Санти Вито и Модесто

Санти Вито и Модесто (Santi Vito e Modesto) – приходская и титулярная церковь 15 века, посвященная двум мученикам, святым Виту и Модесту. Она взяла на себя приходские полномочия базилики Санта Мария Маджоре, и ее приход получил название Санта Мария Маджоре ин Сан Вито.

санти вито и модестоЦерковь стоит у древних ворот Порта Эсквилина (Porta Esquilina) в Сервиевой Стене, построенной в 4 веке до н.э. Каменные блоки этой стены были обнаружены под полом здания при раскопках во время недавней реставрации. Интересно, что под Сервиевой нашлись остатки еще более древней стены, 6 века до н.э. Построена она была из местного туфа, капелаччио, довольно плохого строительного материала. Древние римляне очень аккуратно вырезали блоки для стены, так чтобы она не упала сразу. Получить лучший материал они могли только завоевав своих соседей, и более поздняя стена уже выложена из туфа гротта оскура, куда более прочного.

Оборонительная стена 4 века до н.э. охватывала гораздо меньшую площадь, чем построенная позднее, в 3 веке н.э., и ворота были полностью реконструированы императором Августом. Арка (арка Галлиена) изначально была тройной — с центральной частью для проезда повозок и двумя боковыми для пешеходов. Меньшие, боковые, были разрушены при строительстве церкви. Центральная арка сохранилась достаточно хорошо, хоть и получила трещину во время землетрясения. Часть Сервиевой Стены, выступающую из современного здания, можно увидеть с Виа Карло Альберто с северной стороны церкви.

Раньше считалось, что эта церковь была раннехристианской, возможно, 3-го или 4-го веков. Сейчас это предположение отвергнуто, поскольку недавние раскопки не обнаружили каких-либо признаков более раннего строения под существующим, и документальные свидетельства о ее существовании в те времена также отсутствуют. Первое упоминание о церкви в исторических записях находится в Либер Понтификалис в правление папы Льва III (795-816). Называлась она тогда Сант Вито ин Мацелло Мартирум или «на рынке мучеников». Мацеллум — это древнеримский крытый рынок, и считается, что на этом месте находился Рынок Ливии (Macellum Liviae).

В 11 веке Сан Вито записана как диакония, т.е. центр благотворительной деятельности Церкви. Это означает, что основана она была в то время, когда Эсквилин еще был заселен, и разумным предположением будет 6 век, поскольку после него население этого района стало сокращаться. Первым известным кардиналом здесь является Леоне ди Монтекассино, получивший владение в 1088 году. С 1159 года записи о кардиналах отсутствуют и появляются только в 15 веке. Однако, с 1450 года церковь снова приходит в полное запустение.

Мученичество Святых Вита, Модеста и Кресентии. Средневековый манускрипт.

Первоначально церковь была посвящена Святому Виту, подлинному мученику из Сицилии или Лукании начала 4 века. В средние века он получил большую популярность как покровитель страдающих эпилепсией, а так же актеров, танцоров и шутов и стал одним из 14 Святых Помощников. В 11 веке неподтвержденная легенда связала его с двумя другими мучениками, Модестом и Кресентией, бывшими, якобы, супружеской парой и наставниками молодого Вита. В результате, церковь переименовали в Сан Вито и Модесто ин Мацелло Мартирум, что так же стало именем кардиналата.

В средние века кардиналат переименовали в Сан Вито, Модесто и Кресентия, а церковь стала просто Сан Вито и Модесто, потеряв Мацелло Мартирум. Это вызывает некоторую путаницу. Последним поворотом в названии стало удаление из Римского мартиролога Модеста и Кресентии как не исторических. После этого церковь стали называть просто Сан Вито, но в официальных документах все еще сохраняется Санти Вито и Модесто. Кажется, это единственный в Риме пример, когда названия церкви, кардиналата и прихода все разные.

Неизвестно, где располагалась старая церковь, хотя предполагается, что где-то поблизости. После ее разрушения папа Сикст IV в 1474 году выстроил новую, существующую сейчас. Его поврежденный герб находится на перемычке входной мраморной дверной коробки. Под полом церкви, вопреки ожиданиям, не обнаружились следы предыдущего сооружения, и пришлось сделать вывод, что она восстановлена на новом месте. Возможно, что именно в это время были снесены боковые проходы Арки Галлиена. Новая церковь была отдана Цистерианскому ордену, который основал совсем небольшой монастырь слева от входа. Сейчас на этом месте находятся современные здания.

В 18 веке входной фасад Санти Вито и Модесто был оформлен так, словно у него два яруса. Пара коринфских пилястр окружила входную дверную коробку, а третья была пристроена к левому углу (правый занят левой стороной арки). Эти пилястры поддерживали антаблемент, на который, в свою очередь, опирались две дорические пилястры, обрамлявшие большой окулус верхнего яруса и державшие маленький треугольный фронтон.

санти вито и модесто
Джузеппе Вази. Санти Вито и Модесто

Монастырское братство не пережило французской оккупации, лишившей церковь ее функции. В 1824 году здесь был открыт приход, а в 1836 году Пьетро Кампорезе отреставрировал церковь. При этом на фасаде были удалены все архитектурные детали, за исключением части антаблемента над дверной коробкой.

