Санта Прасседе

Санта Прасседе (Santa Prassede) – малая базилика 9 века, а также монастырская и титулярная церковь, посвященная Святой Прасседе и расположенная на Эсквилине.

святая прасседа
Святая Прасседа. Ян Вермеер Делфтский, 1655

Святая заступница этой церкви — одна из тех в Риме, чьи биографии полностью утеряны. Пересмотренный римский мартиролог теперь просто упоминает ее, как человека, которому посвящена церковь. Мы даже не можем быть уверены, что она была мученицей.

Легенда 6 века, возможно, сохранившая имена реальных людей, говорит о римском сенаторе Пуденсе, приютившем Святого Петра. Две его дочери-девственницы, Пуденциана и Прасседа, были замучены. Историчность их существования сомнительна. Сам Пуденс был удален из пересмотренного римского мартиролога. Реальная Прасседа, по последним заключениям, скорее всего была римлянкой, пожертвовавшей свою собственность или деньги на основание церкви.

Первым определенным упоминанием о предшественнике существующей церкви является надпись, датируемая 491 годом, найденная в катакомбах Святого Ипполита около Сан Лоренцо фуори ле Мура. В ней упоминается пресвитер Титулуса Пракседис (Tituli Praxedis). Титулусы были первыми приходскими церквями Рима, получившими распространение после того, как император Константин в 313 году дал христианам свободу вероисповедания. Есть предположение, что первая церковь была построена на этом месте во времена папы Сирициуса (384-399). Но это только предположение.

Папа Адриан I (772-795) отмечен в Либер Понтификалис, как восстановивший оригинальную церковь, что означает ее плохое состояние к этому времени. Папа Лев III (802-806) передал церкви несколько ценных для литургий предметов. Раньше считалось, что если древний титулус носил то же имя, что и старая церковь, это означало, что церковь стоит на месте такого титулуса. Сейчас признана ошибочность такого предположения. В отношении Санта Прасседе точно известно, что существующая сейчас церковь была построена рядом с древней, но не на ее месте. К сожалению, не сохранилось никаких документов, указывающих на расположение ее предшественницы.

Папа Пасхалий I (817-824) оставил старую церковь и построил новую на террасе, созданной на склоне Эсквилина, в год своего избрания. По существу, это — имеющееся на сегодня здание, хотя с тех пор и было несколько архитектурных изменений.

Часть функций новой церкви состояла в хранении останков мучеников из катакомб. В начале 9 века правительство Рима утратило контроль над окружающей город местностью, занятой бандами мародеров, и не могло гарантировать безопасность паломникам. По этой причине церковь предприняла кампанию по сбору останков мучеников и сохранению их в городских церквях. Были заброшены все катакомбы (за исключением Сан Себастьяно фуори ле Мура), а их расположение забыто.

Новоприобретенные святыни обычно хранились под главными алтарями в полукруглых конфессио (своего рода склепе), доступ к которым осуществлялся по ступеням с обеих сторон трансепта. Конфессио мог располагаться как под землей, так и быть поднятым над уровнем пола святилища.

Папа также пристроил к правой стене церкви уникальную для того времени погребальную часовню, в качестве мемориала своей матери. В этот период боковые часовни в церквях еще не были нормой и постройка отдельной часовни для специфической цели была весьма необычной.

Кроме того, папа основал монастырь рядом с церковью и пригласил в него греческих монахов, некоторое количество которых прибыло в Рим в предыдущем веке, спасаясь от иконоборческой политики Византийской Империи. Записи о новом монастыре указывают на наличие в нем двух часовен, посвященных Святому Иоанну Крестителю и Святой Агнессе.

Для церкви папа Пасхалий выстроил здание с центральным нефом и двенадцатью секциями боковых нефов, отделенных от центрального антаблементами, поддержанными с каждой стороны 11 колоннами. Трансепт был структурно отделен и имел свою собственную крышу, а его концы выступали за боковые нефы, что тоже было необычным для того времени. Центральный неф имел по 12 окон вверху каждой боковой стены, а трансепт — по 6. За трансептом располагалась большая полукруглая внешняя апсида с 5 окнами, а под ней — конфессио с останками мучеников. Доступ к конфессио осуществлялся через поперечный проход под полом, к которому вели лестницы с обеих сторон трансепта. В правом боковом нефе, в восьмой секции, находилась погребальная часовня Святого Зено. Других часовен к моменту постройки церкви в ней не было.

санта прасседеПеред церковью находился атриум с окруженными колоннами проходами по всем своим четырем сторонам. Примером для него послужили атриумы античных римским вилл. В Санта Прасседе (и других церквях этого времени) он служил одновременно залом для собраний и магазином. Здесь читались лекции и проводились встречи, продавались свечи и религиозные изделия, подготавливались процессии, в то время как сама церковь предназначалась для молитв и богослужений. Выходил атриум на улицу Via di San Martino ai Monti, на которой находились главные ворота.

