Базилика Сант Аньезе ин Агоне

сант аньезе ин агоне

Сант Аньезе ин Агоне (Sant’Agnese in Agone) — церковь 17 века, основанная еще в античные времена. Она посвящена Святой Агнессе и расположена на месте ее мученичества на Пьяцца Навона.

Ранняя история церкви неразрывно связана с античным римским стадионом, на месте которого сейчас и расположена Пьяцца Навона. Стадион Домициана был построен императором Домицианом в 86 году для проведения атлетических соревнований в греческих традициях, почитателем которых он являлся. В отличие от современных, этот стадион был выстроен в форме удлиненной подковы со стартом и финишем у южной, прямой стороны.

стадион домициана
Стадион Домициана. Реконструкция

Массивное строение было выполнено из кирпича и известняка. Ряды для зрителей (которых здесь помещалось 10 600 человек) располагались ярусами, опирающимися на сводчатые потолки с внешними стенами, покрытыми травертином. Здесь было множество скульптурных украшений, и сохранившаяся знаменитая статуя Пасквино, возможно, происходит отсюда.

Стадион был известен и как Campus или Circus Agonalisот греческого слова αγων (agōn), означающего соревнование с приложением физических усилий. Впоследствии это слово стало означать легкоатлетические соревнования и дало церкви имя agone. Campus Agonalis, в свою очередь, за прошедшие века превратился в navona.

История стадиона оказалась долгой. Он сохранялся как одно из немногих открытых пространств в средневековом Риме и продолжал использоваться для спортивных игр до 1477 года, когда сюда от подножия Капитолия был перенесен основной городской рынок. Только в 15 веке зрительские ярусы были полностью разрушены и заменены жилыми домами.

Святая Агнесса была похоронена в катакомбах нынешней базилики Сант Аньезе фуори ле Мура после своей мученической смерти в 304 году. Она является одной из великих римских девствениц-мучениц, но, к сожалению, самые ранние упоминания о ней нелегко совместить друг с другом. Наиболее полная легенда, дошедшая до нас и, очевидно, повлиявшая в дальнейшем на изображающие Агнессу произведения искусства, относится к началу 5 века и была опубликована сразу на греческом и латинском языках. Похоже, что эта романтическая история основана на отрывках из более ранних источников и не является надежной.

святая агнесса
Domenico Zampieri, Святая Агнесса, 1581-1641

Родилась Агнесса (греч. Agnoxсвященная, чистая) в конце 3 века в христианской семье вольноотпущенников и еще в ранней молодости решила посвятить себя служению Христу. Это были времена Великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане. В 12-летнюю Агнессу влюбился сын римского префекта (градоначальника) Семпрония. Префекту доложили, что девушка, не желающая ответить взаимностью его сыну, является членом христианской секты. А за несколько лет до этих событий Диоклетиан издал Дамасский эдикт, требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. И вот, руководствуясь этим эдиктом и своим негодованием, префект приказал привести к нему девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты и принести жертву богине. Это означало бы ее отречение от христианства. Агнесса отказалась, чем привела Семпрония в бешенство. По законам того времени запрещалось казнить девственниц, поэтому он приказал раздеть ее и отправить в публичный дом на стадионе Домициана.

Святая Агнесса
Марко Бенефиал, Мученичество Святой Агнессы, 1750

В этот момент на глазах у толпы произошло чудо — волосы девушки отрасли и прикрыли ее наготу. Согласно житию святой Агнессы, все мужчины, желавшие овладеть ею, лишались мужской силы, а мрачное помещение, в которое ее отправили, озарилось ярким светом благодаря появившемуся за ее плечами ангелу-хранителю. Сын же префекта упал бездыханным едва приблизившись к ней. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь ее сыну. После молитв девушки тот ожил и побежал по улицам города, восхваляя христианского бога и его силу. Это не понравилось жрецам. Агнессу объявили колдуньей и отправили на костер. Но, как только языки пламени коснулись ее ступней, случилось другое чудо — огонь погас и больше не разгорался. Тогда девушку заклали как агнца (по другой версии ее зарубил солдат). Произошло это 21 января.

Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты для миллионов верующих. В условиях преследований и пыток ранних христиан Рима демонстрация принадлежности к гонимой религии требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление таких качеств у 12-летнего ребенка и по тем временам казалось невероятным и потому произвело сильнейшее впечатление на христианскую общину. Святая Агнесса была неимоверно почитаема в 4 веке, а ее невинность со временем стала самым существенным атрибутом легенды.

В сводчатом помещении, где находился бордель, была устроена маленькая часовня. Первое свидетельство об этом появляется в 8 веке в Itinerary of Einsiedeln, где она упоминается как посвященная Святой Агнессе. В это время там служили византийские монахи. Существуют записи 999 года, указывающие на то, что часть из подобных помещений стадиона использовалась в качестве складов Бенедиктинцами, т.е. зрительские ряды к тому времени еще не были разрушены. Устраивались в них и другие часовни, например, посвященная Святой Екатерине. С такой же часовней связана и находящаяся на другой стороне площади церковь Ностра Синьора дель Сакро Куоре.

Согласно ныне утерянной надписи, первая церковь на месте часовни была освящена 28 января 1123 года папой Каликстом II. В 1186 году церковь Сант Аньезе ин Агоне упоминается как зависимая от Сан Лоренцо ин Дамасо, а Туринский Каталог 1320 года утверждает, что она имела одного священнослужителя. Церковь была полностью приходской.

В 1597 году Бенедиктинцы отказались от патронажа церкви, и она была передана ордену Меньших Регулярных Клириков. Они и провели первую серьезную реставрацию. К этому времени на Пьяцца Навона уже было построено несколько дворцов для высокородных семейств, и документально зафиксировано, что эти семьи использовали церковь в качестве места для фамильных надгробий. Однако, вскоре, одна из них, семья Памфили, успешно превратила Сант Аньезе ин Агоне в свои личные владения.

На плане 1652 года, нарисованном Джованни Баттистой Мола, показана маленькая старая церковь, хотя проект ее перестройки уже обсуждался. Присутствует она и на нескольких изображениях площади того времени. Два входа располагались на нынешней Виа ди Санта Мария деллАнима, с которой две лестницы вели к маленькой стене базилики с тремя столбами по каждой стороне, поддерживавшими центральный свод. В дальней стене узкой прямоугольной апсиды был выход на Пьяцца Навона.

Стены церкви были несколько перекошены, а соседнее здание проникало в ее ближний левый угол. По обеим сторонам апсиды находилась лестница, ведущая в склеп, на месте которого, как утверждалось, и был тот самый бордель. Приземистая колокольня имела по одному звуковому окну на каждой стороне и балюстраду, добавленную, по-видимому, Регулярными Клириками. Наиболее известным персонажем, связанным с этой старой церковью, была крещеная здесь Святая Франческа Римская.

Семья Памфили не была римскими патрициями, но эмигрировала в Рим из Губбио в конце 15 века, чтобы поймать здесь свою удачу — в 1644 году их представитель был избран папой Иннокентием X. В начале его правления семья построила дворец рядом с Сант Аньезе ин Агоне по проекту Джироламо Райналди. После этого у папы возникла идея перестроить церковь в дворцовую часовню, и он сделал Регулярным Клирикам предложение, от которого они не смогли отказаться. Монахи ордена перебрались в Сан Лоренцо ин Лючина, а приход был ликвидирован.

Перестройка началась в 1652 году с разрушения старой церкви. Были сохранены только античные руины в склепе. Проект базилики доверили все тому же Джироламо Райналди — главному архитектору папского Рима. Он предложил план церкви в виде греческого креста с безбарабанным куполом, прямолинейным фасадом и широким лестничным пролетом, ведущим к входной двери со стороны Пьяцца Навона (переориентация церкви была утверждена в самом начале).

Проект был подвергнут публичной критике, чем вызвал неудовольствие папы, и в 1653 году был перепоручен Франческо Борромини. В 1655 году Иннокентий X умер и наблюдение за работами перешло к его племяннику Камилло Памфили. Новый папа, Александр VII, был в плохих отношениях с Борромини и назначил комитет для наблюдения за тем, как архитектор расходует выделенные ему средства. В 1657 году Борромини ушел в отставку, не дожидаясь увольнения, и за проект снова взялся Райналди. К сожалению, предложенный Борромини дизайн с парой кампанилл, был отброшен в пользу более обычного.

