Базилика Санто Стефано Ротондо. Часть 2. Экстерьер и интерьер

По большей части базилика Санто Стефано Ротондо круглая, но на ее восточной стороне есть небольшие пристройки. Начиная с севера по часовой стрелке это: монастырь, входная лоджия, часовня святых Прима и Фелициана и Венгерская часовня.

санто стефано ротондоБазилика скрыта за деревьями и высокой стеной. Маленькие, ничем не украшенные прямоугольные ворота для въезда с улицы, по счастью, несут на себе название церкви, но представляются кошмаром для тех, кто хочет проехать через эту щель. По этой причине пассажирские автобусы паркуются на Виа делла Навичелла, а их пассажиры идут дальше пешком.

Если пройти от этих ворот немного дальше на восток по Виа ди Санто Стефано Ротондо, то вы попадете к арке в стене. Земля за ней принадлежит госпиталю Оспедале Британнико, но если ворота открыты, можно пройти к восточной части церкви. Почти все фотографии базилики сделаны с этого места.

После 12 века никто не занимался экстерьером здания, которое, по этой причине, имеет довольно простой внешний вид. Наружные стены выполнены из красного кирпича без каких-либо украшений, за исключением зубчатого карниза по линии крыши барабана. Окна барабана имеют форму бифория с окулусом на вершине. Заметно, что большая часть их оригинального ряда была заблокирована в 12 веке. Ряды маленьких отверстий в кирпичной кладке барабана предназначались для установки строительных лесов.

Сам барабан имеет ширину 22 метра и такую же высоту. Ширина всей базилики — 42 метра (изначально — 66 метров). На внешней стене изображена аркада с колоннами, которая была здесь ранее. Заблокированные арки содержат либо маленькие окулусы, либо большие люнеты, служащие для освещения амбулатории. Регулярно расположенные кирпичные контрфорсы отмечают места, где располагались снесенные рукава креста.

санто стефано ротондоНа западной стороне церкви есть небольшая апсида. Это часовня Святого Причастия, построенная в 15 веке. Слева от входа находится часовня святых Прима и Фелициана, а еще левее — Венгерская часовня. Обе имеют свои крыши.

Монастырь для паулинцев был построен в 1462 году. Это ничем не примечательное здание, состоящее из двух блоков, соединенных под небольшим углом, чтобы следовать изгибу базилики. Сам монастырь не прилегает к церкви, но его пристройка соединяется с ее северо-восточной стороной. Все это вместе с входным вестибюлем образует крошечный внутренний дворик с колодцем, входная дверь в который находится на правой стороне вестибюля.

Фаустино Корси писал в 1845 году о шести колоннах, видимых в этом дворике. Две из серого гранита, две из мрамора павонацетто и две из паросского мрамора.

Входная лоджия появилась во время реставрации 12 века. Она содержит аркаду из пяти открытых арок, разделенных четырьмя античными колоннами из серого гранита с импостами, но без капителей. Над лоджией располагается большая комната с четырьмя крошечными квадратными окнами. Лоджия и эта комната соединены с монастырем справа очень узкой вставкой. Дальняя сторона вставки несет на себе звонницу 15 века, состоящую из двух открытых арок для колоколов, внедренных в треугольный фронтон. По всей видимости, у церкви никогда не было полноценной колокольни.

санто стефано ротондоВход в вестибюль расположен не по центру лоджии, а левее. Справа от двери и на боковых стенах находятся панели с сильно выцветшими фресками, изображающими события из жизни Стефана Первомученика. Дверная коробка выполнена из мрамора. На ее перемычке — Ключи Святого Петра, а выше — люнет, заключенный в соответствующий мраморный архивольт. Здесь расположена фресочная Пьета 19 века.

Практически пустой вестибюль имеет побеленный свод с фреской в центре, изображающей Ключи Святого Петра в венке. На дальней стороне находятся два идентичных прямоугольных мраморных портала с эпиграфом о реставрации над ними. Выше расположена небольшая статуя Святого Стефана. Эпиграф гласит: «Ecclesiam hanc protomartyris Stephani, diu ante collapsam, Nicolaus V Pon[tifex] Max[imus] ex integro instauravit, MCCCCLIII» (Эту церковь первомученика Стефана, долго лежавшую в руинах, восстановил папа Николай V в 1453 году).

По словам археологов, в центральной опоре, образованной внутренними сторонами дверных коробок, замурована античная колонна.

