Базилика Сан Паоло фуори ле Мура очень большая, выполнена на Т-образном плане и ориентирована, как и большинство христианских церквей, с запада на восток. Длинный неф с боковыми приделами поделен на 10 секторов плюс по половине сектора в каждом торце. Очень широкий трансепт содержит полукруглую апсиду, по бокам которой располагаются четыре внешних часовни. Еще две часовни занимают концы трансепта.
Лицевая сторона церкви имеет огромный атриум или крытый дворик с колоннами, квадратный в плане. В левом (северном) конце трансепта расположен вестибюль, называющийся «Григорианский Портик». Башня колокольни упирается в заднюю часть апсиды. По обе ее стороны проходит очень странная экранная стена, скрывающая апсиду и внешние часовни со стороны улицы.
Стены базилики сложены из кирпича, но в доступных взгляду местах они покрыты серой штукатуркой. Стены центрального нефа имеют по десять небольших закругленных окон. По три больших окна занимают каждый из концов трансепта под фронтоном. Скатная крыша покрыта черепицей. Скаты нефа и трансепта разделены, но расположены на одной высоте. Раковина апсиды имеет металлический полу-купол.
Оригинальный атриум был снесен в 14 веке. Во время восстановления базилики после пожара было решено построить его именно в том, оригинальном стиле. Работы по восстановлению заняли больше столетия, но результат радует. Разработкой атриума занимался Луиджи Полетти, а его окончательным строительством в 1890-1928 годах руководил Гильермо Кальдерини.
Хотя стиль атриума и похож на оригинальный, его размеры гораздо больше. Северная и южная стороны, протяженностью по 70 метров, покрыты снаружи травертиновой стеной. Четыре угла имеют монументальные пропилеи, а входной фасад — 13 идентичных арок, поддерживаемых коринфскими колоннами. Всего в структуре атриума 150 таких колонн.
Фронтальная (западная) сторона содержит три ряда колонн, один за другим, а внутренняя сторона украшена 13 люнетами с изображениями Христа, дающего благословение и Апостолов. Северная и южная стороны атриума, состоящие из двух рядов колонн, украшены медальонами с изображениями различных христианских символов. 3D-панораму атриума можно посмотреть здесь.
Статуя Святого Павла, расположенная в саду атриума, принадлежит Джузеппе Обичи и изготовлена им в 19 веке. Апостол держит меч, которым он был обезглавлен, а латинская надпись на постаменте гласит: «Predicatori veritatis, Doctori Gentium (Проповеднику истины, Учителю язычников)».
Оригинальная колокольня на входе была добавлена в 11 или 12 веках. Она была разрушена землетрясением 1349 года, и папа Климент VI построил новую. Эта колокольня пережила пожар, но была снесена во время восстановительных работ и заменена Луиджи Полетти между 1840 и 1860 годами современной, расположенной за апсидой и имеющей другой облик. Она состоит из пяти ярусов общей высотой 65 метров.
Часовые циферблаты, расположенные на втором ярусе, изготовлены в 1863 году Мариано Тревеллини. Три верхних яруса выполнены по канону Альберти и имеют форму (снизу вверх) квадрата, восьмиугольника и круга. Колонны этих ярусов расположены в классической манере — более тяжелые, дорические, внизу, а более легкие, ионические и коринфские, вверху.
Колоколов — семь. Полетти установил четыре, все из старой церкви. Два из них были переплавлены в 1863 и 1930 годах, а два остальных, датированных 1658 годом, оставались здесь до 1959 года. В этом же году Блаженный папа Иоанн XXIII увеличил их количество до семи.
На северной стороне трансепта располагается портик, известный как григорианский, поскольку был построен Луиджи Полетти при папе Григории XVI (1831-1846). Колонны портика (восемь впереди и четыре сзади) взяты из старого здания. Одна из них несет на себе запись о строительстве папой Сирицием Феодосийской базилики. Этот портик представляет собой наиболее удобный вход в церковь для большинства местных жителей, поскольку находится у главной дороги.
Рядом с правым концом трансепта находится средневековый монастырь, который можно посетить. Основная часть монастыря расположена в восточной части этого длинного и довольно мрачного трехэтажного блока. Большой (для Рима) монастырский сад находится к югу от нефа базилики. Его 3D-панораму можно посмотреть здесь, а 3D-панораму расположенного в монастыре музея — здесь.
Туристам для правильного первого впечатления о интерьере лучше всего начинать посещение базилики с ее главного входа, через атриум. Золотая мозаика фасада впечатляет. Ее оригинал после пожара был перенесен на арку над апсидой, а то, что находится на фасаде сейчас, изготовлено в 1854-1874 годах в мастерских Ватикана по проектам Филиппо Агриколы и Николы Консони. В тимпане фронтона изображен Христос в окружении апостолов Петра и Павла. Ниже — Агнец Божий на горе Рая. Четыре вытекающих из нее реки символизируют Евангелия, а двенадцать ягнят, пьющих из этих рек, — апостолов. Города — это Иерусалим и Вифлеем. В нижней секции, разделенные тремя большими арочными окнами, изображены пророки Исайя, Иеремия, Иезекиль и Даниил.
Главная дверь базилики, выполненная из бронзы и инкрустированная серебром, создана в 1929-1931 годах Антонио Марайни. Она имеет 7,48 метра в высоту и 3,35 метра в ширину. Старая дверь, подарок папы Григория VII, установленная здесь в 1070 году и пострадавшая от пожара 1823 года, была сделана из тех же материалов. Крест на двери выполнен из серебряных завитков с табличками из лазурита. Таблички на горизонтальной части креста несут на себе символы евангелистов, а на вертикальной — символы апостолов.
Рельефы на двери показывают сцены из жизни, апостольства и мученичества святых Петра и Павла в соответствии с пожеланиями аббата монастыря, Блаженного Ильдефонсо Шустера. Помимо двух ценральных сцен, все остальные события происходили в Риме.
1. Герб Церкви
2. Герб Рима
3. Распятие Святого Петра
4. Камо Грядеше, Господи?
5. Христос вручает Ключи Святому Петру
6. Основание папского Престола
7. Святой Петр крестит в катакомбах
8. Обезглавливание Святого Павла
9. Обращение центуриона
10. Обращение Святого Павла
11. Святой Павел проповедует в Риме
12. Святой Павел достигает Рима и приветствуется верующими
Обрамляют главную дверь статуи святых Петра и Павла работы Грегорио Заппалы 19 века.
Справа от главной находится Святая Дверь, открытая только по Святым Годам. Эту церемонию проводит лично папа. Сегодняшняя дверь выполнена из позолоченной бронзы скульптором Энрико Манфрини и установлена в 2000 году на место обычной деревянной. Ее рельефы содержат шесть составных сцен. Слева направо сверху вниз это: Воскресение, Блудный Сын и Добрый Самаритянин; Милосердие Папы (обратите внимание на собаку); Пятидесятница; Проповедь и Мученичество Святого Павла; Распятие; Проповедническая Служба Епископата. Латинская надпись внизу гласит: «Ad sacram Pauli cunctis venientibus aedem sit pacis donum perpetuoque salus (Пусть дар мира и спасения навсегда будет всем, кто приходит в святой храм Павла)».
Последним желанием папы Иоанна XIII было изъятие из музея и восстановление старой главной двери, и с 1967 года она используется для закрытия внутренней части Святой Двери между Юбилейными Годами. Надпись говорит о том, что она была заказана Панталеоне, консулом Амальфи в Константинополе и исполнена Теодоро в 1070 году. Ее 54 панели изображают сцены из жизни Христа и апостолов. Панели расположены тремя вертикальными рядами по девять в каждом на каждой створке.
Левая створка слева направо сверху вниз:
Благовещение; Рождество; Представление.
Крещение Христа; Преображение; Въезд в Иерусалим.
Распятие; Снятие с Креста; Воскресение.
Явление Апостолам в Верхней Комнате; Вознесение; Пятидесятница.
Крест; Вы тоже; Мученичество Святого Павла.
Христос со святыми Павлом и Пантелеймоном; Мученичество Святого Петра; Святой Петр.
Мученичество Святого Андрея; Святой Андрей; Погребение Святого Иоанна.
Святой Иоанн Евангелист; Мученичество Святого Варфоломея; Святой Варфоломей.
Орел; Святой Фома; Мученичество Святого Фомы.
Правая створка слева направо сверху вниз:
Мученичество Святого Филиппа; Святой Филипп; Мученичество Святого Иакова.
Святой Иаков; Мученичество Святого Симона; Святой Симон.
Погребение Святого Матфея; Святой Матфей; Погребение Святого Луки.
Святой Лука; Мученичество Святого Марка; Святой Марк.
Моисей; Благословление Павла; Крест.
Давид; Исайя; Иезекия.
Иеремия; Иезекиль; Даниэль.
Илия; Илайша; Иона.
Обедия; Софония; Орел.
Базилика Сан Паоло фуори ле Мура. Часть 1. Общие сведения. История
Базилика Сан Паоло фуори ле Мура. Часть 2. Экстерьер
Базилика Сан Паоло фуори ле Мура. Часть 3. Интерьер