Сант Аньезе фуори ле Мура (Sant’Agnese fuori le Mura) – монастырская и приходская церковь 7 века, относящаяся к малым базиликам. Она расположена на Виа Номентана — 349 в районе Триесте и является центром важного палео-христианского погребального комплекса. Посвящена церковь Святой Агнессе — мученице начала 4 века. В ней так же находится вход в катакомбы Святой Агнессы, одни из пяти римских катакомб, доступных для посещения.
Святая Агнесса была «поздней» мученицей (304 год) и маловероятно, что она была похоронена сама по себе, а не в уже существующих катакомбах. Эти катакомбы принято относить к середине 3 века, но убедительных доказательств такой датировки нет. Самая ранняя из датируемых надписей в них относится к 341 году, а какие-либо рисунки со стилистическими особенностями периода отсутствуют. Документальные свидетельства о существовании катакомб появляются как раз в связи с захоронением здесь Святой Агнессы в 304 году.
Согласно Либер Понтификалис, первая «базилика» (фактически — погребальный комплекс), посвященная Святой Агнессе, была основана на месте ее захоронения Константиной, дочерью императора Константина (ее имя позднее стали путать с Констанцией, сестрой императора), в 342 году, после того как она излечилась от проказы, проведя ночь возле останков Агнессы. Это основание было засвидетельствовано в надписи, сейчас утерянной, но зафиксированной в манускрипте Джованни Баттисты Де Росси, который приписал ее папе Дамасию.
Комплекс был частично встроен в ближайший к улице склон холма, а частично расположился на открытом месте, на старом языческом кладбище. Понимание того, что было изначально построено, зависит от правильной интерпретации Базилики Константины, огромного разрушенного сооружения 4 века, находящегося за церковью Санта Констанца и являющегося частью погребального комплекса. Это сооружение раньше считалось базиликальной церковью, но теперь его относят к аркадному погребальному ограждению.
Около тридцати лет спустя к «базилике» был пристроен круглый мавзолей Константины — нынешняя церковь Санта Констанца. Если Базилика Константины действительно не являлась церковью, то вполне возможно, что современная Сант Аньезе фуори ле Мура находится на месте оригинальной церкви, построенной папой Дамасием. К сожалению, в настоящее время это не может быть доказано окончательно. Либер Понтификалис отмечает, что комплекс имел круглый баптистерий, но его расположение не установлено.
Папа Симмах записан, как восстановивший «базилику» в начале 6 века. Считается, что это была уже предполагаемая первая церковь, а не погребальное ограждение, заброшенное к тому времени. При папе Гонории I, в начале 7 века, была построена совершенно новая церковь, здание которой мы и имеем сейчас.
В 723 году лангобарды разграбили и разрушили церковь. Ее восстановление произошло по приказу папы Адриана I, а следующее — при папе Льве III. К этому времени базилика со своим монастырем оказалась на открытой местности на некотором удалении от безопасности городских стен со стороны ворот Порта Пиа, и те, кто посещал ее, были уязвимы для грабителей на протяжении веков. Однако, в отличие от других паломнических базилик с мощами мучеников, Сант Аньезе фуори ле Мура оставалась открытой даже в периоды наибольших беспорядков.
Монастырь изначально был укомплектован какими-то монахами, но до 12 века руководился коллегией светских священников. В 1112 году папа Пасхалий II заменил их общиной бенедиктинских монахинь. Монастырь упоминается в анонимном Туринском Каталоге 14 века, как имеющий 40 монахинь, что было хорошим количеством. Странно, но, хотя гробница святой оставалась доступной, остальные катакомбы были запечатаны и забыты. Возможно, религиозное сообщество на раннем этапе беспокоилось о том, что катакомбы могут быть использованы в качестве убежища нежелательными элементами.
В средние века базилика стала одним из главных мест паломничества в Риме, хотя и не входила в Семь Церквей, обязательных к посещению для получения полной индульгенции. Люди приходили сюда исключительно из своего почитания святой. В 1479 году папа Сикст IV закрыл женский монастырь, а его здание передал Августинской конгрегации Святого Амброзия, известной так же как Амброзианцы. Однако, они так же были сочтены неподходящими и заменены в 1489 году на Латеранских Каноников папой Иннокентием VIII.
В 1503 году папа Юлий II приказал построить колокольню. В 1527 году при разграблении Рима базилика не избежала общей участи и тоже была разграблена. Ее восстановлением занимался кардинал Варалло. В 1590 году году кардинал Алессандро Оттавиано де Медичи (будущий папа Лев XI) приказал построить широкую лестницу из 45 белых мраморных ступеней вниз от монастыря к правой стороне притвора церкви.
Она оставалась главным церемониальным входом, что означало, что фасадом не занимались ни барочные мастера, ни реставраторы 20 века. Помимо этого, кардинал приказал срыть склон холма перед фасадом и проложить лестницу от нынешней Виа ди Сант‘Аньезе к затопленному двору перед базиликой. Лестница была украшена надписями, обнаруженными в ходе раскопок, включая и знаменитую от папы Дамасия.
В конце 16 века в катакомбы проник Антонио Бозио, итальянский ученый, первым начавший систематическое исследование подземного Рима. К сожалению, результатом его открытия стало разграбление части катакомб и разрушение фресок.
В 1606 году открытые стропила крыши базилики были спрятаны под новым плоским деревянным потолком. Его нынешнее оформление относится уже к 19 веку. Галереи получили свои потолки в это же время. В 1615 году при папе Павле V мощи Святой Агнессы были подняты из катакомб, где они хранились 1200 лет, и помещены под главным алтарем церкви. Тогда же для алтаря был установлен балдахин. Здесь же поместили и мощи Святой Эмерентианы, еще одной девственницы-мученицы, молочной сестры Святой Агнессы, чья реальная история практически неизвестна.
В 1708 году папа Климент XI сделал базилику приходской церковью, а ответственность за приход возложил на Латеранских Каноников. С 17 по 19 века к стенам базилики были пристроены 6 часовен. В 1728 году произошла невосполнимая утрата — пол в стиле косматеско был сломан и заменен кирпичным. Этот кирпичный пол, в свою очередь, был заменен мраморным в ходе последней крупной реставрации в 1855 году при папе Пие IX.
Во время этой же реставрации был обновлен и обустроен новым входом со стороны главной улицы монастырь, а базилика украшена фресками, получившими неоднозначную оценку (в 20 веке появилось предложение о их удалении). Практически все предыдущие фрески были утеряны. Они создавались в 12, 13, 14 и 17 веках. Потолки галерей были заменены сводами.
В 20 веке в самой церкви мало что изменилось, за исключением того, что с фасада были удалены некоторые незначительные детали. Однако, кто-то посчитал нужным посадить перед фасадом пару кипарисов, не понимая, как они разрастутся и закроют вид базилики.
До 1870 года окрестности Сант Аньезе фуори ле Мура были целиком сельскими, и приход был большим, но малонаселенным. С тех пор местность полностью урбанизировалась, и теперь базилика окружена пригородом большого размаха, но малого интереса.
Первой видимой частью комплекса со стороны центра города является монастырь. Он был серьезно перестроен в 17 и 19 веках, но все еще имеет средневековые стены и фрески. Главный вход, расположенный на Виа Номентана, был оборудован портиком в 19 веке. Дверная коробка сделана из мрамора, и над ней, в тимпане арки, являющейся продолжением сводчатого купола, поддерживаемого двумя дорическими колоннами из серого мрамора, находится изображение поклоняющихся Богоматери святых Агнессы и Эмерентианы. Идея была взята архитектором от утерянного портика Юлии на Римском Форуме. На внешней стороне купола — надпись о завершении реставрации папой Пием IX в 1856 году.
Это один из двух способов попасть в церковь. Прямо впереди находится внешний двор монастыря, над которым доминирует приземистая средневековая укрепленная башня. Ее стены содержат фрагменты древней каменной кладки. Внутренняя обитель с садом расположена справа. А в северо-восточном углу находится парадная лестница, ведущая в церковь.
Этому входу предшествует портик 16 века, за которым следует длинный ряд мраморных ступеней 1590 года. Лестница спускается ниже уровня земли — церковь была построена на уровне первых галерей катакомб. На стенах, окружающих ступени, видны фрагменты надписей и скульптурные элементы из катакомб, включая часть первой гробницы Святой Агнессы. Использование этого входа практически не позволяет увидеть внешность базилики.
Другой путь лежит через фасад нефа. Для этого нужно пройти по Виа Номентана дальше входа в монастырь, до древней апсиды базилики слева. Слева от нее будет колокольня, а справа — прекрасная дверь в барочном стиле, ведущая в левую галерею церкви. В наши дни этот вход используется очень редко. После этого нужно повернуть налево на Виа ди Сант‘Аньезе, имеющую крутой наклон к уровню базилики. В 1603 году почва была удалена вокруг всей церкви, что позволило построить здесь отдельно стоящие часовни, купола которых (три) видны из-за стены. За ними располагаются современные железные ворота, ведущие во дворик с садом. Фасад видно слева от входа.
К западу от сада видны руины огромной погребальной базилики, построенной Константином. Скорее всего, это не церковь, а крытое кладбище. Единственная хорошо сохранившаяся часть — это мавзолей Константины, дочери Константина. Сейчас это церковь Санта Констанца.
Сант Аньезе фуори ле Мура — классическая базилика без отдельного пресбитерия, но с внешней полукруглой апсидой. Все ее внешние стены выложены из кирпича, а крыши центрального и боковых нефов, как и апсиды, покрыты черепицей. Стены нефа имеют большие арочные окна, а линия крыши — зубчатый карниз. В апсиде нет окон, но в конце церкви, там, где находится алтарь, есть ряд заложенных оконных проемов, видимый с главной улицы.
Вход со стороны улицы (справа от апсиды) имеет крыльцо с треугольным фронтоном, поддерживаемым парой композитных колонн из серого мрамора. Ворота с каменными шарами на самой улице являются частью оригинальной композиции. Из трех боковых часовен со стороны Виа ди Сант‘Аньезе, одна имеет купол в виде блюдца, а две другие, 19 века, — в виде башенок. Далее, вниз по склону, находится современное одноэтажное здание, примыкающее к фасаду базилики и представляющее собой входной вестибюль катакомб. Оно заменило собой двухэтажный дом приходского священника, снесенный, чтобы расширить улицу.
Колокольня выглядит так, будто она из двух периодов. Высокий первый ярус сложен из грубого коричневого кирпича с торчащими кусками камней и похож на средневековую часть монастыря. Наверху по каждой стороне находится заложенное прямоугольное окно, а сам ярус заканчивается выступающим каменным карнизом. Два следующих яруса сложены более аккуратно из тонкого красного кирпича и имеют по арочному звуковому окну на каждой стороне. Эти окна имеют каменную кладку, образующую две меньших арки в каждом из них, и увенчаны гербом кардинала Джулиано делла Ровере. Каждая сторона наверху второго яруса оформлена парой керамических блюдец одного цвета, зеленого и синего, с греческим крестом между ними, врезанным в кирпичную кладку. Часть блюдец выпала. До реставрации 19 века колокольня подвергалась опасности разрушения и была подперта скошенными контрфорсами. Для увеличения прочности были заложены и нижние звуковые окна.
Самая заметная особенность фасада Сант Аньезе фуори ле Мура — это двух-ярусный притвор. Первый ярус имеет неоднородную каменную кладку, а второй выложен из кирпича. У притвора три входа с мраморными дверными коробками в стиле барокко — основной и два меньших, боковых. До 20 века над входом располагался барельеф с изображением святой в сложном барочном оформлении. На втором ярусе расположена пара арочных окон, обрамляющих заложенный дверной проем. До того, как была убрана окружающая базилику земля, здесь находился главный вход.
Над притвором с наклонной черепичной крышей виден фактический фасад нефа с вершинами трех арочных окон. Фронтон соответствует фронтону обратной стороны церкви и содержит круглое окно или окулус.
Как говорилось выше, Сант Аньезе фуори ле Мура — типичная базилика с центральным и боковыми нефами. Центральный отделен от боковых аркадами из 14 мраморных коринфских колонн, из которых 4 у хора выполнены из редкого красного Порта Санта, 2 следующие — из павонацетто, а остальные 8 — из серой брекчии из Серравецци. Все они были изъяты из древних зданий.
Над входным притвором расположена галерея, построенная для женщин, как в ранней восточной традиции (матронеум), или для входа с более высокого уровня, поскольку церковь была построена у склона холма. Галерею поддерживают две колонны из черного гранита. Над боковыми нефами также находятся свои галереи, причем у левой есть свой вход со стороны Виа Номентана. Эти галереи имеют свои аркады, соответствующие аркадам нефа, но с меньшими колоннами из серого мрамора. Каждой арке аркады соответствует круглоголовое окно.
Фрески над аркадами нефа и на триумфальной арке относятся к 19 веку. За них отвечал Андреа Бузири Вичи, и они, возможно, скрыли остатки оригинальных средневековых циклов. Фрески состоят из портретов пап, по-счастью, подписанных. Их авторы — Тоетти, Ботти и Серени. Между верхними окнами нефа — изображения святых. На триумфальной арке изображено мученичество Святой Агнессы работы Пьетро Гальарди.
Деревянный кессонированный потолок датируется 1606 годом. Он богато украшен резьбой и имеет в центре фигуру Святой Агнессы в окружении святых Цецилии и Константины. Покраска и позолота относятся к 19 веку.
Нижняя часть апсиды отделана панелями в классическом стиле с использованием мрамора и порфира. Мозаика в византийском стиле в раковине апсиды датируется 625 годом и изображает Коронование Святой Агнессы Венцом Мученичества. Рука Бога, держащая венок, появляется вверху композиции над синей полосой со звездами, представляющей эмпиреи. Агнесса одета как Августа, византийская императрица, в пурпур с драгоценностями и красные башмаки, и стоит на алом коврике. Ее окружают папа Гонорий с моделью церкви и папа Симмах с евангелиями. Все они находятся на очень эффектном простом золотом фоне.
Под мозаикой — длинная посвятительная надпись:
Aurea concisis surgit, pictura metallis, et complexa simul clauditur ipsa dies. Fontibus e niveis credas aurora subire correptas nubes roribus arva rigans. Vel qualem inter sidera, lucem proferet Irim, purpureusque pavo ipse colore nitens. Qui potuit noctis vel lucis reddere finem, martyrum e bustis hinc reppulit ille Chaos. Sursum versa nutu quod cunctis cernitur uno, praesul Honorius haec vota dicata dedit: Vestibus et factis signantur illius ora, excitat aspectu lucida corda gerens.
(Золотые картины встают из кованых металлов, и сам дневной свет как ограничен, так и объемлющ. Из снежных источников вы можете доверить рассвету войти в облака, чтобы увлажнить поля росой. И радуга среди звезд дает такой свет, и пурпурный павлин сияет его цветом. Он, который может дать конец ночам или дням, отсюда отталкивает Хаос от могил мучеников. То, что каждый видит при одном взгляде наверх, этим прекрасным подношением прелат Гонорий дал. Одеяниями и делами он отмечен, край его одежды сияет как яркие сердца.)
Балдахин из полихромного мрамора над главным алтарем относится к 1614 году. Четыре порфировые ионические колонны, правда, античные. Над скинией расположена статуя Святой Агнессы работы Николаса Кордье 1605 года. Он взял античный алебастровый торс и добавил к нему бронзовые детали. Трон за алтарем датируется 7 веком. Мраморный пасхальный подсвечник 2 века является самым древним предметом в церкви.
Склеп с гробницей Святой Агнессы находится в конце правого бокового нефа,но ее мощи хранятся в серебряном реликварии под главным алтарем. Она покоится вместе со своей традиционной «молочной сестрой» Святой Эмерентианой, дочерью кормилицы Агнессы, перенесенной сюда в 9 веке, после того как ее собственная базилика была разрушена.
Церковь имеет шесть боковых часовен, по три с каждой стороны. Они описаны против часовой стрелки, начиная с правой от входа.
Первая правая часовня посвящена Святому Августину. Она была построена в 17 веке, но сейчас значительно реставрирована. Алтарный образ — довольно бледный и неинтересный портрет святого. Но здесь есть два хороших мемориала 19 века. Один принадлежит Анне Коччо-Мангани (1869), а другой — Розе Алессандрини (1867).
Следующая часовня посвящена Святым Дьяконам Мученикам Стефану и Лаврентию. Алтарный образ — прекрасная мраморная скульптура двух святых работы Андреа Бреньо или мастеров его школы. Это фигуры в полный рост, стоящие внутри маленькой аркады, поддерживающей антаблемент с посвятительной надписью. На самом алтаре — портретный бюст Христа работы, возможно, Николаса Кордье. Считается, что это копия утерянной работы Микеланджело. На стене расположен мемориал Пьетро Джакомо Чима, камергера папы Льва IX. На тондо — портрет не покойного, а папы, которому он служил. Это произведение Антонио Скальвати (1557-1622) из Болоньи 1609 года, пострадавшее, к сожалению, от сырости.
Третья правая часовня посвящена Святой Эмерентиане. Ее оформление принадлежит Эудженио Цистерне (1892). Здесь тоже есть ущерб от влаги, но основные фрески пострадали незначительно. Алтарный образ, выполненный в неоклассическом стиле изображает святую. Фрески на стенах показывают Похороны Святой Агнессы и Мученичество Святой Эмерентианы. Алтарь имеет пару витых колонн.
Последняя левая часовня принадлежит Благочестивому Союзу Дочерей Марии. Алтарный образ — картина 19 века, изображающая Святую Агнессу с ягненком, представляющую членов Благочестивого Союза Богоматери. Святая изображена симпатичной девушкой-подростком.
Вторая левая часовня посвящена Богоматери Помпейской, но ее алтарный образ не является копией известной иконы с таким названием. Это единственная из сохранившихся в церкви фресок 15 века, показывающая Мадонну, кормящую Ребенка. На стенах — фрески работы Джузеппе Бартоломео Киари.
Первая часовня по левой стороне посвящена Святейшему Сердцу. Она принадлежит Братству Святейших Сердец Иисуса и Марии и имеет исключительно религиозный интерес.
Недалеко от начала левого нефа есть комната, в которой находится вход в катакомбы. Если повезет, вы найдете кого-нибудь, кто продаст вам билет и организует экскурсию (только на итальянском языке). Сант Аньезе — самые спокойные из всех общедоступных римских катакомб, однако Ватикан, отвечающий за все подобные сооружения, настаивает на том, чтобы посетители обязательно сопровождались экскурсоводом. Это делается по соображениям безопасности.
Общий план катакомб был нарушен постройкой базилики в области гробницы Святой Агнессы. Произведенные для этого раскопки разрушили точку соединения их основных четырех зон. Старейшая зона, Regio I, расположена к северу от базилики. Regio II находится на северо-востоке и соединяется с сетью подземных песчаных разработок. Regio III находится на востоке и юго-востоке и проходит под дорогой, а Regio IV уходит на юго-запад. Геология здесь не слишком хороша для земляных работ. Это довольно рыхлый туф и спрессованный песок. Видны свидетельства обрушений.
Regio I, старейшая зона, представляет собой небольшую аккуратную сеть тоннелей под Виа ди Сант Аньезе. Это первая область, куда посетители попадают из левого нефа базилики. Она датируется 3 веком, хотя здесь нет фресок или надписей, явно указывающих на это. К счастью, это зона была обнаружена только в начале 20 века и поэтому осталась относительно нетронутой. Галереи здесь короткие и маленькие, без больших помещений. Поименованные места — Кубикулум Фортунаты и Домициана и Гипогей Абилии Домны — получили свои названия по найденным в них эпитафиям. Предполагают, что комплекс начинался как простые частные катакомбы, и стал общественным только столетием позже.
Вторая и третья зоны могут быть описаны вместе. Единственное различие между ними состоит в том, что вторая зона была ограниченной площадью, доступной посетителям 17 века, тогда как третья была открыта Армелини в конце 19 века. Здесь две секции, одна из которых расположена через первую зону, а другая — за апсидой базилики, под Виа Номентана. В последнюю есть свой вход из области апсиды. Эта часть катакомб относится либо к 300 году, либо к концу века и современна имперскому комплексу.
Вторая зона была разрушена. Надписи разграблены, а могилы вскрыты. Из-за рыхлости туфа, в котором они были высечены, такой вандализм вызвал несколько обвалов. Третья зона, однако, имеет много захоронений, которые никогда не нарушались и сохранили свои плиты.
Множество мелких предметов, выкопанных Армелини из ила, заполнившего проходы, сейчас находятся в музеях Ватикана. Большинство из них, похоже, были залиты цементом. Это монеты, фаянсовые лампы, стеклянные бутылки и раковины. Нет никаких заметных фресок или других изображений. Армелини же обнаружил и связь между северными тоннелями и древними песчаными карьерами, идущими дальше вверх по Виа Номентана. Однако, эти карьеры никогда не использовались для захоронений.
Последняя, четвертая зона начинается от входа базилики Санта Констанца и занимает площадь в направлении базилики, соединяясь со второй зоной под монастырем. Она датируется 400 годом и включает в себя несколько языческих гипогеев первоначального кладбища. Полная протяженность катакомб неизвестна. Проходы четвертой зоны были раскопаны только в 1970-х годах.
Время работы базилики Сант Аньезе фуори ле Мура — с 7:30 до 12:00 и с 16:00 до 19:30. Поскольку по соседству нет больше ничего, заслуживающего внимания, крупные туристические группы здесь, как правило, не появляются, оставляя ее для серьезных студентов-художников и паломников.
Мессы проходят в 8:00 и 19:00 в рабочие дни и в 8:00, 10:00, 11:00, 12:00 и 19:00 по воскресеньям. Летом мессы в 10:00 и 12:00 заменяются одной в 11:30.
Уже в средние века святая Агнесса изображалась с белым ягненком на руках — символом непорочности. Именно так, по легенде, она явилась на девятый день после своей смерти.
Ежегодно, в день памяти святой, 21 января в церкви проходит папская месса, на которой папа освящает двух ягнят, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов — узкие белые ленты с вышивкой крестами и черными шелковыми нитками на концах, символизирующие заблудшую овечку, которую пастырь несет на своих плечах в стадо.
С 2015 года катакомбы открыты с 9:00 до 12:00 (кроме воскресений и праздников), с 15:00 до 17:00 зимой и с 16:00 до 18:00 летом. Они полностью закрыты с 3 по 30 ноября. Стоимость билета — 8 евро. Вход только группами с гидом.
Официальный сайт: http://www.santagnese.org