Поскольку после падения Западной Римской Империи власть над городом на долгие столетия перешла в руки Пап, имеет смысл вкратце вспомнить историю возникновения христианства, проникновения его в Римскую Империю и получения им статуса официальной религии Империи.
Как оказалось, самым выдающимся событием за все время правления императора Августа стала не очередная война, не реформы, не создание произведения искусства и даже не наступивший долгожданный мир, Pax Romana, а рождение личности в не самой значимой части империи, прошедшее в то время совершенно незамеченным.
К югу от Сирии лежало Израильско-Иудейское государство, в котором со времен Авраама исповедовали строгий монотеизм. С 1000 по 600 годы до н.э. государство евреев было сильно и независимо, но постепенно теряло свое влияние. В 586 году до н.э. его уничтожили вавилоняне. Чуть меньше 100 лет спустя вавилонян завоевали персы, и евреи получили разрешение восстановить свой древний Храм в своей прежней столице Иерусалиме.
После этого евреи жили, не имея ни собственного царя, ни какой-либо власти, сохранив лишь свою религию и память о былой независимости. Персию захватил Александр Македонский, а затем власть перешла к его преемникам, потомкам его военачальника Селевка. В 168 году до н.э. Антиох IV, царь из династии Селевкидов, запретил евреям исповедание иудейской веры, сделав попытку превратить их в сторонников греческой цивилизации. В противном случае он грозил уничтожить весь еврейский народ.
Евреи восстали под предводительством Иуды Маккавея и отвоевали свою свободу. Около 100 лет ими правили потомки Маккавея, не смотря на то, что не принадлежали к «колену Давидову». Однако между ними развернулась ожесточенная война за право наследования, и в 63 году до н.э., когда на Восток двинулись римляне, наиболее слабые претенденты обратились к завоевателям за помощью. Римляне же решили, что им выгоднее просто захватить все государство и посадить на трон своего человека, что и было сделано. Правителем новой римской провинции Иудея стал ставленник Рима Антипатр.
Преданность Антипатра объяснялась тем, что он был родом из Идумеи, страны, лежавшей к югу от Иудеи. Когда ее захватил Маккавей, ее жители были насильно обращены в иудаизм, что только подкрепило традиционную неприязнь, тысячелетие существовавшую между соседними государствами. Иудеи считали Антипатра чужим, и ему оставалось только полагаться на помощь Рима и, соответственно, верно служить ему, что он и делал.
В 37 году до н.э. царем Иудеи стал Ирод, второй сын Антипатра. Он всячески поддерживал иудейскую веру и содействовал украшению иерусалимского Храма, пока тот не стал величественнее первого, выстроенного Соломоном и разрушенного в войне. Правда это не мешало ему быть жестоким и подозрительным человеком, казнившим жен (он женился не менее 10 раз) и даже детей в случае малейших сомнений в их преданности. Говорят, когда Август услышал об одной из этих казней, он сказал: «Я предпочел бы быть свиньей Ирода, только бы не быть его сыном».
Иудеи ненавидели Ирода. Сотни лет ими правили чужаки, и все они были тиранами. Со временем у них вызрела мечта о том, что однажды вернется наследник Давида, станет царем Иудеи и даст своему народу независимость.
У иудеев было принято возводить царей на престол, производя помазание их священным маслом, откуда произошло слово «помазанник». На иврите это слово звучит как «машиах», мессия. И все они ждали прихода такого мессии. Иуда Маккавей избавил их от власти Селевкидов, что казалось совершенно невозможным, и теперь они верили, что другой, не менее могущественный человек, поможет своему народу свергнуть власть римлян.
Однако Римская империя была куда сильнее Селевкидов, и проблема точно не решалась военными методами. Мечты иудеев переключились на сверхъестественного мессию, который мог бы не просто освободить Иудею, но и положить начало царству справедливости, объединить весь мир под знаменем веры в единого, истинного Бога. Благодаря сохранению в неприкосновенности своей религии, иудеи легко прониклись такими мечтами.
В те годы здесь постоянно появлялись люди, объявлявшие себя мессиями и находившие последователей. Иногда под их предводительством вспыхивали восстания, но все они были подавлены. Ирод и римляне стали пристально следить за ситуацией, справедливо считая таких мессий виновниками государственных проблем и зачинщиками смут. Подстрекательство к мятежу всегда считалось государственным преступлением, а в случае Иудеи религиозные верования легко связывались с политическими целями.
Согласно Новому Завету, многочисленные пророчества о мессии исполнились с рождением мальчика по имени Иисус. Он появился на свет во время правления царя Ирода (на самом деле Ирод умер в 4 году до н.э., т.е до Рождества Христова — исторический факт) в маленьком городке Вифлееме. По свидетельству апостола Матфея, царь, услышав о рождении этого ребенка, приказал убить всех детей в возрасте до двух лет, родившихся в Вифлееме, но родители младенца Иисуса, спасли его, успев уехать в Египет. Это событие упоминается только в Новом Завете и потому может рассматриваться как еще одна легенда, сопровождавшая рождение мессии.
Примерно через 500 лет после смерти Ирода сирийский монах Дионисий Малый провел тщательное исследование Библии и исторических документов римской эпохи. Он определил, что Иисус родился в 753 году по римскому летосчислению. Вычисленный год стали считать первым в христианской эпохе, а основание Рима, таким образом, сдвинулось на 753 год до Рождества Христова или до н.э. Как уже упоминалось, Дионисий ошибся, поскольку Ирод умер на 4 года раньше, но теперь это уже не имеет значения.
После смерти Ирода трое его выживших сыновей получили в наследство каждый свою часть государства: Ирод Архелай — Иудею и Самарию, Ирод Антипа — Галилею и Перею, Ирод Филипп — Итурию. Через некоторое время население Иудеи стало осыпать Рим жалобами на дурное управление, и в 6 году до н.э. Архелай был низложен Августом и изгнан. После этого Галилеей и Самарией стали править назначаемые лично императором прокураторы.
Хотя Иисус родился в Вифлееме, который должен был являться местом рождения мессии (тысячу лет назад именно там родился царь Давид), его родители постоянно жили в галилейском городе Назарете. Мальчик вырос именно там, во владениях Антипы. Достигнув зрелого возраста, он собрал группу преданных учеников. Его учение приобретало все большую популярность, а сама его личность, по свидетельству последователей, обладала исключительной притягательностью или, как сказали бы сейчас, харизмой. Часть учеников со временем стала считать Иисуса Мессией. Отметим, что по-гречески слово «помазанник» звучит как «Христос».
Мессианство Иисуса грозило всяческими проблемами, вплоть до очередного восстания. Иудейские религиозные деятели предпочитали проявлять осторожность в таких вещах, поскольку знали, что ответная реакция со стороны римлян может полностью уничтожить нацию (что и случилось несколько позднее).
Когда популярность Иисуса достигла своего максимума, он отправился в Иерусалим праздник Пасхи. Въехав в город на осле, он без слов объявил себя мессией, поскольку тот, согласно пророчеству из Ветхого Завета, должен был появиться в городе именно таким образом. Толпа прекрасно поняла значение этого символа. Для властей этого оказалось достаточно. Как только появилась возможность арестовать Иисуса без лишнего шума, чему поспособствовал один из его учеников, Иуда Искариот, новоявленного мессию немедленно взяли под стражу.
Для иудейских лидеров Иисус был повинен в богохульстве и ложном объявлении себя мессией. Для римлян же его преступление было исключительно политическим. Мессия был тем, кого иудеи считали своим царем. Таким образом Иисус, объявляя себя царем Иудеи, восставал против власти императора, который считал себя единственным, кто мог возводить на трон правителей.
В 29 году Иисус предстал перед судом. Его обвинителем был шестой прокуратор Иудеи Понтий Пилат, назначенный на этот пост тремя годами ранее. Библия свидетельствует, что он не хотел осуждать Иисуса и сделал это только под давлением со стороны иудейских религиозных деятелей, понимавших, что освобождение арестованного будет равносильно началу восстания с предсказуемыми последствиями.
В результате Иисусу было предъявлено обвинение в преступлении против власти Рима, после чего он немедленно перешел под юрисдикцию прокуратора. Его обвинили в измене метрополии и назначили обычное для такого случая наказание — распятие. Это был один из самых распространенных способов казни в Риме и на Востоке, никогда, правда, не применявшийся в Иудее.
Иисус был распят как еще один восставший, заслуживший это банальное с точки зрения римских властей наказание. Ни один человек в то время не мог себе и вообразить, началом каких событий послужит эта заурядная казнь.
Следует отметить, что часть иудеев покидала свою родину, расселяясь по всему античному миру. Со временем их число даже превысило число жителей Иудеи. Для таких людей, практически забывших еврейский язык, в 270 году до н.э. Библия была переведена на греческий, что сделало ее доступной и для других народов.
В последние годы Республики и в первые годы Империи в иудаизм обратилось некоторое количество римлян. Среди них были и люди, занимавшие высокое общественное положение. Будь иудейские первосвященники готовы хоть иногда идти на компромиссы, их религия могла бы широко распространиться по миру. Однако они жестко запрещали своим последователям участие даже в самых безобидных обрядах, не связанных с культом единого бога. Это означало, что принявшие иудаизм римляне должны были полностью отвергнуть государственную религию, т.е. отстраниться от общественной жизни с риском быть обвиненными в государственной измене. Ни одна религия, кроме иудаизма, не была столь нетерпима к чужим взглядам.
Такой подход, с учетом запутанности обрядов для человека, не привыкшего к ним с детства, обязательности болезненной процедуры обрезания и необходимости паломничества в Иерусалимский Храм, практически не давало иудеям возможности привлекать новых последователей из числа не-евреев. Таким образом, на практике у иудаизма не было шансов на широкое распространение по Древнему Миру, по природе своей совершенно не склонному к религиозному фанатизму.
Последний удар по иудаизму нанесло восстание иудеев против империи. Все они стали считаться врагами Рима и полностью утратили популярность. Престиж и власть метрополии в то время были настолько сильны, что любой государственный преступник автоматически превращался в изгоя.
Однако иудаизм, несмотря на всю свою ортодоксальность, все же не являлся абсолютно монолитной религией. Внутри него существовали секты, часть из которых могла найти пути сближения с религиями греко-римского мира. Одна из таких сект и была основана учениками Иисуса.
После распятия их учителя ее дальнейшее существование казалось невозможным, поскольку сам факт его смерти был насмешкой над его претензиями на мессианство. Однако распространился слух, что через три дня после распятия его снова видели и что он воскрес из мертвых, что Иисус был не просто Мессией, но Сыном Господа, чье Царство находится на Небесах. Обещалось, что Он скоро вернется, чтобы судить людей за грехи и восстановить Град Божий.
По-началу христиане, как стали называть учеников Христа и их последователей, оставались иудеями и по форме, и по содержанию. Именно в иудейской среде и вербовались первые неофиты. Однако многим иудеям был ни к чему мессия, давший себя убить и оставивший свой народ в рабстве. Они подняли кровавое восстание в Иерусалиме, закончившееся уничтожением иудейского государства. Христиане не приняли участие в восстании. У них была уверенность, что Рим не продержится долго, и разрушит его сам Господь. Кроме того, принять участие в восстании им не позволял проповедуемый ими принцип непротивления злу.