Санта Мария делла Витториа (Santa Maria della Vittoria) — церковь 17 века в стиле барокко, расположенная на улице 20 Сентября (via XX Settembre) к северо-западу от станции метро Республика (Repubblica). Она является титулярной и монастырской и посвящена Пресвятой Богородице — Богоматери Победы.
Современная церковь находится на территории небольшой древней часовни, посвященной Святому Павлу. В начале 16 века к часовне была пристроена хижина отшельника, который помогал путникам, застигнутым темнотой, плохой погодой или угрозой грабежа. В те времена эта местность была сельской. Сюда на охоту выбиралось дворянство, которое стреляло птиц в находящихся поблизости заросших руинах терм Диоклетиана.
Во время правления папы Павла V часовня была снесена и заменена большим зданием под названием Сан Паоло алла Фонтана Феличе (San Paolo alla Fontana Felice) по имени фонтана, которым заканчивался новый акведук.
Нынешняя церковь была построена монахами Босоногих Кармелитов, купившими в 1607 году здание и смежную с ним землю за 1600 скудо. Первоначально предполагалось, что новый монастырь будет местом для послушников ордена или семинарией для миссионеров.
Монахи сами начали финансировать строительство, но в процессе расчистки места для фундамента обнаружили великолепную языческую статую, которую теперь называют Гермафродитом Боргезе. В обмен на эту статую кардинал Сципион Боргезе оплатил все дальнейшие работы. Строительство началось в 1608 году под руководством Карло Мадерна. Позднее, в 1624 году, к процессу подключился архитектор кардинала Джованни Баттиста Сория, спроектировавший фасад.
Новый монастырь долгое время не имел послушников, поскольку все-таки было решено использовать его под семинарию. Назывался он Сан Паоло, по имени старой часовни. Монастырь был открыт в 1612, а церковь только в 1626 году.
В 1620 году в сражении у Белой Горы в Праге австрийские имперские войска уничтожили чешскую протестантскую армию, чем сохранили Богемию для католической церкви. Кармелитский капеллан имперской армии нес на своей шее символ Рождества. Этот символ был сначала отправлен в Прагу, а затем — в Рим. В Риме его доставили в базилику Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore), а оттуда с процессией пронесли до Сан Паоло, к тому времени еще не завершенной. Тогда и было решено посвятить новую церковь Деве Марии в благодарность за победу. Так появилось название Санта Мария делла Витториа. Формально это было утверждено папой Иннокентием X. Совместное существование монастыря и семинарии оказалось невозможным и последняя была выселена в 1662 году.
18 век увидел Санта Мария делла Витториа украшенной с чрезвычайной роскошью. Едва ли какая-нибудь часть ее внутренней поверхности оставалась без позолоченной штукатурки или многоцветного мрамора. Причиной этого стало то, что некоторые из самых богатых семей Рима спонсировали ее часовни. Штучная мозаика пола и фронтальных частей алтарей просто восхитительна.
Во время французской оккупации, после 1798 года, монастырь был занят войсками, которые нанесли ему серьезный ущерб, растащив все, что имело ценность. Еще худшее произошло 29 июня 1833 года, когда в церкви случился пожар. Огнем были уничтожены фрески апсиды и тот самый, оригинальный, символ. Монахи заменили его другим, немецким, символом, висевшим ранее на стене монастыря. Именно его и можно видеть теперь. Титулярной церковь стала в 1810 году.
После 1870 года началась активная застройка пригорода. В 1873 году монастырь был конфискован итальянским правительством и в настоящее время в нем располагается главный офис National Geographic Survey. В 1927 году монахам была возвращена небольшая часть монастыря позади церковного хора и они по-прежнему владеют самой церковью. В 1990-х годах была проведена обширная реставрация здания церкви и ее интерьера, так что теперь она находится в хорошем состоянии.
