Базилика Сан Джованни ин Латерано. Часть 2.1. Расположение, экстерьер, площадь и обелиск.

Латеран — это четко определенный район в пригороде Рима, получивший развитие в 19 веке на месте бывших виноградников. Гигантские статуи Христа и апостолов над фасадом базилики видны из разных точек города, но сама базилика скрывает себя удивительно хорошо.

На ее северо-западной стороне расположена площадь Сан Джованни ин Латерано с ее обелиском, и это место исторически является главным центром общественного присутствия базилики. К востоку от площади находится основная часть Латеранского Дворца, занимающая северную сторону нефа базилики и закрывающая любой вид на нее. К югу — фасад северного конца трансепта, Лоджия Благословений. На юго-западе расположен баптистерий, а за ним — здания университета. На западе — здания мужского отделения Госпиталя Сан Джованни, а на северо-западном углу — выглядящее как церковь, женское отделение.

сан джованни ин латерано
Площадь Сан Джованни ин Латерано

Если вы пойдете на восток по главной дороге (Виа ди Сан Джованни ин Латерано), то увидите фасад Скала Санта прямо напротив дворца через дорогу. Направо, за углом дворца, находится главный фасад базилики, возвышающийся над трапециевидной площадью с газоном — площадью Порта Сан Джованни.

Фасад Скала Санта

Многие входят в церковь с площади Сан Джованни ин Латерано, однако этот вход, по сути, является задней дверью. Совершенно другое, куда лучшее впечатление от церкви можно получить, зайдя в нее с главного фасада, особенно при первом посещении.

сан джованни ин латерано
Фасад базилики

Стены базилики сложены из кирпича. Однако существует большая неопределенность в том, сколько в них сохранилось от первоначальной кладки 4 века. Центральный неф, трансепт и святилище находятся под одной двухскатной черепичной крышей в форме латинского креста. Боковые приделы имеют более низкие крыши, теперь плоские, а апсида покрыта свинцом. Фасад является отдельной архитектурной структурой и имеет собственную черепичную крышу.

Снаружи боковых приделов расположены пять больших внешних часовен, добавленных путем простого пробивания стен. Две северные полностью скрыты дворцом. Та из них, что восточнее, Капелла Торлониа, имеет небольшой свинцовый купол, а другая, Капелла Массимо, — черепичную крышу. Три южные часовни интересны своим архитектурным контрастом. Восточная, Капелла Корсини, имеет в плане греческий крест с боковыми апсидами. Ее полукруглый купол покрыт свинцом и располагается на круглом кирпичном барабане с большими прямоугольными окнами. Центральная, Капелла Антонелли, прямоугольная снаружи, имеет эллиптический купол, покрытый плиткой без секторов. Западная часовня имеет овальный (яйцевидный) купол, так же покрытый плиткой, но разделенный на десять секторов.

сан джованни ин латераноК югу от трансепта находится средневековый монастырь, а к западу от южного конца трансепта располагается большое ризничное крыло, выступающее далеко за пределы апсиды. Баптистерий со своими четырьмя вспомогательными часовнями — это отдельно стоящее сооружение, расположенное к северо-западу от апсиды под углом к главной оси базилики.

сан джованни ин латерано
Баптистерий

На площади Сан Джованни ин Латерано сейчас доминирует очень широкая, загруженная и ужасающая главная дорога, разрушившая ее как общественное пространство. Тем не менее, это сохранившееся место расположения древнего Campus Lateranensis, бывшего местом собраний и у базилики и у дворца в средневековые времена. Здесь находилась конная статуя Марка Аврелия, до ее перемещения на Капитолий в 1538 году.

Сегодняшнее состояние площади (минус дорога, но плюс обелиск) — это работа Доменико Фонтана 1588 года. Площадь была спроектирована как конечная точка новой папской процессиональной дороги, Виа ди Сан Джованни ин Латерано, открытой в том же году для папы Сикста V (1585-1590).

сан джованни ин латераноРозовый гранитный обелиск был изготовлен в Северном карьере Асуана по приказу фараона Тутмоса III (1479-1425 гг до н.э.) из 18 династии. Скорее всего, он один из пары (как все другие известные обелиски), и считается что его близнецом должен был стать Незаконченный Обелиск, оставленный в карьере по причине возникновения в камне изъяна и все еще находящийся там. Существует серьезное предположение, что настоящим заказчиком обелиска была Хатшепсут, «женщина-фараон», временно потеснившая Тутмоса, пока тот был мальчиком.

Обелиск представляет собой монолит высотой 32 метра и весом около 455 тонн. Это самый большой из известных обелисков. От одного до четырех метров его сильно поврежденного основания было отполировано перед установкой на площади. Древние египтяне не имели железных инструментов. Считается, что обелиск вырубался с помощью диоритовых кувалд, а затем доводился до нужного состояния инструментами из меди и бронзы. Такая работа требовала многих человеко-лет и ее детали до сих пор неизвестны. Например, как достигалась такая четкость в вырезании иероглифов?

Располагался обелиск, как считается, в Фивах (совр. Карнак), в так называемом «Храме Слышащего Уха», бывшим вспомогательным храмом, находившимся к востоку от основного и перестроенного позже Рамсесом II. Функцией храма было получение устных просьб простых людей к богу Амону-Ра. На плане он отмечен как Храм Рамсеса II.

Храм Амона Ра в Карнаке

Император Константин приказал доставить обелиск в свою новую столицу, Константинополь, но умер прежде чем тот покинул Египет. Константин II перевез обелиск в Рим и установил его на спине Большого Цирка, где он и находился до тех пор, пока не упал при землетрясении в неизвестную дату.

Папе Сиксту V сообщили о задокументированном существовании обелиска, после чего, в 1587 году, он был найден на глубине 7 метров под огородом, в который превратился Большой Цирк. Такая глубина захоронения не могла быть вызвана естественной эрозией. Скорее всего ее причиной стала расчистка соседних холмов от руин для разбивки на них виноградников. Обелиск был отреставрирован и установлен на свое нынешнее место 3 августа 1588 года. Этими работами занимался Фонтана, о чем и сообщает надпись на его высоком известняковом постаменте.

На стороне постамента, обращенной к базилике, есть надпись, в которой упоминается о крещении Константина в ее баптистерии, что является только легендой (на самом деле император крестился на смертном одре в Никомедии (сейчас это Турция)). Другие стороны содержат записи об обнаружении и повторной установке обелиска.

Когда обелиск был еще новым и находился в Египте, его пирамидальная точка была покрыта электрумом, редким природным сплавом золота и серебра, ценившимся египтянами выше чистого золота. Папа Сикст V установил на этой точке бронзовый крест, опирающийся на стилизованные горы, звезду и четырех львов, держащих груши (элементы его герба).

На стороне постамента, обращенной к главной дороге, расположен фонтан с изображением орла и двух драконов из геральдики папы Павла V Боргезе. Однако стороны гигантских завитушек содержат мотивы львов и груш Сикста V, указывающие на присвоение этой работы Павлом (довольно распространенная практика того времени — оставление своей геральдики после проведения мелких ремонтов — создающая проблемы историкам).

Здесь можно посмотреть панораму площади перед Лоджией Благословений.

Базилика Сан Джованни ин Латерано. Все части:
Часть 1.1. История. Античность и Средневековье
Часть 1.2. История. От Ренессанса до современности.
Часть 2.1. Расположение, экстерьер, площадь и обелиск.
Часть 2.2. Лоджия Благословений, Латеранский Дворец, Scala Santa и Sancta Sanctorum
Часть 2.3. Триклиниум Леониум, площадь Порта Сан Джованни, главный фасад и нартекс.
Часть 3.1. Интерьер. Центральный неф.
Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь и конфессио.
Часть 3.3. Интерьер. Боковые приделы и часовни.
Часть 3.4. Интерьер. Трансепт и апсида.
Часть 3.5. Интерьер. Ризницы и Монастыри.
Часть 4.1. Баптистерий. История и экстерьер.
Часть 4.2. Баптистерий. Интерьер.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Dmitry

0
Комментарии: 15Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля