На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.
Раненые в бою люди и животные теряли много крови и для того чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, хорошо впитывающего кровь. Такой пропитанный кровью песок называли «харена», от чего и пошло слово «арена».
Вопреки распространенному мнению, практически нет исторических свидетельств тому, что Колизей был местом, где христиан отдавали на растерзание львам. Впрочем, существует и другое мнение — что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, в своё время остро нуждавшейся в создании образов страданий и мученичества. Безусловно, отдельные казни христиан на арене происходили, но их количество принято считать преднамеренно завышенным.
Обыкновенно действие на арене Колизея начиналось утром с представления калек и клоунов, развлекавших публику потешными боями без кровопролития. Иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. После проходила травля диких животных. Для травли на арене Колизея диких зверей привозили со всех концов империи. Разнообразие зверей было проявлением имперского могущества. Со временем, такие травли привели к печальным последствиям — некоторые виды просто вымерли (слоны северной Африки, гиппопотамы Нубии, львы Месопотамии).
За день до травли животных выставляли в определенном месте для осмотра публикой. В Риме это был виварий рядом с портом. После этого их перевозили и размещали в помещениях гипогея под ареной амфитеатра, где они ждали своего часа, чтобы быть эффектно поднятыми на арену по специальному помосту. В ряде представлений животные сражались друг с другом (например, лев против тигра, быка или медведя). Иногда пары были заведомо неравны: львы против оленей.
Но большинство подобных шоу проходило с участием человека. Это мог быть либо обученный «охотник» (лат. venatores), вооружённый копьём или мечом и защищённый кожаными доспехами, либо «бестиарий» (преступник, приговоренный к сражению с хищным зверем). Преступника обычно вооружали только кинжалом, чтобы его вероятность выжить на арене сводилась к минимуму. Традиционно представление заканчивалось выступлением прирученных животных, обученных выполнять трюки, аналогично современному цирку.
Сомнительный рекорд кровопролития при травле, как и в гладиаторских боях, принадлежит императору Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было умерщвлено около 11 000 различных зверей (гиппопотамов, лошадей, тигров, львов, жирафов, слонов, зебр и многих других).
Травля зверей — единственное кровавое действие Древнего Рима продолжавшееся ещё долгое время после падения империи (хотя и в совершенно других масштабах). Вероятно, что именно отсюда растут корни боя быков.
К обеду начинались казни — убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и призрачный шанс против гладиатора, в худшем — отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливались декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.
Происхождение гладиаторских игр до сих пор точно не выяснено. Есть версия, что их корни уходят в этрусский обычай жертвоприношений во время похорон знатного человека, когда в жертву приносили воина, побеждённого в схватке, чтобы умилостивить дух покойника. Первые гладиаторские игры предположительно были проведены в 246 году до н.э. Маркусом и Децимусом Брутами в честь их умершего отца, Юния Брута.
Первоначально гладиаторами становились осуждённые на смерть преступники, военнопленные, или рабы, которых специально покупали для этой цели и обучали. Позже профессиональными гладиаторами становились и свободные люди, добровольно участвовавшие в играх, в надежде заработать деньги или обрести славу. Заключая первый договор, гладиатор (если прежде он был свободным человеком) получал одноразовую плату. При каждом продлении контракта сумма значительно увеличивалась.
Гладиаторы проходили обучение в специальных школах–казармах, изначально принадлежавших частным гражданам, но позже ставших собственностью императора, дабы предотвратить образование частных армий.
Известно, что на арену выходили даже отдельные римские императоры. Историк Элий Лампридий в начале 5 века пишет об императоре Коммоде: «Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы. Он всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своём выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз».
Сценарии гладиаторских боёв были разнообразны. Участники сражались как один на один, так и отрядами на выживание сильнейших. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой «каждый сам за себя», который завершался, когда в живых оставался только один гладиатор.
В размахе гладиаторских боёв рекорд принадлежит императору Траяну. Он организовал игры с участием 10 000 гладиаторов, длившиеся 123 дня. За годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.
Образ жизни гладиаторов был близок к военному — проживание в казармах, жёсткая дисциплина и ежедневные тренировки. Однако, в тяжелых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы не были обделены женским вниманием. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было и немало знатных особ.
Археологами были расшифрованы несколько надписей, найденных на камнях Колизея под ареной. Одна из них говорит, что «гладиатор Фламма четыре раза получал деревянный меч, но предпочёл остаться гладиатором». Вручение деревянного меча после боя означало, что гладиатору даруется свобода, от которой он вправе отказаться.
Навмахии (греч. Ναυμαχία) представляли собой реконструкцию известных морских сражений, в которых участниками обычно были осуждённые к смерти преступники, реже — гладиаторы.
Для реконструкций требовалась полная водонепроницаемость арены и глубина около двух метров. Навмахии были очень затратны, поскольку корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого. Однако публичный эффект от их проведения был колоссальным.
Первая в истории Рима реконструкция морского сражения была профинансирована Юлием Цезарем, пожелавшим отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В этом представлении были задействованы 16 галер и 2000 гладиаторов.
Первые навмахии в Колизее были поставлены сразу же после его открытия. В основном реконструировались известные исторические сражения, такие как победа греков над персами в морском сражении при Саламине или поражение спартанцев в Эгейском море в Коринфской войне.
Все части:
Колизей. Часть 1. История постройки
Колизей. Часть 2. Архитектура
Колизей. Часть 3. Зрелища
Колизей. Часть 4. Упадок и современность