(Все даты — до н.э.)
Наиболее замечательными сооружениями этого периода безусловно являются сооружения инженерные. В отличие от храмов и жилых домов их основным строительным материалом был камень, а не глина и дерево. Благодаря этому ряд из этих сооружений в том или ином виде сохранился до нашего времени.
К самому началу 4 века до н.э., согласно литературным источникам, относится постройка римлянами замечательного водоотвода Альбанского озера, который в несколько реконструированном виде функционирует и в наше время. По преданию, водоотвод построен под руководством пленного этруска, жителя города Вейи, который римляне осаждали в это время. Действительно, в древнейших его частях обращает на себя внимание этрусский характер общего замысла и каменной кладки. Туннель имеет ширину 1,2 м при высоте 1,8—2 м. Его длина достигает 1 200 м. Проем для выпуска воды имеет прямоугольную форму. Одна опора на половину высоты высечена в породе и дополнена всего двумя рядами громадных блоков. Другая состоит из рядов кладки.
Для предотвращения опасности, грозившей существованию Рима во время галльского нашествия, в 379 году была начата постройка новой, грандиозной городской стены, законченной в основном в 352 году. Стена республиканского Рима представляет собой одно из самых замечательных произведений инженерного искусства античности. В преданиях и древних источниках ее постройка приписывается царю Рима, Сервию Туллию, и по традиции она сохранила название Сервиевой стены. Тем не менее можно считать твердо установленной ее принадлежность к 4 веку до н. э., т.е. ко времени республики.
На всем своем протяжении она состояла из главной, наружной каменной стены и из опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Высота и объем вала уменьшались на тех участках, где поперечный профиль был более крутым. Главная, наружная стена сложена из прямоугольных блоков туфа. Все блоки имеют один размер: 60 х 60 см в поперечном сечении и 1,2—1,3 м в длину. На некоторых участках стена еще и сейчас сохранилась на высоту около 8 м и поражает монументальностью и лаконичностью своей архитектуры. В кольцо стены, кроме старых частей города, впоследствии был включен Авентин. Стена на Авентине выделяется своей грандиозностью, тщательностью исполнения и хорошей сохранностью.
Кольцо стены прерывалось у Капитолия. Здесь в состав оборонительного кольца входили грандиозные субструкции площадки Капитолийского храма, служившие одновременно и подпорной, и оборонной стеной. При помощи субструкций была создана грандиозная площадка (около 13 000 м2), на которой, кроме храма Юпитера Капитолийского (3 300 м2), размещалось несколько других более поздних малых храмов и святилищ. Подий древнего храма Юпитера подходил к краю этой площадки только в северо-западном углу. С этой стороны площадка была совершенно недоступна, и здесь стена могла быть прерванной.
Система кладки Сервиевой стены впоследствии была применена в укреплениях многих этрусских городов, но ее осуществление впервые и в наиболее широком масштабе имело место в Риме. В этрусских же городах такая кладка с чередованием тычковых и ложковых рядов появляется только в стенах, построенных после покорения их Римом, и уже часто связана с арочным перекрытием ворот. Вместе с тем, по грандиозному размаху и высокому техническому умению, Сервиева стена тесно связана с этрусским строительным искусством. Восприняв лучшие традиции этрусского строительства, римляне осуществили сооружение, сделавшее их столицу самой передовой по оборонительной технике в античном мире.
В том же 4 веке до н.э. была осуществлена постройка еще двух замечательных инженерных сооружений Древнего Рима: Аппиевой дороги и Аппиева водопровода. Обе постройки названы по имени Аппия Клавдия, в цензорство которого был закончен водопровод (311 год) и была начата дорога (312 год).
Аппиева дорога была военной дорогой для движения легионов и гонцов, первой в сети дорог, которой римляне вскоре покрыли всю Италию, а затем и весь античный мир. Первоначальный участок дороги идет по почти прямой линии от Рима до Таррацины (Террачины). Для сокращения расстояния строители мирились со значительными уклонами, шли на большие субструкции. Многослойное полотно дороги имеет в своем составе толстый слой смеси, вполне аналогичной примитивному бетону. Ширина дороги позволяла разъехаться двум возам. Около самого города дорога замощена туфовыми квадрами на остальном протяжении — полигональными блоками лавы. Дорога имеет выпуклый профиль для отвода воды. И внутреннее строение и покрытие дороги пережили тысячелетия — по сей день она поражает своей прочностью и красотой.
Аппиев водопровод впервые подвел в Рим воду от дальнего источника (отстоящего на 17 км). Этот водопровод, как и следующий за ним по времени постройки Старый Анио (272 год), еще построен по греческой системе и проходит, в основном, под землей, на средней глубине 6,5 м. Там, где трасса проходит в скале, канал вытесан непосредственно в туфе и имеет ширину 50 см при высоте 1,65 м. На остальных участках канал состоит из громадных блоков туфа, в которых проделаны отверстия. Перепад высот по всей длине акведука составляет чуть более 9 метров. По нему в Рим поступало 6,8 миллионов литров воды.
Далее: Ранняя республика. Основные события.
Назад: Ранняя республика. Архитектура. Часть 2. Жилые кварталы.