Квиринальский Дворец (Palazzo del Quirinale) расположился на одном из семи главных холмов Рима — Квиринальском. После падения Римской Империи эта местность пришла в полный упадок и к Средневековью превратилась в сельский пригород Рима с виноградниками среди развалин.
С 16 века на Квиринале начинает селиться высшая церковная власть. Первым построил себе здесь небольшую загородную резиденцию кардинал Оливьеро Карафа. После него в этой резиденции поселился папа Павел III Фарнезе, который взялся перестраивать виллу, но умер, не доведя работы до конца. В 1550 году виллу сдали кардиналу Ипполиту д‘Эсте, который, наконец, реконструировал дворец и разбил сад.
Строительство грандиозного Квиринальского дворца началось в 1574 году по приказу папы Григория XIII. Дворец должен был стать личной летней резиденцией папы. Но из-за его смерти в 1585 году строительство было приостановлено. Достраивали дворец при следующем папе, Сиксте V. В это же время холм был выкуплен Ватиканом у семьи Карафа и Квиринальский дворец перестал быть частной собственностью, перейдя к церкви. Первым постоянным обитателем дворца стал папа Климент VIII.
После завоевания Рима Наполеоном и упразднения им Папского государства во дворце разместилась тюрьма. Однако, через некоторое время Наполеон решил устроить здесь свою императорскую резиденцию и провел серьезную перестройку здания.
В 1814 году дворец вернулся в собственность Ватикана и в нем поселился папа Пий VII. В 1823, 1829, 1831 и 1846 годах здесь проводились папские конклавы. Официальной папской резиденцией Квиринальский дворец оставался до сентября 1870 года, когда власть папы была свергнута и дворец, соответственно, потерял свой статус.
Пять месяцев спустя, в 1871 году, он стал резиденцией короля нового государства, Италии, — Виктора Эммануила II. Королевская семья, однако, проводила во дворце мало времени. А в 1946 году, после упразднения монархии и провозглашения Итальянской Республики, Квиринальский дворец снова изменил свой статус и стал официальной резиденцией президента. Но и президенты появляются здесь не часто. Тем не менее, каждый день в промежуток между 15 и 18 часами у дворца происходит смена караула.
Современный дворец представляет собой огромное квадратное двухэтажное здание с внутренним двором, построенные еще его первым архитектором Оттавиано Масчерино. Позднее появилась колокольня, спроектированная Карло Мадерно и Франческо Борромини. Отметились здесь и такие мастера, как Пьетро да Кортона, Доменико Фонтана, Фердинандо Фуга, Джованни Паоло Паннини и Гвидо Рени. Главный вход в Квиринальский дворец увенчан лоджией с национальным флагом, флагом Евросоюза и флагом с изображением герба Италии. Внешность здания проста и незамысловата, в отличие от внутренних интерьеров, выполненных в стиле барокко.
С июня 2015 года дворец открылся для публичного осмотра. Экскурсия начинается с подъема по Почетной лестнице, построенной в 1609 году по проекту архитектора Фламинио Понцио. Два симметричных сходящихся марша ведут на площадку, с которой есть выход на небольшую лоджию, с которой открывается вид на образец итальянской парковой культуры — Квиринальский сад. С противоположной от лоджии стороны находится фреска Мелоццо да Форли «Христос во славе среди Ангелов». Это лишь фрагмент росписи 1480 года, украшавшей апсиду церкви Святых Апостолов до ее реконструкции. Остальные фрагменты хранятся в Ватикане. От площадки вверх идут еще два симметричных, но уже расходящихся марша лестницы. Правый приводит в Кирасирский зал, а левый — в зал Торжественных Собраний.
Кирасирский зал — самый большой парадный зал Квиринальского дорца. Здесь президент Италии устраивает официальные и праздничные приемы. Зал практически сохранил оформление начала 17 века. Полностью сохранился деревянный сводчатый потолок, украшенный резными узорами. Не претерпели изменений и мраморные порталы, и монументальный вход в папскую часовню, над которым находится мраморный горельеф со сценой омовения ног ученикам Христа работы Таддео Ландини. Горельеф создавался для собора Святого Петра в 1578 году и установлен здесь в 1616 году. Пол зала покрыт разноцветными мраморными плитами.
В зале Торжественных Собраний проходят важнейшие мероприятия с большим количеством приглашенных гостей. Здесь проводятся торжественные обеды и приносят присягу министры. Отделка зала относится к периоду, наступившему после объединения Италии. Строгий, торжественный стиль оформления с военной символикой и аллегориями прославляет величие Италии, рассказывая о истории ее объединения. Широкие панорамные зеркала отражают свет огромных хрустальных люстр. Кульминацией декора является помпезный плафон «Триумф Италии», подвешенный с центре свода.
Папская часовня, названная в честь папы Павла V Боргезе капеллой Паолина, построена в 1615 году. Она занимает пространство, совпадающее размерами с Сикстинской Капеллой, и соответствует последней и своим внутренним устройством. Такое решение позволяло проводить здесь те же церемонии, что и в Ватикане. Частью первоначального облика часовни являются относящиеся к 17 веку белая и позолоченная лепнина свода и выложенный разноцветными мраморными плитами пол. На правой стене расположены хоры в виде внушительного мраморного балкона. Над алтарем находится гобелен «Последняя проповедь Святого Стефана», сотканный в Париже в 1817 году. По воскресеньям в часовне проходят концерты, посетить которые может любой желающий.
Представительский зал служит для приема главой государства в неформальной обстановке некоторых высоких гостей перед тем, как проследовать с ними в парадный Кирасирский зал. Когда-то Представительский зал служил гостиной апартаментов, расположенных в анфиладе из четырех комнат. Все они предназначались для понтифика, но были отданы под комнаты для гостивших монархов и иностранных вельмож, приезжавших с визитами.
Зал Великого потопа получил свое название по изображенному на его стенах эпизоду из Ветхого Завета. Роспись, выполненная в 1616 году, выделяется особенным мастерством исполнения и нынешней сохранностью. Здесь же можно наблюдать один из восьми гобеленов Новозаветной серии, подаренных Наполеоном в 1805 году папе Пию VII.
На стенах зала Лоджий размещены пять фресок, находившиеся ранее в одном из коридоров Квиринальского дворца, разрушенного в 1940 году. Фрески, созданные в 1635 году, содержат пейзажи с изображением городов и зданий, связанных с правлением папы Урбана VIII Барберини. Особенный интерес представляют виды замка Святого Ангела, окруженного новыми крепостными укреплениями, сейчас отсутствующими, и Пантеона с двумя колокольнями, снесенными в 19 веке.
Балконный зал не имеет фресок, но его свод украшен гипсовым орнаментом, перекликающимся с оформлением капеллы Паолина. Зал связан с часовней и мог использоваться в качестве ризницы. Самый заметный элемент этого зала — большие застекленные двери, ведущие на Лоджию Благословений, построенную в 1638 году над главным входом дворца Жаном Лоренцо Бернини.
Центральное место в галерее Александра VII занимае зал Императора Августа. Здесь восстановлен декор нижней части стен и убрана кладка из замурованных французами окон. Межоконные пространства заняты также восстановленными барочными росписями. До середины 20 века зал назывался Тронным, поскольку именно такой была его функция при монархах.
Зал Послов сохранил свое назначение, видное из его названия, со времен Савойской династии. И здесь мы увидим фрески середины 17 века с библейскими сценами, расположенные между окон и на панелях под потолком. Панели перемежаются более поздними (19 век) росписями, венчающими верхние части колонн.
Оформление зала Гобеленов относится к 1877 году. Апулийский мастер Иньяцио Перриччи создал роскошный ансамбль из позолоченного дерева и зеркал, служащий обрамлением для четырех гобеленов 18 века, сотканных по рисункам французского художника Франсуа Буше. Это «Любовь Богов» и «Истории Амура и Психеи». Потолок в том же году расписал сиенский художник Чезаре Маккари. На фоне бескрайнего голубого неба он изобразил «Амура, коронующего трех граций».
Главные приемы и торжества итальянские короли поводили в зале Зодиака, украшенном по периметру гипсовым барельефом «Триумф Юлия Цезаря». Большая часть оформления зала относится к концу 19 века, когда Квиринальский дворец перестраивался под резиденцию Савойской династии. Стены тогда украсили серией гобеленов 18 века «Новые Индии» с изображениями животных и растений Латинской Америки и Бразилии. Через этот зал можно попасть в крыло, ведущее в сад.
Зал Зеркал служит для проведения аудиенций президента и принятия присяги судьями Конституционного суда. Создавался он во время наполеоновской оккупации и должен был стать тронным. Его современное оформление проведено в 1877 году архитектором Иньяцио Перриччи. Руководствуясь вкусами принцессы Маргариты, он создал пространство в стиле рококо, которое стало использоваться, как столовая и бальный зал. Здесь мы встречаем изобилие зеркал и белого шелка, давшего залу еще одно название — Белый.
Кабинет Президента изначально был папской спальней. В период монархии здесь размещалась столовая. Сейчас в кабинете президент проводит консультации с сенаторами и министрами. Отсюда же он обращается к народу с Новогодним поздравлением.
Во внутреннем дворе комплекса, за дворцом, находится сад площадью около 4 гектар. Его изначальный дизайн принадлежит архитектору Фердинандо Фуга. В 18 веке в панорамной точке сада, откуда открывается великолепный вид, был выстроен кофейный домик, состоящий из портика в три арочных пролета вокруг террасы и предназначенный папой для встреч и культурных мероприятий. Классической строгости внешнего облика здания противопоставлена утонченная изысканность интерьера трех его залов, оформленных в 1743 году.
С левой стороны к Квиринальскому дворцу примыкает здание Папских конюшен, построенное в 1722 — 1732 годах на руинах грандиозного храма Сераписа. Общая площадь здания — около 3000 кв. метров. На первом этаже расположены касса, книжный и сувенирный магазины. На втором и третьем — выставочные помещения. В мезонине работает кафе. Внешняя застекленная лестница, созданная в процессе реставрации здания, — творение архитектора Гае Ауленти.
Квиринальский дворец доступен для посещения каждое воскресенье с 8:30 до 12:00. Независимо от дня недели, дворец закрыт 4 января, 1 февраля, 5 апреля, 31 мая, 28 июня — 6 сентября, 1 ноября, 20 и 27 декабря.
Для посещения дворца необходимо подойти на Квиринальскую площадь за 30 минут до начала экскурсии с действующим удостоверением личности. Цена билета — 10 евро.