Камилло умер в 1666 году до того, как церковь была закончена, и его жена Олимпия Альдобрандини решила обратиться к Лоренцо Бернини. Он вернулся к дизайну фасада Борромини, но добавил высокий фронтон с аттиком. Здание было завершено в 1672 году, и церковь освящена 17 января этого же года, несмотря на незаконченность декоративных элементов. Даже входной лестничный марш был достроен Джузеппе Бараттой только в следующем году.

В нескольких местах в оформлении церкви можно увидеть голубя, держащего оливковую ветвь. Он взят из герба семьи Памфили, любившей говорить о своем дружелюбии и миролюбии. На самом деле, семья Памфили действительно демонстрировала более развитое чувство гражданской ответственности, чем некоторые другие старые римские семьи.

пьяцца навона картина
Гаспар ван Виттель. Пьяцца Навона. 1699

В 1724 году оригинальный главный алтарь был заменен нынешним. Весьма необычно то, что он посвящен не покровителю, а Святому Иоанну Крестителю. Удивительно и то, что церковь оставалась в частном владении Памфили более 300 лет. Они допустили серьезное ухудшение ее состояния к началу 19 века, но потратили довольно большую сумму денег на реставрацию в 1852 — 1859 годах, проведенную Андреа Бусири Вичи. Помимо этого, в 1851 году они поручили Дж. Б. Челси установить кованую железную ограду, чтобы остановить практику сидения на входных ступенях.

сант аньезе ин агоне
1890 — 1900 гг

Владение церковью, помимо очевидного престижа, давало семье Памфили и место для погребения своих членов. Их склеп расположен под пресбитерием рядом со склепом Святой Агнессы. Однако, в 19 веке он заполнился, и семья построила погребальную часовню на территории своей загородной виллы, Вилла Дориа Памфили. Когда их владения были секвестированы и превращены в общественный парк, Часовня Памфили была оставлена семье.

Наконец, в 1992 году, церковь была пожертвована Римской Епархии. Она не имеет никаких важных пастырских функций, но является одной из самых популярных церквей у туристов, посещающих Рим. Служители, продающие сувениры и отвечающие на вопросы, здесь более дружелюбны, чем в ряде других церквей, где туристы рассматриваются как неизбежная неприятность. Каждый четверг в половине седьмого и пятницу в семь в Сант Аньезе ин Агоне проводятся концерты классической и камерной музыки.

План базилики довольно сложный и представляет собой восьмиугольник, наложенный на греческий крест, который, в свою очередь, наложен на квадрат. Стороны квадрата находятся на одной линии с внутренними углами колоколен, являющихся частью единого дизайна фасада, прикрепленного к ближнему плечу греческого креста. Это плечо формирует входной вестибюль, ведущий к накрытому куполом нефу, представляющему собой восьмиугольник, образованный скруглением углов квадрата, меньшего, чем вышеупомянутый. Боковые плечи греческого креста — это часовни, посвященные Святой Агнессе (правое) и Святому Себастьяну (левое). Дальнее плечо образует апсиду с главным алтарем.

сант аньезе ин агоне
План базилики

Контуры большего квадрата обозначены четырьмя огромными опорами, поддерживающими купол, и в каждую опору встроена маленькая апсидальная часовня, открывающаяся с меньших сторон восьмиугольника. Лестница к склепу находится в правой части часовни Святой Агнессы. Слева от часовни Святого Себастьяна находится часовня Святой Франчески Римской, а справа — часовня Святого Филиппа Нери. Слева от часовни Святой Агнессы расположена дверь, ведущая через две комнаты в главную ризницу, спроектированную Борромини.

сант аньезе ин агонеВосьмиугольный эллипсоидальный купол с двойными ребрами помещен на высокий барабан с большими прямоугольными окнами по каждой стороне, накрытыми чередующимися архивольтами и фронтонами. Между окнами расположены пары сдвоенных коринфских пилястр, на которые опирается антаблемент в виде зубчатого колеса. Дизайн фонаря принадлежит Карло Райналди и включает в себя восемь коринфских колонн (Борромини планировал 16) с узкими круглоголовыми окнами между ними. Колонны поддерживают еще один антаблемент, аналогичный предыдущему, украшенный восемью пылающими факелами и накрытый куполом. Весь ансамбль увенчан глобусом с крестом наверху.

Если подойти к церкви по Виа ди Санта Мария деллАнима, то будет видна ее обратная сторона из травертина с изображением Богоматери, окруженном пилястрами с фронтоном. Из интересных вещей здесь — пара заложенных дверей с сегментированными фронтонами, наследие оригинальных входов в средневековую церковь. Первый ярус стены — с четырьмя коринфскими пилястрами, а второй — с очень большим архивольтом, обрамляющим люнетное окно, которое освещает сверху главный алтарь.

Широкий, частично вогнутый фасад — работа Райналди (хотя большая часть была запланирована Борромини) 1657 — 1672 годов. Она серьезно повлияла на позднейшую архитектуру Барокко в Европе. Здесь присутствуют три отдельных, но в то же время единых, элемента дизайна, выполненных из белого травертина. Это центральный (фактический) вогнутый фасад и пара идентичных кампанилл (колоколен).

сант аньезе ин агонеЦентральная зона имеет один ярус (несмотря на высокий аттик). Основное внимание здесь уделено пропилеям с двумя парами коринфских полуколонн, поддерживающих антаблемент с формованным архитравом, пустым фризом и карнизом с модильонами. Капители полуколонн соединены венками. Над антаблементом находится треугольный фронтон, встроенный в аттик и увенчанный гербом, возвышающимся над балюстрадой.

Очень большой центральный вход имеет бронзовые двери с изображением голубя Памфили и дверную коробку в стиле Барокко, увенчанную головой крылатого херувима под сегментированным фронтоном, установленном на паре постаментов в виде перевернутых бокалов.

Две изогнутые зоны вокруг пропилеев содержат меньшие двери, через одну из которых посетители обычно заходят в церковь. Над дверями расположены вертикальные эллиптические щиты с омегаобразными карнизами и пустые, почти квадратные, панели с рельефными рамками. Каждая дверь обрамлена парой полуколонн, идентичным окружающим пропилеи.

сант аньезе ин агонеКампаниллы состоят из трех ярусов. Первый содержит две пары сдвоенных коринфских пилястр, поддерживающих антаблемент, являющийся продолжением антаблемента центральной части фасада. Пилястры обрамляют два больших окна — прямоугольное с треугольным фронтоном и балконом с балюстрадой и круглоголовое, выглядящее так, будто первоначально предназначалось для дверного проема.

Второй ярус имеет очень высокий постамент, являющийся продолжением центрального аттика. На постаменте расположен киоск с парами коринфских пилястр в каждом углу, поддерживающими сильно выступающий карниз. Постамент содержит четыре пилястры с прямоугольными панелями, две крайние из которых заканчиваются основаниями для статуй. Статуя, правда, есть только у внутренней части правой кампаниллы. Остальные основания пусты. Киоск имеет большой арочный проем с рельефом, изображающим летящих ангелов, несущих щит с гербом.

Третий ярус кампанилл округлый с четырьмя парами коринфских колонн, несущих на себе антаблемент в виде зубчатого колеса и прямоугольными проемами, обрамленными парами пилястр. Купола сделаны в том же стиле, что и фонарь купола нефа.

На постаментах второго яруса находится пара часов. Первоначально одни из них показывали время итальянским (древнеримское) способом, теперь совершенно незнакомым. Продолжительность светового дня делилась на 12 «часов», длина которых зависела от времени года. Нулевым часом был восход, а двенадцатым — закат солнца. Соответственно, часы, чтобы быть точными, регулярно переустанавливались. Невероятно, но папское правительство пользовалось таким методом еще в 19 веке, и только в 1842 году был совершен переход к общемировому времени. Вторые часы показывали привычное нам время, называвшееся tempo ultramontano или «время по другую сторону гор (Альп)».

В интерьере Сант Аньезе ин Агоне доминирует купол, расположенный над восьмиугольным пространством. План Райналди в виде греческого креста был сохранен более поздними архитекторами, но Борромини добавил восемь больших ребристых коринфских колонн, что подчеркнуло восьмиугольную форму пересечения, сделав греческий крест менее заметным.

Внутренняя отделка чрезвычайна дорога и впечатляюща. Самая заметная особенность заключается в том, что алтарными образами здесь являются не картины, а мраморные барельефы. Путеводители 19 века часто говорили, что церковь не имеет выдающихся индивидуальных работ. Это правда. Ценность ее убранства заключается в сохранении цельного художественного ансамбля 17 века.

Купол Сант Аньезе ин Агоне — один из нескольких в Риме, изображающих Эмпирей. Это попытка убедить смотрящего вверх в открытости Небес. Его барабан содержит пары коринфских пилястр между восемью большими окнами с сегментированными фронтонами. Все элементы позолочены. Синие полосы между пилястрами и окнами подчеркивают эффект эмпирея. Фриз нижнего антаблемента содержит надпись «Ingressa Agnes turpitudinis locum, angelum Domini praeparatum invenit» (На входе в грязное место Агнесса встретила ангела Господня, ждущего).

сант аньезе ин агонеФреска купола изображает Апофеоз Святой Агнессы во Славу Небес и выполнена, в основном, Чиро Ферри. Он умер в 1689 году, не успев завершить работу, и заканчивал ее уже его ученик Себастьяно Корбеллини. На фреске множество ангелов, святых и символов из Ветхого Завета, в центре которых находится Богоматерь, приветствующая Агнессу. Не все святые идентифицированы, но блондинка, держащая крест — это Святая Мария Магдалина, а человек с арфой — Царь Давид. Есть здесь и Святой Филипп Нери, хотя существует подозрение, что он был добавлен во время реставрации в 19 веке. Фонарь купола содержит изображение Голубя Святого Духа, являющееся, скорее, нескромным намеком на голубя Памфили.

Четыре больших опоры купола украшены фресками аллегорий четырех кардинальных добродетелей. Это первые фрески, выполненные Джованни Баттистой Гаулли по прозвищу Иль Бачиччо, заказ, которым он был обязан Бернини. Слева от главного алтаря находятся Благоразумие и Провидение, справа — Справедливость и Мир. Лицом ко входу слева — Мужество и Милосердие, справа — Умеренность и Целомудрие.

сант аньезе ин агонеГлавный алтарь не является частью основного декоративного цикла Сант Аньезе ин Агоне, поскольку был закончен только в 1724 году. Он заменил собой более ранний, спроектированный Маттиа де Росси. Четыре мраморные композитные колонны поддерживают антаблемент с разделенным украшенным фронтоном, на котором изображен голубь в лучах славы. Два ангела сидят на половинках фронтона, а выше — три херувима держат бронзовый свиток с надписью «Non surrexit inter natos mulierum major Ioanne Baptista» (Никто из сыновей женщин не поднялся выше Иоанна Крестителя). Алтарь посвящен ему, и здесь присутствует еще и лукавый намек на Джованни Баттисту (Иоанн Баптист) Памфили, прежнее имя папы Иннокентия X.

Утверждается, что колонны попали сюда из разрушенной триумфальной арки Марка Аврелия на Корсо. Проект алтаря принадлежит Франческо Модерати, а лепные ангелы — работа Антонио делла Битта (они были помещены сюда в 19 веке). Скульптурный алтарный образ Святое Семейство с Иоанном Крестителем и его Родителями был выполнен Доменико Гуиди в 1683 году и позднее перемещен в новый алтарь. Святой Иоанн — мальчик, стоящий перед Христом. Его родители, Захария и Елизавета, находятся справа. Скиния у алтаря датируется 1123 годом.

сант аньезе ин агонеРасположенная в правом рукаве греческого креста часовня Святой Агнессы украшена желтым алебастром, бреччией, позолоченной штукатуркой и полихромным мрамором. Сам алтарь сделан из красного мраморного саркофага с изображением голубя Памфили. Это работа Райналди. Выше находится статуя Святой Агнессы в Пламени, выполненная Эрколе Ферратой. Пламя здесь символизирует плотские искушения (Святая Агнесса — покровительница целомудрия). Маленькое скрытое окно бросает на статую естественный свет.

Алтарь обрамлен тремя парами мраморных пилястр с архивольтами, создающими ложную перспективу и впечатление сводчатого потолка. Вся композиция, в свою очередь, окружена парой гигантских алебастровых пилястр. Над перспективной «обманкой» находится пара ангелов с символами мученичества (пальмовая ветвь и венец) работы Ферраты. Еще выше он расположил трех херувимов с надписью «In medio ignis non sum aestuata» (Посреди огня я не сгораю).

Над апсидой часовни — три лепных ангела-музыканта работы Паоло Ландини. На боковых стенах часовни расположены четыре тондо в виде камей с изображениями известных церковных личностей, поклонявшихся святой. Слева это Святой Амброзий (наверху) и папа Гонорий I (внизу), справа — святые Фома Аквинский (наверху) и Иероним (внизу). Лестница справа ведет вниз к склепу Святой Агнессы. Она может быть закрыта, но священник откроет ее для вас.

Склеп сформирован из трех камер, сделанных из останков стадиона Домициана, среди которых находился и бордель, куда поместили Святую Агнессу. На протяжении всей истории церкви это место было подвержено отсыреванию, и проблема сохраняется до сих пор. Памфили только способствовали такому положению вещей, до 1866 года регулярно затапливая Пьяцца Навона, чтобы горожане могли наслаждаться катанием на лодках по образовывавшемуся озеру. После этого из склепа приходилось вычерпывать воду.

У подножия лестницы находится фреска 17 века Святая Агнесса, Поддерживаемая Ангелом, а под ней — запись о ее мученичестве. Далее, у алтаря, расположен мраморный барельеф работы Джованни Буратти, изображающий Святую Агнессу, Ведомую на Мученичество. Это очень тревожная и реалистичная работа, показывающая 12-летнюю девочку, выводимую из борделя древнеримскими солдатами.

Серьезно поврежденные фрески на стенах были выполнены в 1893 году Эудженио Чистерной после большой реставрации 1885 года. Они выдержаны в стиле христианских катакомб и изображают Апокалипсис Святого Иоанна и мученичество Святой Агнессы. Мраморный пол восстановлен Вичи.

Последняя комната — это бывшая часовенка, давшая начало церкви. У нее две колонны с ионическими капителями, поддерживающие сводчатый потолок и остатки пола в стиле Косматеско. Легенда утверждает, что из склепа к катакомбы Святой Агнессы вел туннель, но не было найдено ни одного прохода, подтверждающего его существование.

В левом рукаве греческого креста расположена часовня Святого Себастьяна. Ее внутренний декор совершенно идентичен часовне Святой Агнессы, за исключением отсутствия камей. Статуя святого над алтарем выполнена в в 1719 году в неоклассическом стиле. Ее автор — Пьетро Паоло Кампи. Утверждалось, что это переработанная подлинная классическая статуя, но это неверно.

сант аньезе ин агонеДверь справа от часовни Святого Себастьяна ведет в комнату, которая, в свою очередь, через правый поворот, ведет в часовню Святого Филиппа Нери, которая на плане расположена слева от главной апсиды. Из прихожей так же есть доступ в семейный склеп Памфили.

сант аньезе ин агонеНа потолке часовни — фреска Франческо Аллегрини Апофеоз Святого Филиппа Нери. Она была восстановлена вместе с остальными декорациями в 1859 году Аннибале Анджелини под наблюдением Вичи. Раньше это была часовня Святого Причастия, но в 1908 году папа Пий Х постановил, что здесь в алтаре должен храниться череп Святой Агнессы. Это популярное место для личной молитвы и преклонения, поскольку туристы, как правило, не заходят так далеко. Главная реликвия — голова Святой Агнессы находится в серебряной раке. По современным меркам ее размеры крошечны. Но не стоит забывать, что, во-первых, Агнессе было 12 лет, и, во-вторых, люди того времени были на голову ниже нынешних.

Как уже упоминалось, в старой церкви крестилась Святая Франческа Римская. Когда церковь снесли, купель сохранили как священную реликвию и закрепили под алтарем новой часовни Святой Франчески Римской. Пара ангелов вокруг алтаря создана Андреа Больи. Алтарный образ — мраморный барельеф святой в сопровождении ангела-хранителя. Его автор неизвестен. Барельеф встроен в сооружение из пурпурно-красного мрамора.

Фреска на потолке, предположительно Франческо Козза, изображает Апофеоз Святой Франчески Римской. Святая показана взятой на Небеса в сопровождении ангелов, играющих на музыкальных инструментах. Качество работы весьма посредственное. На самом деле, это даже настолько плохо, что почти очаровательно.

Дальняя левая часовня из четырех, встроенных в опоры купола, посвящена Святой Цецилии. Алтарный образ выполнен Антонио Рагги и изображает смерть святой во время посещения ее папой Урбаном I. Панель над часовней показывает орган, так как Святая Цецилия считается покровительницей музыкантов.

Дальняя правая часовня посвящена Святой Эмерентиане, не совсем ясной ранне-римской мученице. Она была приобщена к легенде о Святой Агнессе в качестве молочной сестры последней. После того, как Агнессу похоронили, ее, молящуюся у могилы, заметили язычники. Они стали бросать в Эмерентиану камни, чтобы заставить ее бежать. Эмерентиана не сдвинулась с места и была убита. Это событие и запечатлено на алтарном образе, начатом Ферратой. Феррата умер, не закончив работу, и ее завершил Леонардо Ретти.

Ближняя справа часовня посвящена Святому Алексию. Легенда о нем состоит в том, что он, будучи молодым человеком, оставил родительский дом и вернулся безымянным нищим, устроившись жить под наружной лестницей (она сохранилась как реликвия у его базилики на Авентине). Он был узнан своими родителями, когда умирал, и этот момент отражен в алтарном образе часовни, выполненном Джованни Франческо Росси.

Ближняя левая часовня посвящена Святому Евстафию, покровителю охотников. Алтарный образ показывает святого, брошенного львам в амфитеатре, которые чудесным образом повели себя как котята. Работу начал Мельхиоре Кафа, но вскоре умер. Закончили барельеф Феррара и Росси.

сант аньезе ин агоне
Часовни (слева направо) святых Цецилии, Эмерентианы, Алексия и Евстафия.

сант аньезе ин агонеНад главным входом в Сант Аньезе ин Агоне находится погребальный монумент папы Иннокентия Х, выполненный Джованни Баттистой Майни в 1730 году. Эта странная работа изображает папу, стоящего за своим саркофагом, окруженным парой кариатид, как будто это балкон. Женские фигуры, сидящие на саркофаге, — это Правосудие (справа) и Религия. Над этим монументом расположен церковный орган, встроенный в свод потолка рукава греческого креста, образующего входной притвор. Современный инструмент изготовлен в 1914 году, но в нем использованы детали оригинального органа 17 века, в частности — свинцовые трубы. Тело папы покоится в склепе слева от главного алтаря.

Дверь с левой стороны часовни Святой Агнессы ведет в комнату. Прямо находится выход на Виа ди Санта Мария деллАнима, а справа — монументальный вход в притвор так называемой «летней ризницы». Это сооружение представляет собой небольшую церковь, полностью спроектированную Борромини. Она посвящена Богоматери и содержит алтарь Марии, отсутствующий в основной церкви. Вход обрамлен двумя мраморными ангелами работы Андреа Баратты, держащими чаши со святой водой. Притвор представляет собой поперечную прямоугольную комнату со сводчатым потолком и лаваторием в нише, тоже работы Баратты. Вход в саму ризницу оформлен аркой, отголоском триумфальной арки апсиды. Алтарь находится в дальнем конце.

Вдоль стен устроены деревянные хоры. Возможно, при строительстве церкви планировалось создание монастыря или колледжа священников, но не было осуществлено. Планировка ризницы — восьмиугольная, полученная путем удаления углов прямоугольника. Впечатляет сводчатый золотой потолок с белыми гипсовыми украшениями, «исходящими» из ионических пилястр (в отличие от дорических во всей остальной церкви). Фрески написаны Франческо Аллегрини в 1660 году. Это Успение на потолке, а также Рождение Богородицы и Благовещение на боковых стенах апсиды. Икона на алтаре тоже написана Аллегрини.

Мессы в Сант Аньезе ин Агоне проводятся по субботам в 19:00 и по воскресеньям в 11:00, 12:15 и 19:00. В это время посетителям не следует бродить по церкви.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля