный в технике пьетра дура. В куполе находятся фрески Страсти Христовы работы Баччо Чарпи.

Слева — впечатляющий памятник кардиналу Санторио с очень хорошим полу-ростовым бюстом в арочной нише над эпитафией. Расположенный ниже саркофаг покрыт резным рельефом Пеликан в Ее Благочестии и окружен парой Композитных колонн из черного мрамора. Скульптор — Джулиано Финелли. Справа — памятник работы Пьетро Тенерани, посвященный папским солдатам, погибшим в Битве при Ментане в 1867 году.

Это Часовня Поклонения базилики, где для молящихся выставлено Святое Причастие. Здесь же на «народном» (pro popolo) алтаре, расположенном перед главным алтарем, служатся некоторые публичные мессы. Во время таких литургических событий вход праздным посетителям не разрешен.

Четвертая часовня левого внешнего придела — это Часовня Ланчелотти (21), посвященная Святому Франциску Ассизскому. Она была основана кардиналом Сципионе Ланчелотти, захороненным здесь в 1598 году. Первоначальный проект принадлежал Карло Мадерно, но выполнял работу с 1585 года Франческо Каприани. Купол был закончен в 1588 году, а освящение часовни провели в 1590 году. В 1674 году Джованни Антонио де Росси провел капитальную реставрацию, завершившуюся перестройкой часовни.

3D интерьер часовни можно посмотреть здесь.

План сооружения часто описывается как эллиптический, но на самом деле он ближе к яйцевидной форме. Остроконечный конец занят отдельной полукруглой апсидой, а тупой — большой входной аркой без импостов, обрамленной парой ребристых Композитных пилястр. Четыре пилястры занимают диагонали, предваренные ребристыми Композитными полу-колоннами, поддерживающими антаблемент с зубчатым карнизом.

Антаблемент имеет арочные изгибы по сторонам, разрывается аркой святилища и теряет свой архитрав над входом. Свод купола опирается на импосты полу-колонн и опоясан четырьмя люнетами с прямоугольными окнами. Сам свод совмещен со своими антрвольтами. Вся декоративная схема — белая на бледно-голубом с плинтусами пилястр из мрамора с серыми прожилками.

Эдикула алтаря изогнута и вписана в кривую апсиды. Две пары Композитных пилястр поддерживают концы полукруглого антаблемента и предваряются двумя отдельно стоящими колоннами того же стиля, поддерживающими сильно выступающие импосты на концах антаблемента. На импостах и антаблементе находятся три ангела и множество херувимов. Вертикальный эллиптический алтарный образ работы Джованни Баттисты Пуччетти показывает Святого Франциска, Приобретающего Стигматы и заключен в рамку, поддерживаемую гипсовыми ангелами и херувимами.

Под алтарным образом расположены позолоченные металлические пластины с рельефами, изображающими Голгофу, Апостолов и Орудия Страстей. По краям находятся позолоченные летящие ангелы, один из которых держит крест, а другой — пальмовую ветвь. Фронт алтаря выполнен из полихромного мрамора на фоне красной яшмы.

Свод украшен четырьмя рельефными гипсовыми тондо работы Филиппо Каркани. Они расположены в пышных цветочных венках и представляют Святого Франциска Перед Распятием в Сан Дамиано, Святого Франциска в Латеранской Базилике, Одобрение Правил Святого Франциска Папой и Смерть Святого Франциска. Свод разделен на четыре сектора ребрами с гипсовыми цветочными фестонами, которые также окружают и окулус. Внутри венка есть гипсовые звезды, а в самом окулусе находится Голубь Святого Духа.

Слева расположен нео-Классический мемориал Оттавиано Ланчелотти-Гинетти с отдельно стоящим бюстом в античном стиле. Над мемориалом находится картина Христос Между Святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом работы Филиппо Агриколы. Справа — подобный же мемориал Джузеппины Массими-Ланчелотти 1862 года с бюстом в саване. Расположенная выше картина была заказана в память о часовне, разрушенной для того, чтобы построить Часовню Торлония. Работа Джованни Пианкастелли показывает замученного Святого Яна Непомуцкого перед тем как его сбросили в реку в Праге.

Далее, за часовней, расположен мемориал кардинала Джироламо Казаната 1700 года работы Пьера Ле Гро Младшего. Очевидно то, что скульптор опирался на творения Бернини. Фигура из белого мрамора показывает кардинала сидящим и молящимся на своем смертном одре, а ангел и херувим держат за ним золотистый занавес, высеченный в красной яшме.

Небольшая пятая часовня левого внешнего придела — это Часовня Святого Гилария. Она посвящена Святому Гиларию Пиктавийскому. Алтарный образ работы Жака Куртуа в рамке из красного мрамора показывает видение святому Троицы — намек на его магистерскую работу, De Trinitate, которая ввела развитую доктрину Троицы в жизнь латиноязычных христиан. Причина такого посвящения заключается в том, что часовня была основана в 1587 году Иларио Маури, пармским дворянином. В дальнейшем она была переоборудована Борромини.

Справа от алтаря расположен усеченный мемориал кардинала Пьетро Валериано Дурагерра 1302 года. Сейчас он состоит лишь из фигуры на мраморном саркофаге с геральдикой. Эта работа приписывается Джованни ди Косма или его мастерской.

Далее находится вход в монастырь. На сегментированном фронтоне над дверью укреплена табличка с посвящением юбилею 1875 года, а выше — большой овальный тондо с записью о серебряном юбилее (25 лет) епископата Пия XII в 1942 году. Слева от двери — настенный мемориал Климента Аргевилльера 1859 года с плачущим херувимом, держащим портретный медальон.

Далее: Базилика Сан Джованни ин Латерано. Часть 3.4. Интерьер. Трансепт и апсида
Назад: Базилика Сан Джованни ин Латерано. Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь и конфессио

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Средневековье. 844-872. Ослабление императорской власти

Вскоре после смерти Григория IV Рим охватило волнение, вызванное несогласием при выборе папы. Духовенство и знать избрали Сергия, кардинала церкви...

Закрыть