Восстановление в 1143 году сената не было иллюзией. Успехи общества, которыми завершилась борьба государства с иерархией григорианской церкви, были весьма велики. Оживились производство, торговля и науки, пробудилась любовь к классической древности.
Папой тем временем был провозглашен кардинал Гвидо, тосканец из Кастелло. Он вступил на престол 26 сентября 1143 года под именем Целестина. Не придя ни к какому соглашению с римлянами, он был вынужден искать защиту у Франджипани и умер уже 8 марта 1144 года. С 12 марта его преемником стал Люций II, Герард Каччианемичи. С помощью короля Сицилии и римской знати Люций рассчитывал уничтожить общину, заявившую права на церковные лены.
Родовая знать образовала враждебную народу партию гвельфов. Даже сторонники германского императора, Франджипани, примкнули к папе, за что получили от него разрешение занять Большой Цирк и присоединить его к своей крепости на Палатине. С этого времени в их руках были Большой Цирк, Колизей, арки Тита и Константина, арка Януса и множество других укрепленных сооружений.
Община, между тем, тоже собирала силы. Во главе республики она поставила патриция, которым стал брат антипапы Анаклета II, Иордан Пьерлеоне, единственный член этой семьи, перешедший на сторону народа. Поскольку императора в эти годы не было, патриций мог считаться его наместником, и народная партия признала верховную власть римского короля. В 1144 году была составлена первая гражданская конституция, и с этого времени начинается сенаторский период истории Рима. Община решила лишить папу его светской власти и потребовала от него передачи всех своих суверенных прав патрицию, а самому довольствоваться десятинным сбором.
Рим погрузился в смуту. Люций сделал отчаянную попытку вырвать власть из рук римлян. Он осадил Капитолий, чтобы взять его приступом, но сенаторы во главе с патрицием отразили нападение. Считается, что во время штурма папа был ранен попавшим в него камнем. Через несколько дней, 15 февраля 1145 года, он умер в монастыре Святого Григория на Целии, куда его отнесли на попечение Франджипани.
Кардиналы немедленно избрали нового папу, Бернарда, аббата церкви Сант Анастасиус ад аквас Сальвиас. Избранник мог беспрепятственно занять Латеран, но путь к базилике Святого Петра, где должно было происходить посвящение, оказался прегражден сенаторами, требующими от папы отказа от гражданской власти и признания республики. Весь Рим взялся за оружие и уже 17 февраля папа вместе с испуганными кардиналами бежал в Фарфу. Здесь 18 февраля 1145 года он был посвящен под именем Евгения III. К Пасхе он перебрался в Витербо, где оставался в течение 8 месяцев.
Тем временем в Риме разрушались и разграблялись дворцы и укрепления знати и кардиналов, державших сторону папы. Нападениям подвергались даже пилигримы, и базилику Святого Петра снова пришлось укреплять защитными сооружениями. Народное управление упразднило городскую префектуру, представительный орган императорской власти. Теперь суверенитет должен был принадлежать только патрицию как представителю римского сената и народа.
Евгений III, однако, не терял времени даром. В Витербо он созвал вассалов церкви, враждебно относящихся к Риму графов Кампаньи. Когда же ему присягнули и тиволийцы, у папы появилась реальная возможность повести войска на Рим. Ввиду этой опасности, а также от утомления от борьбы, народ высказал готовность признать верховную власть понтифика. Евгений III, со своей стороны, согласился признать существование подчиненной церкви республики. Патриций был низложен, а сан префекта восстановлен. Перед Рождеством 1145 года папа вступил в Латеран, и оказанная ему встреча походила на триумф.
Итогом революции стало признание папой гражданской общины. Правда сенат получал свои полномочия от папы, сохранившего таким образом свой суверенитет. Этот сенат, состоявший первоначально из горожан, что придавало ему плебейский характер, полностью переизбирался каждую осень. В его руках находилась законодательная власть, а принятые решения предоставлялись на одобрение народного собрания, созывавшегося на Капитолии.
Скорее всего сенатом было изъято из ведения папы монетное дело, поскольку в обращении снова появились монеты с древней надписью Senatus Populus Que Romanus. Гражданская юстиция тоже перешла в ведение сената, причем последний стремился подчинить своей юрисдикции даже такие гражданские дела, в которых обеими сторонами, истцом и ответчиком, были духовные лица. В целом, Рим стал самоуправляющейся республикой, объявлявшей войну или заключавшей мир независимо от папы.
Римляне не забыли про Тиволи и снова потребовали его уничтожения. Не имея возможности воспротивиться, папа позволил срыть городские стены, но для римлян этого было мало, и уставший Евгений III в конце января 1146 года бежал из города. В марте 1147 года он был уже во Франции у короля Людовика. Поскольку сами римляне папу не изгоняли, они считали заключенный с ним договор по-прежнему действительным, а в сенате видели учреждение, получившее полномочия от папы. Они немедленно напали на Тиволи и казнили многих из его жителей.
В отсутствие папы высшая знать стала совершать набеги на церковные владения. Папская область распалась на несколько незначительных владений с баронами во главе. В самом же Риме власть сосредоточил в своих руках начальник милиции Иордан Пьерлеоне.
В это время в городе появляется ранее изгнанный и отлученный от церкви Арнольд Брешианский, ярый противник Иннокентия II и сторонник лишения папы светской власти. Евгений III восстановил еретика в церкви после обета последнего смириться и молчать. Однако, вслед за побегом папы во Францию, Арнольд благополучно забыл о своей клятве и стал излагать римлянам свое учение.
Происходивший в Риме переворот захватил Арнольда, а учреждение гражданской общины явилось весьма благоприятным обстоятельством для развития его идей. Отъем гражданской власти у папы и уничтожение остальных церковных государств, по его мнению, должны были бы привести к демократическому устройству церкви, чуждой всякой политики. Учение о бедности и чистоте нравов, присущих апостолам, приобрело Арнольду множество сторонников. Его секта, основанная в Брешии, появилась теперь и в Риме.
Римский сенат, не колеблясь, примкнул к доктрине, излагаемой пламенным оратором с развалин Капитолия. В своих речах Арнольд, действительно отличавшийся безупречной жизнью, указывал на высокомерие, корыстолюбие и ханжество кардиналов, а папу называл не преемником апостолов и пастырем душ, а поджигателем и убийцей, палачом, откармливающим свое тело и набивающим свой сундук чужим добром. Можно себе представить, как эти речи действовали на римлян, и без того питавших ненависть к церковному правлению.
Арнольд был великим человеком своего времени, и республика призвала его на службу. Он стал советником в делах городского устройства и из церковного реформатора превратился в политика. Вот только, если в других городах демократические учреждения развивались естественным образом, то воздействие древних памятников и преданий держало римлян в заколдованном круге. Они стремились воскресить свое прошлое и погрязали в несбыточных мечтах о власти над миром.
Сам Арнольд советовал снова застроить Капитолий, восстановить сословие сенаторов и даже учредить в обновленной форме сословие всадников, имея в виду объединение мелкой знати, относившейся к народу более дружелюбно и способную противостоять аристократии консулов. Помимо такой мелкой знати низшее духовенство так же прониклось идеей равенства лиц священнического сана. Духовенство второстепенных церквей восстало против касты кардиналов, владевших укрепленными замками и жившими по-княжески.
В июне 1148 года в Италию вернулся Евгений III. В июле, на соборе в Кремоне, он отлучил Арнольда от церкви, а чуть позже отправил римскому духовенству послание, в котором грозил карой всякому, кто будет внимать еретику. А в начале 1149 года, возвращаясь из неудачного крестового похода, Рим решил посетить германский король Конрад III, обеспокоенный союзом Рожера Сицилийского с мятежным баварским герцогом Вельфом. Папа же, наоборот, нуждался в помощи Рожера против римлян и опасался, что Конрад заключит с ними договор. По какой-то причине посещение Рима королем не состоялось.
Римский сенат уже неоднократно обращался к Конраду с просьбой прибыть в город и взять в свои руки верховную власть на Римом и империей. Видя перед собой двух претендентов, оспаривающих друг у друга право жаловать императорской короной, король предпочел римского папу римскому сенатору, даже не смотря на то, что папа был в союзе с Рожером, врагом Конрада, а ослабление папской власти было для империи более, чем желательно. Приглашение сената осталось без внимания.
Теснимые со всех сторон, римляне были вынуждены в конце 1149 года снова призвать папу. Между Евгением и сенатом был заключен новый договор, продержавшийся, правда, не дольше предыдущего. Уже в июне 1150 года папский двор удалился из города и странствовал по Кампаньи в течение трех лет, а римляне снова обратились к Конраду с приглашением принять императорскую корону. После победы над Вельфом в 1150 году руки у короля оказались развязаны и теперь он изъявил готовность идти в Рим для установления порядка.
Решение было принято в сентябре 1151 года, и римляне, наконец, получили ответ на свое послание. Сенат в ответе, правда, не упоминался — король обращался к префекту города, консулам и римскому народу. Королевские послы направились как к римлянам, так и к папе, который принял их в январе 1152 года. Соглашение с папой состоялось немедленно, и Евгений III тут же прервал свои отношения с Рожером. Тем не менее, поход так и не состоялся — Конрад III умер 15 февраля 1152 года, став первым германским королем, не увенчавшим себя императорской короной со времен Оттона I.