Наблюдение за постройкой церкви оказалось никуда не годным, и здание получилось кривым. Стены нефа и колоннады не являются ни параллельными, ни даже просто прямыми. Трансепт расположен не под прямым углом ни к главной оси нефа, ни к фасаду, ни к атриуму. Хорошо виден перекос между стеной и потолком наверху мозаики триумфальной арки.

К концу 9 века греческие монахи покинули Санта Прасседе. Многие вернулись домой после того, как имперское правительство Константинополя отказалось от иконоборчества, другие ушли по причине нарастания враждебности между церквями Рима и Константинополя. Эта враждебность привела к тому, что присутствие в Риме монахов Византийской церкви было отредактировано в хрониках более позднего Средневековья путем замены их на бенедиктинцев, которые реально появились в Риме только к началу 10 века, быстро став доминирующим монашеским орденом.

Однако, в 12 веке в результате падения своей нравственности бенедиктинские монахи были серьезно потеснены и потеряли большинство своих городских церквей. Монастырь церкви Санта Прасседе был передан каноникам Санта Мария ин Рено папой Анастасиусом IV (1153-1154). В 1198 году папа Иннокентий III вернул весь комплекс реформированной бенедиктинской конгрегации, базировавшейся в аббатстве Валломброза.

Валломброзиане, основанные в 1073 году Святым Иоанном Гуальбертом, были попыткой преобразования ордена Бенедиктинцев, и этот монастырь стал для них одним из наиболее важных и продолжает функционировать до настоящего времени.

Получив управление монастырем, монахи были вынуждены заняться реконструкцией церкви, поскольку, из-за упомянутых выше недочетов при постройке, ее стены становились неустойчивыми. Для укрепления конструкции в неф были вмонтированы три поперечные арки, удерживаемые шестью массивными столбами вокруг античных колонн. 6 из 22 колонн оказались скрыты от глаз. Помимо этого, было заблокировано большинство оригинальных окон.

санта прасседеВ конце 13 века сверху левого конца трансепта установили приземистую колокольню, и, чуть позже, отгородили правый конец трансепта, чтобы устроить в нем часовню, посвященную Всем Святым. И первый ярус колокольни, и часовня в то время были доступны из святилища через двух-арочные галереи.

санта прасседеНачало серии основных перестроек внутри церкви было положено в 1489 году кардиналом Антонио Паллавичини Джентили, затеявшим пятилетний проект по обустройству святилища. Упомянутые галереи заблокировали и на каждой стороне установили небольшие приподнятые монашеские хоры. Такая переделка стала возможной, потому что апсида была встроена в монастырский блок, и монахи могли входить со второго этажа монастыря.

В 1564 году Святой Карл Борромео, архиепископ Милана, стал кардиналом. Он проявил сильный личный интерес к церкви и даже имел несколько комнат в монастыре для личного проживания. Посещая Рим, он целую ночь проводил в молитве у конфессо. Столик, которым пользовался кардинал, хранится в церкви как реликвия. После вступления в должность он назначил Мартино Лонги Старшего архитектором, ответственным за реконструкцию Санта Прасседе, начавшуюся в 1575 году. Не все результаты этой работы оказались успешными.

Работы включали в себя реконструкцию входной лестницы, перелицовку фасада, открытие восьми больших окон на верхних стенах нефа, устройство потолков боковых нефов и постройку новой ризницы. К сожалению, в процессе установки двух маленьких балконов по обе стороны от триумфальной арки, он разрушил часть древней мозаики. Эти балконы служили не для музыкантов, а для показа реликвий святых во время их праздников.

Другие работы, проведенные Лонги в святилище, были разрушены во время последующих реконструкций. Помимо прочего, он подозревается в замене резных капителей античных колонн нефа на гипсовые.

Основные работы, включавшие в себя и перестройку монастыря, были закончены в 1584 году. Десять лет спустя Алессандро де’Медичи, ставший здесь кардиналом, заказал художественное оформление нефа, включая цикл фресок на верхних стенах. В 1605 году он был избран папой Львом XI.

Следующие крупные изменения в интерьер были внесены при кардинале Людовико Пико делла Мирандоле в 1728 году. Были полностью перестроены святилище и конфессио. Входы в конфессио из концов трансепта были закрыты и создан новый, под алтарем.

В 1868 году неф получил деревянный потолок. Древесина была из леса, принадлежавшего аббатству Валломброза. Через пять лет, в 1873-м, монастырь вместе с остальными в городе был изъят итальянским правительством. Часть его использовалась в качестве казармы для солдат, но позже была преобразована в две коммерческие школы, одну для мальчиков, другую для девочек.

В 1918 году кирпич 17 века и мраморный настил пола были заменены современным покрытием, но выполненным в технике косматеско. Результат этого дорогого проекта оказался так хорош, что одурачивает посетителей, принимающих его за средневековый.

