Фонтан Черепах

Фонтан Черепах (Fontane delle Tartarughe), созданный в стиле позднего Ренессанса, расположен в центре Рима на площади Маттеи (Piazza Mattei) и считается одним из красивейших фонтанов города. До 1870 года этот район был римским еврейским гетто, и фонтан находится почти на границе ворот, отделявших район от остального города.

фонтан черепахС появлением фонтана связана одна легенда. По ней князь Маттеи однажды решил жениться на одной знатной римлянке. Князь был большим любителем азартных игр и крупно проиграл в карты, что заставило его будущего тестя усомниться в финансовой состоятельности князя. Чтобы доказать обратное, Маттеи приказал за одну ночь выстроить на площади перед своим дворцом изысканный фонтан, потратив на это практически все оставшиеся деньги. Великолепие фонтана так поразило отца невесты, что он тут же согласился выдать свою дочь замуж за князя. После этого Маттеи замуровал выходящее на площадь окно дворца, чтобы не напоминать себе о неприятном инциденте. Одно из окон дворца действительно замуровано, однако, проблема состоит в том, что дворец был построен позже фонтана на несколько десятилетий.

В 1570 году было закончено восстановление античного акведука Аква Вирго (dell’Aqua Virgo), построенного в 19 году до н.э., и начались работы по созданию его подземных ответвлений, ведущих на Марсово поле (Campo Marzio), к самым густонаселенным районам Рима с целью обеспечения граждан питьевой водой. В качестве конечных точек предполагалось построить 18 фонтанов, среди которых фонтан черепах не значился. Однако, итальянский дворянин, член конгресса, принимавшего решения о водоснабжении, Муций Маттеи, настоял на обеспечении гетто новым фонтаном, обязавшись содействовать финансово.

Фонтан черепах стал единственным фонтаном того периода, построенным под патронажем не папы Григория XIII, а частной семьи Маттеи, богатейших коммерсантов и меценатов, владевших целым кварталом города и ключами от гетто, частично расположенного на их земле. Проектирование было поручено архитектору Джакомо делла Порто в 1580 году. Он не стал напрягаться и повторил уже существовавший дизайн подобных фонтанов с шаром на пьедестале, вода от которого шла наверх и вытекала оттуда в чашу.

фонтан черепахОднако, фонтан, в отличие от подобных ему, получил великолепное оформление благодаря молодому, никому тогда не известному, скульптору Таддео Ландини, закончившему работу к 1588 году. Впервые римский фонтан украсили фигуры четырех обнаженных юношей-эфебов, выполненные в стиле маньеризма, и восемь дельфинов. Фигуры отлиты из бронзы, что было дороже обычных мраморных.

В основании фонтана — квадратная чаша с шаром из африканского мрамора в центре. Шар окружен четырьмя мраморными же раковинами и увенчан чашей с четырьмя головами херувимов, изо ртов которых вода стекает в бассейн. Над раковинами бронзовые юноши опираются ногой на головы бронзовых дельфинов, держа их рукой за хвост. Свободные руки подняты к верхней чаше. Вода изо ртов дельфинов попадает в раковины, а оттуда — в нижнюю чашу. В 17 веке фонтан, из-за его совершенных форм, ошибочно принимали за творение Рафаэля или Микеланджело.

фонтан черепах
Гравюра 1654 года. Без черепах

Первоначально никаких черепах на фонтане не было, а в чаше размещались еще четыре дельфина, к которым и были подняты руки юношей. Однако давления воды, поступавшей из акведука самотеком, оказалось не достаточно для полноценной работы всех фигур и через некоторое время дельфинов из верхней чаши перенесли в фонтан Террина, а потом — к церкви Санта Мария ин Валичелла.

После этого композиция фонтана стала казаться незаконченной — юноши тянули руки в пустоту. И вот, в 1658 году, по приказу папы Александра VII, внесшего большой вклад в архитектурный облик Рима, к фонтану были добавлены четыре бронзовые черепахи. Работу над ними приписывают Лоренцо Бернини, но документальных подтверждений этому нет. После этого фонтан, называвшийся ранее фонтаном Маттеи, получил сое современное название — Фонтан Черепах. А в память о реставрации в его основании между раковинами можно увидеть свиток с надписью ALEXANDER VII.

фонтан черепахЕще позже фонтан стал исключительно декоративным, а для бытовых нужд рядом установили древний саркофаг в качестве резервуара для нового фонтана-поилки. В 19 веке, в эпоху тотального пуританства, юноши-эфебы обзавились бронзовыми листочками, три из которых были удалены лишь во время очередной реставрации.

фонтан черепахБронзовых черепах неоднократно похищали. В 1944 году были украдены все четыре. Их все же нашли и вернули на место. В 1979 году после очередной кражи одной черепахи оставшиеся оригиналы были помещены в Капитолийские музеи, а на фонтане установлены их точные копии. В конце 20 века фонтан оборудовали системой очистки воды от кальция, но это не очень помогло. В 2005 — 2006 годах фонтан был тщательно очищен, но бронзовые скульптуры снова покрылись белым налетом.

В начале 20 века в Риме была изготовлена точная копия Фонтана Черепах, которую для своей виллы приобрели супруги Уильям и Этель Крокеры. В 1954 году он был подарен городу Сан-Франциско и установлен в Хантингтон-парке.

Добраться до фонтана можно спустившись от Капитолия к театру Марцелла и пройдя направо по узкой пешеходной улице.

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Век Антонинов (96 — 180 гг)

Начиная с момента вступления на престол Нервы в 96 году и заканчивая смертью Марка Аврелия в 180 году империя пережила...

Закрыть