ЦАРСКИЙ ПЕРИОД. Часть II — Нума Помпилий. (715 — 674 г. до н.э.)

нума помпилийПосле смерти Ромула, сенат, состоявший в то время из ста римлян и сабинян, первое время правил без единоначалия — патриции разделились на десятки и каждый десяток правил в течение пяти суток, передавая затем свои полномочия следующему десятку. Так продолжалось год. Однако народ начал роптать — «сто господ заменили одного». К тому же «отцами» владел страх, что могут оживиться многочисленные соседние государства и какой-нибудь сильный враг застанет Рим лишенным власти, а войско — вождя.

Однако римские граждане еще не стали единым народом — по-прежнему существовали «коренные римляне» и пришедшие позже сабиняне. Из кого выбирать царя? После долгих споров было решено, что коренные римляне выберут царя из среды сабинян, чтобы ни тем, ни другим не было обидно.

В то время в одном из сабинских городов жил человек по имени Нума Помпилий. Город был далеко от Рима, но все хорошо знали мудрого Нуму. Он жил в маленьком бедном домике, не стремился к богатству и удовольствиям, а все свободное время посвящал служению богам и размышлениям. Ни один человек не уходил из дома Нумы без доброго совета и помощи, если нуждался в них.

Родился Нума Помпилий в день основания Рима (21 апреля 753 года до н.э.) в семье Помпония — сабинянина по происхождению. Нума был четвёртым сыном в семье и воспитывался в строгости — его отец, хотя и занимал высокое положение в сабинянской общине, не допускал никакой роскоши в своём доме. Юность свою Нума провёл в городе Эвре. Женился он на Тации — дочери царя Тация, соправителя Ромула. Этот почетный брак не заставил его переселиться к своему тестю, — он остался по-прежнему в земле сабинян, помогая своему старому отцу. Так и сама Тация предпочла спокойную, частную жизнь своего мужа тем почестям и блеску, которые ждали ее в Риме при дворе отца. Тация умерла вскоре после свадьбы, на 13 году жизни. Тяжело оплакивая эту потерю, Нума удалился в сторону Альбанских гор, в долину Ариция. Там он встретил нимфу Эгерию, которая, как говорят, и обучила его законотворчеству.

нума помпилий и нимфа эгерия
Нума Помпилий и нимфа Эгерия

Вот к Нуме-то и пришли послы от римлян. Сказали они: «Нума, тебя очень уважают и римляне, и сабиняне, будь нашим царем!» Не обрадовался Нума: «Вы любите воевать, а я ненавижу войну, вы цените силу, а я — справедливость и законы. Вам нужен полководец, а не царь. Мне же такое не по душе». Но не ушли послы: снова и снова просили они Нуму избавить Рим от вражды и раздоров. Наконец, он дал согласие. К этому времени Нуме было 39 лет.

По прибытии Нумы в Рим Сенат и народ из особенной любви к нему вышли навстречу. Женщины говорили ему добрые пожелания, в храмах приносились жертвы. Все радовались, как будто город получил не царя, а царство. Когда шествие достигло форума, исполнявший в те часы должность царя Спурий Веттий приступил к голосованию. Все граждане высказались за избрание Нумы. Затем принесены были знаки царского достоинства, но Нума просил подождать, пока избрание его на престол утвердят и боги. В сопровождении авгуров и жрецов он взошел на Капитолий, или Тарпейскую скалу, как его называли тогда римляне. Здесь старший из авгуров поставил его с покрытым лицом к югу, сам же стал сзади него и, положив правую руку ему на голову, начал читать молитвы за него, посматривая по сторонам, не увидит ли знамений, посылаемых богами, вроде летящих птиц или других примет. Все с напряженным вниманием ждали, что будет, как вдруг показавшиеся с правой стороны птицы — счастливое предзнаменование — подтвердили избрание. Тогда Нума надел царскую мантию и сошел с Капитолия в народ. Раздались громкие восклицания. Царя встретили восторженно, как высоко благочестивого человека и любимца богов.

Главной заботой Нумы стало упрочение основанного на военной силе государства гражданским и религиозным благоустройством. Чтобы приучить народ к мирному, законному порядку и к почитанию богов, он избегал войны. В отличие от всех остальных римских царей, которые активно вели войны, при Нуме Помпилии ни разу не открывались врата храма Януса, как обычно происходило при начале вооружённых конфликтов. Пользуясь мирным временем, Нума установил обряды богослужения и учредил коллегию жрецов, чтобы смягчить духовной дисциплиной грубых людей, которых до той поры удерживала в порядке только военная дисциплина, и облагородить их нравы. Он соединил латинских и сабинских богов в одну религиозную систему, построил им храмы и жертвенники, укрепил религиозной связью государственный союз разных племен, установил те религиозные обряды, молитвы и заповеди, которые приобрели такое важное значение в государственной жизни Рима, организовал жреческое сословие, распределив его на разряды, учредил коллегии авгуров и религиозные братства.