В 20 веке базилика стала целью идеологических «археологов», желавших «вернуть» ей ее предполагаемый средневековый вид путем разрушения более поздних элементов, особенно барочных. Главным среди них был Антонио Муньоз, руководитель департамента Прекрасных Искусств и Древностей фашистского правительства. Помимо ответственности за снос более поздних построек на Форуме и в других местах, чтобы выставить на показ античные руины, он виновен и в «раздевании» нескольких древних церквей. По счастью, здесь, в Санта Прасседе, он не смог нанести слишком большой ущерб.

В 1937 путем удаления всех наслоений до голого кирпича был «восстановлен» фасад. Было убрано и центральное трехстворчатое окно, вместо которого установили ряд из трех окон, следы от которых оставались на кирпичной кладке. Входную дверь трогать не стали, поскольку не имели представления, как выглядела предыдущая. Следует отметить, что выставление напоказ голой кирпичной кладки было невежеством. И в античные, и в средневековые времена кирпич всегда покрывался штукатуркой.

Между 1969-м и 1973-м годами произошло еще одно неудачное восстановление, при котором фрески на внутренней стороне фасада и на внутренних поверхностях поперечных арок нефа были заменены побелкой.

санта прасседеПо своему плану церковь Санта Прасседе является типичной базиликой с центральным и боковыми нефами, трансептом и внешней полукруглой апсидой. Снаружи боковых нефов — несколько внешних часовен различных форм и размеров (пять справа и четыре слева). Стены сложены из красного кирпича. Крыша нефа — двускатная, покрытая черепицей. Трансепт необычен — у его крыши один уклон в сторону апсиды.

санта прасседеПосетители церкви пользуются боковым входом, выходящим на Via Santa Prassede, но есть смысл сначала спуститься вниз до улицы Via San Martino ai Monti и, завернув за угол (направо), рассмотреть главный вход Санта Прасседе. Его структура несет функцию подъезда и называется протирум. Сейчас пара колонн из серого гранита поддерживает короткий свод потолка из голого кирпича, ранее покрытого штукатуркой. Над ним маленькая пристройка с плоской крышей для привратника. Капители колонн имеют разный возраст. Правая — античная, левая вырезана во время постройки церкви. Над дверным проемом — рельеф, изображающий Святую Прасседу, оставшийся от времен Борромео.

В настоящее время вход протирума бывает открыт крайне редко. Чтобы попасть в атриум нужно зайти в церковь через сделанный в 20 веке боковой вход со стороны Via Santa Prassede и вернувшись к парадному входу выйти во внутренний двор (зимой или в плохую погоду двери могут быть закрыты). Двойной лестничный пролет, построенный при Карло Борромео в 1575 году, спускается к другой стороне входа протирума.

Внутренний двор был совершенно заброшен в 19 веке. Предположительно, в это время он использовался для складирования ненужных вещей, пока не был очищен и восстановлен в 1937 году. Двор находится на месте бывшего атриума, полностью разрушенного в средневековье, так что ученые даже сомневались в его существовании.

Фасад, как уже говорилось, с 1937 года вычищен до голого кирпича. Он и раньше был довольно простым, выполненным Лонги в стиле позднего ренессанса. От того времени сейчас остался только дверной проем с треугольным фронтоном. Над ним находилось трехстворчатое окно с небольшим треугольным фронтоном, украшенное причудливыми завитушками, а по краям фасада — еще по одному небольшому окну.

санта прасседеКогда с фасада сняли штукатурку, обнаружились следы трех одинаковых окон. Они были восстановлены и присутствуют на фасаде в настоящее время. Грубая ниша во фронтоне, возможно, когда-то содержала статую. Она обрамлена парой маленьких окон, открывающихся на чердак над потолком нефа.

Колокольня над левым рукавом трансепта была выстроена в 12 веке. Увидеть ее можно только с вертолета. Три яруса приземистого кирпичного сооружения поднимаются над линией крыши. Первые два никак не разделены и не украшены. Третий ярус отделен карнизом. Он имеет по два двух-арочных проема на каждой стороне. Каждая двойная арка разделена маленькой известняковой колонной с импостом. Крыша колокольни имеет пирамидальную форму и покрыта черепицей.

санта прасседе
Боковой вход

Оригинальный план базилики претерпел вмешательство из-за необходимости усиления конструкции. В результате, неф оказался разделен на три равные части скрепляющими арками. Пол нефа, как отмечалось, был уложен в 1918 году в очень успешной имитации техники косматеско. Большая круглая порфировая ниша у основания нефа отмечает источник, в который (по легенде) Святая Прасседа сливала собранную кровь мучеников.

санта прасседеГранитные колонны нефа, видимо, взяты из одного античного здания с высоким статусом. Капители колонн — гипсовые, 16 века. Благодаря наличию скрепляющих арок неф получил три отдельных потолка. Потолки — кессонированные, каждый с шестью прямоугольными панелями с изображением золотых звезд на темно-синем фоне.

санта прасседеСтена главного входа украшена фресками Благовещение работы Стефано Пиери 1592 года. Слева от двери — ангел, справа — Богоматерь. Над ними — две сцены из жизни Моисея, выполненные в монохромной сепии Джованни Балдуччи. Еще выше — два ангела на постаментах с гербами Медичи. Дверной проем окружен парой пилястр с апостолами и херувимами, а над ним — герб папы Клемента VIII, вставленный в сегментированный фронтон и окруженный фигурами Веры и Правосудия. Раньше здесь было больше фресок, но удаление с фасада штукатурки открыло дорогу для влаги, повредившей их. В 1969 году поврежденные части просто забелили.

санта прасседеФрески на стенах центрального нефа выполнены по той же схеме, что и на входной стене, т.е. большая фреска между парой меньших монохромных с ангелами и гербами Медичи над ними. Ангелы держат предметы, возвращающие нас к сюжету главной фрески. Восемь главных фресок иллюстрируют сцены из Страстей Христовых.

Первая слева — Христос, Молящийся в Гефсиманском Саду с монохромными сценами из жизни Иосифа. Ангелы несут оливы, соответствующие деревьям в саду. Это работа Джованни Балдуччи. Следующая сцена, работы Париса Ногари, — Арест Христа. Ангелы здесь держат веревки, которыми он был связан.

санта прасседеТретья сцена — Христос Перед Кайафой работы Джироламо Массеи. Ангелы держат книги Закона, по которому он был осужден. Четвертая сцена — Христос Перед Пилатом работы Агостино Чампелли. Ангелы несут скипетр, как символ светской власти.

санта прасседаНапротив, на правой стене, — Бичевание Христа, также работы Чампелли. Здесь представлена Колонна Бичевания, а ангелы несут веревку и кнут. Далее идет Христос, Увенчанный Терновым Венцом работы Балдассаре Кроче. У ангелов — щипцы для сжатия венца.

санта прасседеСедьмая фреска — Се Человек работы Чампелли. Ангелы держат терновый венец и чашу, в которой Пилат вымыл руки. Последняя фреска — Христос Встречает Веронику работы Балдуччи. Ангелы несут вуаль Вероники и Титул.

санта прасседеСтолбы скрепляющих арок также украшены фресками. Это Апостолы работы Балдуччи.

санта прасседеДве мозаики — на триумфальной арке и в апсиде — относятся ко времени папы Пасхалия (817-824) и содержат его монограмму. Они выполнены в византийском стиле и, вместе с часовней Святого Зено, являются одним из главных примеров романской школы этого стиля. Основная их тема — Второе Пришествие Христа и Конец Времени, основанные на Апокалипсисе Святого Иоанна.

На триумфальной арке изображен Небесный Иерусалим. В нем на поклон Христу с двумя ангелами идут две очереди апостолов и святых. Первые двое слева — Богоматерь и Иоанн Креститель, справа — Святая Прасседа. В концах очередей — Моисей и Илайя. Другая пара ангелов охраняет городские ворота, а еще одна сопровождает святых через цветочные луга. Под этой композицией, с обеих сторон арки, две толпы людей, держащих короны и пальмовые ветви. Это — мученики. Именно эти панели повредил Лонги, работая по заказу Карло Барромео (см. выше). Внутренняя поверхность арки покрыта изображениями цветочных гирлянд, а на ключевом камне закреплена монограмма папы Пасхалия. На пирсах арки, под мозаиками, установлены два памятника. Правый — кардиналу Квирини, 1742 года, а левый — Пико делла Мирандоле, 1714 года.

санта прасседеВ мозаике апсиды Христос стоит среди облаков и награждается победным венком из руки Отца. Он окружен святыми Петром и Павлом, обнимающими за плечи святых Прасседу и Пуденциану. Женщины показаны как византийские принцессы, одетые в золотую парчу с жемчугами, сапфирами и рубинами. Статус принцесс указывается красной обувью, вместо украшенной драгоценными камнями как у императрицы (этот титул принадлежит Богоматери).

Справа, возможно, святой мученик Зено. Слева — папа Пасхалий с моделью церкви. Квадратный ореол папы говорит о том, что он был еще жив к моменту создания мозаики. Композиция окружена парой финиковых пальм, причем на пальме рядом с папой сидит феникс — символ бессмертия. Синяя полоса в основании композиции является общим символом крещения и здесь идентифицируется как река Иордан.

санта прасседеНиже изображены Агнец Божий с двенадцатью овцами, символизирующими апостолов или полноту веры. Овцы выходят из святых городов Иерусалима и Вифлеема, а Агнец стоит на зеленом ковре, представляющим либо Рай с Четырьмя Райскими Реками вытекающими из него, либо Евангелия с Четырьмя Евангелистами как реками.

Как и у триумфальной арки наружный край раковины апсиды покрыт изображением цветочной гирлянды, а ключевой камень украшен монограммой папы Пасхалия. Стена над раковиной содержит изображения Агнца Божьего на троне, под которым лежит Книга с Семью Печатями Апокалипсиса. Слева и справа — Семь Подсвечников, за ними — четыре ангела и четыре крылатых создания, символизирующих Евангелистов. Ниже, по сторонам арки, изображены 24 старейшины с белыми бородами держащие венки.

Работы над святилищем были закончены в 1734 году. Занимался ими архитектор Франческо Феррари. Две лестницы из античного розового мрамора ведут к святилищу с двух сторон входа в конфессио. Купол балдахина держится на четырех комплектах тройных колонн из порфира и желтого сиенского мрамора. Порфировые колонны, скорее всего, остались от предыдущего, средневекового балдахина.

санта прасседеГипсовые ангелы наверху колонн созданы Джузеппе Рускони, а фрески внутренней части купола балдахина принадлежат Антонио Биччераи. Дизайн алтаря разработал Феррари. Ему же принадлежат и деревянные барочные хоры апсиды. Кроме того, Феррари заложил последнее из пяти окон апсиды, созданных при папе Пасхалии, заменив его картиной Доменико Муратори 1730 года Святая Прасседа Собирает Кровь Мучеников.

В боковых стенах святилища находятся четыре идентичных дверных проема с сегментированными фронтонами сверху. Три из них — ложные, и только нижний левый ведет к хорам. Между дверями расположены шесть интересных античных мраморных колонн, которые раньше поддерживали галереи, установленные здесь в 1489 году, но позже скрытые блокирующими стенами. Эти колонны относятся к 1 — 2 векам и, возможно, были доставлены из Греции. Их капители — средневековые.

Выше дверей и колонн на каждой стороне находятся монашеские хоры. В левых установлен орган фирмы Трончи 1884 года. В правых — живопись Франческо Гаи (1835-1917) Успение.

санта прасседеМежду двух лестниц, ведущих к святилищу, расположена лестница, по которой можно спуститься к конфессио. Это коридор с низким цилиндрическим сводом и двумя парами древних саркофагов, стоящих друг на друге у каждой стены. В 18 веке этот коридор заменил собой разрушенную комнату, в которой были обнаружены перенесенные сюда в 822 году при папе Пасхалии I саркофаги.

В одном из них хранятся предполагаемые останки святых Прасседы и Пуденцианы, хотя первоначально саркофаг предназначался не для них. В нем также находится губка, которой сестры собирали кровь мучеников. В трех других саркофагах — останки мучеников, перенесенные сюда из катокомб. Левый нижний саркофаг украшен барельефом с изображением Христа, как Доброго Пастыря и Ионы, отдыхающего после схватки с морским чудовищем, — популярными темами раннего христианского искусства.

санта прасседеАлтарь в конце коридора имеет украшение в стиле косматеско, видимо, перенесенное сюда от старого главного алтаря. Пара мраморных подсвечников со средневековыми фигурками фантастических существ, скорее всего, тоже оттуда. Над алтарем — фреска 18 века, в ужасном состоянии, вероятно, копия найденной в разрушенной комнате. Полукруглый коридор, ведущий налево и направо от алтаря, принадлежит оригинальной базилике и содержит несколько фрагментов раннехристианских надгробий и надписей. Лестница в правом конце современная, работы Муньоса.

санта прасседеВ вестибюле ставшего повседневным бокового входа Санта Прасседе хранится икона 13 века Богоматерь-Целительница.

Ближайшая справа к этому входу — часовня Распятия, расположенная в правом конце трансепта. Она была построена в конце 13 века и посвящена Всем Святым. Через какое-то время произошло ее перепосвящение Распятию. Алтарный образ — средневековое изображение Распятия, попытки датировать которое дают период 13 — 15 веков. Легенда утверждает, что оно уже было здесь, когда в 14 веке в церкви молилась Святая Бриджита Шведская, и даже заговорило с ней.

санта прасседеПод алтарем находится могила кардинала Анчеро Панталеона, архиепископа из Труа и племянника папы Урбана IV, убитого в часовне толпой в 1286 году. После этого события часовне потребовалось перепосвящение и, возможно, именно тогда ее посвятили Распятию.

Первая слева от входа — небольшая часовня с захоронением кардинала Алайна Коётиви, руководившего церковью с 1448 по 1474 годы. Скульптор Андреа Бреньо изобразил покойного, лежащим на своем смертном одре. Над ним — барельефы святых Петра и Павла в арочных нишах. Пилястры по сторонам надгробия украшены маленькими статуями Святой Прасседы, держащей губку и чашу (слева) и Святой Пуденцианы, держащей книгу и пальмовую ветвь (справа).

санта прасседеЗдесь же установлен монумент, посвященный Федерико Колонна, командующему папской армией в 1711 году. Кроме того, в часовне расположен небольшой сувенирный магазин и есть дверной проем, ведущий в соседнюю часовню Святого Зенона.

Следующая по направлению к главному входу — часовня Святого Зенона, построенная папой Пасхалием I как мавзолей для его матери Теодоры. Здесь же хранятся перенесенные из катакомб останки Святого Зенона. План часовни имитирует cubiculum – небольшое помещение катакомб. Мозаики, полностью покрывающие часовню, описываются как романские в византийском стиле, но ученые указывают на то, что их символизм не соответствует византийскому.

Папа утвердил привилегию, освобождающую душу из чистилища, если о ее упокоении здесь будет отслужено пять месс. По этой причине часовня впоследствии была посвящена Святой Марии, Освобождающей Нас от Страданий Ада. За великолепие своих мозаик она получила и другое название — Hortus Paradisi (Райский Сад).

Боковые дверные проходы, соединяющие часовню с двумя соседними, появились в результате позднейших реконструкций, возможно, 15 века. Сейчас в часовне много любопытных посетителей и ее освещение сделали платным. Для того, чтобы включить свет на пять минут, нужно вставить в автомат снаружи монету в 1 евро.

Строение часовни весьма необычно. Она квадратная в плане и с большой прямоугольно нишей, содержащей алтарь. Над алтарем — прямоугольное окно. В боковых стенах напротив друг друга расположены глубокие арочные ниши (теперь — дверные проходы), над которыми находятся прямоугольные ниши меньших размеров (видимо, заложенные окна). Странность заключается в том, что ниши расположены не по центру стен, а смещены в сторону алтаря. Причина этого неизвестна. Каждая стена имеет форму арки, поддерживающей небольшой купол.

Еще одна странность — это то, почему для сохранения здесь был выбран Святой Зенон. Никто не знает кем он был. Есть несколько святых с таким именем, но какая-либо определенность в этом вопросе отсутствует.

Фасад часовни впечатляет. Он обрамлен двумя античными колоннами, одной из серпентина и другой из черного гранита, поддерживающими карниз, сформированный из фрагмента антаблемента. На перемычке дверного проема написано: Paschalis praesulis opus decor, fulgit in aula, quod pia optulit, vota studuit reddere D[e]o (Прекрасная работа прелата Пасхалия, сверкающая как божественная обитель; клятвы им данные в выполнении обязательств Богу).

санта прасседаНад входом — большое отверстие с круглым верхом. Перед ним, на карнизе, установлен cantarus или античная ваза, использовавшаяся в языческих ритуалах. Считается, что это древняя погребальная урна, восстановленная в 18 веке. Говорилось, что в ней находится прах Теодоры, но это явная ошибка, поскольку христиане приняли кремацию только сто лет назад. Скорее всего ее тело было захоронено где-то здесь, а впоследствии кости извлечены, раздроблены и помещены в урну.

Вокруг отверстия размещены одиннадцать золотых медальонов с изображениями Богородицы и десяти не идентифицированных святых (двое верхних, предположительно, Зенон и Валентин). На окружающей их голубой арке размещены еще тринадцать медальонов с изображениями Христа и апостолов. Еще два медальона в верхних углах, вероятно, изображают Моисея и Илию. Прямоугольные панели в нижних углах содержат портреты папы Пасхалия I и его преемника, папу Евгения II. Резкие цвета выдают принадлежность двух этих работ к 19 веку.

При входе в часовню вы будете ошеломлены блеском золота. Мозаика собрана из кусочков прозрачного стекла с позолоченными «спинками», уложенными под немного отличающими углами, чтобы создать больше блеска. В середине пола — круглая порфировая ниша. В углах расположены четыре колонны из серого гранита, на которых «стоят» четыре мозаичных ангела, держащих находящийся в центре купола медальон с изображением Христа-Вседержителя на звездном синем фоне.

санта прасседеАлтарь поддерживает позолоченную деревянную святыню 17 века и обрамлен нишей с круглым верхом. Ниша содержит мозаику с изображением Мадонны с Божественным Младенцем, которым поклоняются святые Пуденциана и Прасседа. Христос держит в руках свиток с надписью EGO SUM LUX (Я есть Свет [мира]). Мозаика датируется 1275 годом.

санта прасседеДве спиральных алебастровых колонны поддерживают горизонтальный антаблемент. За ним находится (поврежденный при его установке) оригинальный люнет с мозаикой, изображающей Преображение Господне. Показаны Христос с Моисеем и Илией в сопровождении апостолов (слева направо) Петра, Иоанна и Иакова (от последнего сохранилась только рука).

Вверху апсиды находится большое окно, мозаика вокруг которого показывает Богоматерь и Святого Иоанна Крестителя. Свет из окна символизирует Христа. Внутренняя поверхность арки покрыта виноградными завитками с цветами и маленькими фигурками животных.

санта прасседеГлавная мозаичная панель левой стены часовни показывает святых Агнессу, Пуденциану и Прасседу (они подписаны), одетых как византийские принцессы, идущих в сторону алтаря по цветущему лугу.

санта прасседеНад дверным проходом расположены две мозаики. На верхней — Христос в виде Агнца, стоящего на вершине холма, с которого стекают Райские Реки. Из рек пьют четыре оленя (отсыл к 41 Псалму: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»). На нижней — Теодора, святые Прасседа и Пуденциана и Пресвятая Богородица. Теодора изображена с прямоугольным нимбом, означающем, что она была жива к моменту готовности мозаики.

