Колизей. Часть 2 — Архитектура.

В период постройки Колизея в Риме проживало более миллиона человек. Амфитеатр должен был быть достаточно большой, чтобы вмещать 50 000 зрителей и одновременно прочный, чтобы выдерживать вес собственной тяжести. Решение этой задачи наглядно продемонстрировало гений римской архитектурной мысли. Многие инженерные решения, использованные при постройке Колизея, стали революционными.

Колизей построен, как сказали бы сегодня, в строгом стиле минимализма. Как и другие римские амфитеатры, он представлял собой эллипс, середину которого занимала арена, а вокруг нее располагались концентрические кольца мест для зрителей. Но от всех подобных сооружений Колизей отличали его громадные размеры. Он стал самым грандиозным античным амфитеатром – наружный эллипс его по длине равнялся 524 метрам, большая ось занимала почти 188 метров, а малая ось – более 155 метров. Арена Колизея была длиной 85 метров и шириной 53 метра. Высота стен этого амфитеатра колебалась от 48 до 50 метров. Толщина фундамента — 13 метров.

колизейКаркас сооружения представляет собой прочную конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены во все стороны) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей.

Внешняя стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса — ионического, третьего — коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами. В простенках между окон размещались бронзовые щиты, а в арочных проёмах второго и третьего этажей — статуи.

колизей в разрезеИспользование арок, особенностью которых является возможность сократить вес всего сооружения, было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен. Другим преимуществом арочных конструкций была их однотипность, что серьёзно упрощало постройку всего сооружения. Арочные секции создавались отдельно, и только затем собирались вместе как конструктор.

В основе стен Колизея — крупные блоки из травертинового мрамора или травертинового камня, добыча которого велась в близлежащем городе Тиволи. Все эти блоки были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Общий вес скоб составлял примерно триста тонн. Сейчас на их месте зияют сквозные дыры. Внутренние части амфитеатра строились из кирпича и местного туфа.

При строительстве стадионов и в наше время применяют архитектурно-логистическое решение, использованное при возведении Колизея и называвшееся «vomitoria» (от латинского слова «vomere», что можно перевести как «извергать»). Смысл его заключается в равномерном распределении вокруг арены большого количества входов и выходов. Благодаря такой инновации зрители могли наполнить Колизей всего за пятнадцать минут, а покинуть за пять.

Всего Колизей насчитывал 80 входов, 4 из которых были предназначены для сенаторов и членов магистрата, 14 — для всадников и 52 — для остальных социальных категорий. Входы для сенаторов назывались южный, северный, западный и восточный, а другие 76 имели свой порядковый номер (от I до LXXVI). Если хорошо присмотреться, некоторые из них можно увидеть и сегодня. Каждый зритель в зависимости от социального статуса получал билет (табел), на котором указывалось не только его место, но и каким входом он должен воспользоваться. Чем важнее был человек, тем проще ему было добраться до своего места. Кроме того, коридоры и лестницы амфитеатра были спланированы так, чтобы люди разных сословий не сталкивалась друг с другом. Такая продуманная система практически исключала давку.

тент
Франческо Корни.

Матросы императорского флота натягивали над Колизеем на время представлений огромный тент, защищавший зрителей от дождя или палящих солнечных лучей. Этот тент крепили канатами к 240 мачтам, установленным на верхнем краю стены. До нашего времени в стенах Колизея сохранилось большое количество отверстий, в которых много веков назад стояли такие мачты.

Рассаживались зрители так же в строгом соответствии с социальной иерархией. Нижний ряд, или подиум, был предназначен для сенаторов и членов магистрата. Здесь же, на небольшом возвышении, находилась ложа императора. За подиумом располагался ярус для всадников, а затем ярус с местами для обладающих статусом гражданина в Римской империи. Следующий ярус — для плебса и женщин. Последним был стоячий ярус для рабов и незнатных иностранцев. Таким образом Колизей представлял собой модель римского общества в миниатюре.

На арену вели два входа: «Ворота Триумфа» (лат. Porta Triumphalis), через которые гладиаторы и звери выходили на арену и возвращались обратно с победой, и «Ворота Либитины» (лат. Porta Libitinaria), названные так в честь богини смерти и погребения, куда уносили мёртвых или раненных.

колизей внутриЦентр арены был покрыт досками, которые можно было снимать, если этого требовало проведение спектакля. Во время звериной травли, чтобы оградить зрителей от хищных животных, воздвигали специальную сцену с решеткой, наверху которой торчали бивни слонов, а по всей длине располагались вращающиеся цилиндры, чтобы звери не могли вцепиться когтями в сетку.

Аппетит приходит во время еды. Со временем желание все более грандиозных зрелищ на арене Колизея только росло. Чтобы римская толпа всегда была счастлива и податлива в управлении, требовались постоянные новшества. Спустя всего 5 лет после открытия арена была полностью реконструирована Домицианом, вторым сыном Веспасиана. Домициан создал под ареной огромный подземный комплекс — гипогей. Он представлял из себя ряд технических и хозяйственных помещений со сложной системой ходов и помостов (лифтов) для поднятия на арену гладиаторов и зверей. Всего было устроено 60 люков и 30 помостов.

колизей реконструкцияБлагодаря такой функциональности гипогея арена Колизея могла видоизменяться в соответствии со сценарием представления. Здесь разворачивались настоящие театрализованные действия, целью которых было преподнести смерть и убийство ещё более красочными и яркими. Возводились декорации, имитирующие природу или сооружения. Участники шоу, особенно если это шоу было массовым, появлялись в самый неожиданный момент в крайне важных местах, чем могли серьёзно изменить диспозицию сражающихся сторон на арене. Гипогей поднял игры на более высокий уровень. Сегодня эта часть Колизея единственная практически не пострадавшая от времени.

Все части:
Колизей. Часть 1. История постройки
Колизей. Часть 2. Архитектура
Колизей. Часть 3. Зрелища
Колизей. Часть 4. Упадок и современность

Скачать статью целиком (Части 1 — 4) в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Dmitry

0
Комментарии: 15Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля