Название Парионе происходит от латинского paries (стена) в значении «большая стена» и, вероятно, относится к остаткам какой-то древней постройки, находившейся в этом районе, но так до сих пор и не идентифицированной. В средние века этот район был восьмым и носил название Regio Parionis et Sancti Laurentii in Damaso, основанное на упомянутой стене и основанной в 4 веке церкви Святого Лаврентия.
Герб Парионе представляет собой грифона, по одной версии — стоящего на задних лапах, по другой — поднимающего правую заднюю лапу.
Район ограничен улицами и площадями: корсо дель Ринашименто, пьяцца делле Чинкве Луне, пьяцца Сант Аполлинаре, пьяцца ди Тор Сангвинья, виа ди Тор Сангвинья, виа ди Санта Мария делль Анима, виа ди Тор Миллина, виа делла Паче, пьяцца дель Фико, виа дель Коралло, виа дель Говерно Веккио, пьяцца делль Оролоджио, виа деи Филиппини, виколо Челлини, виа деи Банки Векки, виа дель Пеллегрино, виа деи Каппеллари, Кампо де Фиори, виа деи Джуббонари и виа деи Кьявари.
Район имеет форму, близкую к треугольнику, стороны которого граничат с тремя соседними районами (Понте, Регола и Сант Эустахио), и занимает центральную часть античного Марсова Поля, в которой располагались три значимых сооружения — стадион Домициана, Одеон (небольшой музыкальный театр, построенный при том же императоре) и театр Помпея.
Несколько улиц южной части Парионе до сих пор носят названия находившихся здесь когда-то древних мастерских. Это, например, виа деи Каппелари (улица шляпников), виа деи Бауллари (улица производителей сундуков), виа деи Джуббонари (улица производителей курток), виколо деи Кьодароли (переулок производителей гвоздей), пьяцца Полларола (площадь продавцов птицы), ларго деи Либрари (площадь продавцов книг), виа деи Кьявари (улица производителей ключей) и т.д.
Описание района, конечно, должно начинаться с его самой известной площади Пьяцца Навона (1). Это одна из крупнейших площадей в центре Рима, занимающая примерно пятую часть Парионе. Кроме того, она одна из самых интересных из-за своей истории и расположенных на ней произведений искусства.
Пьяцца Навона расположена на месте античного стадиона Домициана и практически полностью повторяет форму его арены со скруглением на северном конце. Во времена империи здесь проводились спортивные состязания (лат. agones). И даже когда стадион перестал существовать, средневековые названия, относившиеся к окружавшим его областям, продолжали иметь своей составной частью de Agone или in Agone.
До начала 15 века на будущей площади находились только остатки изогнутого конца стадиона и пара древних церквей. Одна была посвящена Святой Агнессе и с конца 12 века значилась в документах как ecclesia Sancte Agnetis Agonis, а вторая была построена около 1200 года и посвящалась Святому Иакову.
Во второй половине 15 века по контуру бывшего стадиона начали возводиться частные дома. Название in Agone трансформировалось в Navone («большой корабль», возможно из-за формы площади) и, в конечном итоге, превратилось в окончательное Navona, вошедшее в употребление уже в позднее Возрождение.
В задней части одного из окружающих северный конец площади зданий на несколько метров ниже нынешнего уровня улиц можно увидеть остатки одного из входов на стадион.
В 1933 году на corsia Agonale, короткой улице, ведущей к восточной стороне площади, был обнаружен еще один фрагмент стадиона. Ряд других находок выставлен в небольшом музее, открытом в 2014 году.
Внимание современного посетителя Пьяцца Навона сразу привлекают три больших фонтана. В центре — это знаменитый Фонтан Четырех Рек работы Джанлоренцо Бернини (1652), увенчанный обелиском. Глядя на покрывающие обелиск иероглифы, можно предположить его египетское происхождение, однако, на самом деле, он был вырезан в Риме в начале 4 века.
Два других фонтана, Фонтан Нептуна и Фонтан Мавра, расположенные на северном и южном концах площади, кажутся почти близнецами, но на самом деле различаются как композиционно, так и по времени своей постройки.
В центре западной стороны площади стоит церковь Святой Агнессы, заменившая собой одноименную древнюю базилику. Ее постройка произошла между 1652 и 1672 годами по воле папы Иннокентия X.
Традиция приписывает создание церкви Франческо Борромини, чья работа случайно оказалась прямо напротив шедевра его великого соперника Бернини. На самом деле ее возведение начал Джироламо Райналди, которого Борромини сменил через год. Заканчивал же постройку Карло Райналди, сын Джироламо. Сант Аньезе ин Агоне считается жемчужиной искусства Барокко, несмотря на свою небольшую глубину, ограниченную проходящей параллельно площади улицей Санта Мария делль Анима.
Фасад церкви — вогнутый. Это сделано для лучшего вида купола и предотвращения выступания входных ступеней на площадь. Стоит она, как и ее предшественница, на предполагаемом месте мученической смерти Святой Агнессы. В подвалах сохранились следы залов древнего стадиона и несколько фрагментов средневековых изображений. Историю постройки церкви и мученичества молодой христианки можно прочитать здесь.
Заказавший постройку церкви папа Иннокентий X похоронен под главным алтарем. Он же возвел на площади большой Палаццо Памфили, в котором сейчас расположено посольство Бразилии.
На изогнутой стене справа от главного входа в церковь еле видна любопытная надпись, датированная 1838 годом.
Буквы почти полностью выцвели, но с некоторым усилием можно прочитать:
По указанию нашего Господа, от 16 августа 1838 года
церковный иммунитет в этой церкви
ограничивается дверным проемом
и не распространяется на лестницу
Дело в том, что в Папской Области церкви считались священным местом, где по закону никто не мог быть арестован полицией или военными. Множество людей пользовалось этой возможностью, ища убежища после совершения преступления. Можно представить себе, что лестница Сант Аньезе ин Агоне была постоянно заполнена преступниками, от мелких воришек до убийц, неделями лежавшими на ступенях во избежание своего ареста. Видимо, такая мера по ограничению иммунитета входными дверями церкви была принята с целью освободить лестницу от криминальных элементов.
Церковь на противоположной стороне площади, почти на южном ее конце, впечатляет куда меньше. Первоначально она посвящалась Святому Иакову Испанскому и была построена около 1200 года одним из сыновей испанского короля Фердинанда III Кастильского в память о христианских мучениках, убитых, согласно поверьям того времени, на стадионе Домициана.
По случаю Юбилейного 1450 года испанский епископ Альфонсо де Парадинас перестроил и расширил здание церкви, а так же добавил вход со стороны площади. Тимпан фронтона над входом украсили два ангела, подписанные OPVS PAVLI (работа Паоло Такконе) и OPVS MINI (работа Мино дель Реаме).
В те годы отношения между Испанией и Римом были особенно тесными, тем более, что два папы того времени, Каллист III (1455-1458) и его племянник Александр VI (1492-1503) принадлежали к испанской семье де Борха, более известной в Италии как Борджиа. В 1506 году церковь Святого Иакова объявили национальной испанской церковью в Риме. Тем не менее, в течение 16 века, после перестройки другой испанской церкви, Святой Марии Монсерратской, важность церкви Святого Иакова уменьшалась, а состояние ее здания ухудшалось. В 1818 году большая часть мебели и гробниц была перенесена в Святую Марию, а церковь Святого Иакова Испанского секуляризировали и продали.
Не ранее 1879 года Вирджинио Веспиньяни привел здание в порядок и церковь снова открылась, но уже под именем Ностра Синьора дель Сакро Куоре (Богоматерь Святого Сердца), которое она носит по сей день. Внутри от оригинальной постройки практически ничего не осталось, за исключением разве что мраморного органного балкона начала 16 века.
В 1938 году, когда на границе с районом Сант Эустахио открыли улицу корсо дель Ринашименто, церковь немного сократили в размерах и перенесли ее фасад на противоположную сторону, сделав ее одним из зданий, выходящих на новую улицу.
К середине 15 века слева от церкви Святой Агнессы начал формироваться квартал, сейчас полностью занятый большим Палаццо Де Купис. Это была первая группа домов, построенная на площади, приобретенной за долгие годы семьей Де Купис. В середине 16 века семья соединила их в один большой особняк. Когда же Де Купис объединились с семьей Орнани, в 1730 году на первом этаже дворца был открыт Театр Орнани, прославившийся своими кукольными представлениями. В 1840 году театр сменил своего владельца и был переименован в Театр Эмилиани. Во второй половине 19 века особняк приобрела семья Туччимеи, две ветви которой к моменту падения Папского Государства (1870) вступили в ожесточенную вражду между собой. Результатом стало внутреннее разделение здания на две полностью независимые половины.
Когда-то Пьяцца Навона имела вогнутую форму, что сейчас практически незаметно. Она была достаточно глубокой для полного затопления и с 17 века эту особенность площади превратили в ее достопримечательность. У входов устанавливались водонепроницаемые ворота, стоки фонтанов перекрывались и местные аристократические семьи устраивали представления, на которых макеты кораблей в натуральную величину, вероятно на колесах, перемещались по площади. Идея, очевидно, была вдохновлена навмахиями античного Рима.
В течение 18 и 19 веков все развлечения на площади ограничивались ее затоплением с последующим проездом экипажей. Происходило это летом по субботам и воскресеньям. Такой обычай прекратился только в 1866 году.
По будним дням, начиная со второй половины 15 века, здесь устраивался продуктовый рынок, а на северной половине площади, у недостроенного фонтана, продавались книги. В 1869 году продуктовые ряды переместили на Капмо де Фьори, объединив их с местным рынком трав и цветов.
Двумя годами позже сюда перенесли Крещенскую Ярмарку, располагавшуюся ранее на Пьяцца Сант Эвстахио. В дни, предшествовавшие самому празднику, здесь продавались сладости и игрушки. Эта традиция сохранилась до наших дней, а со второй половины 20 века ярмарка стала работать более продолжительное время, начинаясь с 8 декабря и заканчиваясь 6 января. В эти дни площадь заполнена каруселями и продавцами украшений, игрушек, сладостей, детских кроваток и рождественских фигурок.
За пределами Пьяцца Навона, у границы с районом Понте, возвышается башня 15 века (2), когда-то с зубчатым верхом, а сейчас с крышей. Первоначально она принадлежала семье Меллини, имя которой написано большими буквами на верхней части сооружения. В честь семьи башня носит название Тор Миллина (с некоторым искажением), так же, как и проходящая под ней улица.
Расположенная на границе района виа ди Тор Миллина переходит в улицу виа делла Паче, которая заканчивается крошечной Пьяцца дель Фико (3), названной по растущему на ней очень старому фиговому дереву. Уже 50 лет сообщество шахматистов-любителей выбирает эту площадь для матчей на открытом воздухе.
С противоположной стороны площади, на виа делла Фосса (параллельной виа делла Паче), можно увидеть интересный дом эпохи Ренессанса, построенный для семьи Амедеи (4). Он украшен росписью, напоминающей тесанный камень и создающей удивительный трехмерный эффект.
Рядом с южным концом Пьяцца Навона расположена небольшая треугольная площадь, на которой с 1501 года находится самая известная из «говорящих статуй» Рима — Пасквино (5).
От этой площади берет свое начало виа дель Говерно Веккио, улица с несколькими старыми домами, один из которых (под номером 123), построенный в 1500 году Палаццо Турчи (6), ошибочно известен в народе как «дом Браманте».
В западном конце района есть еще одна башня. Это «башня с часами» (7) 1647 года постройки, выполненная в стиле Барокко. В своей верхней части она украшена овальной мозаикой с изображением Богоматери с Младенцем на золотом фоне работы Пьетро да Кортоне.
Башня служит колокольней для выходящего на пьяцца делла Чиеза Нуова здания Оратории Святого Филиппа Нери, построенного по проекту Франческо Борромини. Стоящая рядом церковь Санта Мария ин Валличелла (8) возвышается над естественной впадиной, которая в античные времена считалась одним из входов в подземный мир. Ее фасад выходит на пьяцца Чиеза Нуова, лежащую вдоль улицы корсо Витторио Эмануэле II.
Церковь была построена между 1575 и 1600 годами на месте более старой, 13 века, и чаще называется просто Новая церковь. Ей руководила конгрегация, основанная Святым Филиппом Нери, а сам святой похоронен здесь, в облицованной мрамором часовне. Новая церковь — единственная в Риме, имеющая алтарный образ работы Питера Пауля Рубенса. Помимо этого мастера, свой вклад в ее внутреннее убранство внесло множество других выдающихся художников 17-18 веков, таких как Помаранчо, д‘Арпино, Пьетро да Кортона, Федерико Бароччи, Карло Маратта, Алессандро Альгарди, Гверчино и др.
На противоположной стороне корсо Витторо Эмануэле II расположен массивный белый Палаццо делла Канчеллерия (9). Этот дворец, построенный в 1495 году, считается шедевром архитектуры раннего Возрождения и приписывается почти неизвестному архитектору Антонио да Монтекавалло, возможно, брату Андреа Бреньо, а возможно, и псевдониму самого Андреа.
Дворец был заказан кардиналом Раффаэле Риарио, одним из внучатых племянников папы Сикста IV. По всей видимости, работа была частично оплачена крупной суммой (60 000 скуди), выигранной кардиналом в карты у Франческетто Сайбо, незаконнорожденного сына правящего в те дни папы Иннокентия VIII.
Двадцать лет спустя дворец был конфискован, поскольку Риарио признали виновным в участии в заговоре с целью отравления папы Льва X. С этого времени особняк превратился в папскую канцелярию, а во времена наполеоновской оккупации (1809-1814) служил резиденцией императорского двора. В 1848 году он стал местом заседаний римского парламента, а в 1849 году — учредительного собрания недолгой римской республики. Сейчас здесь снова находятся Апостольская канцелярия, Трибунал и Папская Римская Академия Археологии, пользующиеся экстерриториальными правами.
Дворец известен своим большим Залом Ста Дней на первом этаже. В середине 16 века его украсил Джорджо Вазари, написав за сто дней цикл фресок с деяниями папы Павла III.
Интересно, что здание дворца включило в себя древнюю церковь Святого Лаврентия, основанную в 4 веке.
Корсо Витторио Эмануэле II окружена и другими важными историческими зданиями. Среди них — Малая Фарнезина (10), особняк 1523 года постройки, названный так из-за цветов лилии, украшающих полосы между этажами (в Риме лилия была символом семьи Фарнезе). На самом деле, цветы на здании не имели никакого отношения к этой семье, а были связаны с французской короной — первый владелец особняка, священнослужитель Томас Ле Рой, получил право добавить королевскую лилию к своим родовым знакам.
Фасад, выходящий на улицу виа деи Бауллари, приписывают Антонио да Сангалло Младшему. Сторона же здания, выходящая на корсо Витторио Эммануэле II, относится к к концу 19 века. В это время, перед открытием большого проспекта, здание было восстановлено и освобождено от более поздних пристроек. Реставрацию провели в соответствии с оригинальным стилем особняка.
В Малой Фарнезине расположился небольшой, но интересный музей древней скульптуры — Музей Баракко. Его посещение предполагает и возможность осмотра интерьера особняка, на расписном потолке которого, изображен еще один геральдический элемент, скорпион, принадлежащий семье Сильвестри, которая приобрела это здание в 1671 году.
Еще одно интересное здание — Палаццо Массимо у Колонн (11) работы архитектора Бальдассарре Перуцци (1535), резиденция семьи Массимо (или Массими). В 15 веке здесь стояло меньшее, принадлежавшее этой же семье здание, построенное на руинах Одеона императора Домициана. Его фасад находился сзади, напротив нынешней небольшой пьяцца Массимо, где стоит единственная сохранившаяся от Одеона колонна, отреставрированная и установленная здесь в 1950 году.
В 1467 году два немецких печатника открыли в особняке самую первую в городе типографию. Во время разграбления Рима в 1527 году пожар почти полностью уничтожил здание, после чего оно было перестроено и расширено архитектором Перуцци. Поскольку фундамент дворца опирается на остатки древнего Одеона, его нынешний фасад повторяет изогнутую форму театра. Вход оснащен небольшим красивым крыльцом с колоннами (откуда и название) и кессонированным потолком.
Задняя часть здания (практически сохранившийся оригинал) сегодня известна как Палаццо Массимо Пирра. Это название она получила после находки в своем фундаменте статуи Марса, ошибочно принятой за статую Пирра, царя Эпира. После реставрации фасад был полностью покрыт фресками Даниэле да Вольтерра, к сожалению, плохо сохранившимися.
Еще одна достопримечательность района Парионе — это, конечно, Кампо де Фьори (12). Изначально это был район, в котором с 15 века торговали травами и цветами, откуда и возникло название Цветочное Поле. И только со второй половины 19 века в ассортимент торговцев вошли и продукты питания, ранее продававшиеся на пьяцца Навона. По утрам здесь все еще работает оживленный рынок, а с вечера и до поздней ночи собираются толпы молодежи.
Однако, мировую известность площадь получила совсем не благодаря рынку. В эпоху Контрреформации Кампо де Фьори стала одним из мест приведения в исполнение смертных приговоров. Сейчас в ее центре, где раньше находился перенесенный к Оратории Святого Филиппа Нери фонтан, возвышается темная фигура в капюшоне. Это статуя Джордано Бруно, философа, сожженного здесь инквизицией в 1600 году по обвинению в ереси. Статуя была установлена здесь в конце 19 века, и с тех пор вольнодумцы избрали площадь своим символическим местом встреч.
На северной стороне площади берут свое начало две улицы — виа деи Каппеллари и виа дель Пеллегрино. С левой стороны последней арочный проход ведет в небольшой внутренний дворик, окруженный старыми традиционными домами с типичной для них внешней лестницей. Это район Арко дельи Ачетари (13), одной из самых скрытых для туристов жемчужин Парионе.
Чуть дальше другой арочный проход под названием Арко ди Санто Маргерита, угол которого украшен высокой вертикальной эдикулой с мадоннеллой (маленькой мадонной) середины 18 века, соединяет обе упомянутые улицы.
На южной стороне Кампо де Фьори в античные времена располагался Театр Помпея (середина 1 века до н.э.), первый каменный, то есть постоянный городской театр (ранее их строили из дерева и через некоторое время разбирали).
Театр Помпея был и самым большим из римских театров, облицованным редким для того времени мрамором и богато украшенным фресками и статуями. Здесь был даже свой небольшой храм, посвященный Венере и расположенный наверху полукруглой зоны со скамьями для зрителей. Этой части сооружения сейчас следует улица виа ди Гротта Пинта, расположение зданий на которой в точности соответствует полукругу театра. Следы его фундамента были обнаружены в подвалах этих зданий.
Узкий проход Пассето дель Бисконе пересекает основание одного из таких зданий, соединяя виа ди Гротта Пинта с пьяцца дель Бисконе. На площади, у здания 17 века сохранился фасад с росписями в верхней части.
Здание же справа от него — это большой особняк Палаццо Орсини Пио Ригетти или, сокращенно, Палаццо Пио. Дворец был построен в 1450 году на том самом месте, где над театром возвышался храм Венеры. В середине 17 века, когда семья Орсини передала его семье Пио ди Савойя, особняк отреставрировали в стиле Барокко, а в 1864 году в его дворе была найдена бронзовая статуя Геркулеса, которая сейчас находится в Музеях Ватикана. Название площади дель Бисконе (травяная змея) связано с гербом Орсини, который включает в себя, среди других геральдических знаков, травяную змею.
Снаружи остатков театра Помпея, там где сейчас проходит улица виа деи Джуббонари, была построена небольшая церковь Святой Варвары. Она расположена в нижней части Ларго деи Либрари (16), крохотной площади треугольной формы почти в самой южной части Парионе. Справа от церкви находится очень популярный ресторан, открытый более полувека назад. Здесь продают жареное филе трески на вынос, и ранним вечером на площади можно увидеть людей всех возрастов, лакомящихся этим блюдом.
Исторические районы Рима. Введение. От Сервия Туллия до наших дней.