Римский Форум. Часть 2 — Западный участок

Перед началом осмотра можно посидеть на одном из мраморных блоков и изучить подробную карту Форума, чтобы понять расположение руин и внести ясность в кажущуюся неразбериху.

план римского форума
План Римского Форума

Прогулку по Форуму лучше начинать с западного конца, немного ниже Сенаторского дворца на Капитолийской площади. Отсюда можно увидеть арки римского государственного архива (Tabularium), включенные в задний фасад дворца эпохи Возрождения.

табуларий
Табуларий

Здание Табулария было построено в 1-м столетии до н.э. и являлось государственным архивом, в котором хранились народные постановления и другие государственные акты. Очевидно, что некогда Табуларий имел многоэтажную структуру. Его строгая архитектура оживлена арочными сводами. В настоящее время хорошо сохранился фундамент и первый этаж строения, элементы внутреннего декора.

У самой западной границы Форума, в 367 году до н.э. был построен храм Конкордии (Tempio della Concordia), богини согласия. Появление этого храма символизировало примирение между римской знатью и плебеями после напряженной борьбы и принятия ряда законов, обеспечивших плебеям доступ к высшим государственным должностям, в том числе и к консульству. Следующий вариант храма возник в 121 году до н.э. Почти наверняка цемент для его основания был получен, в числе прочего, из раздробленных камней старинного Камиллова храма — римская архитектурная практика придавала большое значение подобным символическим жестам.

Храм Согласия несколько раз упоминается в литературных источниках в связи с разного рода знамениями: один раз в стоящую на крыше статую богини Победы попала молния, в другой раз возле храма наблюдали кровавый дождь. В бурные годы, которые у историков получили название «римской революции», в этом храме неоднократно собирался Сенат, особенно во времена государственных кризисов. Именно здесь Цицерон произнес свою заключительную, четвертую речь против Катилины с призывом казнить заговорщиков. Храм перестроил и украсил император Тиберий за счет добычи, полученной в германском походе.

Из-за сложного ландшафта архитектурное решение здания было необычным — вопреки классической традиции, он был больше вытянут в ширину, чем в длину. Во время тибериевской перестройки его хотели увеличить, но длина храма была ограничена Табуларием сзади и Комицием спереди, поэтому увеличили его в основном в ширину. Изображения на монетах свидетельствуют о том, что храм был украшен многочисленными скульптурами: Геркулес и Меркурий по бокам у входа и еще не меньше семи фигур на крыше. Фрагмент богато украшенного антаблемента (той части здания, которая находится над колоннадой и состоит из архитрава, непосредственно опирающегося на колонны, фриза и карниза) можно увидеть в Капитолийских музеях, примыкающих к месту расположения храма со стороны Капитолия.

К настоящему времени сохранилась лишь бетонная насыпь — часть фундамента храма. Этот бетон, возможно, самый старый в Риме.

храм веспасиана
Храм Веспасиана

Перед Табуларием, ближе к центру, находятся ростры и храм Веспасиана. Строительство храма началось по решению Сената после смерти императора Веспасиана, в 79 году, при его сыне Тите и завершено при его втором сыне Домициане. Храм посвятили Флавиям Веспасиану и его сыну Титу. Храм Веспасиана и Тита — здание длиной  33 и шириной  22 метра. В помещении находился подиум, на котором стояли статуи двух обожествленных императоров. От колоннады остались всего лишь три колонны коринфского ордера высотой около 15 метров. Они поддерживают фрагмент архитрава, на котором, кроме надписи, есть также фриз, изображающий инструменты жертвоприношения: шлем, топор, нож, блюдо и кувшин.

На одной из гравюр Пиранези эти колонны из итальянского мрамора изображены так, что грунт доходит почти до самых капителей — так высоко поднялся со времен империи культурный слой. Когда в 1810 году храм начали откапывать, оказалось, что три сохранившиеся колонны стоят не прямо, а отклонились почти на метр, и их поддерживает только окружающая почва. Архитекторам пришлось демонтировать колонны и возвести их на новом фундаменте, так что ступени и подиум этого храма созданы в 1811 году.

Один из пилигримов 8 века (так называемый «Аноним из Айнзидельна»), оставивший после себя серию записок о путешествии в Рим, переписал надпись на архитраве, когда она еще была видна целиком, и само здание, похоже, было нетронутым: «DIVO VESPASIANO AUGUSTO S. P. Q. R. / IMPP. CAESS. SEVERUS ET ANTONINUS PII FELICES AUGG. RESTITUER».

портик
Портик Богов Согласия

За храмом Веспасиана, напротив храма Сатурна, расположен памятник, на который редко обращают внимание. Это колоннада из двенадцати невысоких коринфских колонн. У этого памятника даже нет твердо устоявшегося названия. Известно лишь, что он был посвящен двенадцати богам. Когда во времена войны с Ганнибалом государству угрожала смертельная опасность, сенаторы и народ обратились к жрецам, которые углубились в священные книги и объявили, что если Рим устоит, то весь приплод первой мирной весны — телят, ягнят, поросят и цыплят — нужно будет принести в жертву богам. Такой обряд назывался «священная весна» (ver sacrum). Кроме того, было решено установить на Форуме шесть лож, каждое для пары верховных богов. Тит Ливий указывает эти пары в такой последовательности: Юпитер и Юнона, Нептун и Минерва, Марс и Венера, Аполлон и Диана, Вулкан и Веста, Меркурий и Церера. Ученый-энциклопедист Варрон в трактате «О земледелии» тоже упоминает «двенадцать согласных богов — только не тех городских, чьи позолоченные образы стоят на Форуме, шесть мужских и столько же женских, но тех двенадцать богов, что больше всего помогают земледельцам». У него это Юпитер и Теллус (богиня почвы), Солнце и Луна, Церера и Вакх, Робиг (отвратитель болезни злаков) и Флора, Минерва и Венера, Лимфа (богиня пресной воды) и Эвентус (бог благополучного исхода).

Археологи предполагают, что изображения богов стояли между колоннами портика. Не совсем понятно, для чего служили семь небольших помещений в глубине, — может быть, шесть из них были предназначены для шести пар богов, может быть, помещений было двенадцать, просто пять из них еще не удалось обнаружить. Дошедшие до нас обломки относятся ко времени правления династии Флавиев. Но портик неоднократно реставрировали и реконструировали.

мильный камень
Золотой мильный камень

В этой же части Форума можно увидеть Milliarium Aureum (Золотой мильный камень) — некогда колонну из позолоченной бронзы. Колонна была возведена по приказу императора Августа в 20 году до н.э. Прежде на колонне были отмечены названия столиц провинций Римской империи и расстояния от Рима до них. От камня начинались все основные дороги империи. До наших дней сохранились лишь части основания колонны.

Левее храма Веспасиана расположен храм Сатурна, построенный около 489 года до н.э., вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев. Храм несколько раз сгорал и восстанавливался.  Надпись на фризе подтверждает это: «Senatus populusque romanus incendio consumptum restituit» («Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили»). Во времена Республики храм служил сокровищницей. Здесь находилась государственная казна, поэтому храм служил штаб-квартирой для квесторов, государственных чиновников, отвечающих за финансы.

Его нынешние останки датируются 1 веком до н.э., когда храм восстановил (скорее всего — выстроил заново) консул Луций Мунаций Планк. Планк был человеком невероятной карьеры — сподвижник Цезаря в галльских войнах, организатор знаменитого пира в честь Антония и Клеопатры, на котором египетская царица растворила жемчужину в уксусе и выпила раствор, изобретатель титула «Август» для первого римского императора, последний римский цензор (после него должность была упразднена), основатель городов Базель и Лион.

храм сатурна
Храм Сатурна

В храме стояла статуя Сатурна из золота и слоновой кости, одетая в шерстяные одежды. По свидетельству Плиния Старшего, внутри она была полая, залитая оливковым маслом, якобы полезным для слоновой кости. Кроме того, ноги статуи были прикручены к постаменту грубыми веревками, которые снимали только на время ежегодного праздника сатурналий, начинавшегося 17 декабря. Во время Сатурналий исчезала разница между господином и рабом, все пировали вместе, причем господа прислуживали рабам. Люди обменивались подарками — свечами и глиняными фигурками. Сатурналии праздновали до конца античного времени.

То, что мы видим сейчас, к сожалению, не относится ко временам августовского расцвета: восемь колонн из серого и розового египетского гранита, позаимствованные у других зданий, и не слишком искусные ионические капители, вытесанные специально для этого случая, были собраны в 4 веке — так поздно, что некоторые считают эту перестройку одним из последних актов отчаяния со стороны римских язычников в пору, когда храмы олимпийских богов официально уже были запрещены.

Как и многие другие памятники на Форуме, храм Сатурна больше всего пострадал в эпоху Ренессанса. Из записок Поджо Браччолини «О переменчивости судьбы» даже известно, когда это примерно произошло: «Сохранился портик храма Согласия (тогда именно за него принимали храм Сатурна), который я видел почти нетронутым и облицованным прекрасным мрамором в пору моего первого приезда в Рим (в 1402 году); а потом римляне пережгли на известь весь храм, часть портика и расколотые колонны».

В северо-западном углу Форума находится здание Курии (Curia), в котором собирался римский Сенат. Через бронзовые двери (копия оригинала, находящегося в церкви Сан-Джованни ин Латерано) можно посмотреть на «прадеда» всех парламентов, в котором обсуждались дела республики, а потом империи. Именно здесь впервые создавались нормы римского права, лежащего в основе юридических систем большинства европейских государств.

римский форум курия юлия
Курия Юлия

Изначальная архитектура Курии не сохранилась. Нынешнее здание было возведено при Диоклетиане в 303 году н.э. Его кирпичный фасад был облицован мрамором. В 7 столетии Курию превратили в церковь и именно поэтому по сравнению с остальными зданиями Форума Курия выглядит неплохо. В 630 году при папе Гонории I здание было освящено в честь Святого Адриана, гвардейца одного из императоров, который вместе с женой Наталией принял мученическую смерть (ныне Адриан считается покровителем военных, мясников и связистов). В середине 17 века Курию украсил в барочном стиле архитектор Мартино Лонги, а другой архитектор, Франческо Борромини, снял с нее (точнее, уже с церкви Св. Адриана) бронзовые двери, отдал их на реставрацию, после чего и установил их в церкви Св. Иоанна Латеранского. Считается, что это самые древние в мире исправно функционирующие двери.

Курия
Курия Юлия. Внутренний декор

Во второй половине 19 века археологи догадались, что за барочным убранством Св. Адриана скрывается здание древнеримского Сената. В 1935 году церковь прекратила свое существование, а к 1938 году позднейшие наслоения были уничтожены и остались голые кирпичные стены. Одни считают, что в результате нам стал доступен один из самых роскошных интерьеров, сохранившихся со времен античности, другие — что расправа с шедевром Лонги никак не обогатила наши представления о красоте и величии древнеримской архитектуры. От античных времен внутри сохранился мозаичный пол, выложенный в пышном имперском стиле из нескольких сортов цветного камня, привезенного со всех концов римского мира, ярусы, на которых сидели сенаторы, и кирпичный пьедестал золотой статуи богини Победы в глубине. Так же в Курии есть два мраморных барельефа, изображающих здания на Форуме. Сейчас Курия используется как помещение для временных археологических выставок.

