Римский Форум. Часть 3 – Центральный участок

форум6Вдоль всего Форума с запада на восток проходит Священная дорога (Via Sacra) — место триумфальных шествий Республики и Империи.

виа сакра
Виа Сакра

Триумфальное шествие начиналось на Марсовом поле и, приветствуемое народом, шло через весь город к Форуму, где и заканчивалось у Капитолия. Шествие возглавляли сенаторы и магистраты, за ними несли военные трофеи и следовала колесница, на которой находился сам триумфатор в пурпурной одежде, со скипетром из слоновой кости и лавровым венком на голове. За колесницей шли воины, участвовавшие в сражении, а за ними захваченные пленники. Изначально широкий тракт к 4 столетию был украшен колоннадами и устлан туфом.

Южнее арки Септимия Севера находятся Ростры, вернее, то, что от них осталось. Традиция украшать архитектурные памятники носами вражеских кораблей в честь морских побед восходит к римским временам. Первая ростральная колонна была воздвигнута на Форуме в честь морской победы возле города Анция (ныне Анцио). Римляне, не зная, что делать с захваченными в бою бронзовыми украшениями вражеских кораблей, установили их посреди Форума. Другая, более знаменитая колонна, была посвящена победе над карфагенянами в 260 году до н.э. в битве при Милах (ныне Милаццо). Это была первая крупная морская победа Рима, к тому же над соперником, чье превосходство на море считалось неоспоримым. Римляне победили благодаря новаторской технике морского боя, получившей позднее название «абордаж», и бесстрашию командира Гая Дуилия. Ростральная колонна на Форуме была названа в его честь.

ростра
Ростры. Реконструкция

Когда морских побед стало еще больше, римляне украсили корабельными носами целую платформу возле Комиция и здания Сената, и эту платформу стали называть просто Ростры («носы»). Это было самое почетное и заметное место на Форуме. Не было высшей награды для государственного мужа, чем статуя в его честь, воздвигнутая на Рострах. Со временем статуй становилось так много, что старые приходилось убирать, освобождая место для новых. То же самое происходило с самими Рострами. Старые, республиканские, были демонтированы при Юлии Цезаре. Август добавил к ним еще одну платформу чуть восточнее, а в поздние годы империи к ним для равновесия достроили Ростры с другой стороны Форума, перед храмом Божественного Юлия. В 19 веке эти императорские Ростры по ошибке сочли средневековыми (не представляющими исторического интереса) и снесли.

Цезаревы Ростры почти полностью реконструированы в 1904 году (при реконструкции использовали некоторые античные блоки, в том числе те, что были украшены дырками для корабельных носов). К Августовым Рострам лепится небольшая кирпичная пристройка с плохо сохранившейся посвятительной надписью, из которой создается впечатление, что она посвящена какому-то достижению городского префекта Юния Валентина в последние годы существования западной Римской империи. Поскольку в ту эпоху сражаться приходилось в основном с германским племенем вандалов, пристройка известна под названием «Вандальские Ростры» (Rostra Vandalica).

Ростры служили излюбленным местом для публичных выступлений и похорон. Именно с Ростр Марк Антоний произносил свою знаменитую погребальную речь над телом Цезаря — ту, которая теперь известна главным образом по шекспировской трагедии. В античной традиции записи этой речи не сохранилось, но историк Аппиан Александрийский оставил довольно подробный ее пересказ. По его свидетельству, Антоний устроил из похорон Цезаря тщательно срежиссированное и до малейших деталей продуманное шоу; в конце, когда толпа уже во весь голос рыдала, над Рострами на специальном вращающемся механизме поднялась восковая фигура Цезаря, в окровавленной тоге, с изображенными на ней двадцатью тремя ранами, которые нанесли диктатору заговорщики.

ростра2
Ростры

В начале 4 века н.э. на Рострах поставили пять колонн в честь двадцатилетия правления императора Диоклетиана и десятилетия учрежденной им системы правления, известной как тетрархия («четверовластие»). На самой высокой колонне была установлена статуя Юпитера, на остальных — статуи четырех цезарей-правителей. В 1547 году был найден пьедестал одной из этих колонн; сейчас он установлен неподалеку от Ростр. На нем изображены процессии и жертвоприношения в честь десятилетия тетрархии, а на щите, который держат крылатые богини, написано «Счастливого десятилетия цезарей» (Caesarum decennalia feliciter).

Если идти по Священной Дороге от Капитолия, то по правой стороне мы увидим Базилику Юлия, точнее лишь то, что от нее осталось — пол, фрагменты арок и колонны из травертина. В дохристианские времена базиликами назывались сугубо светские здания. Само это слово по-гречески означает «царские палаты».

базилика юлия
Базилика Юлия

Названа базилика в честь Юлия Цезаря, по чьему приказу она и была построена в 54 — 44 годах до н.э. на месте «таберне ветерес» (рыночных лавок), а также базилики Семпрония, построенной в 169 г. до н.э. Тиберием Семпронием Гракхом, отцом двух народных трибунов — Тиберия и Гая (строительство базилики Семпрония так же потребовало в свое время сноса дома Сципиона Африканского и нескольких лавок).

