Основатель и первый царь города Рима, Ромул, был довольно хитрым и даже кровожадным персонажем.
Первыми жителями Рима стали окрестные пастухи, товарищи детства Ромула. Все население города в первые годы его существования составляло немногим более трех тысяч человек. Для увеличения численности горожан Ромул открыл убежище в лесистой долине Капитолийского холма. Там от соседних народов собрались все жаждущие перемен — беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений. Эим пришельцам были предоставлены права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Так была заложена первая основа будущей великой мощи города.
Когда вопрос с силой был решен, Ромул «сообщает силе мудрость» и учреждает Сенат — совет почетных граждан, прообраз будущего рычага власти Рима времен Республики. Ромул отделил знатных по роду и прославленных в те времена доблестью и богатством людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал «плебеями» и назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами, а людей лучшей доли — «отцами» (их потомков стали называть «патрициями»). На «отцов» и было возложено руководство Римом. Ромул так же счёл целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из последних предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном, и назвал защиту бедных и низших «патронатом», установив таким образом между двумя слоями общества гражданские связи.
Однако, в Риме все еще не хватало женского населения — соседние народы считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул пошел на хитрость и устроил торжественный праздник в честь Нептуна Конного — Консуалии. На праздник съехалось множество соседей римлян, в том числе сабиняне. И в то время, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игр, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и их многочисленное войско набросилось на безоружных гостей. В образовавшейся сумятице римляне и захватили сабинских женщин — кто сколько мог. При этом остальных сабинян они оставили невредимыми и даже обещали им вознаграждение. Как считали античные историки, свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор. Римские историки так и не смогли договориться, сколько же тогда было похищено женщин. Они называли цифры 30, 527 и 683.
«Похищение сабинянок» возмутило соседей. Сабины были весьма воинственным племенем, но прежде чем начать военные действия, они отправили посольство в Рим с просьбой вернуть женщин. Ромул отказался и выдвинул встречное предложение — разрешить браки между римлянами и сабинянками. После этого начались военные действия. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. В честь этой победы на Капитолийском холме был заложен храм Юпитера — самый древний римский храм, а военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков, заселивших Эсквилинский холм.
К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, выступили на Рим под предводительством своего царя Тация и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять — Тарпея, дочь начальника римской крепости, была подкуплена золотом и ночью открыла сабинянам одни ворота, чтобы взамен получить то, «что сабиняне носят на левой руке» — золотые украшения на запястьях. Однако сабиняне «любили предательство, но ненавидели предателя», поэтому воины начали бросать в Тарпею свои щиты, которые они держали в левой руке, и вскоре под их тяжестью она погибла.
В память о предательнице отвесная скала на Капитолийском холме называется Тарпейской. С этой скалы сбрасывали приговоренных к смерти за убийство или измену.
Спасли римлян появившиеся на поле боя сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, а с другой — мужей прекратить кровопролитие. После этого был заключен мир. Обе стороны решили жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
Шесть лет длилось совместное правление Тация и Ромула. За это время они совершили несколько удачных походов, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Так Ромул стал единственным царём объединённых народов.
После этого Ромул продолжил занятия государственным устройством. Он установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов и разделил народ на три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Каждая триба состояла из 10 курий, названных по именам сабинских женщин. Те, кто стоял во главе триб, назывались «трибунами», стоящие же во главе курий — «курионами». Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые «декурионами». А земля Рима была разделена на 30 равных клеров (участков по жребию) и каждой курии был назначен свой клер.
Каждая из трех триб выбирала по три человека, наиболее разумных благодаря своему возрасту и знатных по происхождению. Эти девять, в свою очередь, выбирали по три самых достойных патриция из каждой курии. К получившимся 99 человекам Ромул добавлял еще одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Эта сотня и составляла Сенат.
Более двадцати лет Ромул вел войны с соседями своего государства, расширяя его территорию и увеличивая его население. Для появления среди народа Ромул выработал собственный стиль: на голове его была корона, а в руках — скипетр с орлом. Он носил обувь ярко-красного цвета и длинный белый плащ с фиолетовыми полосками.
Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Но похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма: «Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином.»
После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.
Далее: Царский период. Часть 2. Нума Помпилий.
Назад: Предыстория. Часть 2. А что говорит археология?