5 марта на германский престол вступил племянник Конрада, знаменитый Фридрих Барбаросса, которому предстояло стать грозой Италии. И Евгений III и римляне тут же приложили все старания, чтобы обеспечить себе благосклонность нового монарха, но ответа в виде послов удостоился только папа. Интересен взгляд римлян того времени на правовые отношения императора к Риму, изложенный в одном из их писем к Фридриху.
Автор письма сетует, что Фридрих намерен принять императорскую корону из рук вероломных монахов, которые не могут обладать никакими светскими правами. Историю «дара Константина» он называет приевшейся басней, которой «теперь не верят даже старые бабы». Имперская власть имеет своим источником суверенитет римского народа, а потому право наделять этой властью принадлежит исключительно этому народу. Ссылаясь на Библию и Отцов церкви, автор утверждает, что папство — это не более чем только духовный сан, а получение папами прав на инвеституру от Христа и Святого Петра — мистические бредни. Никакой королевской власти, даруемой милостью Божией, не существует, а источник такой власти заключен единственно в правах народа.
Король согласился с возражениями римлян против верховного права на инвеституру, присвоенного себе папой, но посмеялся над притязаниями сената, которые счел нелепыми, и решил, по примеру своих предшественников, принять корону от папы «милостью Божией». Не считаясь ни с какой «римской республикой», он продолжил начатые Конрадом переговоры и весной 1152 года подписал с папой договор, по которому обязался не заключать мира ни с Римом, ни с Сицилией без согласия папы и приложить старания к подчинению Рима Святому Престолу.
Король обещал помочь Евгению вернуть все отнятое у него ранее, а папа, в свою очередь, обещал королю императорскую корону и всяческую поддержку. Не смотря на возникшие после этого в Риме волнения, уже осенью 1152 года Евгений III получил возможность вступить в город. Сенат и народ встретили его с почетом, что способствовало признанию общины со стороны папы. Прожив несколько спокойных месяцев, Евгений умер 8 июля 1153 года и был с большой пышность погребен в базилике Святого Петра.
12 июля 1153 года на Святой Престол под именем Анастасия IV вступил избранный единогласно римлянин из Субуры, кардинал Конрад. Престарелый Анастасий не предпринимал никаких враждебных действий по отношению к римской конституции, спокойно жил в городе и умер 3 декабря 1154 года. А уже 5 декабря был избран и посвящен в папы под именем Адриана IV англосакс Николай Брэкспир, человек редкой энергии.
Он тут же стал в резкую оппозицию к римской общине и пообещал уничтожить провозглашенную на Капитолии конституцию. Сенат и новый папа отказали друг другу во взаимном признании. В октябре в Италию направился Фридрих Барбаросса, и римляне, не имея оснований возлагать на него какие-либо надежды, тайно обратились за помощью к Вильгельму I, наследовавшему на троне Сицилии своему знаменитому отцу Рожеру. Вильгельм приглашался силой захватить церковную область, прежде чем в Риме появится германский король.
Не имея возможности овладеть Латераном, Адриан IV оставался в базилике Святого Петра, а вся имевшаяся в его распоряжении территория ограничивалась стенами Леонины. Адриан потребовал изгнания Арнольда, поддерживаемого сенатом и боготворимого народом, уже несколько лет подряд проповедовавшего свое учение прямо на глазах у папы. Ненависть римлян к духовенству росла все больше, и, наконец, один из кардиналов получил на улице ранение кинжалом. Адриан воспринял это преступление как надругательство на церковью и впервые в истории наложил на Рим интердикт, т.е. отлучение от церкви всего города, самую ужасную из существовавших в то время кар.
С наложением интердикта в городе прекращалось всякое богослужение. Из всех таинств совершались лишь крещение и причащение умирающих. Тела умерших закапывались в землю без совершения обряда погребения, а вступавшие в брак получали благословения на кладбищах. Такие меры в те времена быстро приводили к повиновению даже могущественных государей. Римляне, отнесшиеся поначалу к интердикту с пренебрежением, вскоре отказались от дальнейшего сопротивления. Начавшиеся в народе волнения заставили сенаторов броситься к ногам папы и умолять его о прощении.
Адриан согласился снять с Рима отлучение только при условии немедленного изгнания Арнольда. После девяти лет служения делу гражданской независимости несчастному реформатору пришлось бежать из города в надежде добраться до республик средней Италии, где его не смогла бы достать рука папы. 23 марта интердикт был отменен, и папа в торжественной процессии впервые проследовал в Латеран.