санта прасседеНа внутренней поверхности ниши изображено Сошествие Христа в Ад. Христос ломает врата ада, чтобы спасти Адама и Еву, а также других ветхозаветных персонажей, ожидающих его. Этот сюжет символизирует не только смерть как начало новой жизни, но и надежду на спасение через бесконечное милосердие Христа. Сюжет возникает в 7 веке и за следующие два века становится очень популярным в Риме.

На правой стене часовни представлены апостолы Иоанн, Андрей и Иаков, тоже на цветущем лугу. Но идут они не в сторону алтаря, а в сторону маленькой ниши (той, что над дверным проходом). Это дает исследователям повод для размышлений — не содержалось ли в этих маленьких нишах что-то важное? Над проходом — мозаика с изображением Христа в окружении двух святых. Считается, что это Зенон и Валентин, хотя записей об этом нет.

санта прасседеНа внутренней стороне входной стены изображены святые Петр и Павел (снова на лугу), приветствующие пустой трон с пурпурным покрывалом, на котором лежит крест. Это ссылка на Христа, отсутствующего в физическом теле, но готовящегося вернуться и занять место правителя Вселенной (Второе Пришествие).

санта прасседеИз часовни Святого Зенона можно перейти в небольшую часовню Столба Бичевания. Эта реликвия была привезена из Святой Земли в 1223 году кардиналом Джованни Колонна, служившего папским легатом в Сирии во время Пятого Крестового похода. Реликвия — это столб, к которому был привязан Христос, когда его бичевали. Подлинность столба маловероятна. Использование мрамора и высокое качество резьбы по нему вызывают сомнения в применении такого столба для наказания преступников. Кроме того, есть еще один Столб Бичевания, более реалистичный, в Церкви Гроба Господня в Иерусалиме.

санта прасседеСтолб поврежден и, чтобы увидеть его оригинальную форму, нужно обратиться к рисунку в часовне Коётиви. Раньше к вершине столба крепилось вертикальное железное кольцо. Использованный камень не известен в Риме и похож на белый мрамор с темно-красными включениями, хотя описывается как яшма. У основания и вершины были отбиты куски, чтобы создать отдельные реликвии. Так в 1585 году папа Сикст V передал часть их городу Падуе. Кроме того, столб был сломан посередине и скреплен цементом. Железное кольцо отдали королю Франции Людовику IX в обмен на три шипа из Тернового Венца.

Следующая часовня по правой стороне Санта Прасседе — часовня Святого Пия Х. До 1595 года здесь располагалась часовня Богоматери Печалей, но в том году она была перестроена Федерико Чези в погребальную часовню для его семьи. Потолок и стены расписаны фресками Джульермо Кортезе. На потолке — Бог Отец, в люнетах — святые Пасхалий I, Филип Нери, Франческа Римская и Фирмин Амьенский. На стенах — Поклонение Волхвов и Будущее Рождение Марии, Открытое Иоахиму и Анне. Перед картинами — пара бронзовых бюстов святых Петра и Павла. В 1955 году часовню перепосвятили папе Пию X. Его одеяния хранятся в витринах под настенными картинами. На полу перед часовней — могильная плита. Здесь похоронен средневековый фармацевт Джованни Монтополи. Дата не указана, но по стилю это конец 13 века.

Следующая часовня была оборудована и посвящена в 1728 году Святому Бернарду дельи Уберти (1055-1133), бывшему аббатом Валломброзы до того как стать епископом Пармы. В 1886 году она была перепосвящена Деве Марии Розарии Помпейской. Фрески потолка, при этом, были переписаны, но алтарный образ работы Филиппо Луцци остался прежний. Он изображает святого, препятствующего затоплению города рекой По путем благословения. С Небес на него взирают Мадонна с Младенцем.

На левой стене изображен Святой Петр Огненный, ранний валломброзианский монах, доказавший, пройдя невредимым сквозь огонь, что епископ Флоренции занимался симонией. Это работа Анджело Соккорси. Рисунок на правой стене показывает смерть Тезауро Беккарии, валломброзианского монаха, казненного во Флоренции за поддержку пропапской партии. Художник — Доменико Пестрини (1678-1740). На стене возле часони — памятник Сильвио Сантакроче 1603 года.

В начале левого нефа находится черная мраморная плита, встроенная в стену небольшого строения 18 века, установленного в арочную нишу. Утверждается, что на ней спала Святая Прасседа, а потом она была использована в качестве ее могильной плиты. Пара фресок изображают святых Пуденса и Сабину, легендарных родителей Святой Прасседы. Раскрашенная деревянная статуя святой обычно стоит перед плитой. Святая изображена опустившейся на колени и выжимающей в вазу окровавленную губку.

Рядом, на полу, могильная плита Джованни Карбоне (1388 год). Покойный изображен в легких доспехах с ногами, поставленными на пару маленьких собачек, которые в то время использовались в качестве грелок.

