Базилика Санта Мария ин Космедин

Церковь Санта Мария ин Космедин (Santa Maria in Kosmedin) — простой строгий храм, расположенный, предположительно, на месте античного храма Геркулеса. До 4 века здесь располагался Бычий рынок (Forum Boarium). В конце же 4 века здание храма превратили в общественное учреждение, ответственное за раздачу бесплатного питания нуждающимся гражданам. В конце 6 века эту функцию взяла на себя римская церковь. В 782 году храм преобразовали в церковь для греческой общины, бежавшей из Византии, и назвали Санта Мария ин Скола Греция (Santa Maria in Schola Graecia). Современное название Космедин — это, возможно, искаженное греческое kosmidion (прекрасный).

санта мария ин космединВплоть до 1868 года на пятачке напротив церкви на гильотине обезглавливали государственных преступников.

Известно, что эта территория между Капитолием, Палатином и Авентином начала заселяться еще в Бронзовом веке. А особенностями ландшафта, позволявшими переходить здесь реку вброд, пользовались еще люди Каменного века. Именно здесь в 8 веке до н.э. сложилось первое прото-городское поселение, до того как первенство перешло к Палатинскому холму. Бычий рынок же стал первым рынком нового города.

семь холмовПо легенде, здесь на Геркулеса напал великан Какус, живший в пещере на берегу реки под Авентином. Геркулес убил Какуса. В благодарность, группа греков, жившая тогда на Палатине под предводительством Эвандра, поставила герою открытый алтарь. Долгое время считалось, что римляне придумали эту легенду для выведения своего родства с греками. Однако, на Бычьем форуме были найдены остатки греческой глиняной посуды середины 8 века до н.э., что заставило археологов считать, что в легенде есть зерно правды.

Предположительно (хотя и не доказано), этот алтарь до сих пор существует в крипте церкви. В пользу этого предположения говорят и обнаруженные позади церкви надписи, составленные преторами, ответственными за жертвоприношения. Если это так, то нынешняя Санта Мария ин Космедин — самый древний непрерывно действующий храм Рима. На самом деле в дальнем конце крипты можно увидеть большую массу известкового туфа из Анио, говорящую, что алтарь восстанавливался во 2 веке до н.э, когда этот камень впервые стал использоваться.

В 1 веке к алтарю пристроили прямоугольный подиум с тремя мраморными коринфскими колоннами по коротким сторонам и семью по фасаду. Последние поддерживали ряд небольших арок. Неизвестно, имело ли это сооружение крышу или было просто внутренним двором атриума алтаря. Колонны фасада и левой стороны подиума сохранились и включены в строение церкви.

Фактическое основание церкви не документировано. Возможно, это произошло еще в 3 веке, но традиция упоминает ее, как построенную папой Григорием Великим в конце 6 века. Это сооружение могло быть диаконией — духовным учреждением для помощи бедным.

В 8 веке папой Адрианом были начаты работы по восстановлению церкви. В проект была включена постройка трех нефов с апсидами и великолепного портика. Построили и небольшую крипту, несмотря на отсутствие какой-либо хранящейся здесь святыни. В 782 году обновленная церковь была передана сообществу греческих монахов из Константинополя, высланных из Византийской Империи иконоборцами, и получила название Санта Мария ин Скола Греция (Богоматерь в греческом братстве). Она пользовалась популярностью у экспатриантов и греческих торговцев в Риме. Их число в этом веке стало столь велико, что еще несколько монастырей имели греческий обряд и даже папская курия оказалась во власти греческих ораторов.

иконоборцы
Миниатюра из Хлудовской псалтири. Фрагмент. Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский замазывают известью икону Христа.

Имя Kosmidion, замененное на производное от него Cosmedin, также начало использоваться в 8 веке. Его происхождение — загадка для историков. Одна традиция считает, что это греческое слово, обозначающее «красивую вещь», указывает на богатое художественное оформление церкви. Однако, проблема в том, что в Италии существовало еще две церкви с таким именем, обе названные сосланными греческими монахами — одна в Неаполе, другая — арианский баптистерий в Равенне. Другая традиция утверждает, что имя Kosmidion принадлежало известному монастырю в Константинополе, основанному в 480 году и посвященному святым Косме и Дамиану. И это имя стало использоваться из-за ностальгии.

В 847 году город пережил сильное землетрясение. Церковь оказалась повреждена. Папа Николай I заказал ее восстановление с добавлением ризницы, папского дворца и часовни, посвященной святому Николаю. Все эти новшества были разрушены во время норманского нашествия 1084 года.

Следующая реконструкция, выполненная в 1123 году по заказу папы Каллистуса III, придала зданию тот вид, который мы наблюдаем сегодня. Появилась 7-этажная колокольня — кампанилла, певческие хоры и галереи. Пол покрыли мозаикой в стиле Косматеско, стены покрыли фресками, часть из которых еще сохранилась. Колокол на колокольне появился в 1289 году.

В 13 веке церковь обзавелась крытой галереей и портиком. В 1300 году кардинал Франческо Каэтани достроил смежное здание, в котором теперь размещается зимний хор. В 1433 году комплекс был превращен в бенедиктинский монастырь, но снова стал приходской церковью в 1573. Местность не была популярной в эти времена. Церковь и монастырь находились на краю зоны застройки левого берега Тибра. Сохранилось прошение папе Александру VII от четырех докторов медицины, утверждавших, что атмосфера этого места была настолько плохой «по разным причинам» и настолько ветреной, что нахождение там более полутора часов становилось опасным для здоровья, и было бы хорошо сократить время литургий. Реакция папы на прошение неизвестна, но сама церковь к 17 веку пришла в очень плохое состояние.

В 1718 году полная реставрация была проведена Джузеппе Сарди. Он украсил интерьер в барочном стиле, добавил к потолку свод и создал новый барочный фасад. Церковь приобрела привлекательный вид, и приходится лишь сожалеть о утрате этих украшений на рубеже 20 века.

Вход был усилен парой ионических колонн с полукруглой аркой и треугольным фронтоном. Фасад притвора был перестроен так, чтобы показать галереи из трех арок с каждой стороны входа. Фасад нефа имел большое арочное центральное окно между двумя небольшими коринфскими колоннами. На каждой стороне была пара коринфских пилястр. Над окном располагался большой герб папы Клемента XI. Этот фасад можно увидеть на гравюре Джузеппе Вази.

санта мария ин космедин
Джузеппе Вази. Церковь Санта Мария ин Космедин.

Современный фасад выглядит весьма простым. Это результат реставрации 1899 года, выполненной Джованни Баттистой Джованале, безжалостно удалившим и все барочные детали интерьера, включая свод потолка. Это должно было вернуть церковь к ее первоначальному средневековому виду, каким его представлял себе реставратор. Однако теперь считается, что это была весьма бездарная реконструкция.

Последние восстановительные работы проводились здесь в 1964 году. Они коснулись фасада и колокольни.

Как это ни парадоксально, самая известная вещь в церкви — то, что не имеет никакого отношения к христианскому храму. Она дала свое имя площади и району. Но самое ужасное, что некоторые называют этим именем и саму церковь. Это «Уста Истины» (Bocca della Verita) — большой мраморный диск с изображением бородатого лица с открытым ртом. Мрамор — из Фригии (Турция). Диаметр диска — 1,75 метра, толщина — 19 см, вес — 1200кг. Стоит он на небольшом коринфском постаменте с левой стороны притвора.

уста истины
Уста Истины

Датировка диска затруднена, но, предположительно, это 1 век до н.э. Считается, что изначально он служил украшением находившегося неподалеку городского водостока Cloaca Maxima или крышкой люка колодца, который чистился рабами. Однако, диск слишком тяжел и слишком хрупок, чтобы сдвигать его вручную. Кроме того, цена мрамора предполагает его более высокий статус. Альтернативные мнения относят его к настенному фонтану или к крышке какого-либо святилища, например, говорящего оракула.

Известность объекту принесла легенда, по которой человеку, вложившему руку в открытый рот изображения и сказавшему неправду, откусывало пальцы. Возможно, «Уста Истины» действительно использовались в качестве средневекового «детектора лжи», а возможно, это была просто шутка для паломников. Первые упоминания о Bocca della Verita именно под этим названием появляются в 1485 году и далее становятся регулярными. Популярность у современных туристов «уста» приобрели после выхода в 1953 году фильма «Римские каникулы». Очередь к ним растет еще до открытия церкви и большинство туристов ограничивается фотографией со своей рукой во рту, совершенно не интересуясь церковью. Это весьма симптоматично. Город даже обошла шутка, что существует и другая скульптура — Culo dellа Verita или «Задница правды».

Санта Мария ин Космедин имеет простой базиликальный план с нефом и тремя апсидами. Ее ширина — 20 метров (из них 10 метров занимает центральный неф), длина — 40 метров. Однако, это не идеальный прямоугольник — на плане виден некоторый изгиб сооружения влево. Апсиды церкви — внутренние, скрытые снаружи стеной.

санта мария ин космединКолокольня церкви — одна из самых прекрасных средневековых романских кампанилл в Риме. Она необычно высока (34,2 метра), построена из кирпича и имеет 9 ярусов. Два первых яруса находятся в церкви, третий и четвертый имеют по два арочных окна с каждой стороны, пятый — по три. На последних четырех ярусах эти арки превращены в галереи с белыми мраморными колоннами.

санта мария ин космединСовременный кирпичный фасад, как говорилось выше, восстановлен в 1899 году в псевдо-средневековом стиле. Его притвор имеет шесть больших арок, забранных решеткой. Между арок находятся пилястры, достигающие линии крыши. Крыша покрыта черепицей. Над каждой аркой располагается по закругленному окну с каменной решеткой. Перед большой аркой входа пристроена крыша, опирающаяся на четыре ионические колонны. Фактический фасад церкви находится над крышей притвора и имеет три арочных окна с каменными решетками, отверстия в которых имеют форму кругов. Над окнами — фронтон с небольшим смотровым окном.

Из-за окружающих зданий невозможно разглядеть внешнюю структуру базилики (если только у вас нет доступа к расположенному справа женскому монастырю). Слева от нефа находится пристройка с внешними часовнями. Здание, смежное с правой стороной притвора, содержит ризницу и зимний хор.

В притворе, помимо «Уст Истины», справа от двери, находится захоронение кардинала Альфануса, наблюдавшего за реставрацией церкви в начале 12 века. Оно выполнено в виде мраморного алтаря в нише с треугольным навесом, поддерживаемым парой веретенообразных колонн. Мраморная дверная коробка главного входа украшена резными фигурками 11 века работы Джованни ди Венетиа.

санта мария ин космединКак упоминалось выше, в здание церкви включены 10 античных колонн предшествующего ей сооружения. Войдя в церковь и оглянувшись, можно увидеть две из них, обрамляющие входную дверь. Третья находится у ближнего конца левого прохода, а еще две стали частью первого яруса колокольни — одна у входа в ризницу, а другая посреди нее. Эти семь колонн были главной колоннадой оригинального здания. Три другие колонны, бывшие первоначально боковым входом, находятся у баптистерия и часовни Сан Джованни Баттисты де Росси.

санта мария ин космединС двух сторон нефа установлены по девять античных коринфских колонн, разделенных на группы по три парой массивных столбов с каждой стороны, являющихся частью стен нефа. Освещен неф рядами маленьких арочных окон под линией крыши. Ниже окон заметны слабые следы первоначальных фресок 12 века, в свое время полностью покрывавших стены. Плоский деревянный потолок, украшенный рядами позолоченных звезд — современное изделие.

санта мария ин космединГордость церкви — пол Косматеско, созданный самой семьей Космати в 11 веке, хотя и отреставрированный позднее. Огромные порфировые круги, видимо, получены путем распила гигантской колонны. Единственным источником порфира был карьер в восточной пустыне Египта и обладание изделием из этого имперского темно-красного камня было невероятно престижным. Темно-зеленый камень в рисунке — это серпентин из Спарты, а желтые вставки — мрамор с территорий нынешнего Алжира.

косматескоПо обе стороны от входа в нишах лежат округлые камни из черного гранита. Это стандарты римских весов. В античные времена они хранились в храмах и использовались для проверки весов торговцев. После утверждения в Риме христианства камни были перемещены в церкви.

Редкий случай прекрасной сохранности средневекового сооружения — певческие хоры. Уровень пола здесь на одну ступеньку выше, чем в нефе. Сам пол также выполнен в технике Косматеско, но еще более сложно. В дальнем углу хоров находится вход в крипту.

Главный алтарь Санта Мария ин Космедин сделан из античной гранитной ванны. Балдахин над ним выполнен во Флорентийском готическом стиле с украшением Косматеско. Надпись на нем гласит : “Deodatus me fecit” (Деодат [сын Космы] сделал меня). Его поддерживают четыре колонны из красного Асуанского (Египет) гранита. Сооружение датируется 1294 годом. Под алтарем хранятся реликвии мучеников — Сириллы, Хилариуса и Коронатуса.

алтарь санта мария ин космединВ апсиде, позади главного алтаря, находится мраморная кафедра или кресло епископа 12 века с тремя ступенями и подлокотниками в виде львов. Сама апсида украшена фресками 19 века, но в средневековом стиле. На стенах изображены Возвещение, Рождество и Крещение, а на своде — Мадонна с Младенцем между святыми Августином, Феликсом, Дионисием и Николаем.

санта мария ин космединПо левой стороне прохода расположены три часовни. Первая из них — баптистерий, устроенный кардиналом Аннибале Альбани в 1727 году. Вторая — часовня Святого Джованни Баттиста де Росси. Запрестольный образ показывает его с бедными людьми. На алтаре в небольшом реликварии хранится череп (предположительно) Святого Валентина, и каждое 14 февраля украшается розами. Однако, есть сомнения, что череп принадлежит святому. Он был выкопан из катакомб Святого Ипполита в 1836 году и, в лучшем случае, принадлежит какому-то другому Валентину. В третьей часовне находится Распятие. Все три часовни отреставрированы в 2014 году.

череп святого валентина
Череп Святого Валентина

Часовня апсиды в конце прохода посвящена Богоматери Лоретской. Фрески 19 века, поврежденные растущей влажностью показывают ее рождение (слева) и смерть (справа). На своде она изображена держащей Младенца Иисуса перед Святым Домом. Алтарь — современный. Часовня апсиды правого прохода выполнена в том же стиле и посвящена Святому Иоанну Крестителю. Современные фрески изображают сцены из его жизни.

Проход справа через вестибюль ведет в зимние хоры. Это часовня, в которой раньше зимой, когда главная церковь становилась слишком холодной, проводили литургии. Над алтарем находится икона Богоматери Космединской, привезенная, как говорилось, греческими монахами, бежавшими из Константинополя в 8 веке. Однако, скорее, это работа 13 века. С 2012 года часовня закрыта для посещений и используется для хранения разного хлама и удаленных в результате реставраций элементов. Снятые в 1899 году барочные украшения находятся в очень плохом состоянии. В 2013 году был составлен и одобрен детальный план их восстановления и сейчас церковь собирает средства для выполнения этой работы.

После реставрационных работ открыта для посетителей крипта 8 века, вход в которую расположен на левой стороне хоров. За вход может браться небольшая плата. Сама постройка крипты в 8 веке является загадкой, поскольку не существует никаких свидетельств о хранении здесь реликвий какого-либо определенного святого. Есть предположение, что первоначально крипта была гробницей с набором разных реликвий для почитания их паломниками.

крипта санта мария ин космедин
Крипта церкви Санта Мария ин Космедин

Сама крипта выполнена в виде миниатюрной базилики с шестью колоннами — по три на каждой стороне. Колонны не имеют оснований и уходят прямо в пол. В дальнем конце крипты можно увидеть каменную кладку, принадлежащую, как утверждается, подлинному алтарю Геркулеса.

В ризнице расположен фрагмент мозаики 8 века «Поклонение Волхвов», находившийся ранее в старом соборе Святого Петра. Сейчас здесь устроен церковный магазин, помогающий содержать здание.

В настоящее время литургии в церкви совершаются по византийскому обряду, поскольку она передана сообществу Мелкитов, состоящему, главным образом, из сирийских и иракских католиков и происходящему из древнего Патриаршества Антиохии. Мессы служатся на трех языках — гимны на греческом или арабском, молитвы на итальянском и проповедь тоже на итальянском.

Единственная литургия, празднуемая в церкви (за исключение особых случаев), — это воскресная месса в 10:30.

Для посещений церковь открыта ежедневно с 9:00 до 17:00 зимой и с 9:00 до 18:00 летом. Если вы увидите большую очередь, не пугайтесь. Это очередь к «Устам Истины». Не обращайте на нее внимания и спокойно заходите в церковь.

Адрес: Piazza della Bocca della Verita. Ближайшая станция метро — Circo Massimo (линия В).

Скачать статью в формате pdf.

Интерьер базилики 3D

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Архитектура Поздней Республики. Часть 5. Жилые дома

(все даты - до н.э.) Городские дома Италии республиканского периода практически не сохранились. Однако воссоздание достаточно полной картины римского жилища...

Закрыть