Церковь Санта Мария делла Витториа невелика по размерам. В плане она представляет собой латинский крест с коротким нефом, центральным куполом, трансептами и апсидой. Позади апсиды расположен монашеский хор, недоступный для посетителей. Помимо того, у церкви есть крипта и это значит, что главный вход поднят над уровнем улицы и к нему нужно подниматься по ступеням.
Здание церкви расположено на углу и окружено с обеих сторон другими постройками. Хор с улицы не виден. Левая сторона церкви, обращенная к Largo Santa Susanna, ничем не декорирована и имеет ужасный вид. Зато здесь видно, как постамент приспособлен к наклону улицы с помощью ступенчатых плит. Отсюда видна башня одной из часовен нефа, выглядящая как приземистый восьмиугольный купол без окон. Ее восьмисекторная крыша покрыта черепицей и увенчана фонарем в стиле небольшого круглого храма со своим куполом. Вместо колокольни — небольшая плоская надстройка с арками для двух колоколов на вершине левого трансепта.
Фасад церкви спроектирован в 1626 году Джованни Баттиста Сорией, прославившим в нем своего покровителя, кардинала Сципиона Боргезе. Сория находился под впечатлением от фасада находящейся слева через дорогу Санта Сюзанны (Santa Susanna) работы Мадерно и создал стоящий сравнения шедевр.
Фасад Санта Мария делла Витториа целиком построен из травертина или белого известняка и имеет два яруса. Первый ярус украшен ионическими пилястрами — шестью на самом фасаде и по две на его боковых сторонах, переходящих в стены нефа. Их капители украшены венками с сидящими на них драконами и орлами — существами с герба Боргезе.
Между боковыми парами пилястров расположены пустые ниши с закругленным верхом, в котором находится изображение солнечных лучей, и с небольшими треугольными фронтонами сверху. Центральная треть нижних частей фронтонов утоплена вглубь. Это элемент дизайна, присутствующий на всех шести треугольных фронтонах фасада. Шесть главных пилястров поддерживают антаблемент с довольно претенциозной надписью на бордюре, говорящей о том, что «кардинал Сципион сделал это». Над карнизом антаблемента расположен постамент второго яруса.
Вход в церковь только один и расположен необычно высоко, так что к нему ведет лестничный пролет. Дверная коробка украшена головой крылатого херувима, а над ней находится сегментированный фронтон. Он был сломан для вставки копии (теперь разрушенной) оригинального символа Рождества. Над ним — еще один треугольный фронтон. Вход имеет собственное оформление в виде двух пилястров, идентичных основным, но выступающих вперед вместе с соответствующей частью антаблемента и большим дугообразным фронтоном наверху, вторгающимся во второй ярус.
По контрасту с выступающей центральной частью нижнего яруса фасада, центральная часть его верхнего яруса сделана заглубленной. Она содержит большое окно с закругленным верхом между парой дорических пилястров, украшенных кисточками и поддерживающих сегментированный фронтон. На этом ярусе расположены четыре основных дорических пилястра, поддерживающие чистый антаблемент, увенчанный большим треугольным фронтоном с гербом Боргезе. Внутренняя пара пилястров удвоена заглубленными для соответствия нижней паре.
Второй ярус фасада охвачен парой огромных спиралей, увенчанных коринфскими капителями с сидящими на них небольшими симпатичными драконом и орлом. Верхний фронтон повторен расположенным на нем фризом с баллюстрадой. На верхней точке фриза установлен «проволочный» крест, а по углам — два пылающих факела (впереди) и две пылающие урны (позади).
Неф церкви довольно короткий и кажется, соответственно, широким. Он имеет два боковых прохода с тремя часовнями каждый. За ними расположен трансепт с куполом над пересечением с нефом и большими часовнями в каждом конце. Главный алтарь расположен в большой апсиде с раковиной. За апсидой находятся монашеские хоры, скрытые от посетителей. Оформление интерьера является хорошим примером стиля барокко в его крайностях. Результат великолепен.