Серьезное развитие этого района города началось после 1870 года. Было сочтено удобным переориентировать церковь и сделать новый вход через апсиду на улице Виа Карло Альберто. В апсиде пробили дыру и в 1900 году пристроили фасад в нео-барочном стиле. Это весьма удивляет посетителей.

Окончательная реставрация Санти Вито и Модесто прошла с 1973 по 1977 годы. Ориентация церкви вернулась к первоначальному варианту, а так называемая пост-средневековая отделка, кроме фасада 1900 года и фресок часовни, удалена. Антаблемент над входом тоже убрали. Эти работы оставили интерьер в очень унылом виде и подверглись серьезной критике.

Из-за наличия поблизости более крупных и процветающих церквей у Санти Вито и Модесто возникли большие проблемы с прихожанами. Чтобы как-то поднять ее пастырскую полезность предлагалось передать ее общине эмигрантов из Бенгалии, но у них еще нет своего священника.

Конструктивно церковь Санти Вито и Модесто представляет из себя простую структуру из нефа и внешней полукруглой апсиды. Для своей ширины она довольно высока. Ее стены сложены из красного кирпича и небольших, уже бывших в употреблении, блоков травертина. Встречаются и включения белого мрамора. На каждой стороне есть по три арочных окна, каждое из которых разделено надвое каменной перегородкой. Эти средневековые детали были восстановлены в 1970-х.

Во время последней реставрации со входного фасада была удалена вся штукатурка. Все, что у него осталось, — это окулус, которому теперь не хватает рамы, и оригинальная мраморная дверная коробка с коротким лестничным пролетом. Вход защищен оградой. Фронтон крыши имеет тройные кирпичные зубцы.

санти вито и модестоНео-барочный фасад на обратной стороне церкви выглядит как главный вход, тем более, что он обращен на небольшую площадь, аккуратно вымощенную плиткой. Не пытайтесь войти в церковь отсюда. Фасад сложен из травертина и имеет два яруса. Вся композиция смещена вправо. На первом ярусе находится пара дорических пилястр на высоких постаментах, поддерживающая антаблемент, украшенный триглифами, являющимися частью канона дорического ордера. Дверная коробка содержит люнет с окном, обрамленный парой маленьких пустых тондо.

На втором ярусе располагается горизонтальное прямоугольное окно в барочной раме, украшенной тонкими завитками и увенчанное головой четырехкрылого херувима. Фасад оканчивается зубчатым треугольным фронтоном, на вершине которого находится крест. Колокольня расположена слева, наверху экранирующей стены. В плане она имеет восьмиугольник, образованный скруглением прямоугольника. На ее длинных сторонах находятся арочные звуковые окна с треугольными фронтонами, а на коротких — квадратные и прямоугольные панели, с пустыми тондо над каждой.

Выбеленная пустота интерьера Санти Вито и Модесто может стать шоком. Здесь практически отсутствуют какие-либо цвета. Современный потолок из натурального дерева украшен панелями — прямоугольниками вокруг центрального неправильного восьмиугольника. Главный алтарь в белой апсиде — маленький стол напротив стены, опирающийся на пару мраморных столбов, вырезанных в виде кариатид с розовыми гирляндами.

Две необычные часовни занимают ниши по сторонам церкви. Они увенчаны выступающими навесами с фронтонами над арками, опирающимися на модильоны. В правой — ренессансная фреска Богоматерь и Младенец со Святыми, возможно, работы Антониаццо Романо. Святые — это Модест и Крешенция. На панелях ниже (слева направо) — Себастьян, Маргарет и Вит. На внутренней стороне арки расположено тондо с изображением Христа, Дающего Благословение работы того же художника. Оно интересно тем, что имеет раннюю версию херувимов, получивших широкое распространение в Барокко.

Левая часовня украшена фреской 19 века с изображением Богоматери, Дающей Розарий Святым Доминику и Катерине Сиенской.

У правой стороны можно увидеть так называемый «Камень Беззакония» (pietra scellerata), защищенный металлической решеткой. Считалось, что он использовался как инструмент мученичества множества христиан, но на самом деле это римский похоронный столб с поврежденной надписью. Старая традиция уверяла, что соскобы с него помогали от бешенства при укусах собак.

Рядом расположено изображение герба принца Федерико Колонны из Палиано, который в благодарность за защиту в 1620 году сделал пожертвование на церковные стены. Другими примечательными предметами являются картина 19 века Непорочное Зачатие Пьетро Гальарди, гробница кардинала Карло Висконти 1565 года и фрагмент декорации стены 19 века в одном из верхних углов.

Другие, бывшие здесь ранее картины, видимо были перемещены. Это относится и к картине у главного алтаря Богоматерь и Святой Бернард работы Андреа Пасквалино Марини да Реканати. Ее заменила копия распятия 14 века из церкви Санта Кроче во Флоренции.

Церковь открыта с 7:30 до 8:30 (кроме периода с июля по сентябрь) и с 17:00 до 19:00 в рабочие дни и с 9:30 до 13:00 (до 12:00 с июля по сентябрь) по воскресеньям.

Мессы проходят в 8:00 и 18:30 в рабочие дни и в 10:30 и 12:00 по воскресеньям. Месса на бенгальском проводится в 17:00 каждое третье воскресенье месяца. С июля по сентябрь утренние мессы, полуденные воскресные и мессы на бенгальском не проводятся.

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Римский календарь

Точных сведений о зарождении римского календаря нет. Согласно традиции первый его вариант ввел в 738 году до н.э. основатель и...

Закрыть