базилика юлия
Базилика Юлия. Реконструкция

Внутри происходили разбирательства гражданских дел, в том числе решались имущественные споры. Здание имело впечатляющие размеры – 101 на 49 метров. Однако, уже через несколько лет оно полностью сгорело и было заново отстроено в 12 году н.э. Августом. При пожаре в 283 году базилика снова сильно пострадала и была отреставрирована при Диоклетиане. Ученые предполагают, что у базилики было три этажа. От этого здания сохранился только возвышающийся уступами подиум. Кирпичные пилоны относятся к современной эпохе. Было найдено также несколько постаментов для статуй, на трех из которых написаны имена скульпторов: Поликлета, Праксителя и Тимарха. На ступенях и мостовой выгравированы таблицы для игр (табулелузорие). Возможно, их начертили праздные завсегдатаи Форума. Полубезумный император Калигула довольно своеобразно использовал крышу базилики: «деньги в немалом количестве он бросал в народ с крыши Юлиевой базилики несколько дней подряд».

Перед базиликой высится колонна Фоки (Colonna di Foca), возведенная в 608 году в честь визита византийского императора Фоки в Рим. Причина, по которой Фока удостоился от экзарха таких почестей, неизвестна. Часто ею считают благоволение Фоки римским папам, в том числе передачу Бонифацию IV Пантеона, освящённого в 609 как церковь всех мучеников, запрет константинопольскому патриарху именоваться “Вселенским” и др. Не исключено, что памятник был установлен в знак преданности императору Рима, которому в то время угрожали лангобарды или был выражением личной признательности Смарагда Фоке, вернувшему ему власть экзарха.

колонна фоки
Колонна Фоки

Высота колонны — 13,6 метра. она установлена на четырёхугольном пьедестале из белого мрамора, первоначально использовавшемся в монументе в честь Диоклетиана. Надпись на северной его стороне сообщает, что монумент 1 августа 608 года Равеннский экзарх Смарагд посвятил Фоке, установив на вершине колонны золотую статую императора.

Фока был солдат самого низкого происхождения, обеспечивший себе византийский трон простейшим способом: он убил императора Маврикия и пятерых его сыновей, после чего войско посадило его самого на трон. В 610 году Фока сам был свергнут и все его изображения начали целенаправленно уничтожаться. По приказу нового императора Ираклия в конце 610 года с колонны была сброшена статуя, а посвятительная надпись затёрта. В Средние века, когда форум пришёл в запустение и был заполнен породой, смытой со склонов ближайших холмов, пьедестал оказался погребён под наносами (хотя сама колонна оставалась целой и продолжала возвышаться над поверхностью земли).

Слева от Священной дороги находятся руины базилики Эмилия (Basilica Aemilia), разрушенной готами в 410 году н.э. Серые половые плиты и основания античных колонн – это все, что осталось от некогда величественного здания, служившего для дебатов и судебных разбирательств.

базилика эмилия
Руины базилики Эмилия

Сейчас в это трудно поверить, но когда-то Плиний Старший называл это здание одним из трех главных чудес Рима. В полусказочные времена ранней Республики на этом месте находились лавки — сначала мясные, потом меняльные. Во 2 веке до н.э. цензор Марк Фульвий Нобилиор построил здесь первую базилику. Как часто бывает с римскими постройками, не совсем ясно, была ли Эмилиева базилика тем же зданием, что Фульвиева, и если да, то до какой степени. В одном из источников ее даже называют «Эмилиева и Фульвиева базилика». Повод для этого упоминания был весьма значительный — во 2 веке до н.э. здесь установили первые в городе водяные часы.

Эмилиевой новую (или обновленную) постройку стали называть в честь нескольких представителей рода, который особенно активно реставрировал и украшал здание. Одного из них звали Эмилий Павел, поэтому у базилики появилось еще и третье имя — Павлова. Это единственный сохранившийся образец базилик времен Республики.

Базилика Эмилия
Базилика Эмилия. Реконструкция

С площади в базилику вели три входа. Сейчас, благодаря позднейшим реконструкциям, здание имеет три придела и неф. Изначально имелось два придела и неф. Неф был приподнят, с большими окнами для освещения внутреннего помещения, украшен рельефом, изображающим мифическое основание города и происхождение семьи. Во время правления Августа напротив базилики был построен портик Гая и Луция (внуков Августа). Его аркадный дорический фасад был частично уничтожен во время пожара в 5 веке н.э. (на обломках мраморного пола до сих пор можно увидеть зеленоватые следы от расплавившихся в пламени пожара бронзовых монет), однако сохранялся вплоть до землетрясения 847 года. За фасадом располагались перестроенные лавки, которые занимали денежные менялы и банкиры.

Длина арочной галереи составляла более 100 метров, что является свидетельством потрясающих размеров базилики. Сооружение составляло 90 метров в длину и 29 в ширину. О внутреннем убранстве базилики можно только догадываться, а историки лишь примерно смогли изобразить, как она выглядела в период расцвета Рима. Известно, что в центральном нефе располагался зал заседаний, а в нем возвышался трибунал с местами для чиновников, судей, адвокатов. Место посередине занимал квестор или претор. Также в базилике был алтарь для жертвоприношений.

В 16 веке остатки стен и портика растащили на строительные материалы. То, на что пошли обломки, можно увидеть и сегодня. От площади Святого Петра к Замку Святого Ангела ведет прямая Виа Кончилиационе («Улица примирения»), на которой стоят многочисленные посольства при Святом престоле. Дом под номером 30 — это дворец Торлония — Жиро. Облицовка этого дворца — все, что осталось от знаменитой базилики.

Скачать статью целиком (Части 1-5) в формате pdf.

Далее: Римский Форум. Часть 4. Восточный участок
Назад:  Римский Форум. Часть 2. Западный участок

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Римский Форум. Часть 2 — Западный участок

Перед началом осмотра можно посидеть на одном из мраморных блоков и изучить подробную карту Форума, чтобы понять расположение руин и...

Закрыть