Название района произошло от находящейся в нем колонны Марка Аврелия (180 год н.э.), расположенной на площади так же называющейся Пьяцца Колонна.
Средневековое название Regio Columne et Sancte Marie in Aquiro включало и вышеупомянутую колонну, и церковь Санта Мария ин Аквиро, основанную около 400 года. Название церкви имеет неопределенную этимологию (его ранней формой было in Cyro). Церковь все еще существует, хотя и сильно видоизмененная в 16 веке.
Герб района имеет версии, в которых он содержит три полосы, по-разному ориентированные на белом фоне. Однако чаще вместо полос на нем присутствует спиральная колонна, явно указывающая на памятник Марку Аврелию.
Район ограничен улицами и площадями пьяцца Миньянелли, виа Фраттина, пьяцца Сан Лоренцо ин Лючина, виа ди Кампо Марцио, виа делла Маддалена, виа дель Пантеон, пьяцца делла Ротонда, виа дель Семинарио, пьяцца Сант Игнацио, виа дель Каравита, виа дель Корсо, виа делле Мюратте, виа ди Санта Мария ин Виа, пьяцца Сан Клаудио, виа дель Поццетто, виа дель Буфало, виа дель Назарено, виа дель Тритоне, пьяцца Барберини, виа Венето, виа Сант Исидоро, виа дельи Артисти, виа Франческо Криспи, виа Капо ле Казе, виа деи Дуэ Мачелли.
Своей западной стороной Колонна покрывает часть древнего Марсова Поля, а другой — вписывается между современными районами Кампо Марцио и Треви, достигая своей восточной оконечностью склона холма Пинчио с его крутыми улицами. Район не отличался густонаселенностью до самого конца 16 века, когда богатые и аристократические семьи начали строить для себя большое количество разнообразных палаццо, особенно вдоль улицы Виа Лата (нынешней Виа дель Корсо).
Две половинки района встречаются неподалеку от площади Пьяцца Колонна (1), на которой находится знаменитый памятник императора Марка Аврелия. Эта колонна очень похожа на построенную 70-ю годами ранее колонну императора Траяна. Ее доходящие до самой вершины рельефы, более глубокие, чем у прототипа, также изображают военные подвиги императора в двух кампаниях против племен квади, маркоманнов и сарматов между 171 и 175 годами.
Колонна составлена из 28 полых мраморных цилиндров диаметром чуть менее 4 метров с центральной шахтой, оснащенной лестницей и освещенной узкими окнами. На вершине когда-то располагалась бронзовая статуя императора. Статуя «пропала» в неизвестное время и в конце 16 века ее место заняло изображение Святого Павла. Саму колонну переместили на более высокое основание с надписью, ошибочно приписывавшей ее Антонину Пию, отцу Марка Аврелия. Отсюда пошло весьма распространенное, но ошибочное название Колонна Антонина.
Если внимательно присмотреться к центральной части колонны, можно увидеть, что некоторые ее элементы слегка смещены относительно оси. Дело в том, что ряд землетрясений в средние века поколебал монумент, сдвинув составляющие его цилиндры. Тем не менее колонна остается абсолютно устойчивой.
Перед колонной расположен красивый фонтан конца 16 века работы архитектора Джакомо делла Порта.
После смерти Марку Аврелию поклонялись как богу, как и почти каждому покойному императору, и на западной стороне площади был построен посвященный ему храм. Сейчас на его месте находится большое здание с крыльцом, построенное в первой половине 19 века и названное в честь банкира Ведекинда. Оно же известно как здание Иль Темпо, поскольку с 1945 года является резиденцией ежедневной римской газеты Иль Темпо (Il Tempo).
Другое большое здание, обращенное к площади, — Палаццо Киджи. Его строительство для семьи Альдобрандини началось около 1570 года. В 1596 году Альдобрандини пристроили к своему особняку небольшую церковь, посвященную Святому Павлу, которая, правда, уже в 1620 году была снесена для расширения палаццо. Свой нынешний облик особняк приобрел в 1916 году, после того как стал резиденцией Министерства иностранных дел. С 1959 года в нем расположился Кабинет министров, но палаццо до сих пор носит имя Киджи, семьи банкиров, купивших его в 1659 году.
На противоположной от пьяцца Колонна стороне Виа дель Корсо находится фасад Галереи Альберто Сорди (ранее Галереи Колонна), одна из самых элегантных римских аркад.
На площади, примыкающей к пьяцца Колонна (за зданием Иль Темпо), расположен массивный Палаццо ди Монтечиторио (2), резиденция нижней палаты итальянского парламента. Название, вероятно, происходит от латинского Mons Acceptorius или Mons Citatorius, небольшой искусственной насыпи, созданной еще до-римскими обитателями этой болотистой местности для постройки своих хижин на более сухой почве. За столетия высота насыпи значительно уменьшилась, но тротуар, ведущий к зданию Парламента, все еще имеет явный уклон.
Палаццо был спроектирован Джанлоренцо Бернини около 1650 года, но его строительство завершилось только полвека спустя. Здание предназначалось для семьи Памфили, родственников заказавшего его папы Иннокентия X, однако, в итоге, здесь разместился главный городской суд Рима.
Резиденцией нижней палаты итальянского парламента Палаццо Монтечиторио стал после падения Папского государства в 1870 году. Очень быстро его залы перестали вмещать в себя растущее число депутатов, и глубину особняка пришлось увеличить вдвое. Теперь его задняя часть, построенная из травертина и красного кирпича, с башнями по углам, резко контрастирует с фасадом, выполненным в стиле позднего барокко.
Перед зданием установлен египетский обелиск Псамтика II.
На расположенную неподалеку площадь пьяцца ди Пьетра (3) выходит одна из сторон здания 17 века, в котором раньше размещались таможенные конторы. В нее встроены 11 колонн, сохранившихся от Храма Адриана (около 145 года н.э.). Благодаря такому решению, они выглядят намного лучше, чем если бы оставались отдельно стоящими руинами.
Находящаяся слева от храма узкая извилистая улочка ведет к очаровательной площади пьяцца ди Сант Игнацио, славящейся своеобразной эллиптической формой. Здесь, сразу за границей с районом Пинья, стоит церковь Сант Игнацио.
Здания в стиле рококо напротив церкви (4) назывались бурро. Это местное искаженное слово бюро. Во время французской оккупации Рима в них размещался ряд правительственных учреждений (bureau по-французски). Кроме того, своей формой эти здания напоминают сундук (также называемый bureau). Впоследствии название бурро перешло и к переулку, извивающемуся вокруг зданий.
В углу района (5), напротив Пантеона, там, где Колонна граничит с Сант Евстахио и Пинья, находится мемориальная доска 1906 года, напоминающая о том, что в те годы Пьяцца делла Ротонда была покрыта настоящим паркетом из древесины, подаренной Риму муниципалитетом Буэнос Айреса, столицы Аргентины, куда с конца 19 века эмигрировало множество итальянцев, и теперь шум проезжающих экипажей не потревожит гробницы двух первых королей Италии. Однако вскоре такое покрытие показало свою непригодность и было удалено.
На крохотную площадь неподалеку выходит узкий желтоватый фасад церкви Санта Мария Маддалена (6), более известной как Ла Маддалена. Церковь была заложена в конце 16 века на месте часовни 14 века, и на ее постройку ушло более полутора веков (1735 год), о чем свидетельствует яркий фасад в стиле рококо.
История церкви связана с жизнью Камилло де Леллиса (1550-1614), капитана наемников, который, вылечившись от ран, отказался от оружия и посвятил свою жизнь больным. Он стал верующим и всю свою оставшуюся жизнь проработал в больнице, когда-то стоявшей рядом с упомянутой церковью, в которой и был похоронен.
Вскоре после завершения строительства церкви Камилло был провозглашен святым, и до конца 19 века в день его смерти (14 июля) верующим давали особое «лечебное» зелье, представлявшее собой воду с добавлением пыли с надгробия святого.
У самой северной границы района Колонна расположена одна из старейших церквей Рима — Сан Лоренцо ин Лучина (7). Она построена на том месте, где Люцина, римская патрицианка, создала в своем собственном доме одно из первых мест поклонения верующих христиан. Напомним, что в то время христианская религия находилась под запретом. Церковь была полностью перестроена в начале 12 века и переоформлена внутри в 17 веке. Ее крыльцо и колокольня остались средневековыми.
Почитатели Джанлоренцо Бернини могут посетить в этой церкви часовню, оформленную мастером в свои последние годы жизни для семьи Фонсека. На левой стене часовни — очень живой бюст Габриэле Фонсека (1670), врача папы Иннокентия X. Выглядывающий из окна Габриэле — театральный прием, использованный Бернини и в ряде других оформленных им семейных часовен.
Другая, вытянутая часть района Колонна представлена меньшим числом интересных для посещения мест. По большей части она была заселена иностранными сообществами, не обладавшими большими бюджетами. Тем не менее, и здесь можно найти элегантные здания, украшенные статуями и картинами.
Около 1590 года Сикст V открыл улицу Виа Феличе (9), которая сейчас в его честь называется Виа Систина. Улица соединила холм Пинчио с густонаселенным районом Монти. С конца 18 века в домах на ней проживало множество художников и литераторов. Самые известные из них — скульптор Бертель Торвальдсен, писатели Ганс Христиан Андерсен и Николай Васильевич Гоголь, граверы Джованни Баттиста Пиранези, Луиджи Россини и Бартоломео Пинелли, археолог и архитектор Луиджи Канина, обустроивший Старую Аппиеву дорогу и расширивший Виллу Боргезе.
Еще одна достопримечательность раойна — церковь Сант Андреа делле Фратте (10), берущая начало из античности. До первой половины 16 века она принадлежала шотландской общине Колонны и носила свое первоначальное название, Сант Андреа де Ортис или интер Хортос, что буквально означает «среди садов», раскинувшихся по эту сторону холма Пинчио.
В делле Фратте название превратилось благодаря римскому диалекту, в котором слово фратте означает «кусты». Церковь была перестроена в стиле барокко около 1650 года по проекту Франческо Борромини и может похвастаться самой причудливой в Риме колокольней, возвышающейся над улицей Виа Капо ле Казе (конца домов), название которой предполагало конец жилой части города.
Колокольня имеет несколько ярусов с удивительными архитектурными деталями, достойными более пристального изучения через бинокль. Это и капители небольших колонн первого яруса с вырезанными по бокам двойными головами, и ангелы-кариатиды второго яруса, и самый верх, представляющий герб семьи Дель Буфало, увенчанный короной в честь маркиза Оттавио Дель Буфало, спонсора строительства, фамильный дворец которого расположен неподалеку, на площади Пьяцца дель Наццарено.
Борромини также спроектировал большой Палаццо ди Пропаганда Фиде (11), сейчас экстерриториальное владение Ватикана, стоящий на противоположной от церкви стороне улицы. Со стороны Виа ди Пропаганда Фиде на дворце изображены геральдические пчелы семьи Барберини, как напоминание о финансировании его строительства папой Урбаном VIII Барберини.
По любопытному совпадению, в здании на противоположном углу улицы Виа ди Пропаганда Фиде жил великий соперник Борромини, Джанлоренцо Бернини (отмечен мемориальной табличкой). В церкви Сант Андреа делле Фратте находятся две вырезанные им статуи ангелов, изначально украшавшие мост Сант Анджело, и еще восемь статуй работы скульпторов из его мастерской.
Кардинал Якопо Роспильози, племянник папы Климента IX, заказавшего их, влюбился в эти две работы. Опасаясь, что погодные условия могут повредить статуи, он распорядился оставить их в мастерской художника, где мог спокойно любоваться шедеврами. После этого были изготовлены их точные копии, которые и установили на мосту, где они находятся по сей день. В 1731 году Просперо Бернини, один из внуков Джанлоренцо, передал статуи в близлежащую церковь, которой и оказалась Сант Андреа делле Фратте.
Еще одна важная достопримечательность района, расположенная на границе с Треви, — площадь Сан Сильвестро (12), превращенная в 2012 году в пешеходную зону. Она кажется шире, чем на самом деле, поскольку одной стороной соприкасается с соседней площадью. До 1930-х годов обе площади разделялись несколькими постройками, которые позже были снесены.
В античную эпоху здесь находился Храм Солнца (273 год), от которого сейчас сохранились лишь скудные останки. Несколько его колонн вместе с другими фрагментами можно увидеть во дворе церкви Сан Сильвестро ин Капите (13). Последняя была построена над домом двух пап — Стефана II и его брата и преемника Павла I (середина 8 века). В Средние века этот район назывался Catapauli, т.е. «у Павла».
Нынешний облик церкви относится к концу 16 века, когда она была полностью перестроена. Выходящий на площадь фасад датируется 1700 годом. Церковь посвящена не только Святому Сильвестру, но и Святому Стефану (вышеупомянутому папе). Святых изображают статуи над фасадом, а титул ин Капите (у Головы) означает, что здесь хранится голова Иоанна Крестителя.
Древний монастырь, примыкавший к церкви справа, в 1878 году был отремонтирован и превращен в здание Главпочтамта, занимающее почти всю северную сторону площади. Его окна украшены барельефами с портретами членов королевской семьи Савойи.
Исторические районы Рима. Введение. От Сервия Туллия до наших дней.