санто стефано ротондоПрямо за углом дальнего левого конца вестибюля, как только вы попадаете в саму базилику, находится средневековая кафедра или епископский трон, вырубленный из мраморного античного кресла. Фактически — это табурет, украшенный львиными лапами и поднятый на постамент с отдельным маленьким подножием. Традиция говорит о том, что с этого трона здесь проповедовал папа Григорий Великий, о чем упоминает и надпись на постаменте: «In hac S. Stephani in monte Coelio ecclesia beatissimus Papa Gregorius primus homiliam recitavit quartam «In Evangelis», quae incipit verbis «Cum constet omnibus fratres carissimi quia Redemptor noster»» (В этой церкви Санкти Стефани ин Монте Коэлио благословенный папа Григорий Первый читал «Благую Весть», начинавшуюся словами «Поскольку установлено, мои возлюбленные братья, что наш Искупитель). Видна и надпись, похожая на подпись создателя трона: Mag iohs, что означает Magister Johannes или Мастер Иоанн.

Сейчас считается, что трон был частью принадлежностей центрального алтаря, установленного при реставрации 12 века.

Внутри базилики видно кольцо ионических колонн, окружающих главный алтарь и поддерживающих барабан. Это кольцо окружено амбулаторией, проходящей по всему интерьеру церкви. Слева от входа расположена окруженная парой ризниц внешняя часовня святых Прима и Фелициана, а за ней — Венгерская часовня. Прямо напротив первой видна встроенная во внешнюю стену небольшая апсида с бывшей часовней Святого Причастия, освещенная большим окулусом.

Изначально внутренняя колоннада имела 22 античные ионические колонны из серого гранита, поддерживающие мраморный горизонтальный антаблемент, на который опирался барабан. К счастью эта, не очень надежная конструкция (аркады были бы прочнее), выдержала вес барабана и никогда не подвергалась разрушению. Колонны не соответствуют друг другу, имеют разный диаметр и разную высоту. Считается, что их (так же не совпадающие) постаменты и капители — не античные, а средневековые.

санто стефано ротондоБарабан заканчивается плоской крышей на стропилах и имеет арочные окна, большинство из которых заблокировано. Внутренняя стена барабана побелена и не имеет украшений. В 12 веке для его лучшей поддержки поставили две гораздо большие коринфские колонны из серого гранита, несущие на себе аркаду из трех разгрузочных арок. Установка их внутри церкви должна была стать довольно сложной инженерной задачей. Колонны внутренней колоннады, скорее всего, были взяты из правительственных строительных складов, а две большие — выломаны из античного здания.

санто стефано ротондоВнешние стороны аркады опираются на пирсы с коринфскими капителями, для возведения которых две колонны были замурованы. Большая центральная арка имеет одно разгрузочное отверстие в экранной стене сверху, а меньшие боковые — по два. Барабан опускается ниже линии крыши амбулатории, что дает интересный архитектурный эффект.

3D-панорамы интерьера базилики: 1, 2, 3.

Центральный алтарь был установлен в 1455 году флорентийским художником Бернардо Росселлино, ответственным за реставрацию 15 века. Он расположен на возвышении, окруженном низким восьмиугольным экраном из цельного камня, выполненным Никколо Чирчиньяни в 1580 году. Входа — два; один обращен к часовне Святого Причастия, а другой — к часовне святых Прима и Фелициана. Каждая из шести сторон без входа украшена монохромными фресками со сценами из жизни Святого Стефана Венгерского подписанными на латыни. Каждый из углов восьмиугольника содержит по две рельефные панели с изображениями святых. Каждый из двух входов тоже обрамлен парой панелей. Входные стороны несут на себе барельефы с маленькими драконами между святых.

санто стефано ротондоВ 2009 году к алтарному «комплексу» добавили кресло священника, изделие современного сакрального искусства из листов кованной чеканной бронзы (или из чего-то очень на нее похожего).

санто стефано ротондоНа более ранних, до 20 века, изображениях показан алтарь с фантастической высокой деревянной скинией, установленной в 1613 году. Ее вырезал прусский пекарь по имени Ян Гентнер в исполнение обета, данного им в церкви. В 20 веке скинию перенесли в вестибюль, а после реставрации поместили на цоколе в правой части амбулатории. Она выполнена в форме церкви с четырьмя этажами и похожа на свадебный торт, увенчанный куполом, напоминающий купол собора Святого Петра. Цветовая гамма — белая и бледно-голубая.

санто стефано ротондоПол церкви современный, уложенный после окончания археологических раскопок. Большая часть работы была закончена в 2009 году, но в 2013 ее продолжили. Дизайн пола, представляющий собой соединение различных мраморных плит с серыми прожилками, интересен сам по себе. Рядом с алтарем плиты плотно подогнаны друг к другу, а в амбулатории они разделены широкими полосами цемента с вкраплением плиток различной формы. Последнее — это следование стилю оригинального пола, оставленного археологами в некоторых местах. Он состоял из фрагментов разноцветного мрамора, уложенных полуслучайным образом. Другие области имели черно-белый пол с геометрической мозаикой.

Внешняя стена содержит в себе изначальную аркаду из преимущественно ионических колонн. Всего колонн 36, включая одну, заключенную во входную опору, две отдельно стоящие у входа в часовню Прима и Фелициана (коринфские) и одну свободно стоящую у входа в Венгерскую часовню. Архивольты имеют круглые окна (окулусы) и люнетные окна. Колонны перемежаются восемью опорами, похожими на оригинальные, поскольку из них также вытекают архивольты. Эти опоры отмечают углы бывших рукавов греческого креста и соответствуют внешним контрфорсам. Четыре арки в дальней стене, напротив часовни Прима и Фелициана, окружающие маленькую апсиду, выше остальных и их ребристые колонны — коринфские.

Как ни странно, разные авторы путеводителей и книг о римских церквях приводили разное количество древних колонн в этой аркаде. Корси почему-то насчитал 42, хотя реальное количество видимых — 35 плюс одна невидимая. По словам Корси, 6 колонн выполнены из мрамора имецио, 4 — из мрамора чиполлино, 6 — из мрамора биджио, а остальные — из серого гранита. Часть мраморных колонн — рифленые.

Вся внешняя стена по своему кругу украшена циклом фресок на 34 больших панелях, созданным в 1572-1585 годах по заказу папы Григория XIII и изображающим Страдания Мучеников. Это ужасающие реалистичные описания пыток и страданий с пояснительными надписями на латыни и итальянском. Указаны императоры, устроившие казни, и приведены соответствующие цитаты из Библии.

санто стефано ротондоЦикл начинается слева от входа Распятием и продолжается Избиением Младенцев и мученичеством апостолов в хронологическом порядке. Доктринальная точка зрения, изложенная в таком расположении, принадлежит Святому Павлу и заключается в том, что Распятие, само по себе, было абсолютно достаточной жертвой ради искупления, но последующие страдания верующих за их веру также являлись загадочной частью этого процесса.

Люди брезгливые и семьи с детьми, возможно, не оценят эти фрески. Для других же — это хорошая помощь в понимании страданий мучеников и той великой жертвы, которую они принесли за веру. С 18 века фрески стали популярной туристической достопримечательностью, но внимание к ним любопытных и просто нездоровых людей ослабло в 20 веке, когда вкусы изменились.

Избиение Младенцев написано Антонио Темпеста, а все остальное — Никколо Помаранчио. Считается, что с пейзажным фоном помогли Маттео да Сиена и Маттис Бриль, а панели с изображением Святого Поликарпа и Святой Марины Антиохийской перерисованы в 18 веке Марчелло Леопарди. Другие панели были перерисованы в 19 веке, когда сырость разрушила оригиналы. Последняя реставрация заключалась, в основном, в укреплении, поэтому панели все еще повреждены и с трудом поддаются обработке.

В церкви есть три боковых алтаря, но сейчас они заброшены. Тот, что слева, был посвящен Распятию, о чем говорит надпись сверху. В ней также содержится список большого числа святых. Самого распятия здесь теперь нет. Остался только синий фресочный фон с золотыми звездами. Алтарь с правой стороны украшен поврежденной фреской Бичевание Христа. Дальняя часовня в маленькой апсиде была часовней Святого Причастия и посвящалась Богоматери. Алтарь из нее удален.

Иезуиты относились к установке погребальных памятников в своих церквях с некоторой сдержанностью, поэтому их нет на стенах главной базилики. Писавший в 1891 году Армеллини отмечал средневековую мемориальную плиту на полу возле алтаря Распятия, принадлежащую Бенедикту, священнику Санта Мария ин Домника, с надписью Archipr[esbyter] Benedictus Diac[oniae] S[an]c[ta]e Maria[e] Dom[n]ica[e].

Анджели, писавший в 1900 году, отметил еще одну плиту на полу, принадлежавшую «епископу по имени Джованни Лацо», 1525 года. На самом деле этот человек был венгерским архидьяконом по имени Янош Ласай. Он умер в Риме в 1523 году, служа сакраментальным исповедником под прямым руководством папы, ответственным за венгерских паломников. Эта плита была извлечена из пола во время недавней реставрации и теперь лежит у дальней стороны алтаря. Покойный изображен в неглубоком рельефе.