Далее, по левой стороне, располагается часовня Святого Петра, построенная в 1721 году, но разрушенная и перестроенная в 1735-м. Посвящена она Святому Петру, Апостолу. Алтарный образ 18 века, выполненный неизвестным художником, показывает Святого Петра, Посещающего Дом Святого Пуденса. На левой стене — Святой Иоанн Креститель указывает на Агнца Божьего, а на правой — Видение Святой Эмерентианы Святой Агнес. История, изображенная на последней картине, рассказывает о том, как Святая Эмерентиана молилась на могиле своей замученной сестры Святой Агнессы и ей было видение сестры, зовущей ее на Небеса прежде чем язычники побьют ее камнями. Эти две работы принадлежат Джузеппе Северони.

Вторая слева — часовня посвященная Святому Карло Борромео. Она была построена в 1735 году и представляет собой выкрашенную в белый цвет комнату, имеющую в плане прямоугольник со скругленными углами. У этой часовни есть восьмиугольный покрытый снаружи черепицей купол с фонарем. Алтарный образ работы Стефано Паррочела показывает Святого Карло, Благодарящего Бога за Окончание Чумы в Милане. Ангел над ним вкладывает в ножны огненный меч, а помощник, держащий распятие не имеет обуви, поскольку только что прошла босая искупительная процессия.

На стенах часовни — две работы Людовико Стерна (1709-1777), изображающие экстаз святого. В углах находятся небольшие ниши с раковинами, в которых стоят гипсовые статуи Кардинальских Достоинств — Благоразумия, Справедливости, Умеренности и Силы Духа. Они повторяют известные фрески Доменичино на куполе Сан Карло ай Катинари. Небольшой табурет в стеклянной витрине — из личных вещей святого.

Следующая — часовня Ольджати, затененная находящейся напротив часовней Святого Зенона, но, тем не менее, так же являющаяся важной работой. Она создавалась Мартино Лонги как погребальная для Бернардо Ольджати, заказавшего ее для своей банкирской семьи Комо, добившейся в Риме необычайного успеха, и была закончена в 1587 году. Это большое, прямоугольное в плане, помещение с ионическими пилястрами, поддерживающими антаблемент, на который опирается перекрестный потолок. Общая схема — белая, но потолок эффектно украшен фресками Кавалье дАрпино.

Алтарный образ, созданный Федерико Цуккари, изображает Святую Веронику, Встретившую Христа, Несущего Свой Крест. Он окружен двумя святыми работы Кавалье — Андреем слева и Бернардом Клервосским, покровителем основателя, справа. Центральная фреска потолка — Вознесение Христа, в поперечных рукавах потолка — пророки Моисей, Иеремия, Иезекиль и Мика с сивиллами. В люнетах — четыре Доктора Церкви: святые Григорий Великий, Августин, Иероним и Амброзий.

Панели над входом и алтарем показывают Воскресение Христа и Успение Богоматери. Между потолком и антаблементом — восемь анонимных монохромных изображений эпизодов Страстей. Наконец, над дверью — Последний Ужин, на правой стене — Возносящийся Христос Является Марии Магдалене, на левой — Дорога на Эммаус. Сохраненный здесь стол использовался Карло Борромео для раздачи пожертвований беднякам во внутреннем дворе.

Последняя по левой стороне часовня посвящена Святому Иоанну Гуальберту, основателю Валломброзианцев. Выполнение этого проекта оказалось очень долгим. Инициировал его папа Пий VI в конце 18 века. Работы были остановлены французской оккупацией и возобновлены только в середине 19 века при папе Григории XVI. Интерьер полностью переделали в 1933 году. Строение получилось гармоничным, в нео-барочном стиле с эллиптическим куполом, освещенным восемью окнами в барабане, и апсидой с раковиной.

Картины и мозаики выполнены в реализме 30-х годов. Мозаика апсиды, показывает святого, почитаемого ангелами, а мозаика раковины апсиды — валломброзианских монахов и монахинь, поклоняющихся Успению Богоматери. На картине справа святой побеждает ересь, а слева — получает призвание монаха.

Первый этаж колокольни, построенной в 13 веке, сразу планировался как часовня, но столетиями не использовался в этом качестве. Его фрески находятся в очень плохом состоянии и не доступны для осмотра посетителями.

Санта Прасседе открыта для посещений с 7:30 до 12:00 и с 16:00 до 18:30 в рабочие дни. По воскресеньям — с 8:00.

Съемка со вспышкой запрещена. Обратите внимание на предупреждение об этом у входа.

Мессы проводятся в 7:30 и в 18:00 по рабочим дням и в 8:00, 10:00, 11:30 и 18:00 по воскресеньям.

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Принципат. Антонин Пий (138 — 161 гг)

Тит Аврелий Фульв Бойоний Антонин (в дальнейшем — Антонин Пий) родился в 86 году в окрестностях Рима. Предки его были...

Закрыть