Фонтан Наяд расположен в центре площади Республики и признан одним из самых красивых в городе. Добраться до него проще всего на метро по линии «А» до станции «Репубблика — Театро-дель-Опера».
Первый вариант фонтана был создан в 1870 году по заказу папы Пия IX. Назывался он фонтаном Acqua Pia, поскольку был подключен к новой ветке акведука Аква Пиа Антика Марча, и задумывался с целью придания более монументального вида элегантной улице Национале. Простой круглый бассейн, с крупными камнями и пятью вертикальными струями воды в центре был одним из самых ярких примеров римского стиля либерти. Располагался он тогда немного южнее.
В этом же, 1870 году произошло объединение Италии. Папская область перестала существовать, а Рим стал столицей объединенного государства. Начались работы по переустройству ряда улиц и площадей. Не стала исключением и улица Национале. В 1885 году площадь Экседра была переделана в площадь Республики (piazza della Repubblica), в центр которой и перенесли фонтан.
В 1888 году архитектору Алессандро Гуеррьери было поручено перепроектировать существующее сооружение. Бассейн обзавелся восьмиугольной окантовкой и четырьмя полукруглыми ваннами. Позже были добавлены четыре гипсовых льва.
Своим современным видом и названием фонтан обязан скульптору Марио Рутелли. В 1901 году он заменил гипсовых львов на бронзовых наяд — речных нимф. По легендам, воды источников, в которых обитали наяды, имели очистительные функции и даже обладали способностью даровать бессмертие. Всего наяд у фонтана четыре — наяда озера, наяда реки, наяда океана и наяда подземных вод. У каждой из них — свой «питомец», также запечатленный в скульптуре. Озерная наяда мчится на лебеде, властительница океанов восседает на огромном морском коньке, речная наяда изображена вместе с речным чудовищем, а предводительница подземного потока обладает драконом. Львы, кстати, были перенесены на другой фонтан, на Пьяцца дель Пополо.




Этот новый фонтан потряс воображение римлян в 1901 году. Обнаженные статуи вызвали бурю протестов. Консерваторы считали фонтан настолько аморальным, что первое время он был огражден деревянным забором.
Однако, запретный плод сладок и забор постепенно «ветшал», пока однажды ночью компания веселой подвыпившей молодежи не обрушила его совсем. К счастью властей, наяды понравились жителям города, и фонтан даже был признан «прогрессивным».
Изначально в центре фонтана была замысловатая композиция из трех тритонов, дельфина и осьминога. Она тут же получила прозвище Fritto Misto. Так называется итальянское блюдо из слегка поджаренных останков морской живности — мелких и плохо узнаваемых на тарелке.
Рутелли отреагировал на критику. В 1912 году украшением центральной части фонтана стала обнаженная фигура Главка (Glaucus), который борется с дельфином. По Овидию, Главк — это морское божество, которое еще будучи человеком поело травы, сделавшей его бессмертным, но за это боги «наградили» его плавниками, рыбьим хвостом и жабрами. Вся композиция стала символизировать победу человека над природной стихией.
Старожилы помнят, что в небольшом кафе на площади можно было еще лет сорок назад видеть двух старушек, хорошо одетых и подтянутых. Их было четверо — молоденьких натурщиц, позировавших Рутелли. Делалось это тогда в глубокой тайне. Две из них вытянули в жизни счастливые билеты. Они отпускают водителей и заказывают «эспрессо». Они почти не разговаривают, только смотрят, узнавая и не узнавая…