Треви — это искаженное латинское trivium (трехсторонний перекресток). Когда-то в центре этого района, на месте, соответствующем площади Пьяцца деи Крочифери, сходились три главных дороги. Форма площади все еще отдаленно напоминает первоначальный перекресток.
Есть и другая версия, по которой слово Треви происходит от Trebium, названия местности, из источников которой в средневековье питался акведук Аква Вирго.
Кроме того, средневековое название района, Regio Trivi et Vielate, включало в себя и искаженное название улицы Виа Лата (теперь Виа дель Корсо), городского участка Виа Фламиния, южная часть которой входит в состав района.
Герб района — три меча, расположенных горизонтально, либо диагонально. Вероятно, они символизировали три дороги перекрестка.
Район Треви ограничен площадями и улицами: пьяцца Мадонна ди Лорето, виколо Сан Бернардо, виа Маньянаполи, виа 24 Маджио, виа дель Квиринале, виа 20 Сеттембре, пьяцца Сан Бернардо, виа ди Санта Сусанна, виа Леонида Бизолати, виа ди Сан Базилио, пьяцца Барберини, виа дель Тритоне, виа дель Назарено, виа дель Буфало, виа дель Поццетто, пьяцца Сан Клаудио, виа ди Санта Мария ин Виа, виа делле Мюратте, виа дель Корсо и пьяцца Венециа.
Район включает в себя большую часть Квиринальского холма и земли с его западной и южной сторон, частично соответствуя античному Regio VII, названному в честь улицы Виа Лата. В имперские времена нижняя часть упомянутого регио была оживленным районом, наполненным лавками торговцев, а в его малонаселенной холмистой части стояло лишь несколько богатых особняков.
На месте тривиума располагался главный выход построенного в 19 году до н.э. акведука Аква Вирго. Будучи единственным акведуком, подвергавшимся ремонту на протяжении веков и оставаясь все это время действующим, он позволил Треви лучше других районов пережить Средневековье. Правда смена его источников значительно ухудшила качество поставляемой воды, и эта ситуация была исправлена только после полной реставрации акведука в 1562 году.
Во второй половине того же 16 века экономическая жизнь нижней части района существенно оживилась из-за переноса папами своей официальной резиденции в Квиринальский дворец (1).
Сегодня главная достопримечательность района — один из символов Рима, ежегодно посещаемый тысячами туристов со всего мира фонтан Треви (2). Он расположен на одной из сторон большого семейного особняка Палаццо Поли и выполнен в виде аллегории, в которой бог Океан едет среди скал на колеснице в форме раковины, запряженной двумя лошадьми, а вода из нескольких выходов льется в огромный бассейн. Небольшой размер площади только усиливает потрясающий эффект этой монументальной композиции.
У туристов есть традиция бросать в фонтан монеты, чтобы однажды вернуться в Рим. Раз в неделю эти монеты собираются и образующаяся из них значительная сумма идет на благотворительные цели.
Перед фонтаном расположен ряд домов, стены которых включают в себя несколько древних колонн. Это остатки средневекового крыльца, полностью вошедшего в нынешнюю застройку. Совершенно очевидно, что туристы никогда не замечают эти детали, полностью захваченные зрелищем фонтана.
На углу этой же площади стоит барочная церковь святых Винченцо и Анастасио (3), Санти Винченцо э Анастасио Треви. В ней хранятся несколько необычных и довольно жутких реликвий — сердца почти 30 пап, от Сикста V до Льва XIII. Обычай бальзамирования понтификов вошел в употребление в конце 16 века. Поскольку сердце было «скоропортящимся» органом, оно удалялось и помещалось в отдельную урну. Привилегия хранить такие урны дана именно этой церкви, так как она является официальной приходской церковью Квиринальского дворца, в котором папы устроили свою летнюю резиденцию, начиная именно с Сикста V. У главного алтаря находятся две большие мемориальные доски с перечнем всех имен этих пап.
На улицу Виа делла Стампериа выходит фасад Палаццо Поли, в котором в первой половине 19 века жил известный поэт Джузеппе Джоакино Белли. Перед особняком, на небольшой треугольной площади стоит исторический Палаццо Карпенья, построенный на рубеже 16 и 17 веков. С 1932 года в нем размещается Национальная Академия Святого Луки (4), старинная гильдия художников, перенесенная сюда со своего первоначального места на Римском Форуме.
Если покинуть площадь фонтана по улице Виа делле Мюратте (налево от бассейна фонтана) и на втором перекрестке свернуть налево, то в конце короткого переулка можно попасть в Галлериа Скьярра (5), общественный пассаж, богато украшенный фресками, вход в который частично перекрыт большой оригинальной цепью.
Изначально пассаж был построен как частный двор Палаццо Скьярра, большого здания по обе стороны аркады. Первой, в эпоху Возрождения, возвели ту часть здания, что расположена справа от пассажа. Ее фасад выходит на Виа дель Корсо, границу района Треви. В 1880 году владелец, все еще принадлежавший к семье Скьярра, отреставрировал дворец и построил этот небольшой двор. Но вскоре его превратили в проход к площади Пьяцца делль Ораторио, расположенной у противоположной стороны здания. Цепи, которые не позволяли каретам пересекать двор, были оставлены в качестве украшения. Сам проход теперь принадлежит Рома Фаундейшн, и его великолепно оформленная внутренняя часть являет собой один из немногих примеров стиля модерн среди общественных построек Рима.
Пройдя пассаж насквозь, мы, через упомянутую площадь, попадем на улицу Виа ди Сан Марчелло. Примерно на ее середине, с левой стороны находится узкая безымянная аллея, в конце которой стоит крохотная часовня Мадонны дель Аркетто (6).
Эта же улица заканчивается длинной узкой площадью Пьяцца Санти Апостоли. Ее западная сторона (правая) занята Палаццо Киджи Одескальки (7), построенным над стоявшим здесь ранее средневековым домом. Первую реставрацию в начале 17 века провел Карло Мадерно, а в 1665 году Джанлоренцо Бернини произвел перестройку здания. Изначально дворец принадлежал семье Колонна, но в 1661 году в него переехала семья Киджи, а в 1745 году дворец был куплен семьей Одескальки, которая владеет им до сих пор. Одескальки же расширили особняк с помощью архитектора Луиджи Ванвителли.
Еще более крупный комплекс находится на противоположной стороне площади. Это Палаццо Колонна (8), один из самых больших и древних семейных особняков Рима, занимающий собой целый квартал. Его ядро было построено в форме крепости еще во времена папы Мартина V (1417-1431), в миру — Оддоне Колонна. В последующие четыре столетия здание расширялось за счет приобретения близлежащей земли, постепенно превращаясь в княжескую резиденцию. Его знаменитая галерея, проходящая вдоль улицы IV Ноября, хранит богатую коллекцию картин самых выдающихся художников 15-16 веков.
Длинное крыльцо в центральной части здания, увенчанное рядом статуй конца 17 века, принадлежит базилике Святых Двенадцати Апостолов (9) (чаще именуемой просто Святыми Апостолами), окруженной с обеих сторон Палаццо Колонна.
Церковь была основана еще в 6 веке, а ее название произошло от хранящихся в ней мощей апостолов Филиппа и Иакова Алфеева. Первое здание, богато украшенное, сильно пострадало во время землетрясения 1348 года. Его восстановили примерно через столетие при понтификате Мартина V. Тогда же пристроили крыльцо. К этому времени относятся и два льва, несущих на себе колонны (теперь колонн нет), которые обрамляют дверной проем.
Третий лев установлен под большой мемориальной доской с орлом, держащим имя BASSALLECTUS (Вассаллетто), принадлежащее известной семье резчиков по мрамору начала 13 века. Этот фрагмент сохранился от предшествующего здания. В начале 18 века базилику полностью перестроили в стиле позднего барокко, а в 1787 году в ней установили гробницу папы Климента XIV.
Слева от крыльца расположен вход в три церковных монастыря (для публики открыты только два). На стене второго из них висит надгробие эпохи Возрождения с лежащей бородатой фигурой. В феврале 1564 года здесь временно, до того как его останки были перенесены во Флоренцию, находилось захоронение Микеланджело. Однако резная фигура — это не гениальный мастер (несмотря на сходство), а философ Фердинандо Евстахио, умерший в 1594 году.
В своем дворце семья Колонна устраивала пышные банкеты для высшего общества. Но, оказавшись во дворе, прежде чем подняться наверх, любой гость мужского пола, будь он хоть послом, министром, принцем или кардиналом, согласно древней и странной традиции должен был помочиться в выстроенные вдоль стены цветочные горшки с растущими в них миртом и апельсинами. Эту традицию прекратили только в 1870 году, когда пало Папское государство.
Это был не единственный любопытный обычай семьи Колонна. В течение 16 века в первый день мая они обычно бросали из окон своего дома курицу и другую домашнюю птицу на людей на площади внизу, которые яростно включались в эту игру. За этим событием следовало своего рода состязание по карабканью на смазанные жиром шесты, проводившееся в церкви. Призом была свинья. С потолка свисали горшки, из которых на участников на фоне всеобщего веселья выливалось большое количество воды.
Единственная часть квартала, не принадлежащая Палаццо Колонна, находится слева от базилики. Это Палаццо деи Санти Апостоли, или Палаццо Ровере, построенный в 1475 году для кардинала Джулиано делла Ровере (будущего папы Юлия II) в стиле раннего Возрождения с башней на углу, сейчас — собственность Ватикана.
Правый угол Палаццо Колонна с середины 20 века занят Музеем восковых фигур (10). Отзывы о нем, мягко говоря, не впечатляют. Судя по ним, фигуры весьма далеки от реальности.
Особняк напротив музея — Палаццо Валентини (11) (бывший Палаццо Империали). Кардинал Микеле Бонелли построил его для себя в 1585 году поверх уже существовавшего здания, принадлежавшего семье Бонкомпаньи. Мекеле Бонелли был также известен как кардинал алессандрино. Такой же «титул» носил и его дядя до своего избрания папой Пием V. Дело в том, что оба они были выходцами из окрестностей Алессандрии, расположенной в северном регионе Пьемонта.
Помимо особняка, кардинал владел и расположенными за ним землями, сейчас соответствующими Императорским форумам (тогда еще не откопанным). В те годы на них был выстроен целый квартал, получивший название района Алессандрино по имени своего владельца и снесенный только между 1924 и 1932 годами (см. Район Монти).
В самом начале 18 века новый владелец особняка, кардинал Империали, провел в нем значительный ремонт и перенес туда свою частную библиотеку, одну из крупнейших в Риме того времени (около 20 000 книг). В середине века собственность на здание перешла к кардиналу Спинелли, который открыл библиотеку для публики, но всего лишь через сорок лет все книги были проданы с аукциона. В 1827 году особняк приобрел банкир Валентини, откуда и происходит его нынешнее название. С 1873 года он принадлежит городской администрации и служит резиденцией Провинциального Совета Рима.
В ходе археологических раскопок, проводившихся под особняком в разное время, были обнаружены остатки античных патрицианских домов.
За Палаццо Колонна проходит улица Виа делла Пилотта (12), пересекаемая множеством арок. На самом деле это воздушные коридоры, соединяющие дворец с его садами, т.е. Виллой Колонна, тянущимися вдоль Квиринальского холма. Главный вход в них находится на противоположной стороне.
Улица пересекает площадь Пьяцца делла Пилотта (13), на которой стоит большое здание Папского Григорианского Университета (1930). А в 16 веке жители начали играть на этой площади в игру, в которой нужно было ударять кулаком по мячу, посылая его в стену, подобно испанской игре в пелоту. От этой игры и появился любопытный топоним Пилотта.
Если на первом после площади перекрестке свернуть направо, то по довольно крутой улице Виа делла Датариа можно дойти до Квиринальской площади, на которой во второй половине 16 века был построен Квиринальский дворец. Изначально он задумывался как летняя резиденция пап, но вскоре понтифики решили перебраться в него насовсем. В 1870 году дворец стал резиденцией итальянской королевской семьи, а в 1948 году — президента.
Перед дворцом расположен фонтан Диоскуров (14), окруженный двумя огромными статуями Кастора и Поллукса, сыновей-близнецов Юпитера, ведущими лошадей. Между статуй находится обелиск.
По воскресеньям на площади проходит церемония смены караула, летом в 18:00, а в остальное время года в 16:00.
Когда-то Квиринальский дворец имел огромные конюшни, в которых размещались не только лошади, но и экипажи. Это здание на противоположной дворцу стороне площади (15). Сейчас оно используется как галерея для временных художественных выставок. С левой стороны бывших конюшен находится монументальная двойная лестница, ведущий к главному входу в сады Палаццо Колонна.
Третья сторона площади занята еще одним внушительным дворцом, Палаццо делла Консула, находящемся, правда, уже в районе Монти.
Позади Квиринальского дворца находятся его знаменитые сады (16), покрывающие большую часть вершины Квиринальского холма. К сожалению, для публики они открываются только один раз в год. В 1902 году под садами был построен большой туннель, соединивший оживленные улицы по обе стороны холма, Виа Национале и Виа дель Тритоне.
Пройдя по улице Виа дель Квиринале, мы попадем на перекресток, углы которого украшены четырьмя небольшими фонтанами. Это место, известное как Четыре Фонтана (17), знаменито тем, что с середины перекрестка видны три древних обелиска в трех различных направлениях. Один из них — упомянутый выше обелиск на Квиринальской площади, другой — обелиск Саллюстия на вершине Испанской лестницы перед церковью Тринита деи Монти, а третий — Либерианский обелиск у базилики Санта Мария Маджоре.
Два последних обелиска соединены длинной и совершенно прямой улицей, идущей от вершины холма Пинчио к холму Эсквилин, пересекая Четыре фонтана примерно на середине своей длины. Эта улица, общей протяженностью около 3 км, была открыта в 1590 году папой Сикстом V для соединения церкви Тринита деи Монти с базиликой Санта Мария Маджоре и, далее, с базиликой Санта Кроче ин Джерусалемме. Первоначально она называлась Виа Феличе (Счастливая улица) в честь собственного имени папы, Феличе Перетти, а в настоящее время разделена на несколько участков со своими названиями — Виа Систина, Виа делле Кваттро Фонтане, Виа дель Эсквилино, Виа Карло Альберто, Виа Конте Верде и Виа ди Санта Кроче ин Джерусалемме.
На полпути вниз по крутой Виа делле Кваттро Фонтане с правой стороны улицы находятся огромные ворота с высокими декоративными колоннами, открывающие доступ к территории самого большого в городе особняка в стиле барокко — Палаццо Барберини (18). К 1633 году он был построен по заказу папы Урбана VIII, принадлежавшего к этой могущественной семье. Над дворцом работали лучшие архитекторы и художники Рима того времени, такие как Карло Мадерно, Джанлоренцо Бернини, Франческо Борромини и Пьетро да Кортона.
План постройки очень похож на план Виллы Фарнезина в районе Трастевере, которая, вероятно, и повлияла на проект Урбана. Ранее семья Барберини жила в большом здании в районе Регола, в одной из частей которого сейчас расположился ломбард. В самом же Палаццо Барберини теперь находится часть Национальной Галереи Античного Искусства и проводятся временные художественные выставки.
На углу здания, стоящего перед Палаццо Барберини, где от улицы Виа делле Кваттро Фонтане отходит улица Виа дельи Авиньонези, расположена памятная табличка, датируемая первой четвертью 17 века.
Папе Павлу V
семья Гримани
установила памятник
в благодарность
на близлежащей территории,
известной как Гримана.
Территория, упомянутая в надписи, — это сегодняшняя Пьяцца Барберини (19), до 1627 года называвшаяся Пьяцца Гримана, а затем, до 1640 года, Пьяцца Сфорца. Однако никакого памятника Павлу V на ней нет и его не удается найти на планах города начала 17 века. Так что надпись остается загадкой.
Зато в центре упомянутой площади стоит Фонтан Тритона, одна из самых известных работ Джанлоренцо Бернини, вырезавшего смелую композицию в 1644 году, вскоре после завершения своих обязанностей по созданию Палаццо Барберини. А в углу площади расположен его же небольшой фонтан в форме морской раковины с тремя пчелами (Фонтан Пчел), геральдическим символом семьи Барберини.
Еще один небольшой «частный» фонтан работы Бернини можно найти во внутреннем дворе Палаццо Антаморо (20), расположенного на улице Виа делла Панеттерия 15, недалеко от площади Треви. Этот фонтан выполнен в конце 1660-х годов в форме двух близнецов-тритонов, дующих в раковины. Заказ поступил от жившего здесь родственника папы Климента IX. Первоначально герб, венчающий композицию, принадлежал семье Роспильози, из которой происходил Папа, но позже был заменен гербом семьи кардинала Антаморо, выкупившего дворец в 18 веке.
Поскольку в здании до сих пор проживает несколько семей, вход в него не всегда открыт. Однако, если внутренний двор окажется доступен, стоит заглянуть в него, чтобы посмотреть на хоть и незначительную, но все еще несущую на себе узнаваемые черты работу мастера.
Самый восточный угол района Треви занят церковью Санта Мария ин Виа (21). В 1256 году на этом месте располагалась конюшня особняка кардинала Капоччи. В ночь с 26 на 27 сентября находившийся в ней колодец внезапно начал переполняться, заливая конюшню. В процессе этого разлива из колодца таинственным образом всплыло небольшое изображение Девы Марии, после чего затопление сразу прекратилось.
В начале 16 века на месте старой конюшни была построена церковь в честь удивительного изображения, известного как Мадонна у Колодца и считающегося обладающим силой творить чудеса. К концу того же века церковь полностью перестроили до ее нынешнего вида.
В первой справа часовне в нише на правой стене находится небольшой мраморный колодец, который, как утверждается, берет воду из того же места, что и первоначальный. Употребление воды из этого источника (в наличии всегда есть бумажные стаканчики) считается формой поклонения изображению 13 века, расположенному над алтарем.
Исторические районы Рима. Введение. От Сервия Туллия до наших дней.