Вильгельм I в это время вел с церковью настоящую войну. Он осадил Беневент и сжег ряд замков в Лациуме. Однако весть о приближении германского короля и спокойствии в Риме заставила его отступить в Аквино. Фридрих уже находился в Тусции и настаивал на сборе Пизой флота для борьбы с норманнами в союзе с папой и константинопольским императором Эммануилом.
Быстрое продвижение Фридриха беспокоило и самого Адриана IV, не знавшего, как поведет себя король. Для выяснения намерений германца к нему были отправлены послы с требованием выдачи еретика Арнольда. Твердо решив устранить любую преграду к своему коронованию, Фридрих Барбаросса проявил полную готовность оказать папе эту услугу. Послав в замок Кампаньяно, где скрывался Арнольд, вооруженный отряд, он захватил одного из графов и вынудил того выдать Арнольда. После этого реформатор был передан папским легатам.
Встреча папы и короля произошла 9 июня в Кампо Грассо близ Сутри и была омрачена своеобразной «пикировкой». Гордый монарх не вышел навстречу папе, не желая исполнить унизительную для себя обязанность поддерживать ему стремя. Адриан спешился, и лишь тогда показался юный король. Но когда он распростерся у ног папы, оскорбленный Адриан отказал Фридриху в приветственном поцелуе. Лишь на следующий день имперские князья убедили короля сделать уступку в глупом споре, и Фридрих Барбаросса, превратившись в конюха наместника Христа, исполнил традиционную обязанность.
Невыясненными оставались отношения между королем и римлянами. Еще не один император не был коронован с момента учреждения сената, который, как мы помним, считал, что источником власти является не папа, а римский народ. Фридриху приходилось считаться с тем, что республика не откроет ему ворота и будет защищать город, но папа посоветовал ему тайно занять Леонину отборным войском, обещая, что оно будет впущено папскими сторонниками. Так и произошло. Утром 18 июня 1000 рыцарей без сопротивления вступили в Леонину.
В тот же день, не встреченный римлянами, в Леонину вступил Фридрих. Здесь его уже ожидал папа. Коронование было проведено немедленно в занятой войсками базилике Святого Петра, но Рим не признал Фридриха императором. Город оставался закрытым, а народ собрался на Капитолии у недавно выстроенного для сената дворца. Чужестранец Адриан IV был ненавистен римлянам в качестве местного государя, но почитаем ими как папа. Фридрих же казался им совершенно невыносимым, поскольку не присягнул законам города, как это делали все императоры, не выслушал голоса римлян при своем избрании и не одарил горожан подарками. Требование римлян признать их конституцию было вполне справедливым, а отказ в этом признании — неблагоразумным.
Однажды папы перестали быть избранниками римского народа. Теперь этот народ лишался участия и в избрании своего императора. В эпоху, когда в основе гражданской и политической жизни лежали древние традиции, римляне не могли примириться с мыслью, что их город — Вечный город — более не представляет из себя ничего, кроме места, где происходит возведение в сан пап и императоров. Единственную гордость Рима, не имевшего ни богатства, ни могущества, составляло именно то, что он был Римом. Однако притязания римлян на некую «избранность» имели своими союзниками лишь стены Аврелиана, Тибр, малярию и разрушенные памятники великих предков. Печальное зрелище…
По окончании коронации император отправился в свой лагерь на Нероновом поле, а папа остался в базилике. Оставленные без внимания римляне пришли в ярость и после полудня бросились через тибрские мосты в Леонину. Перебив немногочисленных врагов и ограбив духовенство, они направились в лагерь Фридриха, возможно, надеясь освободить Арнольда. Германский отряд, проникнув в Леонину через разрушенные еще Генрихом IV стены, ударил римлянам в тыл, но ему стоило большого труда одолеть римских граждан. Проявленная ими смелость показала, что республика была не одной лишь фантазией.
В результате этого столкновения было убито более тысячи римлян, а двести человек попали в плен. На следующее утро в императорский лагерь явился папа и попросил освободить пленных, что и было исполнено. Тем не менее, одержанная императором победа казалась настолько неполной, что Фридрих, уже считавший себя властителем мира, был вынужден покинуть Рим, так и не вступив в его пределы. Оказавшиеся на высоте римляне отказались продавать императору продовольствие и заявили о продолжении борьбы. Уже 19 июня Фридрих Барбаросса снял свой лагерь и отпавился к Соракте, прихватив с собой папу и кардиналов. По пути он приказывал разрушать замки, воздвигнутые римскими нобилями в своих поместьях. В это же время был казнен Арнольд.
Далее: Средневековье. 1156 — 1181. Папа Александр III
Назад: Средневековье. 12 век. 1118 — 1143. Окончание григорианского периода