Кампо Марцио (Марцо — это архаическое произношение) — район города, названный в честь Марсова Поля (Campus Martius) античного Рима. Последнее включало в себя обширные равнины к северу от Капитолийского холма, заключенные между Тибром на западе и холмами Пинчио и Квиринал на востоке. Вплоть до 275 года, в котором император Аврелиан построил вторую группу стен, значительно расширив городскую территорию, этот район находился в пригороде. Он был посвящен богу войны, потому что в республиканскую эпоху здесь практиковались только военные и спортивные упражнения.
В имперскую эпоху, когда город вышел за пределы старой стены, на Марсовом Поле было построено несколько общественных зданий — стадионы, гимназии, театры, навмахия, храмы и алтари, посвященные не только Марсу, но и другим богам. Уже к концу 1 века его территория оказалась полностью застроенной.
Сегодняшний район Кампо Марцио занимает только самую северную часть античного Марсова Поля, простираясь до вершины холма Пинчио. Частично он занимает древние Regio IX (Circus Flaminius) и Regio IV (Via Lata). Оставшаяся часть Campus Martius поделена между современными районами Колонна (III), Понте (V), Парионе (VI), Регола (VII), Сант Эустахио (VIII) и Пинья (IX).
В Средние века Кампо Марцио назывался Regio Posterule et Sancti Laurentii in Lucina, подразумевая несколько второстепенных ворот (posterulae) стены Аврелиана вдоль берега Тибра и церковь Сан Лоренцо ин Лючина, которая сейчас расположена в соседнем районе Колонна.
Герб района — полумесяц, ориентированный в разных направлениях.
Кампо Марцио ограничен площадями и улицами пьяццале Фламинио, виа Луиза ди Савойя, лунготевере Арнальдо Брешия, лунготевере ин Аугуста, пьяцца дель Порто ди Рипетта, лунготевере Марцио, виа дель Канчелло, виа деи Портогези, виа делла Стеллетта, пьяцца Кампо Марцио, виа дельи Уффици дель Викарио, виа ди Кампо Марцио, пьяцца Сан Лоренцо ин Лючина, виа Фраттина, пьяцца Миньянелли, виа деи Дуэ Мачелли, виа Капо ле Казе, виа Франческо Криспи, виа ди Порта Пинчиана и виале дель Муро Торто.
После падения западной империи Кампо Марцио погрузился в тысячелетнее забвение. Виллы богатых римлян на холме Пинчио (в то время носившем название Коллис Ортулоруми) и общественные здания на равнине оказались заброшенными, и вся территория района превратилась в руины.
В начале 15 века на его территории у реки обосновалась небольшая община иммигрантов из Иллирии и Славонии (сегодняшние Хорватия и Словения). Это был район трущоб, и в нем открылись первые благотворительные учреждения, такие как Госпиталь Святого Рокко (для инфекционных больных) и Госпиталь Святого Иакова Неизлечимых (для бедных).
В 1570 году в этой части Рима снова появилась проточная вода, и ее население стало расти. В скором времени Кампо Марцио превратился в престижный район, о чем свидетельствуют построенные в этот период многочисленные особняки богатых и аристократических семей.
На сегодня план района остается таким же, как и в 17-18 веках, с узкими улочками, практически недоступными для автомобильного движения. А его холмистая часть по-прежнему покрыта парками, включая знаменитые Пинчианские Сады (1) с их серией более чем из 200 бюстов итальянских деятелей и захватывающим видом на город.
С садами на холме разительно контрастирует равнинная часть района. Ее оживленные торговые улицы заполнены тысячами фешенебельных магазинов, баров, ресторанов и ночных клубов, расположенных на первых и вторых этажах исторических зданий. Иногда это переходит все разумные границы.
Типичный пример такого безобразия — небольшая часовня Конгрегации Святых Таинств на Виа Бельсиана, 43 (1724 год), недавно превращенная в выставочный зал известной марки сумок (2).
Есть здесь и ряд исторических заведений, таких как знаменитая кофейня Caffé Greco (3) на Виа деи Кондотти, основанная в 1760 году. Среди ее завсегдатаев были такие мировые знаменитости, как Гектор Берлиоз, Николай Гоголь, Джакомо Леопарди, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер, Орсон Уэллс, Габриэле Д’Аннунцио, Артур Шопенгауэр и Уильям Фредерик Коди, более известный как Буффало Билл.
В дневное время, особенно по субботам, на Кампо Марцио царит настоящий хаос. По счастью, вечером, когда улицы пустеют, атмосфера района становится похожей на прежнюю. Но лучшее время для его посещения — утренние воскресные часы.
Центральным местом района, откуда берут начало три прямые улицы, проходящие по всей его длине, является широкая овальная площадь Пьяцца дель Пополо (4).
Ее северная сторона закрыта городскими воротами Порта дель Пополо (античные Порта Фламиния). Название самого места, Пополо, вероятно, произошло от небольшой рощицы тополей (лат. populi), когда-то находившейся на этой территории. В древние времена здесь, в общих могилах, хоронили тех, кому запрещалось иметь могилу на церковных кладбищах, — бандитов, проституток, не христиан и актеров. Нетрудно представить, что мрачная слава этой местности породила соответствующие легенды.
По одной из них, окрестности долго тревожил признак императора Нерона. Дело в том, что у самых ворот находился большой склеп семьи Домициев Агенобарбов, в котором в 68 году и был похоронен Нерон, сын Агриппины Младшей и Гнея Домиция Агенобарба. В средние века вера в призрак покойного императора приобрела такие масштабы, что в 1099 году папа Пасхалий II распорядился разрушить склеп и возвести на его месте небольшую часовню, которая позже была преобразована в церковь Санта Мария дель Пополо. Настоящее здание датируется 1475 годом и считается первой церковью в Риме, получившей купол.
Внутренние декорации выполнены известными художниками эпохи Возрождения, такими как Пинтуриккьо, Донателло и Андреа Бреньо. Здесь же находятся две известные картины Караваджо и часовня, построенная для банкира Агостино Киджи Рафаэлем (около 1520 года). В середине 17 века эту часовню по заказу папы Александра VII (члена семьи Киджи) переоборудовал Джанлоренцо Бернини.
В центре площади Пьяцца дель Пополо расположен высокий Фламиниев обелиск, покоящийся на большом основании с четырьмя египетскими львами и фонтанами по углам. Это работа Джузеппе Валадье, архитектора, который в 1820 году придал площади ее нынешний вид. Меньший фонтан, стоявший у обелиска с конца 16 века, сейчас находится на площади Пьяцца Никосия (5) в этом же районе Кампо Марцио.
С южной стороны площади берут свое начало три длинные прямые расходящиеся улицы, образующие так называемый трезубец, углы которого отмечены парой почти идентичных церквей, построенных во второй половине 17 века.
Левая улица, Виа дель Бабуино (6), была проложена между 1520 и 1535 годами. Первоначально она носила название Паолина Трифария, в честь папы Павла III, официально открывшего ее (трифария означает «одна из трех»). Чтобы ускорить заселение улицы, папа освободил от налогов всех переселявшихся сюда иностранцев. Вскоре улица сменила название. Ее новое имя основывалось на расположенном примерно на полпути фонтане (7), известном в народе, как Бабуино (бабуин), и принадлежавшим к числу «говорящих статуй». Фонтан находится у церкви Святого Афанасия (1583), построенной Джакомо делла Порта. Часы на его левой колокольне (теперь без стрелок) были подарены церкви папой Климентом XIV в 1771 году.
С конца 18 века в здании рядом с церковью находилась мастерская известного скульптора Антонио Канова. После смерти Антонио в 1822 году она была передана его самому выдающемуся ученику, Адамо Тадолини, от которого, в свою очередь, наследовалась тремя поколениями скульпторов Тадолини. Когда в 1967 году умер последний из них, ателье, заполненное оригинальными работами, было закрыто. Его снова открыли в 2000 году, превратив в небольшой музей с кафе на первом этаже.
Левее Виа дель Бабуино, параллельно ей, проходит очаровательная Виа Маргутта (8), большинство пентхаусов которой представляют собой художественные студии. Смотревшие фильм «Римские каникулы» могут сказать, что на этой улице в доме под номером 51 жил репортер, которого сыграл Грегори Пек. Среди реальных персонажей, проживавших на Виа Маргутта, числятся режиссер Федерико Феллини, художник Ренато Гуттузо и ряд других. Здесь есть небольшой районный фонтан Кампо Марцио (1927), известный как фонтан художников, с театральными масками, кистями и мольбертами. С 1953 года на этой улице ежегодно проходит красочная выставка современного искусства под открытым небом «100 художников на Виа Маргутта».
Заканчивается улица Виа дель Бабуино одним из самых любимых туристами мест — Площадью Испании (9), названной в честь старого посольства Испании, основанного здесь в середине 17 века. Одна из сторон площади открывается на знаменитую Испанскую лестницу, живописно поднимающуюся к церкви 16 века Тринита деи Монти, перед которой установлен небольшой обелиск Саллюстия, римская копия в уменьшенном масштабе обелиска площади Пьяцца дель Пополо.
Лестница была построена между 1721 и 1725 годами, чтобы символически обозначить мир между французской и испанской общинами, ранее имевшими трения. Первые жили на холме, а вторые — под. До постройки лестницы на этой стороне Пинчио была только грубая и крутая тропа.
Под Испанской лестницей находится известный фонтан Баркачча, выполненный в стиле барокко Пьетро Бернини, отцом более известного Джанлоренцо. Фонтан, расположенный ниже уровня земли, украшает центр площади.
На соседней Пьяцца Миньянелли возвышается колонна Непорочного Зачатия, установленная в 1857 году по воле Пия IX в ознаменование соответствующей догмы, провозглашенной им тремя годами ранее. Каждый год здесь 8 декабря пожарная команда поднимается на вершину колонны к установленной на ней статуе Девы Марии, чтобы возложить венок из цветов. Во второй половине дня памятник посещает папа. Эта традиция возникла в 1920-х годах.
Наверху Испанской Лестницы, правее церкви Тринита деи Монти, берут свое начало улицы Виа Систина и Виа Грегориана, разделенные небольшим особняком Палаццетто Цуккари (10), построенным для себя около 1590 года знаменитым художником позднего Возрождения Федерико Цуккари. Особняк несколько раз менял владельцев. В начале 18 века он служил римской резиденцией королевы Польши. В это время к нему пристроили небольшое крыльцо с балконом наверху (на дверном проеме до сих пор сохранился польский герб).
Но самый поразительный из его дверных проемов выходит на улицу Виа Грегориана. Он выполнен в форме монстра с открытой пастью и обрамлен соответствующими окнами. Сейчас здесь находится немецкая библиотека, Bibliotheca Hertziana, которую филантроп Генриетта Герц подарила Риму в 1913 году.
Слева от Тринита деи Монти, на расстоянии около 200 метров, находится огромная Вилла Медичи (11). Начало ее постройки над существовавшим ранее зданием датируется 1564 годом, а окончание — 1576 годом, когда виллу купил Фердинандо I де Медичи, кардинал и будущий великий герцог Тосканы. Он увеличил и особняк, и пышный сад позади, соседствующий теперь с садами Пинчио и занимающий вместе с ними всю восточную часть района. Любитель античного искусства, кардинал собрал на вилле необыкновенную коллекцию римских находок, частично откопанных на территории его владений, а частично купленных.
Однако через полтора века, когда ветвь Медичи, к которой принадлежал Фердинандо, вымерла, собрание было перенесено во Флоренцию, а все имущество оказалось передано Леопольду Лотарингскому, новому великому герцогу Тосканы. В 1803 году Наполеон Бонапарт решил превратить Виллу Медичи в римскую резиденцию Французской Академии молодых художников, которая до сих пор находится в этом здании.
Центральная улица трезубца — Виа дель Корсо (12). В античные времена это был начальный участок Фламиниевой дороги, пересекавший застроенную территорию к северу от границы города (до 275 года Рим заканчивался подножием Капитолийского холма). Он назывался Виа Лата, как и окружавший его район. Это название сохранялось на протяжении всего Средневековья, пока в эпоху Возрождения во время Карнавала по улице не стали проводить гонки. Люди стали называть улицу il corso (дорожка), откуда пошло дальнейшее Корсо Умберто I и, наконец, нынешнее Виа дель Корсо. Сегодня — это одна из главных улиц Рима.
В доме под номером 18 во время своего двухлетнего пребывания в Риме (1786-1788) жил немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете. Сейчас он превращен в музей.
С правой стороны улицы, сразу за церковью Сант Джакомо ин Аугуста, находится переулок Виа Антонио Канова, в котором жил и имел большую мастерскую (13) упоминавшийся ранее скульптор. Мастерская была создана путем покупки и объединения в один комплекс ряда домов, принадлежавших ранее доминиканцам, управлявшим церковью Санта Мария дель Пополо.
Снаружи скульптор отмечен бюстом и мемориальной доской 1871 года, окруженными древними фрагментами, прикрепленными к стене. Сейчас мастерская занята частной картинной галереей, но большая часть ее помещений переоборудована в дневной стационар исторической больницы Святого Якова, расположенной в длинном здании на противоположной стороне улицы. Больница была основана в 1339 году, когда эта часть района была практически необитаемой. Тогда она носила имя Святого Якова Неизлечимых, поскольку принимали в нее с болезнями, от которых не было лекарств, такими как сифилис или язвы. Мемориальная доска на Виа дель Корсо напоминает, что больница может похвастаться самым первым частным подключением к ветке акведука в 1572 году, когда в Риме снова появилась проточная вода.
Далее, к югу по улице, стоит большая церковь Санти Амброджо э Карло аль Корсо (14), чаще называемая просто Сан Карло аль Корсо, принадлежавшая обществу иммигрантов из Ломбардии. В 1471 году их общине была пожалована уже существовавшая церковь, посвященная Святому Николаю, после чего ее титул был изменен на Святого Амвросия, покровителя Милана. Второй титул добавили в 1610 году, когда был провозглашен святым покойный кардинал Карло Борромео, епископ Милана.
В это же время церковь полностью перестроили с помощью архитектора Онорио Лонги, сына более известного Мартино Лонги Старшего. Завершил строительство возведением купола Пьетро да Кортона. Все работы происходили в период с 1612 по 1669 годы. Яркий интерьер церкви, выполненный в стиле позднего барокко, украшен позолоченной лепниной и искусственным мрамором. Потолок нефа практически полностью покрыт большой фреской Джачинто Брэнди, изображающей мятежных ангелов.
Третья (правая) улица трезубца — Виа ди Рипетта (15), ведущая к Тибру. Она была названа по имени меньшей из двух пристаней Тибра, ликвидированных в начале 20 века. В прежние времена улица носила название Виа Леонина, поскольку была открыта около 1520 года папой Львом X. Чтобы собрать средства на завершение строительства и мощение улицы, папа стал взимать ежегодную дань с большого числа проституток, проживавших и работавших в этом районе, что сохранилось в памяти людей как блядский налог.
Такое решение папы не кажется странным, если вспомнить, что опрос, проведенный в 1490 году по приказу Иннокентия VIII, показал, что количество римских проституток того времени составляло 6800 человек, т.е. около 10% постоянного населения города. Опрос 1526 года подтвердил этот показатель, но самый удивительный результат дал район Кампо Марцио, где из 4750 жителей 1250 (более четверти!) жили проституцией.
Примерно на середине Виа ди Рипетта, на широкой площади, близкой к берегу реки, расположены два важнейших памятника античного Рима — мавзолей императора Октавиана Августа (16) и Ара Пацис (Алтарь Мира) (17), оба датирующиеся началом 1 века нашей эры.
Огромная гробница, построенная для первого римского императора, состоит из трех кирпичных концентрических цилиндров разной высоты, покрытых дерном. В самом высоком из трех, внутреннем, находится келья, в которой хранился прах императора и множества его родственников и преемников, принадлежавших к династии Юлиев-Клавдиев.
Это его жена Ливия (29 год н.э.), его сестра Октавия (11 год до н.э.), его племянник и зять Марцелл (23 год до н.э., первый из захороненных в мавзолее), его второй зять Марк Випсаний Агриппа (12 год до н.э.) с детьми Луцием (2 год н.э.) и Гаем (4 год н.э.), его третий зять и второй император Тиберий (37 год н.э.), сын Ливии от первого брака Друз (9 год до н.э.), сын Друза Германик (19 год н.э.) и его жена Агриппина (37 год н.э.), их сын и третий император Гай, более известный как Калигула (41 год н.э.), сын Друза и четвертый император Клавдий (54 год н.э.). Помимо родственников Октавиана Августа в мавзолее хранились и урны с прахом императоров Веспасиана (79 год н.э.), Нервы (98 год н.э.) и даже жены Септимия Севера, Юлии Домны (217 год н.э.). Единственным важным членом семьи Юлиев-Клавдиев, не удостоенным захоронения в мавзолее, стала дочь Октавиана, Юлия, умершая в изгнании после обвинения в прелюбодеянии и предательстве.
Вход в мавзолей изначально был обрамлен двумя обелисками, изготовленными в Риме, которые сейчас украшают Квиринальскую площадь и площадь Санта Мария Маджоре.
Содержимое мавзолея было разграбленно еще в раннем Средневековье, а в 13 веке семья Колонна превратила его в свою крепость. В эпоху Возрождения на его территории устроили сад с живой изгородью. В 18 веке мавзолей превратили в арену для массовых развлечений, таких как бой быков и фейерверки, назвав его Амфитеатром Корреа. Во второй половине 19 века его популярность пошла на спад, и мавзолей стали использовать в качестве склада строительных материалов. С 1907 по 1937 годы он служил концертным залом, пока, наконец, не были снесены все современные пристройки и несколько окружавших сооружение старых домов. С этого времени площадь обрела свой нынешний вид, а мавзолей был объявлен историческим памятником.
Сносу не подверглась только древняя церковь Сант Рокко, перестроенная в эпоху барокко. Сейчас она стоит рядом с другой церковью позднего Возрождения, посвященной Святому Иерониму Иллирийскому, построенной славонской общиной, поселившейся здесь в предыдущем столетии.
Ара Пацис, сейчас расположенный между рекой и гробницей императора, изначально был установлен в 150 метрах от этого места, в нынешнем районе Колонна, в ознаменование наступления мирного времени, Pax Romana, последовавшего за победоносными кампаниями Октавиана Августа в Испании и Галлии. С одной из сторон монумента располагался комплекс Solarium Augusti, огромные солнечные часы, построенные Октавианом, в которых указателем служил обелиск, стоящий теперь на площади Монтечиторио. 23 сентября, в день рождения императора, тень от обелиска указывала точно на центр Ара Пацис.
Сам алтарь является одним из самых известных образцов античной римской работы по мрамору, поскольку покрыт барельефами очень высокого качества. На некоторых из них изображен сам Октавиан вместе с членами своей семьи во время ритуальной процессии.
Первоначальное расположение алтаря соответствует нынешней улице Виа ин Лучина, сразу за границей района Кампо Марцио. В какое-то время он рухнул и оказался погребен под слоем щебня. Часть фрагментов алтаря была обнаружена в 1568 году у фундамента здания на площади Сан Лоренцо ин Лучина. Несколько других нашли в том же районе во второй половине 19-го — начале 20 веков. После этого поиск недостающих обломков остановился, поскольку угрожал обрушением местного театра Олимпия (теперь кинотеатр).
В 1937 году, к 2000-летию со дня рождения Октавиана Августа, работы возобновили, а через год все имеющиеся фрагменты собрали в памятник на расчищенной от домов земле между мавзолеем и рекой. Некоторые из недостающих фрагментов, хранящихся в ряде других музеев, были интегрированы в алтарь в виде точных копий.
Собранный Ара Пацис заключили во внешнее сооружение из стекла и бетона. Со временем оно стало непригодным для защиты памятника от смога и перегрева и в 2002-2006 годах было заменено на современный комплекс в стиле модерн, созданный американским архитектором Ричардом Мейером. Это новое здание сразу вызвало большие споры, поскольку было сочтено «слишком белым, слишком современным и слишком громоздким» для того окружения, в котором оно находится.
Сотней метров южнее возвышается массивный Палаццо Боргезе (18), до сих пор являющийся резиденцией римской ветви аристократической семьи Боргезе. Этот особняк считается одним из «четырех чудес Рима» из-за его архитектуры. «Ядро» здания работы Якопо Бароцци датируется 1560 годом. Над расширением палаццо с 1590 по 1613 годы работали Мартино Лонги Старший, Фламинио Понцио и Карло Мадерно. В это время владельцем особняка стал кардинал Камилло Боргезе, будущий папа Павел V. Дворец иногда называют клавесином из-за его своеобразной формы, где на самой короткой стороне находится двойной балкон (клавиатура). Фасад здания с главным входом, обычно закрытым, занимает одну сторону площади Пьяцца Боргезе.
Другой вход во дворец находится на Ларго делла Фонтанелла ди Боргезе. Когда он открыт, можно увидеть прекрасный двор, окруженный сотней колонн, статуй и фонтанов, но только снаружи. Коллекция картин, когда-то размещавшаяся в особняке, теперь почти полностью представлена в Галерее Боргезе.
Как упоминалось выше, в 16 веке Кампо Марцио был переполнен проститутками. Во второй половине столетия папа Пий V, вдохновленный Контрреформацией, решил провести кампанию морализаторства и изгнать из Рима всех представительниц этой профессии. Муниципальные власти воспротивились такому решению, заявив, что потеря взимаемых с проституток налогов нанесет серьезный ущерб финансам города. Результатом стал закон, по которому все римские проститутки изолировались в закрытой зоне Кампо Марцио, районе, где проживало наибольшее их количество. А поскольку подчиниться такому правилу желали далеко не все, в 1569 году район окружили стеной, так же как 15 годами ранее окружили еврейское Гетто.
Ограда квартала красных фонарей простиралась вокруг нынешней площади Монте д‘Оро, между общежитием для славонских женщин, примыкавшим к церкви Святого Иеронима, и уже не существующим монастырем Санта Моника деи Мартеллуцци, граничившим с Палаццо Боргезе. Все женщины, жившие внутри огражденной зоны, были обязаны вернуться в свой анклав до заката, после которого двери закрывались. В сам район запрещалось заходить во время Великого Поста, чтобы не отвлекаться от религиозных обрядов. Правда женщины могли свободно выходить за ограждение в дневное время, что делало эту меру практически бесполезной.
К концу столетия число проституток стало так велико, что раздались призывы к расширению анклава на другие улицы Кампо Марцио. Однако район к этому времени уже оказался застроен богатыми особняками, и предложения о расширении были отклонены. Вскоре и сам анклав прекратил свое существование.
Исторические районы Рима. Введение. От Сервия Туллия до наших дней.