Римский Форум. Часть 4 – Восточный участок

форум6Приближаясь по Священной дороге к восточному концу площади Форума мы увидим полукруглую нишу храма Юлия Цезаря (Tempio di Giulio Cesare), в которой скрыт алтарь Цезаря. 19 марта 44 года до н.э. скорбящие граждане, следовавшие за похоронной процессией Цезаря к месту его кремации на Марсовом поле, устроили там самодельный погребальный костер из скамей и столов, а тело Цезаря сожгли на Форуме.

храм юлия цезаря
Храм Юлия Цезаря

На месте сожжения впоследствии, в 29 году до н.э., Августом, в рамках его грандиозного проекта по реконструкции территории Форума, был выстроен храм, посвященный Божественному Юлию Цезарю (это первый случай подобного посвящения в Риме). Мраморная колонна в память об «отце отечества», как указывала надпись, была заменена полукружием ниши с алтарем, которая открывалась в центре подиума храма со стороны фасада.

В честь посвящения храма были устроены гладиаторские игры, в которых даже участвовал один сенатор, а римской публике впервые показали бегемота и носорога. Алтарь храма получил статус убежища — это означало, что беглый раб или преступник, добравшийся до алтаря и требующий защиты, мог рассчитывать на милосердие или по крайней мере на отсрочку приговора. В Риме правом убежища обладали только храмы тех богов, которые были известны еще при Ромуле, поэтому некоторые блюстители традиций были возмущены. Выход из положения нашли с римской бюрократической элегантностью: право убежища у Цезарева алтаря отнимать не стали, но храм окружили таким забором, что пройти в него просто так стало невозможно.

От Храма Божественного Юлия Цезаря (aedes Divi Iuli) сохранился только фундамент. К целле, стоящей на подиуме, вели две боковые лестницы. Фасаду предшествовал пронаос с шестью коринфскими колоннами по фасаду и двумя — по сторонам. Его окружала колоннада Портика Юлия, оставляя открытым фасад. По преданиям, подиум был украшен Рострами, взятыми с кораблей Антония и Клеопатры в битве у мыса Акций в 31 году до н.э. В действительности же они были установлены перед трибуной для ораторов, находившейся в непосредственной близости от храма.

храм юлия цезаря
Храм Юлия Цезаря

Здание было связано с одной стороны с Базиликой Эмилия портиком, посвященным Гаю и Луцию — внукам Августа, а с другой стороны — с Храмом Диоскуров аркой в честь победы Августа у мыса Акций, замененной впоследствии (в 19 году до н.э.) так называемой «Парфянской» аркой. Этот храм должен был служить увековечению имени императора, который желал, чтобы на Форуме жила память о роде Юлиев.

храм диоскуров
Храм Кастора и Поллукса

Правее храма Цезаря, через «Этрусский переулок» (Vicus Tuscus) от Базилики Юлия расположены три высокие мраморные колонны, так называемые “Три сестры”, отмечающие живописные развалины храма Кастора и Поллукса — одного из старейших храмов на Римском форуме. Он был построен в 484 году до н.э. по заказу сына диктатора Аулия Постумия по случаю победы над Тарквинием на озере Регил в Лации (496 год до н.э.). По легенде, два, неизвестно откуда появившихся всадника, помогли римлянам одержать быструю победу. Затем видели, как они поили взмыленных коней у источника Ютурны. Объявив народу о поражении врагов, они тотчас же бесследно исчезли. В них узнали братьев Диоскуров — Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера. Кастор прославился как укротитель коней, а Поллукс — как кулачный боец. У братьев была единоутробная сестра Елена — та самая, из-за которой началась Троянская война. Чтобы возблагодарить Диоскуров за помощь, и был воздвигнут храм.

Около 117 года до н.э. храм был обновлён Луцием Цецилием Метеллом Далматиком после его победы над далматами — в это время был расширен подиум храма. Последняя и окончательная реконструкция была осуществлена Августом после пожара 14 года до н.э. Именно к этому периоду относятся сохранившиеся руины.

храм диоскуров
Храм Кастора и Поллукса. Реконструкция

В период республиканского правления здесь проходили собрания сената. Начиная с середины 2 века до н.э. подиум стал трибуной для магистратов и ораторов во время законодательных комиций, которые проходили в этой части Форума. Здесь Цезарь изложил свой проект аграрных реформ. В здании находилась также контора мер и весов. В эпоху империи часть средств государственной казны хранилась в залах, расположенных по продольным сторонам целлы; часть залов использовалась под банковские конторы.

В середине июля в Риме справляли праздник в честь Кастора — несколько тысяч молодых людей в парадной военной форме участвовали в процессии, во главе которой ехали двое юношей на белых конях, изображая Диоскуров.

В 1 веке храм превратили в вестибюль огромного дворца императора Калигулы. Желая быть обожествленным при жизни, безумный правитель часто стоял между статуями “божественных сыновей”, принимая почести посетителей.

Храм имел одну нишу, возвышавшуюся на подиуме кирпичной кладки (50 х 30 х 7 метров) и облицованную первоначально блоками туфа, снятыми в более позднюю эпоху для повторного использования. Подиум, который сохранился до наших дней, а также фрагменты черно-белой мозаики на полу ниши датируются 117 годом до н.э — временем реставрационных работ при Метелле.

храм весты
Храм Весты. Реконструкция

В юго-восточной части Форума располагался Священный участок Весты, на котором находились храм Весты и Дом весталок. Царь Нума Помпилий велел построить святилище, в котором жрицы-весталки постоянно поддерживали огонь. Храм Весты был посвящён римской богине домашнего очага и символизировал мироздание. Он представлял собой круглое строение, окружённое двадцатью ионическими колоннами. Для посвящения в жрицы богини Весты отбирались девочки 6-10 лет благородного происхождения. Весталки исполняли свои обязанности в течение 30 лет, храня обет целомудрия. Не устоявших перед соблазном светской жизни ожидала страшная смерть — их заживо закапывали в землю. Эти жрицы пользовались в римском обществе огромным почетом и привилегиями. Так, если осужденные преступники, идя к месту наказания, случайно встречали весталку, то они подлежали освобождению. Существование весталок было одним из залогов вечности Рима. Весталкой была и мать основателей Рима — Ромула и Рема.

храм весты
Храм Весты

Храм вместе с Домом весталок составлял единый комплекс, функционально соединенный с Регией, резиденцией Великого понтифика. В храме постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки. Вшестером они обязаны были постоянно поддерживать огонь и проводить ритуалы, посвященные Весте. Дым от огня выходил через специальное отверстие в крыше. Внутри храма находился тайник, где хранились символы империи, которые, по легенде, Эней привез с собой из Трои, в том числе Палладиум, античное изображение Минервы. Существует мнение, что тайник находился в углублении 2,40 х 2,40 метра в подиуме, попасть в который можно было только из святилища. В храме часто возникали пожары. После пожара 191 года н.э. потребовалась реконструкция, проведенная под руководством жены Септимия Севера Юлии Домны. Во время этой реконструкции ионические колонны были заменены на коринфские. В 394 году по приказу императора Феодосия храм был закрыт и пришёл в упадок.

Сейчас от храма сохранился только круглый бетонный подиум, блоки туфа и куски колонн. До 16 века все это было облицовано мрамором. Некоторые фрагменты позже оказались встроены в разные церкви, включая собор Святого Петра. Многое пережгли на известь. Некоторые случайно уцелевшие фрагменты храма были найдены на Форуме во время раскопок конца 19 века, и в 1930 году небольшая часть внешнего периметра храма была восстановлена.

При новейших раскопках Римского форума найдены остатки Дома весталок. Этот дом находится у подножия Палатина, близ Форума.

дом весталок
Дом весталок

Ничто не отличает его от обыкновенного римского дома. Он состоит из прямоугольного атриума в 68 метров длины и 28 метров ширины, окружённого портиком в 44 колонны. Из атриума были входы в различные помещения, расположенные в два этажа. Главным из них был tablinum — большой и роскошный приёмный зал. По бокам его шли шесть комнат, предназначенных, видимо, для шести весталок.

дом весталок
Дом весталок. Реконструкция

Посреди атриума видны следы какого-то маленького восьмиугольного здания, тщательно уничтоженного и сравненного с землей; возможно, что его разрушили сами весталки перед тем, как их община была уничтожена при императоре Феодосии, и что именно это и было потайное святилище, в котором хранились священные предметы. В портике стояли статуи великих весталок, поставленные различными лицами, облагодетельствованными ими; таких статуй было найдено 12, из них только у трёх уцелела голова. Раскопки также показали, что дом весталок неоднократно перестраивался во времена Римской империи.

храм ант и фауст
Храм Антонина и Фаустины. Реконструкция

Напротив храма Весты через Священную дорогу, сразу за базиликой Эмилия находится храм Антонина и Фаустины. Хорошо сохранившаяся надпись на архитраве сообщает нам, что этот храм был воздвигнут в честь императора Антонина Пия и его жены Фаустины. В действительности же он был посвящен только Фаустине ее мужем после кончины последней в 141 году н.э. После смерти Антонина Пия в 161 году н.э. Римский сенат посвятил этот храм обожествленной императорской чете.

Грандиозный храм с одной нишей из местного камня пелерина (поверхность которого была облицована мрамором с прожилками) возвышается на подиуме. В настоящее время к храму ведет современная лестница с кирпичным алтарем по центру. Пронаос, предваряющий вход в храм, образован коринфскими колоннами из мрамора с прожилками — шесть по фасаду и по две боковых; они достигают 17 метров высоты. На некоторых колоннах выгравированы изображения божеств; на фризе — грифоны и растительные мотивы. Вблизи храма можно увидеть фрагменты культовых статуй императорской супружеской четы.

Храм Антонина и Фаустины
Храм Антонина и Фаустины

В 1601 году храм перестроили в церковь Сан-Лоренцо, в память христианского мученика, сожженного на этом месте, поэтому здание хорошо сохранилось до наших дней. Другая причина его хорошей сохранности — использование при строительстве очень прочных материалов. Так, например, в свое время тщетно пытались снести пронаос, чтобы использовать его мрамор для других сооружений, о чем свидетельствуют косые насечки, проделанные для веревок в верхних частях колонн. Благодаря этим фактам современные туристы могут полюбоваться романской базиликой, окруженной по периметру колоннадой.

Напротив Сан-Лоренцо, по другую сторону Священной дороги, находятся развалины Регии (слово «Регия» происходит от латинского rex, «царь»). По легенде, Регию основал и построил второй римский царь Нума Помпилий. Из античных источников можно понять, что Регия совмещала функции храма и жилого дома. В ней находилось святилище Марса, где хранились принадлежащие богу войны копья и щиты, и святилище подземной богини, которую римляне называли Ops ConsIVa. Ops — это «сила, богатство», consIVa происходит от глагола consero, «сеять». В августе в честь этого важного божества справлялся праздник и устраивались торжественные процессии.

регия
Регия. Реконструкция

Святилище Опс в Регии было запретным для всех, кроме верховного жреца и весталок. А копья Марса использовались для гадания: если они сами собой начинали шуметь, это считалось дурным знамением, и жрецы должны были немедленно принести искупительные жертвы. Историки рассказывают, что в мартовские иды 44 года до н.э., в день убийства Юлия Цезаря, Марсовы копья зашумели и Цезарь, который тогда был верховным жрецом, совершил положенный жертвенный обряд — но это не отвратило беду.

Раскопки показали, что на этом месте действительно стояла некая постройка еще с  с 7 — 6 веков до н.э. Походила она на богатый дом в этрусском стиле. Этот дом несколько раз перестраивали,  но с первых лет республики основные очертания помещений и стен в ходе дальнейших переделок уже не менялись. Получились три расположенные анфиладой комнаты, причем из средней можно было попасть в каждую из боковых (святилище Марса и святилище Опс), а также во двор.

регия
Развалины Регии

В начале правления Октавиана (будущего Августа) генерал Гней Домиций Кальвин реставрировал Регию, богато украсив ее золотом из своей военной добычи, собранной в городах Испании. Но одного золота было недостаточно для столь важного здания, а достойных произведений искусства в Испании, тогда еще дикой, не водилось. Кальвин обратился к Октавиану и попросил у него взаймы несколько статуй; тот согласился. Когда император попросил отдать долг, Кальвин сказал ему: «Пришли людей и забери статуи»; он намекал, что у него не хватает работников на строительстве, но это можно было понять и так, что по своей воле он статуи не отдаст. Октавиан махнул рукой и постановил считать произведения искусства подношениями Регии.

форум
Западная часть Форума

Все части:
Римский Форум. Часть1. История
Римский Форум. Часть 2. Западный участок.
Римский Форум. Часть 3. Центральный участок
Римский Форум. Часть 4. Восточный участок
Римский Форум. Часть 5. Еще немного

Скачать статью целиком (Части 1-5) в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля