В последние десятилетия республики армия, всегда являвшаяся ключевым фактором безопасности государства, стала, вместе с тем, и источником конфликтов. Легионеры считали выгодным для себя участие в военных кампаниях, даже если воевать им приходилось с такими же римлянами, как и они сами. Привлеченные посулами амбициозных военачальников легионеры все больше отходили от идеи служения Риму, склоняясь к личной преданности своему благодетелю. Понимая это лучше, чем кто-либо, Август провел реформу армии.
В результате этой реформы тесные узы, связывающие полководцев с подчиненными, были порваны и армия превратилась в послушное орудие государства. Было законодательно утверждено количество регулярных легионов — 28, по 6000 человек в каждом. Располагались они по границам империи. В Италии же (и в самом Риме) расположилось новое, элитное подразделение — преторианская гвардия — в количестве 9000 человек. Срок службы в регулярной армии составлял 20 лет, а жалование — 900 сестерциев в год с последующей пенсией в 12 000 сестерциев (прожиточный минимум крестьянской семьи составлял 500 сестерциев в год). Жалование гвардейцев втрое превышало жалование обычных легионеров. Со временем они превратились в личную охрану императоров.
Поначалу Август платил военным из собственного кармана. Когда же в 6 году н.э. реформа была завершена созданием по-настоящему профессиональной армии, он учредил специальную армейскую казну. Для начала Август положил в нее солидную сумму из собственных средств, а в дальнейшем пополнял ее за счет налогов. Подсчитано, что минимальный годовой бюджет римского государства того времени равнялся приблизительно 800 млн сестерциев. При этом на военные нужды уходило ежегодно около 445 млн, т.е. армия обходилась государству более чем в половину его бюджета.
Способность императоров должным образом содержать армию стала ключевым фактором безопасности пограничных территорий. Лишив армию зависимости от честолюбивых военачальников, Август, вместе с тем, создал для империи уязвимость, которая не раз давала знать о себе в последующие века. Для возможности оплаты труда профессиональной армии требовалась надежная система сбора налогов. Провинции перестали отдаваться на откуп наместникам, бесконтрольно набивавшим свои карманы. Налаживался стабильный приток капитала в центр, в имперскую казну. Но даже при такой системе, 28 — это максимальное число легионов, которое могла себе позволить империя. Ее расширение, в целом, остановилось. Зато население провинций, избавленное, наконец, от произвола наместников, вздохнуло свободней. Кроме того, Август позаботился о том, чтобы все провинции империи были связаны между собой сетью дорог, которая постоянно расширялась. Эти дороги были построены на совесть и просуществовали невероятно долго. Сам Август укрепил на свои средства Фламиниеву дорогу до Аримина, а остальные распределил между триумфаторами, чтобы те вымостили их на деньги от военной добычи. Для ускорения же получения известий из провинций по дорогам через небольшие промежутки были расставлены молодые люди, а позже и повозки.
Последняя попытка расширения империи при Августе была предпринята в 12 году до н.э., да и та была спровоцирована германскими племенами. У императора никогда не было своих сыновей. В 36 году до н.э. он женился на Ливии, у которой к тому времени уже был четырехлетний сын Тиберий, и она была беременна вторым, Друзом. Дети выросли и стали способными полководцами. И вот в 12 году до н.э. германцы вторглись в Галлию. Посланный туда Друз успешно теснил германские войска и к 9 году до н.э. дошел до Эльбы. Но однажды его лошадь споткнулась на скаку и от полученных ран Друз скончался. Командование было передано Тиберию. К сожалению, в это время у Тиберия случилась трагедия личного характера и он попросил разрешения удалиться на Родос.
К 7 году н.э. Август решил, что территория между Рейном и Эльбой уже достаточно прочно вошла в империю, чтобы считаться римской провинцией, и послал туда полководца Публия Квинтилия Вара. Вар начал внедрять в Германии римскую культуру с тупой прямолинейностью и спровоцировал серьезное восстание. Все три находившиеся там римских легиона оказались полностью уничтожены в битве в Тевтобургском лесу. Новость потрясла Рим. Его войска не знали таких поражений более двухсот лет. Чтобы снова набрать три легиона, требовалось резкое повышение налогов, на что Август просто не мог пойти. В Германию снова был отправлен Тиберий. Однако никаких карательных мер предпринято не было. Римляне ограничились лишь демонстрацией силы и укреплением галльской границы.
Итак, границами Римской Империи стали Атлантический океан на западе, сирийская граница с Парфией на востоке, Египет и северная Африка на юге и морское побережье Галлии (Ла Манш), реки Рейн и Дунай на севере. Август добился того, что во время его правления армия надежно закрывала границы империи. И это стало основанием для объявления наступления эпохи всеобщего, «римского мира» (Pax Romana) или «мира Августа» (Pax Augusta).
Установив мир и подавив всякое сопротивление собственной власти, Август задумался о возведении официального почитания собственной персоны на общеимперский уровень. Его излюбленной тактикой было обращение к традициям. Так, например, для подчеркивания его успехов во внешней политике был возрожден древний обычай, относящийся к храму Януса. Двери этого храма закрывались лишь на период мира, что для римского государства было необычайной редкостью. В 19 году до н.э., после семилетних боевых действий, были, наконец, подавлены беспорядки в Испании. Это событие Август назвал «умиротворением», а двери храма Януса были закрыты с большой помпой. Всего же за время жизни Августа такое происходило трижды.
В 55 году до н.э. римская армия под началом Марка Красса была наголову разбита парфянами в Аравийской пустыне. Поражение усугубилось захватом парфянами военных штандартов Красса. В 19 году до н.э. Август решил исправить такое неприятное положение. Сделано это было тихими дипломатическими методами, хотя, конечно, не без угроз. В итоге был подписан новый договор с Парфией и, главное, утраченные штандарты вернулись в Рим. Август не замедлил воспользоваться пропагандистским потенциалом такого события. Мирное соглашение с Парфией превратилось в великую римскую победу, сравнимую разве что с завоеванием Галлии Юлием Цезарем. Штандарты доставили в Рим через специально сооруженные триумфальные ворота и поместили в новом храме Марса Мстителя. «Мщение», правда, не пролило ни одной капли крови.
Pax Augusta стал лозунгом, примирившим самые разнородные группировки римского и италийского обществ. О нем говорится в «Деяниях» самого Августа и в трудах официальных историков. Он прославлен в произведениях поэтов и памятниках искусства того времени. Люди, еще помнившие гражданские войны, искренне почитали Августа за то, что ему удалось установить мир, осуществить их многолетнюю мечту. Постепенно к Августу начинают относиться как к богу. Ему посвящаются храмы, в его честь сочиняются молитвы, проводятся религиозные праздники и жертвоприношения.
Правление Августа, мирное в Риме и благополучное для провинций, было отмечено расцветом культуры. Сам император, очень интересовавшийся литературой, поощрял и поддерживал писателей. Его ближайшим другом был Гай Цильний Меценат. Именно он уговорил Августа не восстанавливать республику, убедив того, что за этим снова последует хаос. Меценат, чье имя стало нарицательным, внес огромный вклад в развитие римской культуры, поддерживая талантливых людей. Самым известным писателем из пользовавшихся щедротами Мецената был Публий Вергилий Марон, тот, кого теперь все знают как Вергилия, автора Энеиды. В это же время писал свои «Метаморфозы» Овидий. А величайшим прозаиком эпохи Августа был Тит Ливий. По заказу императора он написал 142 тома истории Рима, из которых до нас дошло всего 35. И даже при этом он остается самым популярным римским историком.
Центром административной и политической жизни империи становится новый форум — форум Августа, на котором уже нет привычных торговых рядов. С обеих сторон форум ограничивали два вытянутых портика со статуями исторических деятелей. С одной стороны это были статуи Ромула, первых царей Рима и великих римлян времен республики. С противоположной стороны находились мраморные изображения предков Августа. Здесь было на что посмотреть. Первым в этом ряду стоял Эней (!), мифический предок римлян, за ним шли его потомки, цари города Альба-Лонги, основанного сыном Энея Юлом. Они переходили в представителей семейства Юлиев вплоть до Юлия Цезаря, приемного отца Августа. Если помнить, что Энея считали сыном богини Венеры, то посыл становится ясен. Кульминацией же такой трактовки истории стала фигура, стоявшая особняком, четко по центру — статуя самого Августа. Фигура Августа здесь — это итог всей предыдущей римской истории, ему благоволят боги, он — защитник традиционных римских ценностей и их воплощение для будущих поколений.
Впрочем, Август не ограничился только манипуляцией с историей. Его внимание обратилось и на медленно отмиравшие ежегодные праздники. Древние ритуалы обрели второе дыхание. Но среди этих реанимированных праздников, напоминавших всем о «старых добрых временах», чудесным образом нашлось место и для торжеств, связанных с почитанием Августа и его семьи. Такой чести удостоились «восстановление» Августом республики и первое закрытие дверей храма Януса. Стали праздноваться день рождения главного гражданина Рима и важные события в жизни представителей его рода. Апофеозом же стало переименование месяца «секстиль» в «август».
Высшей же точкой проявления родства Августа с богами стали Вековые игры 17 года до н.э. Такие игры проводились один раз в 110 лет практически с основания Города. Игры, проведенные Августом, закрепили его образ благочестивого почитателя богов и целителя Римского государства. В глазах многих людей гражданская война была связана с тем, что римляне стали пренебрегать богами. А завершилась война тогда, когда Август добился расположения неба, восстановив городские святыни и храмы (действительно, еще в 28 году до н.э. им было отреставрировано 82 храма).
Еще за год до Вековых игр Август провел ряд нововведений в области общественной морали и жизни общества. Это была система поощрений и наказаний, направленных на укрепление института брака и семьи и общее улучшение нравственного облика молодых людей. Вердикты могли быть весьма суровыми, вплоть до конфискации имущества и изгнания из города. Вековые игры прошли под лозунгом возвращения к традиционным римским ценностям, таким как сдержанность и благочестие.
Во 2 году до н.э. наружу вышел скандал с дочерью Августа Юлией. По слухам, она продавала себя за деньги прямо на Форуме, там, откуда ее отец внедрял нормы морали. Возводимая им доктрина императорского благочестия готова была треснуть изнутри. Реакция главы государства оказалась безжалостной. Он отправился в сенат, где обвинил дочь в распутстве, и приказал уничтожить все ее скульптурные изображения. Затем она была сослана на остров Пандатерию. И хотя позднее ей было разрешено переселиться в более приятный район Италии, большая часть ее жизни так и прошла в изгнании. В конце концов, не имея достаточно средств к существованию, она умерла от голода. За такие же проступки в 8 году н.э. была выслана из Рима и ее дочь.
Когда Августу было уже за семьдесят, он начал задумываться о смерти. Настало время выбрать себе преемника, того, кто стал бы следующим принцепсом. Никакой традиции передачи такой власти еще не существовало и, не успей он сделать свой выбор, могла начаться новая гражданская война. Поскольку своих сыновей у Августа, как уже говорилось, не было, выбор становился непростым. Двое его внуков от брака Юлии и его старого друга Агриппы (того, что выиграл морское сражение у мыса Акций), многообещающих юношей, умерли во 2-м и 4-м годах н.э. Третий же был сумасшедшим. Августу пришлось остановиться на кандидатуре своего приемного сына Тиберия. Не будучи кровным родственником, он был все же официально усыновлен Августом, что имело очень большое значение в Риме того времени. По матери же Тиберий был членом аристократического рода Клавдиев (по этой причине соответствующую династию императоров Рима, которая началась с Августа, нередко называют линией Юлиев — Клавдиев). К этому времени Тиберий был взрослым мужчиной около пятидесяти лет, заслуженным и прославленным полководцем. Кроме того, это был честный, добросовестный человек и строгий поборник морали. Без сомнения, из Тиберия должен был выйти отличный правитель.
Наконец, в 14 году н.э. Август умер. Ему было семьдесят семь лет, сорок три из которых он правил Римской империей. Последние слова, которые он произнёс, обращаясь к собравшимся у смертного ложа, были: «Как вы думаете, я хорошо сыграл пьесу своей жизни? Если да, рукоплещите мне!»
К моменту ухода Августа из жизни его политика увенчалась полным успехом. И народ и сенат Рима приняли постепенную подмену республиканского строя режимом правления одного человека. В ходе этого процесса разными методами их заставили признать наличие некой преемственности между этими двумя эпохами. Невозможно узнать реальных причин замысла Августа — было ли это осознанное стремление к тирании или же искреннее желание выдающегося человека вернуть страну в традиционное русло законного правления. Обе точки зрения имеют полное право на существование.
Вскоре после смерти Августа его официально обожествили. Тело императора выставили в его самом поразительном сооружении — мавзолее, возведенном на Марсовом поле. Частично сохранившийся до наших дней, мавзолей первоначально имел около 40 метров в высоту и был увенчан колоссальной бронзовой статуей первого императора. Это стало последним эффектным жестом Августа. Красивое начало эпохи императоров.
Далее: Империя. Принципат. Август. Часть 3. Рим
Назад: Империя. Принципат. Август. Часть 1. Приход к власти и легитимизация автократии