Находящаяся слева от входа часовня святых Прима и Фелициана была заказана папой Теодором I (642-649), отдавшим под нее один из рукавов креста сооружения 5 века. Святые изображены на мозаике в раковине апсиды, заказанной папой. Здесь же расположены настенные фрески с их мученичеством и погребением, выполненные Антонио Темпестой в 1586 году.

Неподтвержденная легенда говорит о том, что они были братьями из патрицианской семьи, посещавшими христиан, содержавшихся в римских тюрьмах в ожидании казни. Братьев заметили, арестовали и допросили по-отдельности. Судья сказал Фелициану, что его брат вышел из веры, но оба выстояли и были вместе брошены львам. В амфитеатре братья чудесным образом спаслись, поскольку львы отказались есть их. Тогда их отвезли в Номентум (сегодня — Ментана), где обезглавили и захоронили.

В Ментане над их могилой находилась базилика, но папа Теодор перенес мощи святых в Рим (предположительно, когда базилика уже разрушилась). Скорее всего, эта легенда пытается связать двух реальных мучеников из Номентума, умерших в начале 4 века, с городом Римом.

Часовня была уменьшена вставкой двух боковых стен во время реставрации 12 века. Таким образом появились две узкие комнатки, двери в которые можно увидеть в стенах. Левая стена доходит до потолка и имеет наверху три арочных отверстия, правая же стена — просто экран, и между ее верхом и потолком есть большой зазор. Когда в монастыре жили монахи-паулинцы, правая комната была их хором, очень тесным. Левая комната — церковная ризница.

Мозаика в раковине апсиды — один из редких примеров такой работы в Риме 7 века. На ней изображены мученики, стоящие по обе стороны украшенного драгоценными камнями креста на золотом фоне. На зеленом лугу растут красные розы. Над крестом находится тондо с изображением головы Христа, выглядящее как более позднее дополнение. На самом верху — небольшое изображение звездного неба с рукой Бога-Отца, держащей венок. Под работой — мозаичная надпись, отмечающая посвящение часовни.

санто стефано ротондоНынешний алтарь из полихромного мрамора и яшмы был спроектирован и построен Филиппо Бариньони ы 1736 году, после того как мощи были осмотрены и снова запечатаны. Анонимная фреска за алтарем, на изогнутой стене апсиды под мозаикой, показывает Христа и апостолов.

Фрески Темпесты на боковых стенах представляют сцены из легенды о мучениках и сохранились лучше, чем в основной базилике. Справа расположено интересное изображение Богоматери Скорби, на котором показаны семь мечей, пронзающих ее сердце. Каждый меч имеет маленькое тондо со сценой своей скорби. Слева находится табличка с записью о захоронении здесь ирландского короля Доннхада О’Брайена, умершего в Риме в 1064 году. Справа — две таблички с латинскими стихами в честь мучеников.

санто стефано ротондоВенгерская часовня была построена в 1778 году и с тех пор является национальной святыней венгров в Риме. Спроектировал ее Пьетро Кампорези. В плане часовня — прямоугольная и разделена на три секции, покрытые неглубоким сводом с тремя люнетами на каждой стороне и в каждом конце. Отделка в стиле позднего Барокко, напоминающая штукатурку и мрамор, сейчас сильно потерта.

Панели на стенах и в треугольниках между люнетами свода окрашены в розовый и содержат гротескные мотивы. Над алтарем находится группа херувимов, держащих венок. В центральной прямоугольной панели заключен овал с Голубем Святого Духа. Все эти фрески выполнены Антонио Темпеста.

Несколько картин, находившихся ранее в часовне, были удалены, и от них остались пустые рамы. Алтарным образом было Благовещение Андреа Поццо. Памятник поэту Бернардино Каппелле 1524 года выполнен Лоренцетто, которому помогал Раффаэлло да Монтелупо. Мраморный пол высокого качества был недавно восстановлен венгерскими мастерами.

Базилика Санто Стефано Ротондо Часть 1. История

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 2 недели

Dmitry

0
Комментарии: 15Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Базилика Санто Стефано Ротондо. Часть 2. Экстерьер и интерьер: 2 комментария

  1. «…Над крестом находится тондо с изображением головы ХРИСТА, выглядящее как более позднее дополнение…»

    0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля