После смерти Теодориха в 526 году фактическая власть над западной империей перешла к его дочери Амалазунте, ставшей опекуншей своего юного сына Аталариха. И если римляне смеялись над не умевшим писать Теодорихом, то таланты Амалазунты приводили их в изумление. Владея и греческим и латинским языками, она была способна вести оживленные беседы о философах и поэтах древности. В ее регентство было приложено немало усилий для процветания наук в Риме. Сами римляне были полностью освобождены от воинской службы, которая целиком перешла к готам.
Первым государственным актом Амалазунты стало примирение с римским народом и сенатом, оскорбленными Теодорихом. В правительстве произошли перемены и юный король Аталарих дал клятву сенату и народу блюсти законы Рима. Стремясь изгладить воспоминания о действиях отца, Амалазунта за все время своего правления не лишила ни одного римлянина ни жизни, ни имущества. Сенаторы снова осыпались почестями, правда их число росло теперь за счет возведения в это звание готских героев, что, впрочем, по-видимому, не оскорбляло потомков Ромула.
Однако, почести, воздаваемые сенату, фактически носили лишь внешний характер. Реальные же права, признаваемые готским правительством, постепенно переходили к римскому папе, чье могущество все более возрастало. Будучи главой католической церкви и находясь между арианскими королями Италии и ортодоксальным императором Востока, папа приобрел очень важное значение. Опасаясь войны с восточным императором, готы старались не вызывать недовольство папы и относились к нему с почтением, как к своему верховному главе.
Получил папа и значительное влияние на внутренние дела города. Одним из эдиктов Аталариха он объявлялся третейским судьей в спорах между духовенством и мирянами. Не подчинившийся приговору папы подвергался штрафу в 10 фунтов золота. Такое преимущество духовного суда над светским, возникшее при папе Феликсе IV (526-530), в дальнейшем послужило основанием политического могущества духовенства. Видимо королевская власть в Италии после смерти Теодориха чувствовала себя не слишком прочной и такими привилегиями стремилась привлечь римскую церковь на свою сторону.
Во время недолгого правления папы Феликса была построена первая церковь у границ римского Форума на Виа Сакра — церковь святых Косьмы и Дамиана (Санти Космо э Дамиано), братьев-близнецов, аравийских врачей, погибших мученической смертью при императоре Диоклетиане. Притвором этой церкви послужил Храм Божественного Ромула. Сама церковь состоит из трех древних зданий, одно из которых называлось Templum Urbis Romae, поскольку на его стене располагалась мраморная доска с планом города, относившаяся ко времени Септимия Севера.
Значимость этой церкви состоит в том, что она была создана для прославления арабов, а такой почести до тех пор удостаивались исключительно римские мученики. По всей вероятности, это было началом претензий римской церкви на универсальность. Возможно также, что римляне в это время жили под страхом приближавшейся чумы, а молитва братьев, спасших некогда императора Карина, считалась действеннее лекарств. Само место так же было выбрано не случайно — еще в древности здесь имели обыкновение собираться врачи. Предполагают, что здесь же жил и знаменитый Галлен.
Желая еще при жизни выбрать себе преемника, папа Феликс IV, заручился согласием части духовенства и назначил таковым Бонифация, архидиакона германского происхождения. Римский сенат возмутился подобным поступком и издал декрет, по которому каждый, попытавшийся назначить преемника папы еще при жизни последнего, наказывался изгнанием. После смерти Феликса в сентябре 530 года в церкви возник раскол — сторонники умершего посвятили в папы Бонифация, а его противники избрали папой грека Диоскора. К счастью для римской церкви Диоскор умер через чуть более полумесяца, и раскол не получил развития.
Бонифаций II (530-532) стал первым папой германского происхождения и принадлежал к древнему роду, служившему Риму во времена упадка. Желая устранить всякое влияние арианских королей на выбор папы Бонифаций повторил то, что сделал его предшественник, — сам назначил своего преемника. Ни Амалазунта, ни сенат не могли согласиться на такое самовластие, и Бонифаций был принужден торжественно отменить свое решение.
В римской церкви издавна установился обычай получать сан папы симонией, т.е. банальным подкупом лиц, от которых зависело назначение. Причем для покрытия расходов претенденты не стеснялись продавать даже церковное имущество. Для прекращения такой практики сенат еще при Феликсе IV издал декрет, запрещавший давать деньги за получение сана. Это сенатское постановление стало последним из известных нам и было подтверждено королем Аталарихом после избрания Иоанна II (533-535). Декрет был высечен на мраморной доске, которую повесили перед притвором базилики Святого Петра. Это говорит о том, что сенат все еще был в силе и даже мог издавать законы, которым церковь была обязана следовать. Однако дальнейшие события привели Рим к тяжелым катастрофам и долгой окутанной мраком истории.
Дом великого короля Теодориха пал в результате столкновения готской доблести и римской цивилизации. Воспитывая юного Аталариха, Амалазунта знакомила его с римскими и греческими искусствами, которые, по мнению готских воинов, исключали мужественность и были враждебны господству их племени. Готы желали иметь своим королем не человека, знающего грамматику, а героя, достойного памяти своих предков. Амалазунта была вынуждена уступить.
Готская аристократия испытывала презрение к правлению женщины, чуждому их нравам и установлениям, и стремилась к ее свержению. В то же время среди римского населения набирала силу партия, относящаяся враждебно к абсолютизму правления Теодориха и стремлению его семьи привить готам римскую культуру. Сама же Амалазунта начинала понимать неизбежность гибели владычества готов над Италией, в которой они, будучи некатолическим народом, не могли пустить корни.
Аталарих стал немощен под влиянием предоставленных ему излишеств и 534 году умер в Равенне на 18 году жизни. Трон Теодориха остался без наследника. Положение Амалазунты стало весьма шатким и для его укрепления она взяла в соправители своего двоюродного брата Теодата, рассчитывая на то, что теперь он превратится из ее непримиримого врага в союзника. Амалазунта ошиблась.
Получив корону, Теодат, поддерживаемый врагами Амалазунты, отправил свою сестру на остров на озере Больсена и потребовал от нее сообщить восточному императору Юстиниану, что она совершенно довольна своим положением. Помимо того он отправил в Константинополь двух сенаторов, которые также должны были успокоить императора. Однако еще до их возвращения, в 535 году, дочь Теодориха была задушена проникшими к ней родственниками казненных по ее приказу готов. Вероятно, это было сделано не без ведома Теодата.
Узнав об убийстве Амалазунты, Юстиниан притворился негодующим, но на самом деле был рад открывавшемуся для него пути в Италию. Пока его посол Петр вел переговоры с Теодатом, Юстиниан уже приказал своему войску в Далмации во главе с генералом Мандом напасть на готов, а консулу Велизарию — идти с флотом на захват Сицилии.
Отметим, что институт консульства подходил к концу. Со времени Константина консулы назначались ежегодно уже по одному для Рима и для Константинополя. Последний консул Рима, Деций Феодор Павлин младший, был назначен в 534 году, а в 541 году Юстиниан совсем упразднил эту должность. Правда в 566 году она была восстановлена, но принималась уже императором одновременно с вступлением на престол.
Узнав о падении Сицилии, Теодат согласился на все поставленные ему Петром позорные условия. Он уступал Сицилию, обязался платить ежегодную дань в 300 фунтов золота и выставлять войско готов в 3000 человек по первому требованию восточного императора. Теперь король Италии не мог назначать сенаторов без разрешения императора, а так же лишался права казнить или отнимать имущество у сенаторов и священников. На играх в цирке первое приветствие народа предназначалось Юстиниану и только последующее — Теодату. При установке статуи королю справа от нее должна была ставиться статуя императора.
Испуг Теодата достиг таких размеров, что он, на всякий случай, если император не примет мира, заключил с Петром второй, еще более позорный договор, по которому обязывался уступить Юстиниану всю Италию за ежегодную пенсию в 1200 фунтов золота. Теодат взял с Петра клятву, что тот сообщит императору о втором договоре лишь в случае отвержения им первого. Послание с просьбой о мире отправил Юстиниану и сенат. Один из историков того времени сообщает, что король грозил сенаторам лишением жизни, если они своим влиянием не заставят императора отказаться от завоевания Италии. Рим был охвачен предчувствием катастрофы.
Теодат приказал занять город отрядом войск, чтобы не потерять власть в случае возмущений и быть готовым к внезапному вторжению греков с моря. Однако уже со времени Теодориха Рим, по закону, не мог быть занят чужестранными, в том числе и готскими войсками. Узнав о сопротивлении римлян, король начал писать им успокаивающие письма. В своем послании в сенат он говорил, что у готов нет никаких иных целей, кроме защиты Рима, города, которому нет равного в мире, и войско будет содержать себя само, никак не обременяя горожан. В конце концов Теодот пошел на уступки, объявив, что войска расположатся лагерем вне города, в Кампанье.
Посредником для заключения мира в Константинополь был отправлен папа Агапит I (535-536). Пошел он на это с большой неохотой и положительного результата не добился. От участи Иоанна I папу спасла только смерть, постигшая его в 536 году. Юстиниан принял второй договор, отвергнув первый и лишив этим недостойного гота короны Италии. Однако, когда послы императора прибыли в Равенну, они были заключены в тюрьму — бесхарактерный король, получив известия о небольших успехах готов в Далмации, решился на войну.
Летом 536 года Велизарий высадился на Апеннинском полуострове и обнаружил, что народы и города Нижней Италии встречают его с радостью и спешат облегчить его задачу. Первое сопротивление грекам было оказано лишь в Неаполе. Дело в том, что в этом небольшом, но хорошо укрепленном городе, проживало большое количество евреев, питавших вражду к преследовавшему их единоверцев Юстиниану и настроенных дружественно к веротерпимым готам. Лишь на двадцатый день осады Велизарий проник в город через водопровод, после чего Неаполь был разграблен, а жители подверглись беспощадной резне. Путь на Рим был свободен.
Готские войска стояли, вероятно, в гавани Тибра, у двух мостов реки Аниен и на Аппиевой дороге. Число их было невелико, поскольку большая их часть воевала с франками в Венетии и Галлии. Убедившись в неспособности своего короля дать отпор захватчикам и подозревая его в готовности заключить с Велизарием позорный мир, готы взбунтовались и удалились из лагеря по Аппиевой дороге. Остановились они в Регете, на понтийских болотах между Форумом Аппия и Террачиной, и здесь объявили Теодата низложенным. Воины подняли на щите своего предводителя Витигеса и по древнему обычаю громкими криками провозгласили его королем готов и римлян. Теодат же, спасаясь бегством, отправился по Фламиниевой дороге в Равенну, но был настигнут и задушен своим личным врагом по имени Оптарис.
Новый король со своим войском направился обратно в Рим, где обратился к готскому народу с воззванием, в котором говорил, что своему избранию обязан звукам военных труб. С этого времени последние короли готов снова стали свободно избираться войском и утратили всякую связь с римской культурой, которой так поклонялся дом Теодориха.
Витигес собрал своих воинов и объявил, что ситуация требует оставить Рим и идти в Равенну, чтобы сначала закончить войну с франками. Римляне же с помощью отряда готов смогут сами оказать сопротивление Велизарию, а если они сдадутся, то из скрытых врагов станут явными. Собрав сенат и духовенство, король напомнил им о всех благодеяниях, оказанных Риму Теодорихом, и принял от них присягу верности. После этого он, оставив 4000 своих воинов и взяв в заложники часть сенаторов, отправился в Равенну.
В Равенне король принудил выйти за него замуж жившую здесь дочь Амалазунты — Матазунту. С помощью этого брака он надеялся на признание себя королем всеми готами, а так же рассчитывал склонить к мирным предложениям Юстиниана. Франкам же он уступил провинции в Южной Галлии в обмен на мир и помощь, получив возможность призвать освободившиеся готские войска.
В это время Велизарий приближался к Риму по Латинской дороге. Римляне выслали ему навстречу послов с просьбой о мире и с ключами от города. Это решение поддерживал и папа Сильверий (536-537), надеявшийся с помощью греков установить ортодоксальную веру. Оставленный во главе готского отряда Левдерис не видел возможности защищать большой враждебно настроенный город с помощью 4000 человек и отправил своих солдат в Равенну, не причинив римлянам никакого вреда, а сам остался из чувства долга.
Велизарий вступил в Рим 9 декабря 536 года под всеобщее ликование римлян, мечтавших о искоренении арианской ереси и о восстановлении римской империи. Никто из них не подозревал, что на смену весьма умеренному 60-летнему готскому правлению со многими свободами приходит унизительное рабство под господством Константинополя.
Далее: Готы. Велизарий и Витигес. Осада Рима. 537-538 гг
Назад: Готы. Одоакр (476-493) и Теодорих (493-526)