Базилика Санта Мария ин Траспонтина построена, как уже упоминалось, на плане латинского креста. Структурно она состоит из нефа с боковыми приделами, которые разделены блокирующими стенами, создающими по пять боковых часовен с каждой стороны, трансепта с куполом над его пересечением с нефом, святилища с главным алтарем и хора для монахов. Ширина трансепта совсем немного больше ширины нефа с приделами. Неф, как и хор перекрыт сводчатым потолком.
За часть нефа до линии четвертой часовни отвечал архитектор Франческо Пепарелли, за остальную его часть — Оттавиано Нонни Маскерино. Все остальное спроектировано Пепарелли, за исключением купола, где ему ассистировал Симоне Броджи.
Аркады нефа опираются на массивные прямоугольные столбы с коринфскими пилястрами на внутренних сторонах. Они были облицованы желтым мрамором в 1895 году и несут на себе антаблемент, фриз которого также выполнен в желтом цвете. Модильоны (маленькие кронштейны) карниза антаблемента соответствуют коринфскому ордеру.
Потолок нефа имеет по пять люнетных окон с каждой стороны, расположенных над боковыми часовнями. Он был украшен в 1895 году Чезаре Габрини. Центральные панели с изображением Богоматери Кармельской, Дающей Наплечник Симону Стоку, с Кармелитскими Святыми и Папой Бенедиктом XIII и две панели с изображениями Солнца Справедливости (Sol Iustiae) и Морской Звезды (Stella Maris) выполнены Чезаре Кароселли.
санта мариМраморный амвон 19 века с правой стороны нефа украшен гербами кармелитов, выложенными из разноцветного камня. Мраморный пол был уложен в 1873 году.
Внутренний купол не имеет барабана, а располагается прямо на карнизе, поддерживаемом парусами. На карнизе же расположены восемь закругленных окон. До этого уровня купол был построен Пепарелли в 1637 году. В 1668 году работу над куполом завершил Броджи.
Росписью купола занимался Чезаре Габрини. Он изобразил восемь выходящих из окулуса лучей, между которыми расположил восемь тондо с фресками.
Паруса украшены фресками 17 века, автор которых неизвестен. На них изображены пророки Илия и Елисей, а также двое кармелитских святых: Петр Тома и Андрей Корсини. До 20 века кармелиты утверждали, что эти пророки основали их орден. На самом деле, орден возник из группы латиноязычных отшельников, обитавших на горе Кармель в Святой Земле в 12 веке.
За перекрестьем, над которым находится купол, расположен главный алтарь, отгороженный невысокой балюстрадой и обрамленный дверными проходами в хор. Он выполнен по проекту Карло Фонтана и освящен в 1674 году. Лицевая часть алтаря вырезана из мрамора. Она напоминает драпировочную ткань и инкрустирована полудрагоценными камнями. Это работа Джузеппе Марини. Скиния имеет форму шара, что довольно необычно.
Над алтарем находится очень красивый балдахин в стиле барокко с шестью композитными колоннами из красной сицилийской яшмы, поддерживающими огромную королевскую корону из дерева, покрытого позолоченной медью. Автор этого необычного балдахина — Карло Падредио. Корону поддерживают четыре лепных ангела работы Леонардо Ретти. Ему же принадлежит мраморная пара под иконой.
Алтарный образ — икона Мадонны в византийском стиле. Икона окружена лучами славы и поддерживается маленькими черными херувимами. Традиционно, она считается привезенной в Рим из Святой Земли в 1216 году, но сегодня предполагается, что она изготовлена в Южной Италии. По всей видимости, оригинальная икона была уничтожена во время Римской Республики 1798 года, и сегодня ее место занимает копия.
По обе стороны от алтаря расположены двери с яшмовыми коробками и сегментированными фронтонами, ведущие в находящийся за алтарем хор. Фронтоны окружены четырьмя мраморными статуями. Илия принадлежит Джакомо Антонио Лаваджи, а Елисей — Винченцо Феличи. Две другие фигуры — это Святой Ангел Кармелит работы Алессандро Рондони и Святой Альберт Великий работы Мишеля Мая.
По задумке Пепарелли хор общины кармелитов расположился в святилище. В результате, он занял одну секцию нефа и апсиду и оказался отрезанным от остальной церкви. Скамьи хора выполнены из орехового дерева Филиппо Гальярди в 1651 году. Цилиндрический свод украшен монограммой Богоматери во Славе. Фрески на стенах написаны Анджело Папи в 1761 году.
Слева от хора расположена ризница. На ее потолке — фреска Луиджи Гарци с изображением Мадонны Кармельской. Шкафы выполнены Филиппо Гальярди. Рядом с ризницей находится исповедальня, подаренная церкви королем Дании Христианом X.
Санта Мария ин Траспонтина. Часть 1. История
Санта Мария ин Траспонтина. Часть 2. Экстерьер
Санта Мария ин Траспонтина. Часть 3.1. Интерьер. Неф и Святилище
Санта Мария ин Траспонтина. Часть 3.2. Интерьер. Часовни
Санта Мария ин Траспонтина. Часть 3.3. Интерьер. История часовни Святого Кнуда