Законодательная деятельность Нумы не ограничивалась религиозными делами — он заботился также о введении благоустройства в гражданскую жизнь, в хозяйственный быт народа. Он роздал бедным гражданам завоеванные Ромулом земли и, чтобы пробудить чувство законности, упрочить порядок имущественных отношений, разграничил поземельные владения бороздами и межевыми камнями. Он пекся о развитии торговли и ремесел, соединил ремесленников в корпорации, учредил собрания, жертвоприношения, праздники каждой корпорации и установил правила торговли на рынке. Чтобы поднять уважение к праву собственности и приучить народ к честности в торговых и всяких других делах, ввел служение богу межей, Термину, и богине верности, Фидес (Fides), построил храмы и установил праздники им.

На седьмой год правления Нумы Помпилия, в Италии разразилась эпидемия, в результате которой погибли тысячи человек как в самом Риме, так и в его окрестностях. Согласно легенде, однажды царь гулял в лесу, озабоченный думой о народном спасении, и вдруг с громом и молниями ему в ноги упал искусно отделанный щит. Тут же явилась покровительница Нумы Помпилия, Эгерия, и сказала, что этот щит является подарком Юпитера, и описала особый ритуал, с помощью которого можно отвратить любую беду от Рима. Нума Помпилий последовал совету богини и приказал изготовить 11 копий этого щита, которые велел повесить и хранить в храме Весты. Также царь учредил особое братство салиев, которые должны были ежегодно в марте, вооружившись этими щитами, совершать по городу священную пляску (пляска салиев). По указанию Эгерии, Нума отменил человеческие жертвы и ввел бескровные (лук, волосы и т. п.).

Следует отметить следующие достижения и нововведения, сделанные Нумой Помпилием:

  • Подсчитаны все земли, принадлежащие Риму.
  • Учреждены ремесленные цехи с отдельными празднествами для каждого. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:
    «Народ был разделен, по роду занятий, на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других — римлянами, одних гражданами Тация, других — Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие».
  • Учреждены религиозные культы.
  • Установлены должности фециалов и понтификов, запрещены человеческие жертвоприношения.
  • Проведена серьёзная реформа календаря, на основе которого впоследствии был введён юлианский календарь. До него римляне делили год на десять месяцев, начиная счёт с марта, и заканчивая декабрём. Согласно новому календарю, были введены два новых месяца — январь и февраль, названые в честь богов Януса и Феба. Ему же приписывается разделение дней на обычные и фесты.
  • Свой дворец второй римский царь построил на Вели, между Квириналом и Палатином, что символизировало объединение двух общин: римской и сабинянской.

Правление миролюбивого царя Нумы продолжалось 43 года. Народное сказание прославляет это время ненарушимого спокойствия, благоустройства, тихого счастья, как второй золотой век. Справедливость, богобоязненность и радость владычествовали тогда в государстве. Когда скончался тихою смертью благочестивый царь, бывший примером всех добродетелей, народ печалился, как будто каждый лишился отца. В таком сиянии передала легенда черты второго царя Рима потомству. Нума и Ромул – олицетворения тех деятельностей, которыми положено было прочное основание будущему Риму: в Ромуле олицетворено мужество, в Нуме – уважение к богам. Эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями, они были необходимы для Рима, из них развилось могущество этого города. Поэтому легенда и поставила в начале истории Рима военного царя Ромула и мирного царя, установителя богобоязненности, Нуму, сделала основателями государства представителей коренных сил его. Она говорит, что Нума был учеником Пифагора, не обращая внимания на хронологическую невозможность этого, и тем сама показывает, что Нуму следует считать не действительным лицом, а только олицетворением религиозных и нравственных учреждений.

Нума Помпилий умер от естественных причин в 673 году до н.э. в возрасте 80 лет, оставив, по преданию, большое письменное наследие. Все свои книги он завещал похоронить с собой. В 181 году до н.э. на Яникуле случайно было найдено 2 каменных ларца с надписями на греческом и латинском языках, из которых выяснилось, что в одном ларце лежал прах Нумы Помпилия, а в другом его книги — 7 книг о понтификальном праве и 7 по греческой философии. Рукописи оказались неповреждёнными, однако городской претор решил их сжечь, так как посчитал, что в них заключены мнения, угрожающие современным религиозным представлениям римлян. Впоследствии в среде алхимиков бытовало мнение, что какие-то из рукописей Нумы Помпилия избежали огня, и в них содержится секрет философского камня.

Новым царём Рима после смерти Нумы Помпилия стал Тулл Гостилий.

Далее: Царский период. Часть 3. Тулл Гостилий.
Назад: Царский период. Часть 1. Ромул.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ, КАПИТОЛИЙСКИЕ МУЗЕИ.

Неподалеку от южного берега Тибра над Римом возвышается один из семи холмов – Капитолий. Это название появилось после того, как...

Закрыть