Арки галереи нефа разделены огромными коринфскими пилястрами с позолоченными капителями, поддерживающими зубчатый карниз. Свод потолка — цилиндрический, с закругленными окнами. Живопись на потолке изображает Марию на Небесах среди ангелов и падение с Небес злых ангелов во главе с Люцифером. Эта композиция Джованни Доменико Черрини — аллегория победного сражения в Богемии. Картина создана в 1663 году, а гипсовые ангелы и порхающие херувимы — в начале 18 века. Они символизируют имманентность Небес, будучи трехмерными, но все же являясь их частью вместе с богоматерью. Тему Небес продолжает и фреска купола, также работы Черрини.
На внутренней стене фасада над входом — орган и хоры работы Маттиа де Росси, работавшим с Бернини. Хоры сделаны в виде цилиндра между трапециоидов и представляют собой балкон для сольных певцов. Здесь также присутствуют гипсовые ангелы и херувимы, а баллюстрады богато декорированы орнаментом. Выше органа — витраж, занимающий центр второго яруса фасада снаружи. Витраж плохо виден из-за органа, но изображение на нем — еще один вариант Рождества.
Чудесный символ Рождества над главным алтарем погиб в огне в 1833 году и был заменен копией, хранившейся в монастыре. Она обрамлена типичной барочной «славой» из позолоченной бронзы, изображающей лучи солнца, пробивающиеся сквозь облака, и являющейся, на самом деле, частью реставрации 19 века, подарком принца Александра Торлонии.
Оформление стен апсиды также относится к реставрации 19 века и включает также пару сильно орнаментированных бронзовых экранов, закрывающих входы в расположенные за алтарем монашеские хоры. Над алтарем, в раковине апсиды, изображено Внесение образа Мадонны в Прагу. Это тоже живопись 19 века, заменившая уничтоженную фреску Черрини. Монашеские хоры за апсидой представляют собой квадратную комнату с изображением Святого Павла, напоминающем о первоначальном посвящении церкви.
В ризнице находится коллекция захваченных в сражениях османских штандартов. Среди них — захваченный у марокканцев королем Филиппом V Испанским в битве при Сеуте в 1415 году, часть из взятых в Венской битве 1683 года, один из битвы при Тимишоаре в 1662 году и один с галеры, взятой Мальтийскими рыцарями.
Описание часовен сделаем по их расположению против часовой стрелки, начиная с правой от входа, часовни Святой Терезы Лизье.
Святая Тереза Лизье — кармелитская монахиня, Учитель Церкви. Алтарный образ часовни с изображение святой выполнен в 1926 году Джорджио Сцолдатикцом. Коринфские колонны похожи на красно-белую сицилийскую яшму, обернутую бронзовыми ветвями. Потолок украшен сценами из жизни Марии Магдалены, которой до 1925 года была посвящена часовня, работы Джованни Баттисты Меркати начала 16 века. Справа — мемориал Джованни Джустиньяни, убитого во время осады Ла Рошели в 1638 году. Слева — памятник Энрико ди Монморенси, который был лидером гугенотских мятежников, перешедшим на сторону католиков и ставшим Констеблем Франции в конце 16 века.
Следующая часовня нефа посвящена Святому Франциску Ассизскому и оформлена картинами Доменичино. Алтарный образ — Богоматерь показывает Младенца Христа Святому Франциску, на стенах — Экстаз Святого Франциска и Стигматы Святого Франциска.
Дальняя справа часовня нефа посвящена Богоматери Кармельской. Мраморный алтарный образ показывает Симона Стока, которого кармелиты почитают как святого, несмотря на то, что римский мартиролог упоминает его лишь как выдающегося. Он изображен получающим скапулярий от Богоматери, мифическое событие созданное кармелитским подделывателем документов в позднее Средневековье. Скульптура принадлежит Альфонсо Бальцико и является, возможно, его лучшей работой.
В правом конце трансепта расположена часовня Святого Иосифа. Ее мраморная скульптура Доменико Гуиди изображает ангела, разъясняющего Святому Иосифу концепцию непорочного зачатия — довольно необычный сюжет для скульптурной группы. Алтарь имеет четыре коринфские колонны, поддерживающие треугольный фронтон. Позолоченные лучи, исходящие из скрытого окна, — очевидная дань уважения Бернини. Рельефные панели на стенах — Поклонение Пастухов и Полет в Египет Этьена Монно.
Часовня Корнаро в левом конце трансепта является творением Жана Лоренцо Бернини, разработанным им в 1646 году и выполненным за 1647-1652 годы, и посвящена Святой Терезе Авилльской.
Бернини в это время был в немилости у папского двора и пользовался покровительством семьи Корнаро, заплатившей ему за эту работу. Корнаро были венецианцами и не слишком беспокоились о том, что думал о Бернини папа Иннокентий X. Инициатором стал кардинал Федерико Корнаро, венецианский патриарх, желавший иметь фамильную погребальную часовню и заплативший мастеру за работу 12 000 скудо — огромную по тем временам сумму.
Он получил разрешение на использование трансепта вместо закрытой часовни создал что-то наподобие театра, открытого в сторону пресбитерия. Алтарь приподнят над парадным входом в часовню и окружен двумя парами коринфских колонн из черно-белой брекчии, поддерживающими декоративный фронтон. Эта структура обрамляет знаменитую скульптуру, хитроумно освещенную через скрытое фронтоном окно. Лицевая часть алтаря изображает сцену Последнего Ужина в позолоченной бронзе.
На окружающих алтарь стенах размещены оперные балконы со скульптурами, представляющими членов семьи Корнаро (не все работы самого Бернини; часть выполнена его учениками). Справа — кардинал-патриарх, смотрящий на экстаз святой, в то время как три его компаньона заняты разговором между собой (именно так итальянцы тогда вели себя в опере). У того, что слева, за левым плечом — полускрытая фигура. Считается, что это автопортрет Бернини.
На потолке часовни — фреска с изображением херувимов в открытом небе и спускающимся в образе голубя Святым Духом. Это работа Убальдо Абатини. Стены покрыты мрамором, а всю композицию обрамляет пара пилястров.
Экстаз Святой Терезы Авильской настолько известная работа Бернини, что заслуживает отдельного внимания. Она считается одной из лучших барочных скульптур в Риме. Сам Бернини считал ее своей лучшей работой. Скульптура вырезана из цельного куска каррарского мрамора и «подсвечена» лучами из позолоченного гипса, исходящими из окна. Святая, испанская основательница ордена Босоногих Кармелитских Монахинь и Учитель Церкви, изображена сидящей на облаках, как на постели. Она запечатлена во время экстаза (который она сама описала в своей мистической автобиографии), испытанного ей от проникновения в ее сердце посланной ангелом стрелы божественной любви. Показан момент ее подъема с постели — покрывало в беспорядке, босые ноги находятся на пути к полу.
Ангел, стоящий над Терезой, улыбается (довольно неоднозначно) и держит острое позолоченное копье, будто собираясь пронзить ее снова. Приведенная в беспорядок материя, которой обмотана святая, символически весьма странна, но скульпторам эпохи барокко зачастую просто нравилось демонстрировать свое мастерство, вырезая свернутую ткань, а Бернини был чрезвычайно талантлив в этом искусстве.
Бернини был набожным католиком и его работа демонстрирует истинную веру. Значением оригинального видения было, видимо, переживание пронзания сердца висящего на кресте Иисуса копьем солдата, что традиционно рассматривается как рождение Церкви. Истечение крови и воды из сердца Христа — это момент принятия искупительной жертвы. Экстаз святой, следовательно, был опытом радости и удивления этой тайне искупления.