Перед Курией находится Комиций — место народных собраний, а за ним — Лапис Нигер — черный мраморный камень, помещенный Суллой над предполагаемом месте гибели Ромула. Сами римляне считали, что это место — могила, но не знали чья. Одни говорили — Ромула; это вроде бы противоречило легенде об обожествлении Ромула, взятого на небо к бессмертным богам, но античное сознание легко справлялось с такими парадоксами. По другой версии, Черным камнем была отмечена могила пастуха Фаустула, приемного отца Ромула и Рема, который ужаснулся, видя, что его воспитанники ссорятся, и сам бросился в драку, чтобы найти быструю смерть. А может быть, это была могила старого Гостилия, деда третьего римского царя. Наконец, это мог быть упоминаемый в источниках Вулканал, святилище подземного бога-кузнеца. Об этом свидетельствует черепок греческой чернофигурной вазы, найденный среди прочих предметов и мусора в яме Черного камня — на ней изображен бог Гефест на осле.

римский форум лапис нигер
Лапис Нигер

Никакого захоронения на месте Черного камня археологи не нашли. Но очень интересной находкой в святилище оказался неприметный кусок туфа. На нем была высечена надпись, на очень древнем латинском языке. Греческий историк Дионисий Галикарнасский сообщал, что Ромул посвятил свою статую Гефесту (то есть Вулкану) и в честь этого сделал надпись «греческими буквами» (действительно, буква r на этой надписи выглядит как Р, а не как R). Надпись сохранилась частично. Датируемая 6 веком до н.э., она является одной из самых древних дошедших до нас надписей на латинском языке и не расшифрована до сих пор.

Господствует над всей этой частью Форума тройная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo).

арка септимия севера римский форум
Арка Септимия Севера
римский форум арка септимия севера
барельеф

В 203 году н.э. император Септимий Север приказал обустроить северный вход на площадь триумфальной аркой. Громкие победы полководца и его сыновей — Каракаллы и Геты — были увековечены при помощи мраморной арки, украшенной торжественным декором. Рельефные рисунки, на облицовочных плитах изображают героические битвы римлян с жителями Парфии. Повествование начинается с левого рельефа со стороны Форума, где находятся подготовка к войне, битва с парфянами, обращение императора к легионерам, сражение с вражеским войском, возглавляемым царём. На правом рельефе изображён штурм Эдессы, обращение императора к войскам, капитуляция царя Осроены Абгара, римский военный совет. Со стороны Капитолия слева показана осада Селевкии и бегство парфян, а также торжественное вступление императора во взятый город. Справа — штурм Ктесифона, и выступление императора перед войсками у стен захваченной вражеской столицы. В пазухах свода центрального пролёта арки находятся рельефы Викторий, летящих над гениями времён года. Боковые пролёты украшены олицетворениями рек. В основаниях колонн композитного ордера помещены рельефные изображения римских солдат и пленных парфян. В древности на арке находилась квадрига со статуями Септимия Севера, Каракаллы и Геты. Именно в таком виде она изображалась на римских монетах. До наших дней квадрига не сохранилась. Кроме того, в эти времена арка находилась на возвышении — к ней вели ступени.

После смерти отца Каракалла убил брата и велел удалить его имя с арки. Однако отверстия для штырей, державших буквы, видны и сейчас. Сохранилась арка по причине того, что в 7 веке папа Агафон пристроил к ней диаконат, своего рода социально-благотворительный центр, посвященный святым Сергию и Вакху, который и просуществовал до рубежа 16–17 веков. В средневековье это была распространенная практика, причем языческий характер сооружений никого особенно не смущал.

А слева от арки находится… «Пуп» Рима (Umbilicus urbis — пуп города).

пуп рима
Пуп города

Еще в царский период на площади Рима был заложен небольшой храм под названием Пуп города. Правители решили подчеркнуть значимость Римского форума, обозначить его ключевую роль в жизни столицы. Некогда торжественное здание, украшенное мрамором, в настоящее время превратилось в руины.

храм сатурна табулариум

Скачать статью целиком (Части 1-5) в формате pdf.

Далее: Римский Форум. Часть 3. Центральный участок
Назад: Римский Форум. Часть 1. История

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Римский Форум. Часть 1 — История

Во времена становления Римского государства, в черте столицы оставался приличный участок земли, которая не была облагорожена. Низина между Палатинским, Капитолийским...

Закрыть