Базилика Санто Стефано Ротондо Часть 1. История

Санто Стефано Ротондо аль Челио — титулярная национальная венгерская церковь 5 века, имеющая статус малой базилики. Она расположена на Виа ди Стефано Ротондо 7, на вершине холма Целий в районе Монти. Официально базилика посвящена Святому Стефану Первомученику, но у нее есть и второе, неформальное посвящение Святому Иштвану (Стефану) I.

санто стефано ротондоХолм Целий был полностью застроен еще в имперские времена. Его вершину занимали виллы патрициев, а вниз по склону, в сторону Колизея, располагались многоэтажные жилые дома (инсулы), заселенные плебсом. Нынешняя дорожная сеть серьезно отличается от существовавшей в те времена, за исключением Виа ди Санто Стефано Ротондо и Кливус Скаури. Эта линия возникла, вероятно, еще из тропинки Каменного Века, проходившей по вершине холма от Палатина, и, в таком случае, является одним из древнейших объектов города и на тысячелетия старше маленькой деревеньки под названием Рим, выросшей в 8 веке до нашей эры.

Место нынешней церкви занимал Кастра Перегрино (лат. иностранный лагерь), представлявший собой множество казарм, в которых размещались римские солдаты, вызванные из провинциальных легионов для особой службы в городе. Первоначально они использовались для почтовой службы и снабжения, но ко 2 веку составили и полицейские силы. Правительство посчитало их полезными для избиения нарушителей спокойствия, поскольку эти люди могли не беспокоиться о мести своим семьям.

санто стефано ротондо
План Рима. Кастра Перегрино выделена голубым.

Лагерь обнаружили при раскопках рядом с церковью в 1902 году, а под самой церковью в 1969 — 1975 годах. Были раскопаны два здания 2 века и, что интересно, одно из них, под церковью, оказалось Митреумом. Этот храм для поклонения Митре был перестроен в 3 веке, после чего стал одним из крупнейших в Риме. В нем нашли несколько интересных фресок, в том числе одну из Лунных Богинь (вероятно, версию под названием Грех), и фрагменты статуи Митры.

Известно, что в 4 веке лагерь еще функционировал, и для очистки места под церковь требовалось специальное разрешение императора. Считается, что оно было получено от Валентиниана III (425-455). Постройка церкви непосредственно на Митреумом, возможно, была намеренной, поскольку ранние христиане испытывали особую ненависть к митраизму, и есть свидетельства того, что подобное сооружение, находившееся на месте церкви Санта Приска, было ими безжалостно разрушено. То же самое могло произойти и здесь, так как в конце 4 века Митреум еще использовался. Культовая статуя, похоже, была разбита прямо на своем месте.

санто стефано ротондоПринято считать, что освящение первой церкви произошло при папе Святом Симплицие (468-483), и она была предназначена для хранения мощей Святого Стефана Первомученика. Предполагаемая могила святого была обнаружена в Кафр Гамале в Святой Земле в 415 году, там, где сейчас находится монастырь Бейт Джималь. Однако недавние датировки с помощью дендрохронологии по сохранившимся оригинальным бревнам указывают на начало строительства в 455 году. Это означает, что основание церкви, скорее всего, было инициировано папой Львом Великим (440-461), который совершенно определенно основал еще одну церковь, посвященную Святому Стефану — Санто Стефано Протомартире а Виа Латина. Помимо того, в фундаменте обнаружили пару монет императора Ливия Севера (461-465), что тоже свидетельствует о фактическом начале строительства в начале 460-х годов. Папа Симплиций, правда, тоже основал церковь, посвященную этому святому, но в паломническом комплексе Сан Лоренцо фуори ле Мура.

Следует отметить, что не сохранилось никаких документальных записей о хранящихся здесь мощах Святого Стефана. Кроме того, совершенно неизвестно, как три церкви, посвященные ему в Риме 5 века, связаны друг с другом. Документальных свидетельств об основании Санто Стефано Ротондо также не существует, и мы не знаем, почему она получила такой странный план. Она стала первой круглой церковью в Риме, и считалось, что за образец был принят Анастазис церкви Гроба Господня в Иерусалиме. Однако не все так просто. Диаметр нынешней Сан Стефано Ротондо почти такой же, как у Анастазиса, но раньше она была более крупным и сложным сооружением.

Церковь появляется среди титулов в синодальном списке 499 года как Санкти Стефани ин Коэлио Монте со священником по имени Марцеллус, и это первое ее документальное упоминание. Также считалось (бездоказательно), что строительство могло быть профинансировано патрицианской семьей Валериани, чьи владения занимали большую часть Целия. Святая Мелания Старшая, принадлежавшая к этой семье, часто посещала Иерусалим, где и умерла, а потому Валериани имели связи со Святой Землей.

Первоначальный план и архитектурная форма Санто Стефано Ротондо были удивительно сложны и вызывают множество безответных вопросов об оригинальной функции здания.

санто стефано ротондоПлан базировался на четырех концентрических окружностях, на которые накладывался греческий крест с широкими рукавами. Эти рукава проходили от второй до внешней окружности. Внутренняя окружность была образована 22 ионическими колоннами, поддерживающими архитрав, и имела перед собой амбулаторию. На архитраве располагался центральный кирпичный барабан с легкой конической черепичной крышей. Полноценный купол был невозможен, поскольку такая слабая колоннада не смогла бы удержать его. Изначально в барабане было 22 арочных окна, расположенных прямо над линией крыши амбулатории.

Вторая окружность обозначалась другой колоннадой, состоящей из 35 колонн и восьми опор, ограничивающих внешнюю линию амбулатории и поддерживающих аркаду. В настоящее время эта колоннада занята внешней стеной церкви, в которую все еще встроены колонны. От этой окружности рукава креста проходили с северо-востока, северо-запада, юго-востока и юго-запада до четвертой окружности, образованной первоначальной внешней стеной. Каждый из рукавов имел собственную скатную черепичную крышу, соединенную с крышей амбулатории. Колонны второй колоннады, образовывавшие входные порталы рукавов, выше остальных, что все еще можно увидеть.

Третья окружность была отмечена сводчатыми аркадами, образовывавшими внешние амбулатории, проходившие вдоль внутренней стороны внешней стены между поперечными рукавами креста. Другая интерпретация говорит о сплошных стенах вместо аркад. Между второй и третьей окружностями находились либо четыре открытых двора, либо четыре крытых и неосвещенных зала.

Когда здание только сооружалось, каждая секция наружной стены между рукавами имела по два входных проема, однако сразу по окончании строительства шесть дверей были заблокированы, и остались только два входа, обрамляющих северо-восточный рукав креста. Входной вестибюль снаружи стены не предусматривался. Если бы третья окружность была занята не аркадами, а сплошными стенами, любой входящий через одну из внешних дверей натолкнулся бы на глухую стену. Чтобы пройти внутрь, ему пришлось бы свернуть к одному из рукавов. Такая конструкция превращала бы здание в простой лабиринт.

Оригинальное украшение церкви было весьма богатым. Первоначальный пол был раскопан и оказалось, что он сделан из дорогих мраморных плит по схеме, включавшей крест, поперечный рукавам креста плана. Были найдены и доказательства использования штучной мозаики и мраморной облицовки стен. С другой стороны, недавняя реставрация показала плохую продуманность общей конструкции, которая привела к долгой истории нестабильности всего сооружения и его плохого состояния, повлиявших на то, как к нему относились в последующие века.

Римляне были хорошо знакомы с круглыми мавзолеями и храмами, а позднее даже преобразовали некоторые из них в церкви, как, например, Пантеон — в церковь Санта Мария ад Мартирес в начале 7 века. Тем не менее, не существует ни одного римского прецедента для Санто Стефано Ротондо в его первоначальной форме. Его сложно найти вообще где-либо. Анастазис Гроба Господня, например, был тогда не церковью, а именно мавзолеем над Пустой Гробницей и имел только одну колоннаду и одну амбулаторию. Церковь Святых Апостолов, основанная в Константинополе императором Константином, была первой, имевшей в плане греческий крест, и ее сымитировал в Милане в конце 4 века Святой Амвросий. Лучшее, что смогли сделать историки архитектуры, — это предположить, что Санто Стефано Ротондо стала комбинацией этих двух идей.

На самом деле то, как здание использовалось изначально, остается большой загадкой. Историки римской литургии так и не смогли прийти к какому-либо разумному предположению о функционировании такой церкви. Вполне возможно, что сооружение задумывалось не как церковь, но как большое место паломничества для почитания святых мощей. Блокировка шести из восьми оригинальных входных дверей указывает на то, что предназначение здания, каким бы оно не было, было пересмотрено практически на стадии строительства или сразу после его завершения. Восьмеричная симметрия оказалась нарушена, и появилась большая ось, проходящая по двум рукавам креста. Поскольку в 499 году у церкви уже был священник, она должна была иметь и алтарь, который, возможно располагался в рукаве, противоположном входному.

Согласно утраченному эпиграфу, церковь была украшена во время реставрации, начатой папой Иоанном I (523-526) и продолженной папой Феликсом IV (526-530): «Opus quod Basilicae beati martyris Stephani deflui a Johanne ep[iscop]o marmoribus inchoatum iuvante Domino Felix Papa addito musivo splendore storiche plebi Dei perfecit» (Работа над базиликой благословенного мученика Стефана, незаконченная мрамором епископом Иоанном, завершена папой Феликсом, добавившим яркую мозаику). Возможно, именно к этому периоду относятся фрагменты найденной штучной мозаики.

В середине 7 века папа Теодор I (642-649) преобразовал северо-восточный рукав в часовню святых мучеников Прима и Фелициана. Это первый зарегистрированный пример переноса мощей мучеников из места их первоначального захоронения (в данном случае — на Виа Номентана, в 14 милях от Рима) внутрь городских стен. Папа заказал мозаику, которая сохранилась, и похоронил здесь своего отца, служившего епископом в Святой Земле.

В 12 веке была проведена крупная реставрация с перестройкой здания, заказанная папой Иннокентием II (1130-1143). Очевидным мотивом было спасение здания от разрушения. Во-первых, для поддержки крыши и стен ротонды в центральном пространстве на коринфских колоннах установили аркаду из трех поперечных арок. После этого замуровали 14 из 22 окон барабана.

Считается, что именно во время этих работ были снесены внешние стена и аркады, а также три рукава креста. Остался лишь рукав с часовней святых Прима и Фелициана. Если это предположение верно, то тогда же заблокировали вторую колоннаду, сформировав из нее новую внешнюю стену. Оригинальную мраморную облицовку использовали повторно. Если в центре еще не было алтаря, то его установили в это же время.

Тогда же построили и существующий ныне входной портик и прилегающий монастырь. Холм Целий к этому времени уже должен был стать сельской местностью. Первые виды города с высоты птичьего полета показывают церковь окруженной виноградниками, и холм служил этой цели на протяжении всего средневековья. После разрушения акведуков горожане были вынуждены пить вино, предпочитая его любой воде, которую они могли обнаружить, резонно полагая, что лучше быть пьяным, чем мертвым.

Первым религиозным орденом, получившим в управление Сан Стефано Ротондо, стали Латеранские Каноники, которые мало что могли сделать для церкви. Знаменитый гуманист Ренессанса Флавио Бьондо писал о базилике в 1430 году, ошибочно полагая, что она являлась переделкой из языческого храма. Он упоминал стены, облицованные мрамором, и декор в стиле косматеско (и то, и другое утрачено) и добавлял, что у церкви отсутствовала крыша. Видимо, к этому времени церковь превратилась в руины.

Восстановлением в 1453 году занялся папа Николай V. Работу выполнил Бернардо Росселино, консультируемый Леоном Баттистой Альберти. Позднее он был обвинен в разрушении внешнего кольца церкви, что, как известно теперь, было несправедливо. Он лишь переложил стену, ставшую внешней еще в 12 веке, чтобы защитить ее от атмосферных воздействий. Реальным вредом, который причинил церкви Росселино, стало счищение средневековых декораций, в том числе античных эпиграфов. Он же удалил уцелевшую мраморную облицовку, которая переместилась или в другую церковь, или на виллу человека с хорошими связями.

На следующий год церковь и монастырь были переданы ордену Святого Павла Первого Отшельника, известного также как орден Паулинов. Эта монашеская община была основана в Венгрии в 1250 году, а ее покровителем являлся египетский отшельник начала 4 века Святой Павел Фивейский. Они стали популярны в Восточной Европе в позднее средневековье, оставаясь не очень известными в Европе Западной. В Риме они изначально располагались в церкви Сан Сальваторе ин Онда, а затем перебрались сюда.

С 1541 по 1649 годы большая часть Венгрии принадлежала Оттоманской Империи. Это привело к серьезному упадку ордена, и к середине 16 века монастырь начал умирать. Однако венгерские Иезуиты предложили организовать семинарию по подготовке священников для Венгрии, и в 1579 году комплекс Санто Стефано Ротондо передали в их пользование. К этому времени в нем оставался лишь один паулинский монах. К несчастью иезуитов, венгерский колледж оказался безнадежно недофинансирован и просуществовал всего один год, после чего был объединен с немецким. Орден Паулинов возродился после завоевания Венгрии империей Габсбургов, но обосновался уже в церкви Сан Паоло Примо Эремита.

Сообщество реформированных августинских монахов, предшественников Босоногих Августинцев, проживало в комплексе некоторое время, пока рассматривался проект венгерской семинарии. Они начинали как группа настроенных на реформы энтузиастов, покинувших августинский мужской монастырь в Санта Мария дель Пополо, и получили от иезуитов разрешение на временное пребывание в Санто Стефано Ротондо.

Рисунок Джироламо Франчино, 1588

Общество Иисуса (иезуиты) оставалось во главе объединенного немецко-венгерского колледжа. В 1583 году на внутренней стене базилики был выполнен цикл фресок с подробным изображением страданий мучеников. Семинаристам-иезуитам рекомендовалось прийти сюда, чтобы посмотреть на эти фрески и обдумать судьбу, которая могла ожидать их во время миссионерской деятельности. Другой особой роли при колледже у базилики не было, поскольку его главной церковью была Сант Аполлинаре алле Терме (сейчас это Сан Пьетро Канисио альи Орти Саллюстиани).

В 1735 году была проведена реставрация, которая заключалась в подновлении ряда испорченных влажностью фресок. Статус базилики радикально изменился в 1778 году, когда венгры потеряли свою национальную церковь. Ей была Санто Стефано дельи Унгереси, построенная в конце 8 века к югу от Собора Святого Петра. Папа Пий VI снес ее, чтобы освободить место для своей огромной новой ризницы.

В качестве компенсации венгерским экспатриантам папа объявил их национальной церковью Санто Стефано Ротондо и поручил добавить к ней часовню, посвященную Святому Стефану Венгерскому (гланый алтарь остался посвященным Святому Стефану Первомученнику). Однако это распоряжение не дало венграм ни прав, ни обязанностей в отношении здания. Другие «национальные церкви» Рима предполагают и то, и другое, поэтому утверждается, что Санто Стефано Ротондо не является истинной национальной церковью.

В 1802 году церковь снова отреставрировали, но она продолжала приходить в упадок весь 19 век. Блокировка внешней аркады не была влагонепроницаемой, и проблема усугублялась еще и тем, что кирпичи были слегка пористыми, а штукатурка, которая могла бы спасти положение, отсутствовала. В результате фрески местами отслоились от стены, и их пришлось перерисовывать.

Колледж не видел смысла в небольшом монастыре, прикрепленном к церкви, и передал его монахиням кармелиткам, которых выселили из Санта Тереза алле Кваттро Фонтане в 1880 году.

санто стефано ротондо
Франц Реслер, 1880

В середине 20 века проблема с влажностью достигла предела, и в 1958 году была объявлена долгосрочная программа восстановления. Археологи использовали предоставившуюся им возможность провести раскопки под базиликой, и в 1973 году ими был обнаружен Митреум. Реставрация продвигалась очень медленно и заняла полвека. О ее окончании было объявлено в 2009, а церковь все это время оставалась закрытой для посетителей.

Результат оказался хорош. Пол немного опустили и уложили заново, фрески укрепили, а крыши барабана и амбулатории обновили. Венгерская часовня все еще требует внимания, но ее пол так же переложили венгерские мастера. Мозаику часовни святых Прима и Фелициана укрепили.

Церковь не имеет пастырской функции, и ей по-прежнему владеет немецко-венгерский колледж. В настоящее время она является частью брачной сети Чентро Сторико, и посетители в выходные могут найти ее занятой под свадьбу. Появилось намерение открыть Митреум для платных посещений, но возникшие проблемы пока не позволяют это сделать.

Согласно веб-сайту церкви, она открыта ежедневно с 10:00 до 13:00 и с 14:30 до 17:30 (с 15:30 до 18:30 в летний период). Митреум для посетителей закрыт. Регулярных публичных богослужений в церкви нет.

Торжество, посвященное Святому Стефану Первомученику, проходит в Риме 26 декабря, и в этот день папа читает здесь свою мессу. Торжество, посвященное Святому Стефану Венгерскому проводится здесь 16 августа. Святые Прим и Фелициан имеют свой праздник 9 июня.

Базилика Санто Стефано Ротондо. Часть 2. Экстерьер и интерьер

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Dmitry

0
Комментарии: 15Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля