Название района Понте (лат. Pons — мост) произошло от моста Сант’Анджело, античного Понс Элиус, построенного императором Адрианом (полное имя — Публий Элий Адриан Траян) в 134 году нашей эры для доступа к своей собственной монументальной гробнице, строительство которой к тому времени еще продолжалось. Через века гробницу превратили в замок Сант Анджело, стоящий сегодня сразу за границей Понте, в районе Борго.
Понс Элиус (Pons Aelius) — единственный древнеримский мост, ни разу за почти 2000 лет не рухнувший под напором частых наводнений, несмотря на свое расположение прямо перед крутым изгибом Тибра.
Всего в 50 метрах южнее находился другой античный мост, Pons Triumphalis (Триумфальный), известный также как Мост Нерона, выходивший к Садам Агриппины, общественной зоне с Цирком Гая и Нерона, располагавшейся на территории сегодняшнего Ватикана. Этот мост рухнул (неизвестно когда именно) и остатки его опор до сих пор можно увидеть при понижении уровня реки.
Средневековое название района, Regio Pontis et Scortichiariorum, помимо моста, включало в себя и наличие поблизости мастерских, в которых обрабатывались и дубились (scortichiarii) шкуры животных.
Герб района Понте, конечно, содержит изображение моста и имеет две версии — позднесредневековую (с тремя арками и башней на торце) и эпохи Возрождения (со статуями святых Петра и Павла).
Район ограничен улицами и площадями лунготевере Тор ди Нона, пьяцца Понте Сант Анджело, лунготевере дельи Альтовити, пьяцца Паоли, лунготевере деи Фиорентини, лунготевере ди Сангалло, виколо делла Шимиа, виа деи Банки Векки, виа делле Карчери, виколо Челлини, виа деи Филиппини, пьяцца делл Оролоджио, виа дель Говерно Веккьо, виа дель Коралло, пяцца дель Фико, виа делла Паче, виа ди Тор Миллина, виа ди Санта Мария делл Анима, виа ди Тор Сангвинья, пьяцца ди Тор Сангвинья, пьяцца ди Сант Аполлинаре, виа ди Сант Агостино, пьяцца ди Сант Агостино, виа деи Пьянеллари, виа деи Портогези и виа дель Канчелло.
Конечно история района тесно связана с историей моста Сант Анджело (1). В античные времена эта территория принадлежала Марсову Полю, в западной части которого и находился подход к Понс Элиус.
Свое стратегическое значение мост приобрел в 400 году, когда император Гонорий превратил мавзолей Адриана в крепость, защищавшую проходившую вдоль восточного берега Тибра стену Аврелиана. После обрушения соседнего Триумфального моста, роль моста Элия еще более возросла, поскольку он остался единственной связью между западным берегом Тибра и северной половиной города.
К тому же он стал единственной возможностью для прибывающих из города паломников пересечь реку, чтобы посетить гробницу Святого Петра, которая в то время еще находилась за пределами Рима. По этой причине на улицах рядом с мостом процветал бизнес, связанный с паломничеством, — гостиницы, таверны, магазины и, конечно, продавцы религиозных предметов и поддельных реликвий.
До середины 15 века мост Сант Анджело сохранял свою оригинальную римскую структуру с тремя центральными арками и пандусами с арками меньшего размера по концам. Около 1450 года папа Николай V построил на его восточном конце две маленькие часовни в память о происшествии, случившемся в том же году. В самый разгар празднования Юбилейного года из-за скопившейся на мосту толпы его ограждение разрушилось и 147 паломников упали в Тибр и утонули.
В 1527 году во время разграбления Рима эти часовни послужили укрытием ландскнехтам, осадившим замок Святого Ангела, в котором нашел убежище папа Климент VII. После снятия осады понтифик приказал снести часовни и заменить их двумя статуями апостолов Петра и Павла.
Фактически, требовалось изготовить только одну статую, поскольку статуя Святого Павла существовала еще с 1465 года. По воспоминаниям Вазари, она была вырезана Паоло Такконе по заказу Пия II, который хотел установить статуи апостолов перед Ватиканской базиликой. Вторую должен был изготовить Мино да Фьезоле, но из-за технической ошибки художника эта работа осталась незавершенной (ее закончили только сто лет спустя, и сейчас она хранится в базилике Святого Петра, в зале Капитула каноников). В итоге,в 1534 году Климент VII заказал недостающую статую Лоренцетто.
По некоторым источникам, следующий папа, Павел III, поручил Рафаэлло да Монтелупо изготовить для моста еще восемь статуй, изображающих евангелистов и патриархов. Однако на всех картах Рима эпохи Возрождения стороны моста остаются пустыми, что видно на рисунках выше, и вполне вероятно, что этот проект так и не был реализован.
Десять знаменитых ангелов появились на мосту только полтора века спустя, когда в 1668 году Климент IX дал Джанлоренцо Бернини и его мастерской заказ на изготовление статуй с символами страстей Христовых. Две из них, законченные лично гениальным скульптором и очень полюбившиеся племяннику папы, кардиналу Роспильози, вскоре были заменены точными копиями. Их оригиналы сейчас хранятся в церкви Сант Андреа делле Фратте, расположенной в районе Колонна.
В 1892 году Тибр получил набережные с высокими стенами, а его русло стало шире. Пандусы по обоим концам моста были сняты и заменены арками, аналогичными центральным. Теперь их у моста пять.
Мост Сант Анджело известен и как одно из мест работы папского палача. В частности, на протяжении 16 века существовал обычай вывешивать по обе стороны моста отрубленные головы казненных преступников в качестве предостережения для горожан. Но и после отмены этого обычая площадь с южной стороны моста вплоть до 1870 года оставалась местом публичных казней. На ее правой стороне стояла часовня Утешения, в которой совершались последние таинства для приговоренных к смертной казни. Ее снесли только в конце 19 века в связи с упомянутыми работами по устройству набережной Тибра. Тогда же были снесены большой Палаццо Альтовити и Театр Аполлона.
Сейчас, помимо моста Сант Анджело, из района Понте ведут еще три — мост Умберто I, мост Витторио Эмануэле II (практически повторяющий расположение античного Триумфального моста) и мост Принсипи Амедео.
В целом, район Понте не имеет всемирно известных достопримечательностей, хотя и граничит с некоторыми из них. Тем не менее, по нему приятно побродить, затерявшись в лабиринтах узких улочек и переулков со старыми домами, чей возраст насчитывает по нескольку веков. Названия местных улиц очень часто содержат в себе слово arco (арка): Арко деи Банки, Арко делла Фонтанелла, Арко делла Паче, Арко ди Парма и т.д. Есть даже Виа деи Тре Арки (улица трех арок). Эти названия свидетельствуют о средневековом происхождении района, когда арки служили подпорками для стен соседних домов, а иногда над ними строились и дополнительные комнаты.
Район пересекают две длинные прямые улицы эпохи Возрождения — Виа деи Коронари (2) и Виа Джулиа (3). Виа деи Коронари повторяет направление античной улицы, которая вела к мосту Понс Триумфалис и находилась с ним на одной оси. Ее снова открыли в 1475 году под названием Виа Ректа (прямая улица) для удобства паломников, идущих в базилику Святого Петра. Ранее им приходилось плутать извилистому лабиринту средневекового города.
Со временем улица получила свое нынешнее название в честь торговцев розариями (coronari), заполнявшими ее до 19 века. Сейчас же она известна своими продавцами антиквариата. По обеим сторонам улицы до сих пор сохранилось несколько зданий 16 и 17 веков. Одно из них — дом под номером 148, построенный в 1516 году для Просперо Мочи, генерального комиссара городских укреплений.
Но самое старое здание на Виа деи Коронатти находится под номером 157. Это так называемый Дом Фьямметты, датируемый второй половиной 15 века. Здесь жила юная куртизанка Фьямметта Де Микаэлис, ставшая любовницей старого кардинала, который вскоре умер, завещав ей четыре дома, а затем Чезаре Борджиа, сына папы Александра VI.
Другой ее дом расположен в конце переулка Виколо ди Сан Трифоне (4), третьего больше нет, а четвертый находится в районе Борго, неподалеку от базилики Святого Петра.
Большое здание позади второго дома Фьямметты, своей длинной стороной выходящее на улицу Виа делла Маскера д‘Оро, — это Палаццо Гадди Чези (5), построенный в начале 16 века для тосканской семьи Гадди, переехавшей в Рим. В 1567 году они передали здание в собственность семье Чези. Один из ее членов, Федерико Чези, был естествоиспытателем и ботаником и в 1603 году вместе с тремя другими учеными основал во дворце один из первых научных кружков — Accademia dei Lincei (Академию рысей, чье острое зрение олицетворяло собой научное наблюдение). Сад академии стал первым ботаническим садом Рима.
Уже через несколько лет к Академии присоединился Галилео Галилей, который несколько раз навещал Чези в этом здании. Однако в Италии проходила Контрреформация, и церковь решительно выступала против научных исследований. «Рыси» были вынуждены действовать как полуподпольная организация, и ее немногочисленные члены общались между собой только посредством писем. В 1651 году, после смерти Федерико Чези, Академия была закрыта.
В 1801 году Академия возродилась и сменила несколько названий, став в 1939 году Национальной Академией, а в 1986 Национальной Академией Рысей. Сейчас это самое важное научное учреждение Италии, а его резиденция располагается на Вилле Фарнезина в районе Трастевере. Здание же дворца принадлежало семье Чези до конца 18 века, после чего сменило нескольких владельцев, пока не стало в 1940-х годах главной резиденцией военных судов.
Противоположная сторона Виа делла Маскера д’Оро занята другими замечательными строениями начала 16 века. Одно из них — дом под номером 7, Палаццо Милези (6). Когда-то он был украшен потрясающими монохромными фресками Полидоро да Караваджо и Матурино да Фиренце на сюжеты из греческой и римской мифологии, которые теперь почти полностью исчезли (разрушаться они, правда, начали уже в середине 16 века). В 1576 году к фрескам добавили золотую маску, откуда и пошло альтернативное название дворца — Палаццо Золотой Маски, и в честь которой названа сама улица.
Фасад соседнего, углового здания, примерно того же возраста, украшен монохромным граффити Якопо Рипанды, выполненными прямо на свежей штукатурке, а в угол вставлена античная спиральная колонна. Оба здания сейчас принадлежат семье Ланчелотти, чей семейный особняк — соседний Палаццо Ланчелотти, расположенный на углу Виа деи Коронари и Пьяцца Сан Симеоне.
Район между улицей Виа деи Коронари и рекой раньше назывался Тор ди Нона, искаженное Торре дель Аннона (башня снабжения продовольствием), в честь башни, входившей в стену Аврелиана. В средние века башня оказалась частью укрепленного дома Орсини, а с 1408 года была превращена в тюрьму. Камеры тюрьмы Тор ди Нона были разного размера и степени «комфорта». Степень этого комфорта зависела от платежеспособности заключенных. Самые бедные из них содержались в подземной темнице, фактически в яме. Отдельные камеры предназначались для женщин и детей, а также для духовенства. Были камеры и для временных заключенных, приговоренных к галерам Папского государства и ожидавших своей доставки к морю. За тюрьмой следил надзиратель, называвшийся soldano, которому помогал капитан юстиции.
В 1568 году папа передал управление тюрьмой Братству Милосердия, религиозному учреждению, в обязанности которого входила забота об осужденных. Среди членов братства был Святой Филипп Нери. В скором времени в башне были открыты лазарет и аптека, обслуживавшие и соседнюю тюрьму Корте Савелла.
В 1658 году на улице Виа Джулия открыли новую тюрьму, и Тор ди Нона была преобразована в театр, который открыли в 1670 году. Из-за большого успеха театр уже в следующем году пришлось расширить до самого берега Тибра, однако к концу века папа Иннокентий XII приказал его снести. В 1733 году папа Климент XII возродил и полностью перестроил театр. В 1795 году произошел пожар, и театр опять отстроили заново. Название изменили на Театр Аполлона, но римляне продолжали использовать старое имя — Тор ди Нона.
В 1829 году театр был еще раз отреставрирован архитектором Джузеппе Валадье и имел большой успех до 1888 года, в котором был окончательно разрушен при постройке набережной Тибра. Сейчас о нем напоминает лишь мемориальная доска с небольшим фонтаном у ее основания (7).
Улица, названная в честь башни, Виа Тор ди Нона, сохранилась до сих пор, но вызывает больше воспоминаний о семье Борджиа, нежели о театре. В конце 15 века здесь владела тремя постоялыми дворами куртизанка Ванноцца деи Каттанеи, любовница кардинала Родриго Борджиа, будущего папы Александра VI. Эти постоялые дворы Ванноцца сдавала смотрителям тюрьмы Тор ди Нона, и на них готовилась пища для осужденных.
Насколько подняли уровень улиц для возведения набережной, можно судить по разнице в высоте между современной Лунготевере Тор ди Нона, идущей вдоль берега, и старой Виа Тор ди Нона, идущей параллельно, но оказавшейся на целых четыре метра ниже.
Дом под номерами 28-29 на Виа Тор ди Нона украшен любопытным рисунком, изображающим крылатого осла. В 1970-е годы многие дома вдоль улицы пришли в запустение, и в качестве протеста против отсутствия внимания к этой проблеме со стороны муниципалитета местные жители попросили студентов архитектурного факультета украсить фасады их зданий красочными граффити. С тех пор рисунки исчезли, но осла решили сохранить даже после проведения долгожданного ремонта.
В конце улицы Виа дель Орсо стоит довольно интересное здание, известное как Альберго дель Орсо (Медвежья таверна) или Хостария дель Орсо (8). Это редкий образец позднесредневекового здания, датируемый концом 15 века. Когда-то такие здания были распространены по всему району, и паломники, направлявшиеся в базилику Святого Петра, могли в них переночевать. Несмотря на превращение таверны в шикарный ресторан и дискотеку, его типичная архитектура раннего Возрождения была тщательно сохранена.
Стоящее неподалеку здание, Палаццо Примоли (9), наполнено историей. Оно было построено в 17 веке, но в начале 20 века, при возведении набережной, радикально реконструировано и расширено. Последний владелец здания, Джузеппе Примоли, завещавший его итальянскому правительству, был сыном Шарлотты Бонапарт, внучатой племянницы Наполеона I. Поэтому в Палаццо сейчас размещен Наполеоновский музей, в котором выставлены несколько памятных вещей, связанных с семьей Бонапарта. Здесь же находится и музей Марио Праза, выдающегося англициста и эссеиста, с его коллекцией европейских древностей.
На противоположном конце улицы (в ее начале) располагается типичный перекресток трех дорог — граница районов Понте, Кампо Марцио и Парионе. Здесь стоит дом 16 века, Палаццо Скапуччи (10), над которым возвышается башня, построенная семьей Франжипане в конце 11 века. Эта башня известна также как Башня Обезьяны, поскольку, согласно популярной легенде, однажды обезьяна похитила младенца и перенесла его на самый верх этого сооружения.
Неподалеку находится одно из четырех отделений Национального римского музея, расположенное в Палаццо Альтемпс (11), особняке конца 15 века. Его первым владельцем был Джироламо Риарио, племянник папы Сикста IV. В начале 16 века здание перешло в собственность кардинала Содерини, который расширил его с помощью архитекторов Антонио да Сангалло Старшего и Бальдассаре Перуцци. Наконец, в 1568 году дворец приобрел австрийский кардинал Альтемпс, племянник папы Пия IV, при котором особняк стараниями Мартино Лонги Старшего и получил свой сегодняшний вид.
Помимо богатой коллекции экспонатов, среди которых находится несколько античных римских мраморных статуй, ранее принадлежавших семье Людовизи, во дворце есть ряд интересных залов и большая частная часовня, расписанная в 1620 году Помаранчо, в которой хранятся мощи папы Аникета, подаренные в 1604 году семье Альтемпс папой Климентом VIII в знак дружбы.
Однако, не все понтифики были в хороших отношениях с этой семьей. Роберто Альтемпс, родной сын кардинала, женился на представительнице семьи Орсини, заклятых врагов папы Сикста V, и в 1586 году был обвинен в изнасиловании, а следовательно, в прелюбодеянии, и приговорен к смертной казни. В вышеупомянутой часовне его обезглавливание запечатлено на большой фреске.
Неподалеку от восточного конца Виа деи Коронари, на границе с районом Парионе, расположена небольшая церковь Санта Мария делла Паче (12). Ее история восходит ко второй половине 15 века. Когда-то на этом месте стояла другая церковь, посвященная Святому Андрею, и, по легенде, крупно проигравшийся человек в гневе бросил камень в изображение Девы Марии, висящее над входом в церковь, после чего последнее сильно закровоточило.
В те дни папа Сикст IV конфликтовал с правителем Флоренции Лоренцо Медичи Великолепным. Дело в том, что Пацци, богатые флорентийские банкиры, поддерживаемые папой, устроили покушение на Лоренцо, но вместо него погиб его брат. И теперь Сикст опасался, что Лоренцо начнет против него войну. Услышав о чудесном происшествии, папа впечатлился и поклялся построить новую церковь в случае восстановления мира с Флоренцией.
Столкновения удалось избежать, и старую церковь перестроили, а ее название изменили на Санта Мария делла Паче (Санта Мария Мира). Изображение, по легенде истекшее кровью, теперь расположено над главным алтарем. Около 1500 года Донато Браманте пристроил к церкви монастырь (эта постройка стала его первой работой в Риме), а в 1660 году Пьетро да Кортона возвел новый фасад с элегантным полукруглым крыльцом.
Санта Мария делла Паче может похвастаться очень качественными фресками Бальдассара Перуцци и Рафаэля, но, к сожалению, церковь часто закрыта.
В узком переулке по соседству, Виколо дельи Ости (13), на старых домах можно увидеть навесные «шкафы», выходящие на улицу. По сути, это туалеты. Поскольку в обычных домах таких «удобств» не было, люди пристраивали их сами.
Напротив Санта Мария делла Паче расположена церковь тевтонского католического сообщества Санта Мария дель Анима (14). Она была построена в 1520-х годах, когда в Германское королевство входили нынешние Австрия, Нидерланды и Фландрия. Колокольня церкви оканчивается коническим шпилем, покрытым желтой, зеленой и белой плиткой, типичным элементом немецкой архитектуры, но совершенно необычным для центральной Италии. Вход в церковь находится на улице Виа Санта Мария дель Анима, с которой открывается вид на фасад работы Андреа Сансовино.
Интерьер Санта Мария дель Анима также гораздо более соответствует церквям северной Европы, нежели Рима. Здесь находится гробница единственного в истории голландского папы Адриана VI работы Бальдассаре Перуцци.
Холм к югу от Виа деи Коронари полностью занят большим Палаццо Таверна (15). Ранее на его месте стояла средневековая крепость, принадлежавшая Орсини, одной из самых могущественных семей того времени. Сам холм был назван в честь одного из ее членов, кардинала Джордано, владевшего крепостью с конца 14 и до начала 15 веков, и кратко упоминается в «Божественной комедии» Данте, при описании толпы паломников в Юбилейный 1300 год (Инферно, XVIII, 30-33).
Спустя столетие крепость была полностью перестроена и превращена в комплекс отдельных зданий для нескольких ветвей семьи. В конце 17 века комплекс продали семье Габриэлли, которая соединила здания, воссоединив разрозненный особняк. Двумя веками позже, когда канула в небытие и эта семья, владельцем зданий стала семья Таверна из Милана. Они же остаются собственниками дворца до сих пор. Главный вход в палаццо расположен на улице Виа ди Монте Джордано, а во внутреннем дворе находится большой фонтан 17 века. К сожалению, это частная собственность и она недоступна для публики.
В задней части комплекса расположился небольшой театр (16), вход в который находится в конце безымянного переулка примерно на середине Виа деи Коронари. Уровень земли здесь довольно круто поднимается, и к театру ведет лестница.
Западный конец Виа деи Коронари через переулок Виколо дель Курато упирается в улицу Виа дель Банко ди Санто Спирито, выходящую на мост Святого Ангела. Слово banchi (ларьки), встречающееся и в названиях других близлежащих улиц, напоминает о самой ранней форме банков — в 16 веке здесь стояли ларьки менял. Многие дома, стоящие сейчас на этих улицах, были построены еще в те времена.
Перед темным и узким тоннелем (18), соединяющим Виа дель Банко ди Санто Спирито с Виа дель Арко деи Банки, висит самая ранняя памятная табличка Рима, сообщающая о наводнении 1277 года.
На углу, образованном Виа дель Банки ди Санто Спирито и Виа дель Банки Ноуви, расположено небольшое здание, известное как Палаццетто дель Банко ди Санто Спирито (19). Папа Юлий II задумал его как монетный двор по случаю денежной реформы начала 16 века. Закончил работу возведением фасада Антонио да Сангалло Младший в 1524 году. Однако уже через 20 лет монетный двор перенесли в другое место и здание долгое время оставалось неиспользуемым. В 1605 году его приобрел Банк Санто Спирито и разместил здесь свой головной офис. Этот банк был недавно основан папой Павлом V, и его активы обеспечивались многочисленными объектами, расположенными неподалеку от госпиталя Санто Спирито ин Сассия.
Участок района Понте между открытым в конце 19 века проспектом Витторио Эмануэле II и Тибром сохраняет атмосферу эпохи Возрождения. Здесь берет свое начало проложенная в начале 16 века Виа Джулия (3). Папа Юлий II, в честь которого она получила название, хотел, чтобы эта улица стала новым административным и экономическим центром Рима. Длинную и прямую форму ей дал Донато Браманте, резко прочертив линию, невзирая на любые препятствия, расположенные на пути.
Церковь Сан Джованни деи Фиорентини (20) принадлежала римской общине иммигрантов из Флоренции. Община была довольно большой и состояла, в основном, из живших на ближайших улицах купцов и художников. Церковь заменила стоявшую на ее месте более старую Сан Панталеоне юкста Флумен. Свои проекты постройки предложили Микеланджело, Рафаэль и Бальдассаре Перуцци, но они оказались слишком дороги, и община выбрала проект Якопо Сансовино.
Работы начались в 1519 году и продолжились почти столетие. За это время мастерами успели поруководить такие архитекторы, как Антонио да Сангалло Младший, Джакомо Делла Порта и Карло Мадерно, спроектировавший вытянутый купол, получивший у римлян из-за своей формы прозвище «леденец».
Внутри церкви довольно тихо. В ее интерьере можно отметить прекрасный главный алтарь работы Пьетро да Кортона и два простых надгробия на полу в левом приделе. На надгробиях — имена великих архитекторов Карло Мадерно и Франческо Борромини.
Среди множества флорентийских мастеров, живших на Виа Джулия, был и Бенвенуто Челлини, известный ювелир середины 16 века, работы которого часто заказывали аристократы и даже правящие династии других стран. Историю своей авантюрной жизни, включающую убийство нескольких человек, заключение в тюрьму замка Сант Анджело, побег и новый арест, мастер сам описал в своей автобиографии. Улица, носящая его имя отмечает собой небольшой отрезок границы района Понте.
Еще один старый проект на Виа Джулия так и остался незавершенным. Огромное здание суда, Палаццо деи Трибунали (21) начали возводить под руководством Донато Браманте, однако, из-за нехватки средств, довольно скоро работы были остановлены. Немногочисленные следы этого строения сохранились в виде блоков тесаного камня в стенах ряда возведенных впоследствии зданий.
Параллельно Виа Джулия проходит улица Виа деи Банки Векки, на которой под номером 23 расположен любопытный дом, построенный в 1538-39 годах ювелиром Пьетро Кривелли из Милана. Этот дом известен среди римлян, как Дворец Марионеток (22), поскольку его фасад покрыт рельефами доспехов, львиных голов и херувимов. Среди жильцов этого дома во второй половине века числится и кардинал Феличе Перетти, будущий папа Сикст V.
На противоположной стороне улицы, почти напротив вышеописанного здания, в 1460 году другой кардинал, Родриго Борджиа, построил для себя большой особняк (23), расширив старый папский монетный двор. В те дни здание называлось Канцелярией, поскольку кардинал Борджиа был назначен вице-канцлером своим дядей, папой Калликстом III. Когда Родриго сам стал папой, новым вице-канцлером был назначен кардинал из семьи Сфорца, и особняк перешел в его собственность. Сейчас он носит название Палаццо Сфорца Чезарини.
В конце 16 века часть особняка, расположенная вдоль Виа деи Банки Векки, рухнула. Восстановили ее только в конце 18 века. А еще спустя столетие, во время прокладки проспекта Витторио Эмануэле II, противоположную сторону здания (где сейчас располагается вход) полностью перестроили, сохранив оригинальный архитектурный стиль.
Исторические районы Рима. Введение. От Сервия Туллия до наших дней.