Кроме того, стиль Барокко сознательно отражал католическую доктрину, утверждавшую, что мистические и духовные аспекты религии могут быть испытаны всеми чувствами и посредством всей реальности, полученными от Бога-Создателя. Очевидно, это было реакцией на протестантизм (и особенно — кальвинизм), ограничивающий религиозный опыт использованием слов и воспринимавшийся итальянцами того времени как проблема психического здоровья, а не теологии. Отсюда и пышная чувственность искусства барокко, наиболее ярко выраженная в данной скульптуре.
Реакцией протестантов на скульптуру стали, главным образом, непонимание и враждебность. Да и у католиков с момента ее открытия возникли проблемы интерпретации. Появилась шутка, что девственница просто испытала спонтанный оргазм и не поняла, что с ней происходит (это, кажется, пошло от французских посетителей 18 века). Подобное мнение является примитивной глупостью, поскольку святая была серьезной и умной женщиной, основавшей ряд монастырей и управлявшей ими, и знавшей все аспекты человеческой жизни, о чем, в частности, свидетельствуют ее письма. Тем не менее, несколько известных религиозных гидов для паломников 19 века описывают церковь Санта Мария делла Витториа, совершенно не упоминая работу Бернини.
Более существенная критика состоит в том, что Бернини не озаботился портретным сходством. Реальная святая была невысокой болезненной испанской брюнеткой с выдающимися скулами и маленькими ртом и подбородком. Видимо, Бернини, как и Микеланджело, пользовался для создания своих скульптур манекенщицами.
Недоразумение породили и босые ноги. Латинское название монашеского ордена, основанного Святой Терезой, — Discalced Carmelite. В переводе с итальянского discalced действительно означает «босоногий». Но вот на латыни значение несколько отличается и означает «без обуви», к которой не относились сандалии. Монахини Святой Терезы ходили именно в дешевых соломенных сандалиях. Ходить босиком, равно как и в обуви, им было запрещено. Тереза считала, что хождение босиком зимой является тщеславием, а в жару — опасным удовольствием.
Но вернемся к оставшимся часовням. Дальняя левая часовня нефа посвящена Святой Троице и украшена живописью Гверчино (алтарный образ) и фреской Джованни Франческо Гримальди. Распятие на боковой стене — копия работы Гвидо Рени, выполненная Винченцо Камуччини. Справа — мемориал кардиналу Берлинджеро Джесси 1639 года с портретом маслом работы Гвидо Рени.
Средняя слева часовня посвящена Святому Иоанну Кресту, кармелитскому Учителю Церкви и «коллеге» Святой Терезы по основанию ордена Босоногих Кармелитов. Здесь находятся картины Николя де Бара, француза из Лотарингии, работавшего в Риме. Алтарный образ показывает Христа, являющегося святому, а на стенах изображены сцены из его жизни. Коринфские колонны и фронтон покрыты красно-белой сицилийской яшмой, как и стены часовни. Ангелы на фронтоне — работы Джузеппе Маццоли.
И, наконец, ближайшая ко входу левая часовня нефа — часовня Маральдо. Она посвящена Святому Андрею. Алтарный образ работы монаха-капуцина падре Раффаэле показывает Святого Андрея, прикладывающегося к X-образному кресту, на котором он был распят. Здесь находятся памятники Луке Анджело Маральдо (1636 год), Бландине Верзаги (1862 год) и Марко Аврелио Маральдо (1635 год).
Из-за получившей широкую известность скульптуры Бернини церковь стала популярным туристическим объектом, поэтому для серьезного осмотра лучше посетить ее пораньше. Открыта она с 8:30 до 12:00 и с 15:30 до 18:00.
Мессы служатся в 7:00, 8:00 и 18:30 в рабочие дни и в 9:00, 10:30, 12:00 и 18:30 по воскресеньям.