Христианство в Империи. Часть 3. Государственная религия.

В 312 году Константин в третий раз вторгся в Италию. Разбив своего противника Максенция в долине реки По, он двинулся на Рим, где Максенций ожидал его у Мильвийского моста через Тибр.

По утверждениям историков христианства перед битвой Константин увидел в облаках сияющий крест и произнес историческую фразу: «In hoc signo vinces» (Этим победим). Считается, что знамение воодушевило императора, приказавшего начертить знак креста на щитах своих солдат перед началом боя. Максенций был разбит, а Константин стал единоличным императором запада. С этого момента в истории христианства наступил коренной перелом.

христианство
Станцы Рафаэля — апартаменты Папы Юлия II (1503-1513). Зал Константина, Рафаэль с учениками, 1517-1524 — Битва Константина с Максенцием у Мульвиева моста

В реальности, конечно, не знамение побудило Константина переменить свое отношение к христианству. Он был хитрым политиком и оказался первым императором, пришедшим к выводу, что христианской религии принадлежит большое будущее. Нет смысла в преследовании людей, которые в будущем будут иметь большую власть. Уже сейчас имело смысл опереться на хорошо организованную и сплоченную структуру и воспользоваться ее поддержкой в весьма нестабильном мире.

Тем не менее Константин не стал христианином сразу после окончания битвы на Мильвийском мосту. Сделал он это лишь спустя много лет, на смертном одре, что только подтверждает его реальное отношение к новой религии. Зато он начал предпринимать шаги для христианизации империи. Лициний, разбив своего соперника Максимина Дайу, стал императором востока и в 313 году встретился с Константином в Милане. Здесь императоры, по настоянию Константина, подписали Миланский эдикт, впервые гарантировавший всем жителям империи свободу вероисповедания. Христианство получило признание государства.

В 324 году, разбив Лициния, Константин стал единовластным правителем империи. Эти годы отмечены рядом законодательных реформ, на большинство из которых повлияли основы христианского учения. Стали с большей строгостью наказываться преступления против морали. Воскресенье, или день Господень, стало выходным днем. Сам император начал проявлять живой интерес к церковным делам (скорее всего, не без умысла).

Если до этого споры между епископами разрешались на соборах, но победившая сторона все же не могла принудить проигравших принять свою точку зрения, то теперь за разрешением проблемы можно было обратиться к высшей власти. Проигравших в таком случае ожидала встреча со всей мощью государственной машины.

Впервые Константин оказался вовлеченным в теологический диспут в связи со спорами вокруг донатистской ереси. Это произошло еще в ранний период его правления. Епископ Карфагена Донат утверждал, что вероотступник не может исполнять обязанности священника. Дело в том, что во время преследований, устроенных Диоклетианом и Галерием, многие священники отдавали хранимые ими священные книги и отрекались от христианства, чтобы избежать мученической смерти. После того как давление уменьшилось, они вернулись к церкви. Но могли ли они продолжать служить? Наиболее снисходительные отцы церкви считали, что священники тоже люди и могут отступить перед лицом мученической смерти, и что у них есть множество возможностей искупить этот грех. Они утверждали, что церковь сама по себе свята и имеет духовную силу, даже если посредником между богом и людьми является несовершенный человек.

В карфагене победили не столь снисходительные донатисты, но их противники обратились за помощью к императору. В 314 году по этому вопросу был собран специальный собор, вынесший решение в пользу более мягкой точки зрения. Константин выслушал аргументы обеих сторон и подтвердил принятое решение. Это мало что изменило — донатисты укрепились в Африке несмотря на все выходящие против них указы. Просуществовали они еще 300 лет, вплоть до вторжения арабов, уничтоживших вообще всех христиан в Северной Африке. Хотя вмешательство Константина ничего не изменило, важный прецедент был создан. Император действовал фактически как глава всей церкви, которая предоставила ему соответствующие полномочия.

Став в 324 году единовластным правителем империи, Константин смог более открыто проявлять свои симпатии к христианству. В 325 году он решил созвать епископов на собор для того, чтобы справиться с ересью, более серьезной, чем донатизм, — арианством. Все епископы получили официальное приглашение императора и гарантированную защиту государства. Собор стал первым Вселенским. Епископы собрались в византийском городе Никее, находившемся неподалеку о Никомедии, которую Константин сделал своей резиденцией вслед за Диоклетианом. Из-за большого расстояния епископы с запада прибыли в меньшем количестве, чем с востока.

константин
Никейский Собор. Румынская фреска. 18 век

Несколько последних десятилетий александрийский священник Арий проповедовал строгий монотеизм. Он утверждал, что существует только один Бог, принципиально отличный от своих созданий, в число которых входил и Иисус. Иисус не был вечным, как Бог, поскольку было время, когда Бог уже существовал, а Иисус еще нет. Он походил на Бога, но не был идентичен ему. Противоположное мнение искусно защищал другой александрийский священник — Афанасий. По его мнению Троица — это различные аспекты одного и того же божества, никем не созданные, вечные и абсолютно идентичные.

Споры, зародившиеся в Александрии, распространились на другие части империи и стали переходить в серьезные ссоры между епископами. Константин наблюдал за развитием ситуации с растущим недовольством. Собираясь использовать церковь в качестве института сплочения империи, он не мог допустить раскола в ее рядах. Это и стало причиной созыва им Никейского Собора. Собор продлился с 20 мая по 25 июня и вынес решение в пользу доктрины Афанасия. Так она стала официальным учением христианской церкви.

Однако, уехав с собора, ариане продолжили защищать свое учение. Более того, со временем и Константин начал разделять их мнение. Афанасий стал первым из множества изгнанников, отправленных в ссылку. Противоборство в восточной части империи продолжалось еще около 50 лет, причем большинство императоров придерживались точки зрения Ария. Так еще больше укрепилось разделение востока и запада, приверженного ортодоксальному христианству.

Претендуя на универсальность, христианство не ограничивало свое распространение пределами империи. Одним из его миссионеров был Григорий (Просветитель), отправившийся на северо-восток, в Армению. В 303 году он обратил в свою веру их царя Тиридата и убедил его сделать христианство государственной религией. В итоге, армяне стали первой нацией, состоявшей исключительно из христиан. Когда Константин сделал империю христианской, Армения, столетия балансировавшая между Римом и Персией, оказалась гораздо ближе к империи, существенно изменив расклад сил в регионе.

Проблемы начались при императоре Юлиане, не принявшем учение и названным, впоследствии, Отступником. Его семья была истреблена христианским императором Констанцием II, а сам он долгое время провел в страхе за свою жизнь, получив полное основание полагать, что религия, допускающая жестокость и тиранию, никак не может отличаться от других в лучшую сторону. Однако преследовать христиан император не пытался. Вместо этого он провозгласил полную свободу вероисповедания и терпимость ко всем — к иудеям, христианам и язычникам. Помимо того, он официально разрешил все «ереси» и вернул из ссылки всех изгнанных епископов. Юлиан полагал, что внутренние распри между христианскими сектами сами ослабят и лишат власти церковь, но его недолгая жизнь во главе государства не позволила осуществиться этим планам. Уже следующий император восстановил все христианские привилегии и снова запретил язычество.

В 382 году из здания сената была вынесена статуя Виктории. В 392-м вышел императорский декрет, запретивший все формы языческих жертвоприношений и домовые алтари древним божествам. В 404-м, после того как разъяренные зрители на арене Колизея забили камнями христианского монаха Телемаха, пытавшегося остановить сражавшихся гладиаторов, были запрещены гладиаторские бои. В 408 году вышел указ, запрещавший использовать храмы для любых иных нужд, кроме религиозных. Противоборству религий был положен конец.

христианство
Последняя битва гладиаторов. Йозеф Сталлаэрт. 1878

По всему Риму множились христианские постройки. Теперь возводимые храмы не прятали внутрь свое великолепие и поражали своей монументальной величественностью. Классический стиль церковной архитектуры утвердился в Риме не в последнюю очередь благодаря стараниям избранного в 366 году епископом знатного и богатого священнослужителя Дамасия. Он и его ближайшие преемники были римлянами, происходившими из высших сословий и бережно хранивших античное наследие. Они считали Царство Божие освященным правопреемником империи. Церкви теперь строились с колоннами и другими античными элементами.

христианство

К этому времени набралось достаточно много церковной литературы, написанной на латыни. Но самыми важными в этом ряду стали труды Иеронима. Он родился в Иллирике в 340 году и, несмотря на воспитание в христианской семье, питал пристрастие к языческой литературе. Возможной причиной этого являлась неуклюжесть и бедность языка, на котором были написаны священные книги христиан. Иероним решил подготовить свой перевод Библии на латынь, зачем и отправился на Восток, где выучил греческий и еврейский языки. Результатом его усилий стала Вульгата, т.е книга, написанная на «вульгарном» языке простых людей запада, латыни (языком книжников считался греческий). Именно его Вульгата до сих пор является официальной Библией католиков.

Умер Иероним в 420 году в Вифлееме. Всю свою жизнь он был строгим приверженцем монашества (греч. один) — понятия, закрепившегося в сознании христиан 4 века. Еще до появления христианства существовали группы иудеев, жившие отдельными коммунами, чтобы сосредоточиться на поклонении Всевышнему. Уходили от мира и некоторые греческие философы. Ранние христиане сами по себе были аскетами, поскольку удовольствия считались аморальными с точки зрения их религии, однако с распространением христианства и ростом числа его приверженцев многим аскетам и этого стало казаться мало.

Первым монахом стал египтянин Антоний, проживший, как говорят 100 лет, с 250-го по 350-й годы. В двадцатилетнем возрасте он удалился в пустыню, чтобы вести простую и одинокую жизнь. Его пример стал популярен, и в египетских пустынях появилось множество монахов. Для набожного человека пустыня становилась местом, где он легко избегал греха, прокладывая себе путь на Небеса. Однако такой тип монашества таил в себе и опасности, поскольку одинокое подвижничество могло принимать самые эксцентричные формы.

Так сирийский монах Симеон (390-459 гг) практиковал слабо представимую форму самоистязания — он построил столбы и жил на них в течение 30 лет, лишь изредка спускаясь вниз. За это он был прозван Симеоном Столпником. Многие христиане сомневались, что подобные подвиги угодны Господу. Помимо этого, удаляясь от мира, одинокий монах избегал своих обязанностей и труда. Правильно ли таким образом спасать свою душу?

Альтернативную форму монашества изобрел Василий, епископ Кесарии, родившийся в 330 году. Согласно его теории монахи селились не одиночками, а отдельной коммуной, которая должна была не только молиться, но и работать. Целью работы предполагалось не подвижничество, а совершение добрых дел для человечества. Поэтому община располагалась не в пустыне, а поблизости от крупных населенных пунктов, куда могло бы проникать ее влияние. Распространившись сначала по Востоку, в 5 веке идеи Василия проникли и в Италию.

В 440 году в сан епископа Рима был возведен Лев, за свои дела получивший от историков титул Великий. Обращение «папа» в смысле «отец» на многих языках использовалось для всех священников. В период поздней Римской империи оно перешло к епископам, в особенности к наиболее влиятельным. Когда Лев стал епископом Рима, на Западе к нему так же стали обращаться папа, но уже вкладывая в это слово особый смысл. Именно Лев Великий и считается основоположником института папства.

Лев первым из римских епископов стал принимать активное участие во всех религиозных диспутах, не стесняясь вести себя так, будто он был главой всей церкви. Эта уверенность передалась и остальным. Впервые он показал свою силу, начав суровые репрессии против пришедшего из Карфагена и попытавшегося составить конкуренцию христианству манихейства.

Еще выше папа поднял свой престиж действиями в отношении вождя гуннов, Аттилы. Вместе со своей свитой Лев отправился на север для встречи с подступающим к городу неприятелем. Встреча состоялась в 250 милях от Рима, на реке По. Лев появился во всех регалиях своего сана и торжественно объявил Аттиле, что тот должен забыть даже о мысли напасть на священный город. Наверняка папа подкрепил свои слова чем-то более существенным (за неимением силы лучшим аргументом становилось золото), но в легенде остались лишь его твердость, величественная внешность и ореол папства, вызвавшие у Аттилы благоговение и заставившие его повернуть назад.

христианство
Папа Лев I останавливает Аттилу. Рафаэль. 1514

После этого, в 455 году, Рим снова оказался под угрозой уничтожения. На этот раз пришли вандалы, возглавляемые Гейзерихом. Они ворвались в город и подвергли его жесточайшему разграблению. Риму был нанесен огромный урон, но он мог бы оказаться еще больше, если бы снова не вмешался папа Лев. Он попытался убедить Гейзериха воздержаться «от огня, убийств и мучений». Вождь вандалов не сдержал всех своих обещаний, но древние базилики пощадил.

Нашествие Гейзериха на Рим. Карл Брюллов

Жизнь в городе постепенно вернулась в нормальное русло, а моральное влияние церкви еще возросло. Она стала богаче, а за папством была признана решающая роль в европейских делах. По словам Льва Великого Рим снова стал «главой мира благодаря святейшему престолу Святого Петра».

Назад: Христианство в Империи. Часть 2. Распространение

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля